Пётр Верещагин. Испытание тьмой. - К.: ИД "Сварог", 2006. - 352 с.
Роман "Испытание тьмой", которым киевский Издательский дом "СВАРОГ" открыл новую серию фантастики "Библиотека вторжения", уже знаком ценителям творчества Петра Верещагина. И они знают, что определение "фантастический боевик", под которым произведение некогда выходило в изд-ве "Армада", "не в полной степени соответствует". Конечно, в романе есть все необходимые признаки фэнтези "меча и магии": боги и чародеи, эльфы и драконы, Венец Власти и Чёрный Властитель, Путь и Врата, Враг и Битва Чёрного Рассвета. Да и главный герой - упомянутый в пророчестве "колдун-клинок" Акинак - совершает всё, что положено главному герою: добывает артефакты, преодолевает препятствия, выигрывает сражения... Всё так, но любителей непритязательных квестов, клюнувших на ключевые слова издательской аннотации, наверняка постигнет разочарование. Точнее, несварение мозга, поскольку концентрация мысли и действия в тексте необычайно высока. К примеру, описание финального сражения с главным Врагом занимает меньше половины страницы. Иной "молодой талантливый автор" легко состряпал бы на том же материале многотомную эпопею, сочащуюся кровищей и искрящую от заклинаний... при условии, конечно, что ему хватило бы эрудиции. Ибо эрудиции Верещагина в области магии и мифологии можно только позавидовать. При этом автор не стремится просвещать читателя (что порой не помешало бы), но и не кичится познаниями. Он просто описывает события, называя вещи своими именами. Описывает нарочито безэмоционально. И это наверняка не случайно, поскольку роман повествует об Игроке. Об Игроке в чужой Игре, которую он постепенно делает своей. О Чёрном маге, которого власть, богатство и прочие радости тёмных владык интересуют лишь постольку, поскольку их можно использовать для выигрыша. А игрок, поддающийся эмоциям, вряд ли сможет выиграть. Так что все проявления чувств отдаются на откуп читателю, которому повествование, ведущееся от второго лица, даёт возможность самому ощутить себя игроком. Думаю, такая нарочитая сухость кого-то может отпугнуть от книги, но автор, похоже, рассчитывает, что роман сам отберёт "своих". Ведь он подобен Пути героя, как подобен Пути и сам герой, по происхождению - человек, по сути - мост, канат над пропастью. Пролог и эпилог замыкают этот Путь в ленту Мёбиуса, по которой при желании можно долго бродить, улавливая намёки и открывая скрытые смыслы, ведь и того и другого в романе хватает. Уже сама структура романа, построенная на шестёрке, намекает, что это не просто текст, но Знак. Возможно, издательство открыло новую серию именно романом Верещагина неспроста. Пусть этот Знак проложит серии Путь к сердцам и умам читателей.