Панченко Григорий Константинович : другие произведения.

Открытый оскольчатый (обзор номинации "Точки переломов")

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор конкурса "Стоптанные кирзачи-6"

1. Острие топа (несколько "высших девяток", какая из них выбрана десяткой - не так уж важно)

Рощин "У вас есть улица великанов?"
Сильно порадовало, что такая вещь появилась на конкурсе не под конец, а довольно рано - и, наверно, отчасти "задала тон".
Из недостатков, чтоб не совсем хвалить: ситуация с девушкой осталась в подвешенном состоянии (что-то главгер, говоря о возвращении, только игрушки и ходули имеет в виду - а хорошо бы хоть тень намека оставить...).

Промокашка "Встреча на "Санта-Марии""
Хорошо написано и умело закручено. Я далеко не сразу понял, что это иной вариант реальности: только когда "просто Мария" заговорила о вспышке чумы в Испании XVI в. (дурацкое упоминание о Жанне д'Арк списал на то, что его дура сделала - ну, может, и не дура, но такое всё не отягощенное образованием деффачго).

Нортумберлендский "Леди Макбет и ее муж"
Однозначно плюс, хотя тут я несколько разошелся с коллегами по судейству. Перелом есть: на уровне и "Макбета" как литературного произведения, и судьбы прототипов (это ведь тоже реальные люди: "Макбет" для шекспировской аудитории - примерно как "Борис Годунов" для пушкинской) - и английской истории. При таком раскладе, между прочим, не сложится династия Стюардов, так что Шекспиру будет покровительствовать не Елизавета, а кто-нибудь другой... и даже если он напишет "Макбет", не потребуется делать упор на пророчестве, связанном с родом Банко.

Йети "Снежный вальс саламандры"
Из недостатков (возможно, не текста, а моего восприятия) назову только один. Как-то не понял механизм действия: не фантастический (куда бы ни шло!), а административный. Один депутат, фактически только "заявку подал" - и... что, уже все решилось?

Арчибальд Гудвин "Хвост"
Автор хотя с подачей и опоздал на минуты, но не стоит быть формалистами :)
Жирный плюс. Вот как раз яркий пример того, как можно подать злободневную мерзость чиновного свинства без лобовой политизированности и без провала в стёб. Интересно, не на "экзотский" конкурс прошлого сезона рассказ готовился? :)

Иномерник "Сейчас, сегодня, навсегда"
Плюс. Хотя с оттенком "возможного будущего" - но рука не поднимется снять балл: тема все же достаточно соблюдена.


2. Середина топа (8 баллов)

Немо "СК-6: Превентивный удар"
Тут я скорее удивлен своим расхождением с коллегами по судейству. Возможно, автору все же стоит на это обратить внимание: м. б., не уменьшив градус абсурда, а, наоборот, доведя его до предела - скажем, за счет двух голосов из сигаретной пачки?

Тануки-сан "Ск-6: Экорше"
Сам затрудняюсь понять, почему рассказ мне по второму прочтению стал нравиться меньше, чем по первому: какую-то трудноопределяемую жестокость, что ли, ощущаю? Так я вроде не принципиальный ценитель именно "добреньких" рассказов... Конкретные замечания? Но я их сразу высказал, мнение тогда не изменилось... Но вот так.
Однако рассказ в любом случае из числа наиболее сильных. И, безусловно, публикабельных.

J.B. "Смена власти"
Класс! Да еще подан на конкурс в день избрания Трампа...

Моржовый "Гитлер и непасторальная дева"
Ой. Впрочем, нет: если прочитать все целиком - то понимаешь, что желание схватиться за пистолет было ошибочным, и вообще отдаешь рассказу должное. На "Времени учителей" он бы, наверно, еще выше поднялся: тут кое-что по Оруэллу... сильно запараллеленному...

Енот-Пупырка "До того, как откроет глаза"
Очередной случай, когда затрудняешься определить, почему не поставил оценку на балл выше.

Индиго "Пи, синий кобальт"
Вообще-то "возможное будущее", но мир изменен знатно, причем по неожиданному параметру, да и написано качественно. Вялость здесь - нарочитый прием: мир кончается "не взрывом, но всхлипом".

Стюардесса "Красный день календаря"
Не считаю рассказ таким уж идеальным: и по мелочам довольно много замечаний, и по сюжету. Но штука, конечно, интересная, оригинальная и многообещающая. Допускаю, что по этому миру у автора еще кое-что есть (или готовится), однако этот рассказ не выглядит отрывком.
Несколько провисает за счет "изложения" (абориген того мира многое должен замечать на автопилоте, а как нужные детали показать читателям - вот это дело автора!) и чуть-чуть во внутренней логике дыра: чего это они маскируют перед генералом (или делают вид, что маскируют?) исход события? Команда сработала идеально, заслужила бонусы... Или они так прикрывают главгера, который вдобавок получил бонусы от вампира (так ли? царапанье - не укус...)? Но тоже - с чего бы: он не заслужил репрессий, да и боязно в таких случаях наводить тень на плетень; к тому же он ведь им не давний друг, а именно что недавний сослуживец...


3. Основание топа (7 баллов)

(Сюда же пошли бы оба снятых с конкурса рассказа: Анки "Темные игры" и тогда еще Букмекера "По-настоящему")

Лапоть Лыковый "Крест"
Об этических и пр. коллизиях уже много сказано было. Насчет темы: мир стадиально напоминает наш, совершенно не похоже, что намного его обогнал... а феномен долгожительства в нем уже не только существует, но и проявился как серьезное (и негативное) общественное явление. Значит, ему несколько десятилетий, хотя бы 2-3. Причем, кстати, мир местами похож на позднесоветский: капитализм уже есть, но "верхи" несменяемы (как в анекдоте времен Черненко об отличиях социализма и феодализма: "При феодализме власть передается от отца к сыну, а при социализме - от деда к деду"). Это не в минус, но "вампирская" модель Стюардессы изящней.

Су "Спокойной ночи, мистер Флетчер"
Довольно классического типа множественная развилка с выдачей всем сестрам по серьге, и написано очень неплохо. Как-то даже и не знаю, что добавить. Каких-то ферментов не хватает для более высокой оценки.

Лыжница "Лыжница"
Хотя и похоже на "возможное будущее", можно допустить, что развилка была вчера или сегодня.
В итоге, получается, родная команда оказалась гораздо менее неправа, чем строящие против нее козни враги...

ЛуноЛов "Сизигий"
Мир, "измененный" через безумие полинезийской мифологии... и написано интересно... Но все же соответствие теме довольно эфемерное, а ставить совсем высокие баллы тем, кто это условие почти не соблюл, не совсем честно по отношению к остальным авторам.
Авторство, кстати, угадывается без труда (во всех шести рассказах: больше никто не вычерпал лимит трех номинаций настолько полно!) - и это не в плюс. Т. е. красочные мозголомные загибы, подаваемые без страха вызвать рвотный рефлекс - оно и смело, и эффектно, но на каком-то этапе возникает ощущение: "Шо, опять?!".

Rosenrot "11.11"
Тема фактически на грани: тут скорее "возможное будущее"... Впрочем, оно, кажется, недалеко ушло от нашего времени, т. е. если в нем настолько изменен статус брака, деторождения, усыновления и донорства органов... плюс еще клонирование в ходу и суррогатные матери... В общем, мы имеем право предположить, что развилка с нашей реальностью обозначилась довольно давно. Написано, как мне показалось вначале, неплохо, после доработки готов признать, что стало хорошо. К сожалению, стиль по-прежнему прихрамывает слегка...

Метелица "Цветок хрустальной зимы"
Очень сильное "изменение" мира, очень многое остается за кадром, без объяснений - но для рассказа это хорошо. И финал, хотя без хэппи энда, не беспросветный... Ну да, это вам не финальная фраза Брэдбери "Загадай желание!". Тем не менее мы же говорим не о том, что рассказ шедевр, а о том, что он вполне неплох.

Леон Вествуд "Охотники за головами"
Очень неплохо, конечно (хотя и написано явно второпях). Но, автор, я Вас распознал даже не первым: сразу у нескольких судей никаких сомнений не возникло. А это есть нихт гут: все же некоторая шаблонность стиля и сюжета имеет место.

Ириска "Там, у самого океана"
Первое впечатление - очень мило: настолько, что даже искусственно вплетенная "гиперборейская линия" (с языческой ля рюс как основой цивилизации современного типа) не слишком испортила впечатление. Интересно, "мамонтовый" сюжет не был ли хоть отчасти навеян рекомендациями по сюжетам в начале прошлого, "экзотского" конкурса?.. :)
Но при втором впечатлении "Там, у самого океана" перестает казаться особо добрым из-за "гиперборейского родоверия". В таких случаях имена и бытовую атрибутику желательно бы давать или нейтральную, "как в нашем мире" (тогда - оптимум "советский": русские имена без упора исключительно на славянизмы, имена "тамошних" северных народов, эпизодически - иные "советские" имена, вкрапления иностранных... ну, миры раннего Полудня в помощь), или напрочь "чужую". В этом случае - какие-нибудь условные "имена каменного века", можно чисто придуманные, можно на базе северной этники, но с пониманием того, что даже современные палеоарктические и палеоиндейские народы там, возможно, перетасуются иначе, чем сейчас, а вот славянизмам места точно не будет. Ну и вообще доброе неоязычество, особенно вот с таким гиперборейским колоритом - для меня вроде как жидкий лед: на автопилоте жду, когда проявится агрессия, даже если звериков там любят (в рассказах с таким колоритом их действительно обожают любить: и мимишных, и могучих-древних-свободных).
Впрочем, это я что-то многовато выношу за скобки. Но и возвращаясь к рассказу скажу, что особо трогательная "любовь к братьям бОльшим", кажется, помешала сделать наиболее сильный в литературном плане ход: дать мамонту умереть, не "под ножом зоотехника", а "свободным человеком". Там, у самого океана. Отпустить его. Как отпустил Фазиль Искандер буйвола Широколобого, Воробьев и Кондратьев - горбача Убу, Сетон Томпсон - гризли Уэбба и горного барана Крэга... Зальтен - Короля-оленя...
Ну и ряд других спотыков, литературных и природных, не дает мне поставить максимально высокую оценку. Хотя "просто" высокой она остается.

ФрБр "Приговор"
Тема на грани (больше похоже на "возможное будущее": постапок и странно восстановившийся ориентальный мир) - но изменения столь сильны, что заставляют предположить какую-то "точку перелома" еще до... Рассказ вполне неплох и даже чуть более того. Сперва показалось, что он писан мужской рукой и я решил, что узнал автора, но, подумавши, снимаю предположение насчет мужской руки: уж очень мерзкая там дама, а среди мужиков есть положительные персонажи... Нет: такую раскладку, безжалостную к "своим", даст именно прекрасный пол. А тут догадок у меня нет.


4. "Подтопленная" группа :)

Дэви Джонс "Мальстрём"
Условный плюс. Написано немногим слабее, чем "Сизигий" (усомниться в одном авторстве не получается), но соответствие теме пришлось под микроскопом найти и за уши притянуть :). А это значит - штрафные баллы...

Вреднюга "Подарок"
Замах тут на роман или повесть, а удар получился если и на рассказ, то меньший, чем данный конкретный "Подарок". Рука однозначно мужская (в коммах м. р. может быть и маскировкой, но здесь навряд ли). С появлением "инопланетянки" начинаются неустранимые в этом объеме сбои: новая линия уж слишком доминирует над первоначальной. Не на пользу и "объяснялово", вставленное то в диалог, то в мысленный монолог. В рамках конкурса сойдет и даже неплохо, но если думать о публикации, потребуется не до-, а переработка.
Кажется, для автора (коллегам-преноминаторам я свой вариант назвал сразу: интересно, угадал ли?) характерна большая естественность крупного объема, из-за чего конкурсный текст получается скомканным.

Гойда "За Камнем"
Тема на грани, но есть: за нашей планетой еще с тех веков "присматривают" чужинцы, причем довольно необычным образом. Это скорее криптоистория, чем реальная бифуркация - но в рамках допустимого. Особенно при вполне приличном исполнении. Кое-какие замечания по конкретике уже высказывал, автору они известны...

Жемчужина "Дарий"
Теме соответствует и неплох, хотя в публикабельные проекты я такие если и ставлю, то лишь после большой доработки.

Су "In gods we trust"
Классический случай: замысел красивее и сюжета (во внутренней логике которого полно нестыковок и невозможностей), и лит. исполнения.

Маленькая Мерзость "Практическая физика"
Соответствие теме "Точки переломов" настолько аморфно, что будь рассказ похуже - я бы однозначно проголосовал против его приема на конкурс. Это одновременно и моя похвала рассказу как таковому, и объяснение его не такой уж высокой оценки :(

Киржов "Кержак"
Автор, у Вас очень характерный стиль, но Вы сразу лишили меня шанса проверить, узнаю я его или нет :). Замечания по внутренней логике сформулировал еще при приеме, см. на форуме. Что до остального - то Вы ведь помните, какие именно нарекания вызывала у меня Ваша крупная форма? Вот они и тут отчасти остались. Это как в анекдоте: сколько раз ни пытался человек из вынесенных с велосипедного завода деталей собрать велосипед, всегда автомат Калашникова получается....
Ну, не в тех же масштабах остались, но примерно "напополам" между замечаниями по крупной форме и почти полным отсутствием их по сами-знаете-какому рассказу.

Клеменс-Август "Две сотни нарисованных глаз"
Экое тут все... самобытное. Хотел бы я когда-нибудь увидеть рассказ, в котором Тевтонский Орден описан с минимальной грамотностью - и при этом без желания показать его елико возможно отрицательней. Ладно хоть на этот раз не стали мазать его ТОЛЬКО черной краской...
Все же как человек, достаточно всерьез изучавший орденские реалии, скажу, что "такое" из них ни при каких обстоятельствах не прорастет: ну, как птеродактили, если бы не вымерли, могли крылья совершенствовать так, а могли этак, но пернатое крыло не сформировали бы (а птицы не сформируют перепончатое). Плюс еще чисто литературные спотыки... В общем, история остается небезынтересной, однако, боюсь, это как раз случай, когда "легче родить нового, чем отмыть этого".


5. Не обижайтесь, но топ почти не виден...

Дроу "Ущелье драконов"
Уровень рассказа в восторг не привел, но принять его на конкурс весьма захотелось, поэтому надо было увидеть соответствие теме. Я предпочитаю увидеть его вот где: упоминается "Прорыв", из-за которого реалии миров фэнтези как-то прорвались в нашу реальность... и произошло это, похоже, примерно в нынешнее время, которое для персонажей рассказа - далекое прошлое.
Поскольку тема не без натяжки - штрафные баллы.

Выль "Ноктюрн"
Нуар достаточно странный, чтобы можно было говорить об "ином мире", но при этом он может существовать и в одном из ответвлений нашего. Форму готов признать рассказом разве что "на грани". Лит. уровень достаточно хорош, иначе я бы счел, что форма вместе с темой не "на", а "за" гранью - и проголосовал против приема на конкурс :).

Двоичный Кот "Вечная память"
Странно титулование царя всего лишь "милостивым государем". Не совсем уверен, что стоило, помимо прочего, упоминать среди периферийных персонажей Вовку Путина: даже не из-за цензуры, а просто опять же странно такое лобовое дублирование осн. персонажей, раз уж развилка столь давняя, что мы совсем в ином мире оказываемся. Когда Горбачев-сын оказывается в роли наследника, это хоть не сказано прямым текстом - и так лучше.
В целом... да, неплохо, но как-то слишком старательно. Столь богатая идея требовала полета, но текст покамест скорее отдает трудовым потом.

Игрок "Наука любить"
Соответствие теме условно: тут ведь "возможное будущее" - не считать же развилкой то, что в нашем 2016 вроде бы нет еще такого бестселлера? Что это почти по Лему - ладно; автор объяснил, принимается. Но еще создается впечатление не вполне удачного перевода в драматургический формат...

Навуходоносор "Странные видения пожилого господина"
Что ж, вот и рассказ про Алоизыча. Чисто технически - чересчур "ди эрсте колонне марширт", словно один из его современников и соотечественников пишет. Еще из грехов назову некоторую штампованность: альтернативки с Алоизычем-художником (в данном случае архитектором, что и вправду резонней) довольно юзаны. У меня и самого есть задумка сюжета, где удастся привлечь его в качестве оформителя фантастики, чтоб на политику уже никакого времени не осталось... Ну да, оно тут "не так", но до чего же все в пределах нескольких кликов по Википедии (это касается и псевдокаббалистики, и знания европейских реалий). А еще... ладно, пропаганды егонных идей нет, но что-то уж очень старательно выводится линия "человек как человек!". Вдобавок подташнивает и от того несомненного величия, которое тут приписано этой фигуре. Мол, в другом амплуа он бы тоже стал мировой величиной, причем с агромадным положительным знаком, только и надо, что пару раз ему подкинуть козырей.
Еще раз перечитал коммы к рассказу - и всерьез задумался: как бы мне все-таки не оказаться в своих опасениях более правым, чем опасаюсь...
В общем, с такой темой надо или справляться блестяще, или не браться за нее. Здесь - не блестяще и даже не хорошо, а то, что при других обстоятельствах называлось бы "более-менее прилично". Т. е. воистину лучше было не браться...

Time policeman "Следы разветвлений"
Тут, конечно, опять варианты "возможного будущего", но на сей раз соблюден и дух, и буква темы. Лит. исполнение, правда, несколько вяловато. Жаль: под конец рассказ "раскачался", начал дорастать до самого себя...

Этельред Н. "Поганое время"
На этапе преноминации я сказал: "ну, плюс". "Ну" здесь больше, чем "плюса" - но вообще, конечно, замысел не самый худший. Теперь рассказ взять бы и написать заново (предварительно поработав над грамотностью: автор, ну хоть спеллчекер используйте, право слово!). Так, чтобы он соответствовал своему собственному финалу.
Соответствие теме минимально, однако все же есть: эти иллюзорные миры ведь не копии настоящих - раз уж друг детства главгера устраивает там сафари, то налицо "конструкция со сдвигом"... Это, похоже, и есть осн. цель существования тех миров, иначе их не стали бы затевать.


6. Увы, можете обижаться, но...

Прокрастинатор "Историческая круговерть"
Даже странно, но рассказ, хотя я его и поместил в эту группу, cкорее неплох: он ведь абсолютно соответствует названию - и анекдоту "А ну-ка, психи, отдайте телефонную книгу"... Сказать, что идея лучше исполнения, тоже опасаюсь. Уж слишком много намешано в кучу - великодержавные мечты, злободневные реалии... и то, чего в этом мире никак не может быть: нынешнее доминирование англоязычной терминологии (интернет, скайп, телефон), наличие турецкого султана (уж коли Россия пошла строить величие - Оттоманскую Порту ей точно предстояло смести куда раньше, чем утвердиться в доминировании над европейскими державами), независимые арабские монархии...
Ситуация с "кучей" и "телефонной книгой" повлияла и на чисто литературную сторону. Уважаемый автор, если я Вас вычислил правильно (а вряд ли нет :)), то констатирую: доселе я у Вас из публикабельного встречал лишь то, что немногим крупнее миниатюры. А более крупным текстам однозначно пошло бы к лицу, окажись они гораздо менее крупными: с той же идей (часто - и интересной, и оригинальной), но с ГОРАЗДО лучше организованным материалом.

Осенев "Предчувствие революции"
Увы, но если как слегка беллетризированный трактат эта конструкция смотрится неплохо, то как рассказ, произведение художественной литературы, она крайне неудачна...

Чибис "Убить Крушевана"
А зачем на внеконкурс тоже под псевдонимом? Чтобы авторство не угадать? Тоже мне, бином Ньютона: чай, не первый раз пересекаемся.
Что ж, во всяком случае, конкурсный текст представляет собой более сложную конструкцию, чем "Россия всех убила, спешите видеть: проклятая Россия опять убила всех-всех, она такая, а-а-а, А-А-А, А-А-А, хнык-хнык!". Такая тенденция, безусловно, заслуживает поощрения. Поэтому ставлю на один балл выше, чем собирался. И вот хоть краткий, но разбор.
Главная проблема: слишком много всего наверчено в коротком рассказе. Минимум 3 - 4 сюжетообразующих момента... Такое на повесть разворачивать надо. Лично я подобные произведения называю "кот в мышиной шкуре": содержания настолько больше, чем позволяет форма, что... это рассказу на пользу не идет. Он не может ни в норку юркнуть (за счет кошачьей силы прыжка его все время "проносит мимо" и шмякает о плинтус), ни на дерево залезть (лапки-то все же мышиные)...
В качестве нездоровой хохмы: если этот персонаж окажется менее проницательным шадханом, чем сам о себе думает, то "осчастливленный" им Крушеван, возможно, как раз и утвердится на том пути, по которому он последовал в реальной истории...

Алиса "Кладбище историй"
И снова: ну, плюс... Да, с оттенком "возможного будущего" - но все же мир там достаточно измененный, чтобы сказать: в нашем "небифуркационном" будущем такое нереально. Рассказ опять-таки надо писать заново (после долгой работы над собой). Тогда этот сюжет, честно, имеет шанс заиграть настоящими красками. В нынешней же версии он прямо-таки напрашивается на то, чтобы его "не записали".

Раввин В Кляре "Загадочное Ожесточённое Воздействие"
Ребе, ну вы таки сами поняли: хотя соответствие теме есть, в целом рассказ еще тот, сало с мацой под мясомолочным соусом.


7. "Вовочка!"
(Это как в древнем советском анекдоте о распределении успеваемости в некой школе: отличники, хорошисты, троечники, двоечники, безнадежные двоечники... и Вовочка!)

Что тут поделаешь, раздел, так уж вышло, посвящен одному автору. Ни разу не пожелавшему прислушаться к моим предложениям насчет нескольких лет (теперь уже уверен, что 99) учебы. Не с руки мне притворяться, будто я его не узнаю с первых же строк - но давайте-ка притворюсь, что не полностью уверен в его тождестве с неким комментатором.

Островитянин "Город за стеной"
Кол. Такой рассказ, конечно, надо подавать первым, когда преноминаторы еще как бы не уверены, что тексты вообще пойдут, поэтому в первый день приёма "действует скидка".

Островитянин "Право на забвение"
Два балла. Потому что единицу, как и десятку, ставлю только одну. Рассказ был подан не в первый день, поэтому он прошел с наибольшим расхождением голосов из всех возможных. Я как преноминатор гораздо добрее себя же как судьи, иные тексты норовлю "взять живыми или мертвыми" и совсем уж с большим трудом решаюсь ставить минус тому, кого мы уже ненароком приручили, но на сей раз моего голоса "за" не было. Это ведь не рассказ, а скорее примитивный (извините) трактат на тему "гибели загнивающей Европы" (ну, как она видится автору: с уничтожением США и европеизацией России), чем собственно художественное произведение. Причем от примитивизма как стиля он, еще раз извините, отличается где-то так, как стиль ушу "школа пьяницы" от действительно нетрезвого размахивания кулачишками...

Автор, запретить Вам подавать работы на наши новые конкурсы не имею права, но теперь буду голосовать против даже в первый день. Устал. И во внеконкурсную номинацию, пожалуйста, не приходите больше.



 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"