Парамин Владимир Владимирович : другие произведения.

Гита - Джняна или карма?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Краткое исследование Гиты с точки зрения преобладания в Ней Пути Мудрости.

  Гита: Джняна или карма?
  
  
   Главным моментом, смущавшим большинство поверхностных читателей Гита-бхашьи (комментариев на Бхагавад-Гиту) Шри Шанкарачарьи, было радикальное и нескрываемое предпочтение Шанкарой Пути Мистического Знания (Джняны), и не менее радикальное возмущение и даже презрение, проявляемое по отношению к карме во множестве ее различных форм. Но, как станет ясно из дальнейшего рассказа, у Шанкары были все основания следовать именно этим, а не иным, курсом в процессе истолкования знаменитого текста (Гиты); сверх того, только такой подход к интерпретации Бхагавад-Гиты мог быть адекватным и плодотворным.
  
  Начнем с того, что Гита - это Мокша-шастра, - то есть Священное Писание, предназначенное для помощи Духовному искателю в деле обретения Освобождения от сансары. Сансара - санскритское название материального существования, характеризуемого бесконечными страданиями в потоке бесчисленных перерождений и смертей. Занимать позицию пассивного соглашателя с сансарой - значит идти вразрез с Духом Гиты. Сансара есть совокупный результат кармической деятельности индивидуумов; карма - топливо для костра сансары; отсюда логически следует, что для прекращения сансарного круговорота, нужно (с помощью Совершенной Мудрости) нейтрализовать и уничтожить всю карму. Поэтому Шанкарачарья уделял так много внимания опровержению любых кармических поползновений и так настойчиво нападал на всякие - даже малейшие - попытки "протащить" в Гиту снисходительные и (тем более) одобрительные оценки кармической деятельности. "Карма не способна удалить невежество, ибо они (карма и невежество) непротиворечивы. Только Истинное Знание уничтожает невежество подобно рассвету, разгоняющему тьму ночи" (Атмабодха, 3.). Когда человек заболевает, то единственным разумным выходом из такой ситуации будет сопротивление болезни и искоренение ее причин в большей степени, чем даже ликвидация ее последствий, симптомов. Не будет причин, - не будет и последствий. Карма есть первопричина всего зла; навсегда удалить ее - это и есть предмет первостепенной важности для того, кто серьезно задумывается над путями и способами пересечения океана сансарного существования и обретения состояния абсолютной Безмятежности, Нирваны. Шанкара активно полемизирует со сторонниками признания кармы небесполезной в деле достижения окончательного Освобождения. Великий Ведантист тщательно, обстоятельно и с разных сторон рассматривает данный вопрос и приводит огромное количество аргументов в пользу своей точки зрения и против теории о пользе кармических действий.
  
  Наряду с этим необходимо отметить, что карма-йога как таковая Шанкарой не отвергалась, если только она не превращалась в самоцель. Не имеет смысла запрещать исполнение самых необходимых (в том числе и физиологического характера) действий, когда они совершаются в духе бескорыстного служения Богу. Шанкарачарья неоднократно писал в своих работах, что преданное самопожертвование всех своих действий Высшему Господу очищает ум и делает человека пригодным и достойным пребывать в Осознании Абсолюта (Атмана, Брахмана) непрерывно и беспрепятственно. Только предельно чистый ум будет в состоянии без искажений воспринять Сияние Божественного Света. И все же главное условие (т.е. своего рода гарант) для Освобождения - это Джняна, Священное Знание, Трансцендентная Мудрость; карма-йога занимает весьма подчиненное положение. И это не покажется удивительным, если, например, вникнуть в суть отрывка из шанкаровской Гита-бхашьи на 7-ой стих из 15-ой главы: "Как солнце, отраженное в воде, есть как бы часть настоящего солнца, и оно (отражение) уходит назад - безвозвратно - в солнце, когда вода - причина отражения - удалена, точно также и дживатма (т.е. иллюзорно отделенная часть Парабрахмана, Бога) становится Единой с Изначальным Парабрахманом, когда ликвидируются иллюзорные ограничения (упадхи), вследствие которых человеческая Душа казалась отделенной от Всевышнего Господа, Парабрахмана. Фактически, человеческая Душа (дживатма) - это и есть Сам Парабрахман; но если на Него по невежеству налагают выдуманные ограничения - тело, ум, чувства и эгоистическую индивидуальность, то Он как бы становится обусловленным всеми этими упадхи. Ведь и пространство, заключенное в горшке и проч., ограниченное такими упадхи как горшок и проч., освобождается и сливается с Изначальным Всеобщим Пространством, когда горшок и проч. - причина иллюзорного ограничения - разбивается. Поэтому совершенно верно сказано в Гите (15.4.): Нужно искать такого Состояния (Мокши, Нирваны), достигнув Которого нет больше возврата в сансару. Но может возникнуть недопонимание этого тонкого принципа (касательно Освобождения), и такого типа вопрос: Как Бесчастный Параматман может иметь какую-либо часть, член или фрагмент? Ведь, если Он имеет части, то Он может быть уничтожен посредством расчленения и разъединения составляющих Его частей! Ответ на это дается такой: Эта якобы часть, ограниченная рожденными авидьей (невежеством) упадхи, только кажется частью; у Бесчастного Параматмана нет и не может быть частей; в действительности, человеческая Душа есть по сути Сам Параматман, и никто иной".
  
  "Я есть Вечный, Единый и Единственный, Сознающий Атман, отражаемый в различных буддхи (разумах), подобно тому, как солнце отражается на поверхности различных водоемов" (Хастамалака-стотра, 8.). Вполне достаточно обрести ясное Понимание того, что человеческая Душа по своей Внутренней Природе Абсолютно Божественна, и является Самим Брахманом, чтобы прекратить мучительное прозябание в кармической сансаре. Другое дело, что такое Понимание не дается легко и безболезненно из-за глубоко укоренившихся в подсознании человека ложных идей о своем индивидуальном и якобы независимом от Бога (т.е. от своего Высшего Я) существовании. Материальный мир - это манифестированная (т.е. сконцентрированная и проявленная) карма. Все вокруг внушает человеку ложные мнения и искаженные представления. Чем человек себя считает, - тем он и является. Если человек по невежеству считает себя телом, личностью, и проч., то он и становится (на время) таковым и подвергается всем несчастьям, случающимся с этими иллюзорными объектами. Каким образом карма может помочь освободиться от кармы? Тело (т.е. кармический комплекс тела-ума-чувств) ненадежно и временно: оно неизбежно стареет, болеет и умирает. Отождествление с телом доставляет человеку море неприятнейших переживаний несмотря на то, что человек - это Сам Бог, но только забывший о Своем Несравненном Величии (в 18.73. Арджуна, выслушав Наставления - Гита-упадешу - Шри Кришны, в итоге говорит "О Боже, по Твоей Милости моя память восстановлена"). Некоторые полагают, что Шанкара чересчур преувеличивает, превознося человеческую Душу до высот Абсолютной и Непревзойденной Божественности; дуалисты придерживаются мнения, что человеческая Душа - это вечно-отделенная мизерная частичка ("искра") Господа. Однако Сам Господь Шри Кришна в Гите опровергает таких дуалистически мыслящих людей, когда называет (15.8.) дживатму (т.е. человеческую Душу) Самим ИШВАРОЙ, - то есть Богом. Итак, основная метафизическая концепция Шри Шанкарачарьи, гласящая, что человеческая Душа (дживатма) в своей Сущности есть Сам Парабрахман, вполне подтверждается и Гитой (см., наряду с вышеприведенным отрывком, 10.37., где Кришна говорит: "Я есть Дхананджайя, т.е. ты, Арджуна"), и Упанишадами ("Ахам Брахма асми" - "Я есть Брахман, Бог" Брихадараньяка Упанишада, 1.4.10., и др.). Как пишет Шанкара (в комментарии на Гиту, 18.20.), мировоззрение людей (дуалистов), придерживающихся того мнения, что человеческая Душа вечно отделена (бхеда) от Бога, базируется на низших гунах материальной природы (т.е. на раджасе и тамасе); эти заблуждающиеся люди, попавшие в кармический капкан двойственных концепций, вряд ли обретут Подлинное Освобождение из сансары до тех пор, пока не усвоят основную Истину Адвайты, Недуализма. "Если человек видит Единую Неделимую Сущность (Атман) во всех разнообразных вещах, - то такой человек обладает Саттвичным, Чистым Знанием" (Гита, 18.20.). Шанкарачарья объясняет данный пассаж из Гиты следующим образом: "То Знание - Осознание Недвойственного Параматмана, т.е. полное Осознание, совершенная Реализация - происходит из Саттвы (Благости), посредством Которого человек видит Единого (Экам) Непреходящего (Авьяям) - Вечного и Неизменного - Брахмана, Высшую Реальность во всех вещах, от непроявленного (авьякта) и до неподвижного камня, Неразделенного во всех различных телах; все эти тела лишь иллюзорно разделены и отделены друг от друга вследствие фиктивной дифференциации пракрити (природы). Поэтому Единая Высшая Реальность (Атман, Брахман) пребывает всегда и везде Нераздельной, Однородной и подобной Пространству, Акаше". И даже если воспользоваться излюбленной метафорой дуалистов, сравнивающих Бога с костром, а дживатму - с искрой, то придеться признать, что и эта метафора только подтверждает Учение о Недвойственности, так как костер производит сотни искр, которые очень скоро потухают, сливаясь со своим Первоисточником; ни костер, ни искры не могут существовать бесконечно долгое время. Мундака Упанишада (2.1.1.) дает следующее поэтическое описание этой аллегории: "Как из пылающего костра тысячами возникают искры, подобные ему (костру), - так же различные существа рождаются из Неуничтожимого Брахмана и возвращаются в Него же".
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"