(Рабби Акива, великий мудрец и учитель, начало н.э.)
Все предопределено (законами мира - Элоким),
и все дозволено (законами мира - Элоким)
Элоким (законы мира) дозволяет все,
что Он предопределил (законами мира).
Загадочную формулу р. Акивы:
"все предопределено и все дозволено"
не смог объяснить в своей пространной работе даже великий Рамбам, который через тысячу лет после р. Акивы, размышляя над нею, пришел к заключению, что нам не дано понять величия и бесконечного могущества Бога.
Чем объяснить наше непонимание этого определения, которое было абсолютно достаточным для учеников р. Акивы?
Как изменяется логика умозаключений с развитием человеческого сознания? Когда у человека возникают сомнения и вопросы по поводу той или иной проблемы, которой ранее (в историческом масштабе) не существовало?
Ведь ребенок не задает глубоких основополагающих вопросов, когда родители объясняют ему простую поверхностную суть вещей и связей в мире. Объяснишь ему что-то весьма упрощенно, и он доволен, принимает как должное. Полученное ребенком объяснение сути предметов, как, например, ночью темно потому, что солнце устало и ушло спать, не вызывает у него до времени никаких вопросов. На той стадии своего развития ему все понятно, и в его душе царит мир и равновесие. Лишь по мере взросления, по мере развития сознания ребенок начинает задумываться над теми или иными утверждениями, сомневаться в услышанных ответах.
Да и сами взрослые, человечество, не сразу задают все свои вопросы окружающему миру. Лишь по мере взросления, по мере развития сознания у человека возникают все новые и новые вопросы, на которые он начинает искать ответ в окружающем мире. Сегодня эти вопросы возникают чаще всего в науке и технике, стремящейся найти решения тех или иных проблем. А по мере решения одних проблем, встают следующие, требующие своего решения. Такова логика развития человеческого сознания - от простого ко все более сложному. Такова динамика человеческого познания.
Вот почему очевидное в период рабби Акивы, становится неразрешимой загадкой для людей через тысячу лет. Современники р. Акивы не были мудрее будущих потомков, но у потомков было больше знаний и, как следствие, больше детальных вопросов. Их уже не удовлетворяла обобщенная формула р. Акивы.
Если все именно так, то Адам и его жена поступили как рано созревшие дети. Они преждевременно поставили под сомнение постулат Бога. У них зародилось сомнение, и они принялись детально изучать, "познавать" проблему запретного плода. Они оказались не по годам развиты. Им бы слушать и кивать головой. А они возьми и начни сомневаться и проверять.
Какие же движущие мотивы влияли на их "свободу"?
Несомненно, одной из причин был голод. В противном случае они бы на плоды сада даже не взглянули. Бог установил единственное ограничение: ешьте все, что захотите, кроме как от этого дерева.
Интересно, а существуют ли ограничения у самого Бога?
Вопрос, казалось бы, святотатственный. Но, если рассудить, то Бог ведь не накладывает на человека ограничения исходя просто из Своего каприза. Все Его ограничения - суть требования законов нашего мира. Если это так, то Бог является наиболее "Само ограниченным" в мире. Почему?
Да потому, хотя бы, что Он, наверняка, придерживается установленных Им физических и духовных законов - Он не может их нарушать, ибо, это законы, по которым действует созданный Им мир. Эти законы и есть суть Бога, суть Его мира. Если Он нарушит хоть какой-то из этих законов, мир начнет разрушаться, а то и, вообще, рухнет. А Он наверняка не создавал этот мир лишь для того, чтобы его случайно или из прихоти разрушить.
Кроме того, Он не может нарушить Свои обязательства, Свою ответственность перед миром и его элементами. Следовательно, Бог ограничен еще и этими обязательствами. Вспомним (эта глава Торы еще впереди) знаменитый спор Бога с Авраамом о разрушении Содома, если там будет хотя бы один праведник? Кстати, события в Содоме - хороший пример того, что случается с миром, если Бог лишает его Своих обязательств. Не таким ли будет Седьмой день Творения и Страшный суд?
Так что, Бог оказывается наиболее Самоограниченным, самым несвободным изо всех в мире. На Нем лежит тяжкое бремя хранить законы мира, хранить мир в целости и сохранности (Атланты держат Небо на каменных плечах).
Создавая человека подобным Себе, Бог пытается ввести для человека некоторые из Своих ограничений. В этом состоит одно из условий подобия человека Богу. Он пытается возложить на человека долю Своей ответственности перед миром. Свобода действий человека в мире сопряжена с его долгом, его обязанностью перед миром. В первую очередь, имеются в виду духовные обязательства человека.
Но, возлагая на человека определенную ответственность перед миром, Бог-Элоким, вынужден вводить также и некоторые послабления, некоторую толерантность, терпимость с тем, чтобы смягчить жесткую связь ответственности и обязательств человека перед миром. Так Бог-Элоким становится Бог-аШем для того, чтобы нарушение тех или иных ограничений, обязательств, возложенных на человека, не привело к уничтожению человека и мира, зависимого от ответственности человека.
Именно в этом проявляется милосердие Бога по отношению к человеку. Вопрос лишь в том, к кому Бог более милосерден? К тому, на кого Он возложил большую ответственность за судьбу мира, большие обязательства, большие ограничения, или же к тому, на кого Он возложил меньшую ответственность за судьбу мира, меньшие ограничения? На ком лежит большая отвественность перед Богом и миром: на простом жителе Ханаана, таком, как Эфрони, приятель Авраама или на самом Аврааме?
Издавна существует принципиальный спор о том, является ли Бог Всесильным и Всемогущим. Бог по определению Всесилен, Всемогущ и абсолютно Свободен в своих действиях и решениях. Это один из атрибутов или исходных свойств Бога. Бог волен поступать так, как Он того пожелает. И ничто не в силах ограничить Его свободу и Его пределы. Да это именно так. Всемогущий Бог означает лишь то, что Он в принципе может абсолютно все и ничем не ограничен.
Но, с другой стороны, Он взял на себя определенные обязательства перед созданным Им миром и потому обязан их выполнять. Если Он нарушит обязательства, это будет означать, что Он не справился с ними, что Он не всемогущ. Именно об этом спорил с Богом Моше Рабейну (Моисей) в пустыне, когда Бог хотел уничтожить весь Израиль и начать все заново.
Таким образом, будучи Всемогущим, Бог, создавший мир, ограничен Своими собственными обязательствами перед миром. Всемогущество Бога именно в том и состоит, что Он выдерживает, хранит свои законы и обязательства перед миром не из Своей слабости, но из Своего Всесилия и Всемогущества несмотря на все несовершенство мира и все нарушения законов, происходящие в нем.
И теперь, когда Он создал человека, Своего помощника, он призывает человека наложить на себя определенные ограничения, подобные Своим Собственным ограничениям. В противном случае человек, получивший свободу поступков, будет не помогать Богу в создании и сохранении мира, но вредить ему, разрушать этот мир. Быть подобным Богу значит, подобно Богу свободно и добровольно подчиняться ограничениям.
Человек единственное создание на земле, обладающее разумом, то есть свободой выбора, свободой воли. Именно поэтому он стал партнером Бога. Человек самостоятелен и независим в своих решениях благодаря свободе своего разума. Все решения он принимает исходя из внутренних желаний и побуждений. Самоограничение человека есть такой же элемент свободного выбора, как все остальные его поступки.
Здесь, казалось бы, все просто и понятно. И, тем не менее, вопрос свободы выбора требует дополнительных размышлений. Что такое эти "внутренние желания и побуждения"? Откуда они берутся?
А как действуют животные? Следуют ли они строгим указаниям Бога?
Мы привыкли считать, что животные в своем поведении руководствуются инстинктами. Хорошее слово "инстинкт". Но, что оно означает? Это то, что вложено в животное при рождении? Трудно ответить на этот вопрос. Нам недоступен чувственный мир животного.
Можно подумать, что в духовном мире человека мы уже разобрались! Да что там человека вообще. А в собственном духовном мире мы ориентируемся? Наш эмоциональный мир для нас самих - тайна за семью печатями.
Отчего зависит наше настроение? Каким образом на нас воздействует музыка, поэзия, литература, кино? Каковы причины внезапного гнева или радости? В чем мы подобны Богу? В том, что мы можем вычислить квадратуру круга, или в том, что мы способны любоваться закатом?
Человек подобен Богу в первую очередь в том, что он может создавать, ברא нечто новое из ничего, из духа, ex nihilo. На это не способно никакое иное существо в мире. Но этого не достаточно, чтобы быть подобным Богу. Человек подобен Богу еще и потому, что он осмысленно и добровольно налагает на себя ограничения, подобные ограничениям Бога.
Еврейский народ взял на себя обязательства добровольного самоограничения в целом ряде аспектов жизни. Именно поэтому евреи считают себя представителями Бога на земле. Они уверены, что благодаря их молитвам, молитвам праведников, мир существует и не разрушается. Ибо самоограничение является одним из важнейших аспектов исполнения евреями функций Бога, их обязательств перед миром по поддержанию законов мироздания.
Сегодня, после нескольких сотен лет безраздельной власти и "торжества" атеистической науки, парадокс р. Акивы стал еще более непонятен, чем тысячу лет назад. Во времена р. Акивы формула "Все заранее предопределено, и все дозволено" не была парадоксом. А для нас сегодняшних, со всем нынешним психоанализом, логикой, математикой, физикой и астрофизикой, биологией и генетикой, это выражение - полнейший парадокс. В голове не укладывается, как можно совместить абсолютно детерминированный мир - "все заранее предопределено" с полной случайностью - "все дозволено".
Ведь если у меня полная свобода, то я могу поступить так, как мне вздумается. Тогда, каким образом Бог может знать заранее, каково будет мое решение и как это повлияет на конечный исход?
Когда говорят о свободе передвижения по прямой линии, имеют в виду возможность передвижения без препятствий либо вперед, либо назад, но никак не в сторону. Когда говорят, что существует свобода движения на плоскости, имеют в виду, возможность движения по плоскости в любом направлении, но без отрыва от этой плоскости.
Рассмотрим, какова свобода движение по наклонной плоскости. В этом случае, передвижение в определенных направлениях происходит значительно легче, чем передвижение в противоположных направлениях. Можно ли теперь говорить о полной свободе перемещения? Нельзя, так как движение во всех направлениях, если и не целиком ограничено, то и не одинаково свободно: какие-то направления движения предпочтительнее других.
В жизни физические ограничения свободы человека это тюрьма, решетки, кандалы, колодки. Но значительно чаще встречаются случаи более легкого и завуалированного ограничения свободы, когда с помощью рекламы, агитации, традиций, давления начальства, общественности, семейных или личных, в том числе, врожденных, наследственных обстоятельств, какие-то из "свободных" решений человека являются менее предпочтительными. То есть, человек постоянно находится в определенном поле "морального давления", которое в большей или меньшей степени склоняет его "свободное" решение в ту или иную сторону.
Приведем несколько бытовых примеров.
Свобода выбора, свобода принятия решений голодного человека наверняка отличается от свободы этого человека после сытного обеда. Свобода выбора семейного человека, отягощенного заботами о жене, о малых детях, отличается от свободы выбора холостяка. Нормальный человек не прыгнет со скалы в пропасть, хорошо осознавая, что земное притяжение не позволит ему взмыть к небесам.
Но, в общем, нужно сказать, что, не смотря на все эти соображения, каждый свободный человек принимает решение исходя из своих личных желаний, предпочтений и чувств, находясь под воздействием окружающего физического и морального давления, влияющего на "свободу" его выбора.
Когда Бог предупредил Адама не брать плоды древа познания, Он, тем самым, попытался оказать на Адама определенное моральное давление, чтобы отвратить его от принятия пагубного для него "свободного" решения. Но в любом случае Он пытался вытолкнуть Адама из привычного круга инстинктивного поведения, подтолкнуть его к принятию разумного самостоятельного решения.
Диалог змея с Евой, был попыткой, воспользоваться тем, что человек впервые из всех живых существ на земле получил возможность свободно выбирать и пытается самостоятельно решить, как себя вести. Змей решил оказать противоположное Богу моральное давление на Адама. То есть перед человеком встали две альтернативы возможного выбора. Мы знаем, что змей преуспел значительно больше Бога.
Желание Евы, собственные исходные внутренние предпосылки Адама были противоположны давлению Бога и взяли верх. То есть, собственная внутренняя "свободная" природа человека настолько противоречила духу Бога, что Его серьезное предупреждение оказалось напрасным.
Именно после этого стало очевидно, что созданный Богом человек, обладая "свободой выбора", свободой разума, не в состоянии усвоить и принять на себя духовные ограничения, накладываемые законами мира, и готов вступить в борьбу с этими законами и их Создателем.
Итак, по поводу свободы выбора нужно сказать, что свободы выбора в чистом виде не существует. Человек постоянно действует в условиях определенных этических, моральных, материальных силовых полей, которые, воздействуя на его духовный мир, оказывают на него моральное давление, влияют на его "свободное" волеизлияние, склоняя к принятию того или иного решения.
Следует отметить еще один существенный фактор: возможности выбора: из чего человеку дано "свободно" выбирать.
Вот, к примеру, самый первый случай "свободного" выбора.
Почему Адам задумался над вопросом, брать ему плоды дерева "познания" или нет? Ведь Бог разрешил ему плоды всех деревьев Сада. В саду было бесконечное множество деревьев со съедобными плодами, и у Адама было бесконечное число возможностей, бесконечное число степеней свободы. Так почему перед Адамом неожиданно ребром встал вопрос лишь об этом одном единственном дереве? Кто так резко ограничил рамки его возможностей? Кто подтолкнул его к проблеме запрета, обратил его внимание именно на это дерево?
Змей? Это ведь он задает наводящий и отвлекающий вопрос: А правда ли, что вам запрещено брать от всех деревьев сада? Этим вопросом змей тут же переводит практически неограниченную свободу человека (от всех деревьев можешь есть...) к проблеме одного дерева: "... за исключением лишь одного дерева".
Но это не совсем так. Змей явно дейстовал в паре с Богом, который указал Адаму на запретное дерево. Уже в момент предупреждения Бога началось ограничение свободы выбора Адама.
Наводящий провокационный вопрос змея лишь обострил проблему свободы выбора Адама, сведя ее из бесконечного множества к единственной альтернативе: брать или не брать плоды этого дерева. Эта манипуляция сознанием Адама, которая, якобы, была направлена на освобождение человека от ограничений, расширение его свободы, в действительности сузила его свободу до нуля.
Это замечательный пример первой в истории человечества успешной манипуляции сознанием свободного человека. При полном райском изобилии, под лозунгом борьбы за освобождение человека от ограничений, установленных Богом, змей загнал человека в абсолютный тупик несвободы, хаоса, порабощения и голода. Так произошла самая первая социальная революция человека на земле. Ее результат - закабаление человека, узурпация его свободы - конечная цель всех революций в человеческом обществе. Марксизм и Октябрьская революция в России есть наиболее характерная иллюстрация этого принципа, так четко изложенного в Торе.
Душа человека оказалась полем битвы, на котором столкнулись силы порядка и хаоса, силы свободы и закабаления, изобилие и голод, Бог и материя.
Ну а как понимать парадокс р. Акивы: "Все предопределено и все дозволено"?
Приведем три различных объяснения.
1. Наш мир неотделим от своего Создателя, от Бога. Мир не есть нечто внешнее, по отношению к Богу и Его законам. Бог и мир суть единое целое. Весь этот мир есть малая доля Бога в пространстве, во времени, по мощности, в духе и свободе стремлений, ибо Бог есть Бесконечность, Вечность, Всемогущество и Всесилие Воли. Наш мир - бесконечно малая часть Бога. А каждый человек, который, в свою очередь, есть бесконечно малая крупинка этого мира, действуя в соответствие со своей свободной волей, лишь исполняет волю целого, то есть Бога, его Всесилия и Его Всемогущества, действует в соответствие с законами Элоким, лежащими в основе Мироздания и являющегося самим этим Мирозданием. Именно поэтому нам все дозволено как бесконечно малой части целого, предопределяющего все и вся в соответствие с законами - Элоким.
Пример: капля воды в средине Волги под воздействием Броуновских сил движется куда угодно, но в общем потоке она неуклонно течет к Каспийскому морю.
2. Второе разъяснение дано в книге "Молитва" (649). Приведем его здесь с привязкой к данному парадоксу.
Слово אדם, означающее человек и имеющее в своей основе целый ряд корней, таких как אדמה, דומה, דמיון, воображение, подобие, земля, говорит о том, что человек подобен земле, подобен Богу и является Его воображением.
Человек существует лишь благодаря Богу и только в воображении Бога. Весь наш мир и человек, в первую очередь, есть продукт воображения Всесильного, Всемогущего, Предвечного.
Являясь продуктом воображения Бога - Элоким, мы "свободно" действуем в соответствие со свободой Его - Элоким воображения, фантазии, которой мы созданы, существуем, мыслим и "свободно" выбираем. Раз уж мы существуем по Его воле и по законам Его, Элоким, воображения, то и вся наша свободная активность, наши поступки и "спонтанные" решения, есть решения, соответствующие Его, Элоким, воображению.
3. И, наконец, третий подход. Каждый из нас есть Бог, ибо наша душа есть мельчайшая пылинка Его духа и Его воли. Поэтому наше поведение, наша свобода и вся наша жизнь есть Его воля и Его свобода. Что бы мы не делали, как бы вольно мы не поступали, мы осуществляем то, что приказывает и решает Он, сидящий в нас и управляющий нами со всем нашим разумом и нашей свободой. Каждый из нас это Он.
ДИАЛОГ БОГА С ЧЕЛОВЕКОМ
Как происходил и происходит поныне диалог Бога с человеком? Каким образом они общались друг с другом, обменивались мыслями и идеями?
Эти диалоги отражены в Торе. Не многие из смертных общались с Богом. Их легко перечислить: Адам и Ева, Каин, Ной, Авраам, Исаак, Яаков, Моше (Моисей), Исус Навин, пророки.
Так как же общается Бог с человеком?
В отношении Моше все ясно. Тора - "официальный протокол" встреч Моше с аШемом.
Ну, а как происходил диалог Бога с Адамом и Евой? Ведь они и говорить-то еще не умели, и уж, во всяком случае, не знали всех тех слов, которыми описана их жизнь. То же относится и к Каину.
Общение человека с Богом это такая же тайна, как и весь текст Торы.
Можно предположить, что это диалог проходил не в звуковой, речевой форме. Это не был обмен словами. Их общение могло происходить на уровне мыслей, на уровне обмена идей, образов, как во сне.
Еврейские мудрецы считают, что там, на небесах, Тора написана белым пламенем на фоне черного огня. Да, наверное, именно такой ее видел Моше. И происходило это в его воображении, в его сверхсознании.
Настоящий диалог человека и Бога мог быть только на уровне сверхсознания, некоей телепатической связи. Но человек не может передавать свои мысли кому-то другому и, тем более, не может воспринимать мысли другого индивидуума в виде мысленного диалога. Современной практике это неизвестно. (хотя Высоцкий утверждал: я промыслил в ответ ему сдержано, и ученый отстал понимающе. Но Высоцкий был гением. Таких как он очень мало, а скоро совсем не будет.) Возможно, поэтому Мудрецы говорят, что современный человек настолько отдалился от Бога, что никакого диалога между ними уже не происходит.
Так ли это в действительности?
В 2004 году случилось известное стихийное бедствие - цунами в юго-восточной Азии. Огромная морская волна, вызванная сильным землетрясением на дне Индийского океана, хлынула на берега Индии, Индонезии, Филиппин и смыла города, селения, курорты побережья. Пострадали сотни тысяч людей. Но вот что интересно. Говорят, что коренные полудикие племена и животные, обитающие в тех местах, совершенно не пострадали. Они ушли оттуда до начала стихийного бедствия, а затем, когда вода схлынула, вернулись обратно.
Как они узнали о приближении беды? Кто их предупредил?
Полагают, они почувствовали надвигающуюся опасность подсознательно и заблаговременно ушли. А потом, когда угроза миновала, вернулись.
Сознание современного человека настолько загружено потоком внешней информации, поступающей к нему из окружающего мира, что человек уже давно не воспринимает, не чувствует сигналы, приходящие на уровне подсознания. А полудикие племена и животные районов предстоящего бедствия услышали грозное предупреждение природы (Элоким - Бога), пришедшее в их подсознание, и вовремя ушли. Видимо, цивилизация с ее гигантскими информационными потоками еще не настолько вторглась в их сознание, чтобы окончательно заглушить в них голос подсознания, инстинкта, воспринимающий сигналы природы, голос Бога, звучащий в мире.
Но и современный человек, иногда, принимая то или иное решение, какое-то время колеблется, как бы прислушиваясь к тому, что говорит ему его "внутренний голос", и лишь затем, после определенной выдержки, принимает решение. Так он ищет поддержки, ищет разрешения сомнений в своем подсознании, которое, как он надеется, подскажет ему правильное решение. Именно к нашему подсознанию мы прислушиваемся, и от него мы ждем подсказки, принимая важные решения. В наш, весьма "шумный" век цивилизации, мы, пусть не осознано, пытаемся найти ответ на наши проблемы в своем подсознании.
Так что, и сегодня Бог, общается с человеком через его подсознание, обменивается с ним идеями, ведет с ним диалог.
Могут спросить, какой же это диалог, если "подсознательная" связь с Богом односторонняя? Ведь подсознание действует лишь на прием, а не на передачу.
Ответом на сигналы подсознания, являются наши сомнения и наши поступки. Так мы "спрашиваем" Бога и "отвечаем" на Его обращения. Именно так происходил диалог Адама и Бога. И Адам совершенно определенно ответил на Его предупреждение - съел запретный плод. Наши молитвы, наши глубочайшие просьбы к Нему, наши сокровенные чаяния - есть наша обратная связь с Ним.
Вкусив от древа познания, человек включил в активную работу свое сознание, свой разум, начал накопление и обработку информации, поступающей к нему из окружающего материального мира. Этот поток информации заглушил сигналы подсознания, и Адам стал терять связь с духовным миром, с Богом.
Так произошло изгнание Адама из рая, которое, по сути, явилось само изгнанием, ибо Адам после "еды" потерял контакт с Богом и с окружающим его миром, миром инстинктов.
Недавно ученым удалось открыть центр подсознания в мозгу человека. В лобной доле мозга имеется отдел, который ответственен за подсознательное восприятие сигналов из окружающего мира. Эти сигналы очень слабы, и им не по силам преодолеть "шумовые" потоки "яркой, разнообразной" информации, которая льется из окружающего нас материального мира в уши, в глаза, из нашего сознания, через наши органы чувств, переливается из нашего мозга, решающего множество проблем современного быта. Но, сигналы подсознания, приходящие к нам из духовного мира, существуют и продолжают поступать на наши "подсознательные" приемники. Можно предположить, что их интенсивность сегодня ничуть не ниже той, что была во времена наших далеких предков тысячелетия назад. Просто, в те времена уровень бытового шума ("суета сует, все суета") был в миллионы раз ниже нынешнего.
Патриархи и пророки отчетливо воспринимали своим сверхсознанием послания аШема, и могли вести с Ним диалог. Но даже тогда, такой диалог происходил в уединенных, тихих местах, в пустыне (пустыня - מדבר, мидбар от слова לדבר, ледабер, говорить), высоко в горах, в пещерах, в кельях, в полной тишине и изоляции от внешних шумов мирской суеты, ночью, во сне, когда все бытовые раздражители сведены к минимуму, чтобы не мешать чистоте, ясности восприятия речи Бога, поступавшей через сверхсознание.
Наверняка и сегодня человек в состоянии воспринимать подсказки своего сверхсознания. Очень часто они приходят в виде разного рода ассоциативных мыслей, возникающих как результат общения с Богом, с духовным миром, с Торой. Многие открытия великих ученых есть результат ассоциативного взаимодействия человека с окружающим духовным миром.
КАИН И АВЕЛЬ
Первые социальные проблемы
И познал Адам Хаву, жену свою, и забеременела и родила Каина (קין, Каин) и сказала: я купила, сотворила (קניתי, канити) человека аШема. И продолжила и родила ему брата Авеля. И были Авель - пастух, а Каин - земледелец. Со временем Каин сделал приношение Богу из земных плодов. Авель тоже (вслед за Каином) сделал приношение Богу от первенцев своего скота и их молока. И Бог обратил внимание на Авеля и на его жертву. А на Каина и на его приношение внимания не обратил. Сильно обиделся Каин и разгневался. И сказал аШем Каину: Почему ты обиделся и разгневался? Ведь ты можешь исправить свое приношение, а если не исправишь, то дашь волю твоей греховной страсти, а ты с ней совладаешь?
И замыслил (אמר - задумал) Каин на Авеля, брата своего, когда были они в поле. Восстал Каин против Авеля и убил его.
И сказал аШем Каину: "Где брат твой Авель?"
И ответил: "Не знаю я. Разве я хранитель моего брата?"
И сказал Он: "Что сделал ты? Голос крови твоего брата вопиет ко мне из земли. Проклят ты больше, чем земля, которая открыла свои уста вобрать в себя кровь брата твоего от рук твоих. Когда работать ты будешь на земле, она не даст тебе плодов и не поддержит силу твою. Станешь ты скитальцем на земле".
Интересный вопрос задал Бог Каину: "где твой брат?". Как удивительно он напоминает вопрос, заданный Богом Адаму: "где ты?" Этот вопрос в первую очередь указывает на то, что сознание Каина так же неразвито, как и сознание его отца, Адама. Бог не может задать Каину вопрос более сложный, ибо он его не поймет. Но точно так же, как в случае Адама ("Где сейчас находится твоя душа?"), этот вопрос несет в себе и дополнительный смысл: "Где сейчас место твоего брата в твоей душе?"
И ответ Каина полностью отвечает на оба эти вопроса: 1. "Я не знаю, где теперь находится мой брат"; 2. "Мне нет никакого дела до моего брата".
Но тут же следует раскаяние Каина и его мольба к Богу:
И сказал Каин аШему: "Слишком велик грех мой, чтобы выносить его. Вот выслал Ты меня сегодня с лица земли и от Твоего лица скроюсь, и стану я скитальцем и бродягой на земле, и каждый, кто встретит меня, убьет".
И сказал ему аШем: "Тот, кто убьет Каина, семикратно отомщу ему".
И поставил аШем Каину знак, предупреждающий, чтобы не трогал его никто.
И ушел Каин от аШема и поселился в земле Нод (скитаний) на восток от Эдена.
Ревность, зависть (קנא, кина) Евы к Богу была источником первого греха. Ей удалось оторвать Адама от прямой, непосредственной связи с Богом, переподчинить его себе. Рождение Каина (קין, каин) было для нее символом окончательной победы над Богом, которую она закрепила в имени сына. Назвав его Каином, Ева подразумевала, что теперь не Бог, а она сама сотворила нового человека, ибо слово קנה, кина среди прочего, означает еще творить, Бог. Именно об этом Тора от ее имени сообщила нам: "сотворила и я человека аШема подобно Богу". Она заняла место аШема в области сотворения человека.
Однако слово "קין - каин" является корневым и для таких понятий как "зависть, ревность". И именно этим стал знаменит ее сын. Но источник его зависти и ревности в его матери. Это она свою зависть и ревность к Богу поневоле передала Каину. Следствием этой зависти было убийство Авеля из ревности к Богу, точно так же, как, в свое время, Ева ревновала к Богу своего мужа. Каин - продолжатель своей матери. Он осуществил ее злую волю.
Неужели же Ева была готова из ревности убить Бога?! Она совершила это в свое время в душе Адама. Именно от Евы идет в человеке атеизм - стремление уничтожить Бога в душе, в сознании человечества?
Каин хорошо воспринимал слова Бога. Тора приводит диалоги Бога с Каином. Но наличие хорошей связи с Богом не уберегло Каина от злого замысла.
Предвидя предстоящее убийство, аШем пытается смягчить, сгладить досаду Каина, направить его на путь раскаяния: "Почему ты обиделся и разгневался? Ведь ты можешь исправить свое приношение, а если не исправишь, то дашь волю твоей греховной (חטאת) страсти, ...?"
Слово חטאת это не только грех но, одновременно, и раскаяние, очищение. Может быть, именно в этом смысл известной поговорки: "Не согрешишь, не покаешься", придающей более важное значение греху, чем раскаянию. Обращаясь к Каину, аШем тоже намекает на предстоящее раскаяние. Но путь к раскаянию лежит через грех. Хотя Каин мог бы остановиться и раскаяться еще на этапе замысла греха.
Интересно, а вступает ли Господь в диалог с Авелем?
Тора не уточняет, была ли у праведника Авеля связь с Господом. Но если судить по тому факту, что жертва Авеля была Господом принята, в отличие от приношения Каина, то связь между Авелем и Господом была хорошей. Авель точно знал, что Господь ждет от него, не смотря на то, что принес жертву Богу вслед - עקב - Каину, по его примеру. Может быть, именно здесь скрыт намек на сказанное выше о потомках змея, которые будут разить потомков женщины в пяту - עקב? Вот они оба: один сын женщины, Каин, поражает другого сына, Авеля, последовавшего его примеру. И действительно, Авель во всем является последователем עקב Каина: он родился после Каина, и принес свою жертву аШему вслед Каину. Ну а Каин, старший сын Евы, по своей сути - потомок змея.
Заканчивается ли на этом история Каина, Авеля?
Нет, эта история здесь только начинается.
Каин убивает Авеля, и теперь становится понятно, что истиной жертвой, принятой аШемом, было не приношение Авеля, но сам праведник Авель! Дальше из Торы мы узнаем, что аШем принимает в жертву только самых чистых из Своих созданий, без малейшего порока. Именно таким был Авель. А следующим в этом ряду будет ... Исаак.
Но почему аШем не предотвращает убийство Авеля?
Тут, как и в случае греха Адама, мы наблюдаем то ли нежелание, то ли неспособность аШема предотвратить это событие. В случае нежелания, этот ход событий устраивал аШема: в Его планы не входило потомство от "праведника" Авеля. Намеком именно на эту "логику" аШема является само имя Авеля, что означает пустяк, бессмыслица, суета. В случае неспособности: такой ход событий предопределен силами более могучими, чем аШем, скажем, силами Элоким, то есть физическими законами мира.
В случае Каина Господь, аШем, как и положено Ему, властвующему над духовным миром, духовными законами человека, действует методами Фрейда, которые в будущем будут приняты на вооружение всеми врачами-психотерапевтами. Он намеками, разговорами и примерами пытается отвлечь Каина от его намерений, отвести мысли от злых планов: "Еще не все потеряно. Ты можешь все исправить. У тебя есть такая возможность".
Но аргументы аШема не в состоянии поколебать Каина, остановить страшную машину зависти и ревности, работающую в его сознании по физическим законам Элоким. Это пример того, что злые помыслы, созревшие в человеке, не в силах разрушить даже Сам аШем, ибо они берут начало в глубинах материального основания человека. Это то, что Мудрецы называют יצר הרע - злое начало, злые намерения, злые побуждения, а дословно производство, создание, сотворение зла.
Сочетание этих двух слов יצר הרע необычайно интересно. Слово יצר берет начало от корня צור, צרה, означающего враг, беда, несчастье, враждовать. А слово רע означает зло, худо, беда, несчастье. Так, что сочетание этих двух значений только усиливает склонность ко злу и беде. Но интересно здесь и другое. Слово יצר, צר связывает это самое зло и худо с известным словом ארץ, земля, материя, указывая на то, что одним из множества значений и смыслов слова ארץ есть зло, беда, несчастье, худо. То есть в виду того, что человек является физическим телом, материален в нем исходно заложено злое начало. Именно против этого исходного (Элоким) злого начала человека Господь (аШем) бороться не в состоянии, ибо такова физическая данность человеческого существа. И эта данность среди многих прочих факторов влияет на свободу выбора человека. Тора словами аШема еще раз отметит и подтвердит это в следующей главе о Ное.
Это характерный пример свободы выбора. Видимо нечто подобное было и с грехопадением Адама. Человек рождается либо злым, либо добрым. Об этом говорят и Мудрецы Торы. А как же раскаяние? Может ли раскаяние исправить человека, отвратить его от злых помыслов и деяний? Как мы видели выше, грех и раскаяние являются синонимами, неотделимы друг от друга. И путь к раскаянию лежит только через грех, через ... кровь.
Ну, за что, казалось бы, Каину убивать Авеля? Ведь не Авель, определяет отношение Бога к Каину. Авель не в силах повлиять на решения Бога. Да и не против Авеля направлен весь гнев Каина, но против Бога.
"Где справедливость?" - Взывает Каин к аШему. Так трактуют этот диалог еврейские Мудрецы (291). В своем гневе Каин восстает против Бога, и тут под его горячую руку попадает праведник Авель: А, Ты предпочитаешь его жертву моей. Так вот Тебе! Нет больше твоего любимчика Авеля вообще!
Так это или нет, но этот эпизод демонстрирует нам новый закон мира, созданного Богом: В мире постоянно происходит борьба между силами зла (Каин) и силами добра (Авель), теми самыми, что содержались в плодах дерева познания "добра и зла". Зло не может допустить существование рядом с собой добра и постоянно стремиться его уничтожить. И это ему частенько удается.
После свершения жуткого преступления - убийства, Каин продолжает общение с аШемом. Он обсуждает с Богом свою будущую судьбу, пытается раскаянием вымолить смягчение вынесенного ему приговора.
Так почему и за что Каин убил Авеля? Разве же Авель виновен в том, что аШем предпочел его жертву, жертве брата? Это ведь дело одного лишь Бога. Теперь читатели Торы обязаны спросить аШема: "Где справедливость?"
Проанализировав довольно длинную беседу аШема с Каином можно заключить, что жизнь праведника Авеля была принесена в жертву "во искупление" греха Каина, чтобы вызвать его раскаяние. Это своеобразная "искупительная жертва".
Тора подчеркивает, что раскаяние Каина наступает только после убийства. До кровопролития даже аШем был не в состоянии остановить Каина, повлиять на него, вынудить отказаться от злого замысла.
Мудрецы часто используют те или иные примеры из Торы для вывода определенных будущих этических правил и законов.
Данный пример учит, что раскаяние человека можно вызвать только кровопролитием. Без кровопролития нет раскаяния даже под давлением аШема. Вот таково следствие этой истории и таково правило! И еще один урок: кровь праведников хороша как искупительная жертва грешника.
Напоминает ли это нам что-то из современной истории?
Конечно напоминает: кровь шести миллионов жертв Катастрофы вызвали временное раскаяние убийц. В течение сорока-пятидесяти лет европейские народы не смели забывать о преступлении, совершенном против еврейского народа. Но раскаяние со временем проходит. И через шестьдесят лет о Катастрофе уже вспоминают с упреком в адрес евреев, которые "эксплоатируют этот факт в своих корыстных целях".
Убийство Авеля Каином остается туманным, не понятным до конца. В ней есть нечто трансцендентное, не подающееся решению методами человеческой логики. Именно о ней говорит Бог, проклиная змея: ... и глубокая вражды пройдет между твоим потомством и потомством женщины...
Это предсказание имеет очевидное продолжение во всей истории человечества.
Остается также не до конца ясной роль аШема в этом происшествии. Нельзя сказать, что аШем в какой-то момент самоустранился, и все происходящее на земле, все творимое человеком отныне находится вне Его внимания и интересов.
Нет. Судя по тем усилиям, которые аШем прилагает в отношении Каина, Он все еще является активной стороной. Он пытается убедить Каина не идти по пути греха, а затем (пусть и чрезвычайно мягко, но) карает Каина за совершенный грех.
Но как же быть с Авелем? Почему аШем пассивен по отношению к Авелю? Казалось бы, праведника следовало защитить, как Бог защитил Израиль от злого пророка Валаама. А грешника Каина следовало наказать, как Бог наказал людей во время Потопа. Вот, ведь пригрозил Бог смертью всем тем, кто осмелится поднять руку на Каина. Значит Он мог остановить убийство Каина. Так почему же не остановил? Хороший вопрос. Предлагаю читателю ответить на него.
В начале "Берейшит" Бог выступал как Судья и Закон - Элоким, творил мир. Затем, в эпизоде изгнания человека из рая, Бог являл себя одновременно и законодателем материального мира Элоким, и законодателем духовного мира аШем. А в эпизоде Каина и Авеля, Бог уже полностью представлен как чисто Духовный Законодатель - аШем - Господь.
Вот Он принимает жертву Авеля. Хорошо зная о тяжких последствиях этого шага, Он никак не пытается их избежать, хотя это выглядит как явная провокация (вновь провокация, подобно провокации змея в Раю), которая будит дремавшую в Каине темную зависть и злобу. В отношении Авеля аШем выглядит строгим, справедливым и нейтральным судьей - чистый, ни дать, ни взять, Элоким: "Авелю - авелево! Авель поступил правильно. Я принял его жертву. Точка". Он лишь пассивно наблюдает за происходящим и выдает штраф провинившемуся Каину. Он объективно регистрирует происходящее, не вмешиваясь в исторический процесс.
А что касается Каина, его душевных страстей, то тут дело обстоит совершенно иначе. Строгий и неподкупный "законник Элоким" (в отношении Авеля), Он постоянно и активно пытается повлиять на ход событий, вмешаться в происходящее, и тем самым, превращается в откровенного аШема, снисходящего с высших небес строгих законов к слабостям и недостаткам Каина, проявляет к нему Свое милосердие. Он беседует с Каином, пытается повлиять на его взгляды, предотвратить злые намерения.
Можно сказать, что, таким образом, аШем беспокоится о судьбе Авеля, пытается спасти его от руки убийцы. Но для такого утверждения нет оснований. У Него есть множество возможностей предотвратить убийство Авеля. Например, предостеречь Каина: "Не убий!", или не принять жертву Авеля точно так же, как Он не принял жертву Каина, или же принять обе жертвы, не делая различия между ними. Почему он ничего не предпринимает? Может быть, Ему не позволяет строгая объективность "Элоким"?
Наконец, Он может сделать с Каином то же самое, что Он потом сделал с теми, кто попытался убить Каина - пригрозил им смертью - то есть Он мог пригрозить смертью Каину, который явно боялся смерти и упрашивал аШема предохранить его от убийства другими людьми.
Бог не воспользовался ни одной из возможностей предотвратить преступление, спасти жизнь праведника Авеля, от которого могло произойти праведное потомство. Это явно не входило в планы аШема.
Итак, в отношении Авеля Бог (названный в Торе "аШем") нейтральный судья, пассивный свидетель, бесстрастно регистрирующий череду происходящих событий, но Сам в них не вмешивающийся. Тут Он строгий, объективный и "неподкупный Элоким".
Но в отношении Каина Бог (названный в Торе "аШем") крайне заинтересован, активно пытается повлиять на Каина, изменить ход его мыслей и поступков. Тут Он уже не строгий, нейтральный судья, подобно Элоким, нет, тут Он именно аШем, проявляющий все признаки милосердия и сочувствия. К Каину Он явно относится предвзято и незаслуженно терпеливо.
Как это объяснить? Почему Бог-аШем в этом эпизоде выступает одновременно в двух прямо противоположных "ипостасях": нейтральный, бесстрастный судья для Авеля, и адвокат, защитник для Каина? Почему-то никто из еврейских Мудрецов не задает этот вопрос.
Казалось бы, этот конфликт является сухой констатацией происшедшего, проявлением социальных законов человеческого общества. Но история убийства Авеля, так, как она описана в Торе, явно назидательна, и пытается преподать урок на будущее. Какой?
Мудрецы Торы дают объяснение поведению аШема в этом конфликте и мягкому наказанию, которому Бог подверг Каина. Один из их аргументов тот, что во времена Каина еще не существовало Божественного запрета на убийство. Поэтому Каин ничего не нарушил. Довольно странный аргумент. Ведь сразу после убийства Авеля Бог издает запрет на убийство Каина, а вот на убийство Авеля Он такого запрета не издал. Он что не знал о предстоящем убийстве? Да нет, знал Он об этом и даже уговаривал Каина не горячиться.
Стандартная модель Торы и Мудрецов такова: если человек наказан, да еще смертью, значит, он в чем-то согрешил, провинился. Грех не останется без Божественного наказания.
Но праведник Авель наказан смертью безвинно. И Тора и Мудрецы не упоминают никакого хотя бы малейшего его греха. В то же время, грешник Каин остается безнаказанным после совершения убийства праведника. Как это укладывается в стандартную модель отношений Бога с человеком?
История полна бесчисленного множества случаев, подобных этому.
Уничтожение евреев нацистами в годы Второй мировой войны - один из них.
Шесть миллионов авелей были уничтожены, принесены в "искупительную жертву" каинами Германии и других стран. И точно так же, как в случае Каина, со стороны Бога не последовало никакого наказания за это злодеяние.
Выходит, что притча о Каине и Авеле и поныне актуальна и поучительна. Почему евреи не извлекали из нее урок? На что были потрачены прошедшие тысячелетия? Может быть, эти впустую потраченные тысячелетия есть грех, совершенный евреями?
Мы помним из Торы, что преступление Каина не осталось безнаказанным. Потомков Каина Господь Бог в конце-концов уничтожил Всемирным Потопом. А не является ли массовый наплыв мусульман в страны Запада эквивалентом такого Всемирного Потока? Не является ли этот наплыв наказанием народам Европы за геноцид евреев в годы войны? Похоже, что так.
Вот еще один, социальный, современный и весьма модный взгляд на эту историю. Назовем его социалистическим взглядом.
Перед нами два брата: старший, несущий в себе все благословение своих родителей (первородный; ему и имя выбрано со значением) и младший, которому от родителей не досталось ничего, пустота, напраслина, что отражено в самом его имени הבל - пустяки, напраслина, бессмыслица (пустые хлопоты). И это имя пророчески предсказало его судьбу.
Оба брата живут и трудятся на земле. Один обрабатывает землю, другой пасет скот.
Старший, не смотря на все свои усилия, достиг немногого. Не очень у него получается с хозяйством. Он даже к Богу решил обратиться с мольбой о помощи. Жертву принес.
А младший преуспевает. По примеру брата, он также обратился к Богу, но не с мольбой, а поблагодарить за успех. На жертвенник Богу он приносит такие обильные дары, которые его брату даже не снились.
Увидев огромное богатство, принесенное Авелем в жертву, Каин не в силах сдержать своей зависти, своей горечи оттого, что брат удачливее его. И первый в истории человечества социалист, борец с несправедливостью в мире Каин восклицает: Где же справедливость? Я тружусь-тружусь, в поте лица, и у меня ничего нет. А Авель вон какой богатый и преуспевающий!
Нелегко такое стерпеть. И, несмотря на все увещевания Бога, зависть Каина берет верх. Он восстает на невинного брата и убивает его. Тем самым, Каин приносит в жертву Богу жизнь праведника Авеля.
Да, действительно, Авель имел благословение Бога. Но выражалось это благословение не в том, что огонь Господа сошел с неба и поглотил жертву Авеля. Об этом в Торе нет ни единого слова. В Торе лишь сказано, что Бог принял жертву Авеля, а жертву Каина не принял. Рассуждения о сошедшем с неба огне это уже из комментариев Мудрецов (291).
Благословение Авеля Богом выразилось в том, что Авель весьма преуспел в своих делах и смог принести на жертвенник в благодарность Богу богатые приношения. А его брат Каин не только был беден и не смог принести что-то существенное на жертвенник, но, увидав жертвы Авеля, позавидовал ему и возненавидел его. В этом весь конфликт.
Интересно, что аШем явно симпатизирует "бедному" Каину. Он явно против преуспевающего Авеля. То есть, похоже, что аШем разделяет социалистическое мировоззрение Каина: богатые, преуспевающие должны быть наказаны, пусть даже их преуспевание это результат Его (аШема) благословения.
Неравномерность распределения материи в мире, возникающая в результате деятельности Элоким, аШем пытается уравнять, сгладить. Может быть, именно в этом и состоит свойство милосердия аШема?
Он постоянно пытается приуменьшить те различия, то напряжение в мире, те разности потенциалов, которые накапливаются в результате развития мира по законам Элоким. аШем стремится к социальной справедливости, к которой стремятся все социалисты мира. аШем стоит за уравниловку, против богатых, за бедных. И поскольку Авель богат, а Каин беден, то аШем выступает на стороне Каина против Авеля.
"Легче верблюду пролезть сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в рай" - не аШем ли придумал эту формулу? Разрешение социальных конфликтов через кровопролитие - это ведь тоже закон нашего мира в той же мере, в какой законом является накопление в мире противоречий.
Итак, законы Элоким накапливают в мире различия, разности потенциалов, наращивают социальные конфликты, социальные противоречия, а законы аШема несут в мир уравнительные социалистические тенденции, стремящиеся сгладить разрешить эти социальные конфликты, если понадобится, даже ценой кровопролития. Законы Элоким и аШема неотделимы друг от друга и тесно связаны между собой, как действие и противодействие, как акция и реакция, как выстрел и откат, отдача.
Откуда вообще берутся эти различия и связанные с ними противоречия?
Если вернуться к модели борьбы с энтропией, рассмотренной выше, получится, что Элоким стремится к снижению энтропии, к наведению порядка, к совершенству создаваемого мира. Это ведет к росту неравенства, к накоплению больших потенциалов. Именно в этом источник противоречий.
Вспомним второй закон термодинамики. Все замкнутые физические системы стремятся к увеличению хаоса, к росту энтропии, к выравниванию и падению температур.
Элоким, как мы уже рассматривали выше, действует в прямо противоположном направлении. Путем вмешательства извне, раскрывая замкнутую физическую систему, Он преобразует материю, наводит в ней порядок, дробит ее на все большие раздельные элементы, снижает хаос. Он стабилизирует "температуры" живых, животных и разумных физических систем.
Но система, подвергшаяся внешнему вмешательству Элоким, превращенная Им в живую или животную, остается в своей основе физической. Физическая сущность такой системы продолжает подчиняться естественным законам Элоким для всех физических систем, в том числе и закону роста энтропии и хаоса, помимо законов организации и упорядочения Элоким, касающихся живой системы.
Таким образом, любая живая система являет собой сочетание, единство двух прямо противоположных начал: начала физического, стремящегося к разрушению и хаосу, и начала живого, стремящегося к упорядочению и организации. Эти две противоположности мира находятся между собой в острой борьбе. Вот откуда знаменитое гегелевское "единство и борьба противоположностей". Это борьба чисто материального начала в любой животной или разумной системы с духовным началом этой системы.
Наиболее ярко эта борьба проявляется в человеке. Это борьбы добра, духовного начала, со злом, материальным началом. Каждый человек есть конгломерат этих двух начал. Проблема Адама и Евы в раю есть хорошая иллюстрация этого определения. Ева, являясь наиболее характерным примером материального начала, выступила почти в прямую конфронтацию с Элоким, увлекла за собой Адама, который встал на ее сторону в силу своих естественных материальных предпочтений.
Накал этих противоречий материального и духовного миров возрос еще больше в случае Каина и Авеля. Каждый из них явился идеальным примером, эталоном, физического и духовного начал, зла и добра. А их взаимоотношения стали образцом борьбы этих двух начал в мире.
Именно для уменьшения накала этой борьбы в действие вступает аШем, который снижает, притупляет остроту борьбы, затушевывает противоречия, уменьшает разность потенциалов. аШем готов пойти на компромисс, на некоторое увеличение энтропии духовного начала из чувства милосердия и справедливости к началу физическому. Обе стороны Бога Элоким и аШем действуют взаимно противоположно.
Необходимо отметить еще одну сторону этого конфликта.
Начиная с него и всю дальнейшую историю человечества материальная, физическая сторона, сторона зла, никогда не выступает открыто против духовной стороны, стороны добра, но прикрывается маской лжи, сокрытия и оговорок.
Вот аШем, заранее хорошо зная о злых планах Каина, пытается остановить его, отговорить. Но Каин тщательно скрывает свои намерения от аШема, не признается в них, а после совершения убийства не признается и в этом: "разве я сторож брату моему?" Ложь и обман это приемы и методы зла в его борьбе с добром. Такую же ложь и обман мы наблюдали у Адама и Евы. Там они были применены еще не вполне осознанно. Но Каин откровенно опирается на ложь, обман и даже не раскаивается в этом. А затем, раскаявшись в совершенном убийстве, Каин не раскаивается во лжи, в обмане аШема. Таков путь и методы зла в мире. Зло никогда не в силах сказать правду о своих планах и методах. Хитрость и обман - главный метод зла. Там где есть зло, там есть хитрость и обман, а там, где есть ложь и хитрость - там есть зло. Именно об этом говорит Тора, когда называет Адама, Еву и змея "арум" - хитрые (обнаженные).
Конфликт Каина и Авеля был также социальным конфликтом. Недаром, ведь, в своих комментариях Мудрецы отмечают, что Каин был возмущен "несправедливостью" мира. Острое чувство "несправедливости мира" охватившее Каина привлекло к нему внимание аШема, который "понял" Каина, снизошел к его страданиям и допустил убийство Авеля для разрядки обстановки, для снижения напряженности в духовном мире. Ведь аШем милосерден. Но в отношении кого Он милосерден, Авеля или Каина?
Он милосерден в отношении целостности созданного мира, ради человечества, как такового. Ради этого можно пожертвовать праведником. Это одно из предназначений праведников.
Все борцы за социальное равенство требуют, прежде всего, "справедливости". Нужно установить справедливость в мире: "Пролетарии всех стран соединяйтесь". А всех этих "кровопийц" Авелей - в газовые камеры, как искупительные жертвы "борцов за справедливость".
Бедный не может простить богатому его успех и богатство. А ведь этот успех и богатство есть демонстрация благосклонности Бога к трудам одного и отсутствия такой благосклонности в отношении другого. Это явная демонстрация несправедливости мира, созданного Богом. Не даром ведь социалисты всегда восставали так же и против Бога.