Описывая эпизод первой встречи Моисея с богом у горы Хорив, Александр Мень пишет46: "Здесь мы впервые встречаемся с особенностями пророческого призвания. Пророк говорит не от себя, он даже противится велениям Божиим". РАШИ28: "..значение слова "пророчество" - невуа, ивр.: [в виду имеется] человек, возвещающий и возглашающий народу речи обличительные. Это [слово] от того же корня, что и... "янув - изрекает мудрость"". Маймонид возвёл в основной догмат иудаизма пророческое превосходство Моисея над другими пророками. Нахманид видел преимущество Моисея в свойстве его пророческого познания: он познал бога не в его творении, как другие пророки, но в его собственной природе. Авраам ибн Эзра видел пророческое преимущество Моисея в том, что ему бог открылся непосредственно, в то время как другие пророки воспринимали божественный голос через ангела. Иегуда ха Леви не признавал слишком большого различия между Моисеем и другими пророками (приведенные здесь авторы - еврейские религиозные философы периода испанского средневековья).
Некоторые комментаторы Библии склонны видеть в Моисее исключительно только пророка, человека исполняющего повеления бога, передающего людям его слова и наказы. И этому мы находим подтверждение в тексте Пятикнижия. Бог говорит Моисею: "Я буду при устах твоих и буду учить, что... делать" (Исход 4:15-16). "И сказал тесть (Итро - В. П.) Моше: будь ты для народа (посредником) пред Богом" (Исход 18:19). Многие действия Моисея, связанные с решением проблемы Исхода израильтян из Египта, с бегством от всадников фараона, или в период странствий по пустыне производились по прямому указанию бога. При чтении Пятикнижия привычными становятся для слуха формулы Его при обращении к Моисею: "простри руку твою...", "простри посох свой...", "возьми...", "скажи..." и т. д. Всё это свидетельствует о том, что Моисей действительно был посредником между богом и общиной беглецов, был "рукой" Его, исполнителем Его воли. "И сделал Моше всё. Как повелел Господь ему, так и сделал" (Исход 40:16). Моисей говорит о миссии своей: "А мне повелел Господь... научить вас уставам и законам для исполнения.., исполнять десятисловие., и чтобы научились бояться его во все дни, которые живёте на земле" (Второзаконие 4:10, 11, 14).
"И сказал Господь внезапно... Аарону и Мирьям..: если и есть у вас пророк, то Я, Господь, в видении открываюсь ему, во сне говорю с ним; не так с рабом Моим Моше; доверенный он во всём доме Моём. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не загадками, и лик Господа зрит он" (Числа 12:1, 6-8). Последний стих из Второзакония: "И не было более пророка в Исраэйле, как Моше, которого Господь знал лицом к лицу, по всем знамениям и чудесам, по каждому диву великому, которые совершил Моше пред глазами Исраэйля" (34:10-12).
Институт пророчества основывается на базовой предпосылке, что из поколения в поколение Бог открывает Свою волю через тех, кого Он избирает для этой цели. Пророк - харизматическая личность, наделённая даром восприятия Божественного послания и способностью сообщать это послание людям. "Библия не скрывает суровой правды: пророк вынужден противостоять народу, который страшится любых перемен - такова судьба всех пророков" (Александр Мень46). Пророк отделён от окружающих, и на нём лежит тяжкое бремя его избранности. Жизнь пророка -борьба.
С позиций секулярных, исторических причинами появления пророков и даже пророческих движений среди израильтян явились усложнение общественных отношений, кризисные явления в обществе, обострение противоречий между отдельными социальными группами.
Религиозно-политические речи, проповеди и предсказания Древних, или Ранних, пророков, которые не писали книг, вначале передавались изустно, затем записывались и собирались в сборники, которые постепенно дополнялись и объединялись (не всегда в хронологическом порядке) в отдельные книги, окончательно отредактированные, видимо, в 6-5 вв. до н. э. По мнению Александра Меня46, "история Моисея была записана впервые лишь в Х в. до н. э.". Произведения Поздних пророков - письменные; они были записаны или самими пророками, или их учениками и писцами. Подробнее о пророках можно прочесть в Электронной еврейской энциклопедии и других справочных ресурсах.
И снова говорит Моисей (из благословения его народу Исраэйля): "Пророка из среды твоей, из братьев твоих, подобного мне, поставит тебе Господь - его слушайтесь. Сказал мне Господь: Пророка поставлю Я им из среды братьев их, такого, как ты" (Второзаконие 18:15,18). Это принципиально важное высказывание: Моисей прекрасно осозновал свою роль, положение в общине, покинувшей Египет. Более того, сами израильтяне, боясь прямого обращения бога к ним, просили Моисея: "Подойди же ты и слушай всё, что скажет Господь, Бог наш, и ты перескажешь нам всё, что будет говорить тебе Господь, Бог наш, и мы будем слушать и исполнять" (Второзаконие 5:24). Моисей говорит: "А Я стоял между Господом и между вами в то время, чтобы пересказать вам слово Господне, - ибо вы боялись огня и не всходили на гору" (Второзаконие 5:5).
Именно осознание своей пророческой миссии двигало Моисеем в течение всех сорока лет жизни израильтян в пустыне. Но отличие Моисея от других пророков не в его посреднической роли между богом и людьми, и даже не в его тесном общении с Господом: пророчество Моисея предметно, материально, созидательно. Наказы, инструкции, планы бога были блестяще воплощены им в жизнь - в этом главная его заслуга перед многими поколениями иврим-израильтян.
Краеугольным камнем будущей общности под названием "народ Израиля" следует считать создание Моисеем института религии, который бы я назвал Храмом. Зиновий Косидовский37: "В качестве приёмного сына царской дочери, Моисей очень близко соприкоснулся с институтом египетских жрецов и узнал, до какой степени он служит опорой власти и фактором, нивелирующим многочисленные провинциальные партикуляризмы на Ниле". Указания, предписания, инструкции бога во всех их мелочных подробностях, касающихся соборного шатра и ковчега Завета, облачения священников, характера и способа жертвоприношений, обслуживающего персонала культа и многого другого были им самым скрупулёзным образом учтены, соблюдены и реализованы.
Юлиус Велльгаузен15: "Выделение целого духовного рода из остального народа и строгое различие по рангу классов внутри этого рода предполагают [создание] могучего аппарата культа. И действительно, израильтяне были с самого начала организованы в форму иерократии: клир был её скелетом, первосвященник - головой, скиния собрания - сердцем. Жреческий кодекс [Моисея] вводит глубокое внутреннее деление клира на две части, на Ааронидов и левитов. Левит - это почётный титул жреца. Сам Аарон назван так. Венцом священного сооружения, воздвигнутого законодательством середины Пятикнижия, является первосвященник. Как Аарониды возвышаются над левитами, так Аарон возвышается над своими сыновьями; в его лице получает окончательное выражение единство культа... Аарон занимает не просто верховное, но единственное в своём роде положение, единственный полноправный жрец только один он, он концентрирует в себе всё святое в Израиле. Он один есть ответственный представитель всего Израиля, имена двенадцати колен написаны у него на сердце и на плечах... Вершина культа, не облечённая политическими правами и не вторгающаяся в управление, одновременно есть и вершина нации".
Именно такая культовая пирамида, по мнению Моисея, может стать рычагом в преодолении племенных традиций израильтян и превращении их в единый народ, что и соответствует основному замыслу бога.
Уже на ранних этапах жизни израильтян в пустыне Моисей предпринимал усилия по созданию военной структуры общины, без которой, как он понимал, сложно было решать вопросы покорения Кынаана - даже при наличии такой
силы как Создатель. Перепись мужской части общины от 20 лет и старше, выделение в рамках каждого колена боевых отрядов ополчения, забота о вооружении этих отрядов (проблема начала решаться ещё в канун Исхода), привнесение в жизнь общины армейских элементов (разделение её на колена по месту их проживания в станах и в период передвижения от стана к стану, передвижение колоннами, проведение общественных мероприятий по сигналу рога) - всё это не только способствовало объединению людей, но и
дисциплинировало их как в мирное время, так и в условиях проведения военных действий. Эту же цель преследовало и следующее положение из Закона: "..тот, кто построил новый дом и не обновил его.., тот, кто насадил виноградник, и не почал его, [не подлежат призыву - В. П.], пусть возвращаются в дом свой, чтобы не умерли на войне, и чтобы другие не обновили дом, не почали виноградник... И тот, кто боязлив и робок сердцем, пусть возвратится в дом свой, дабы он не сделал робкими сердца братьев своих" (Второзаконие 20:1-6, 8).
Определённым толчком для решения проблемы защиты общины от нападений враждебных племён, превращения её в силу, способную на экспансию, явилось неожиданное нападение амалекитян на ослабленных кочевьем израильтян в районе Рефидима.
Сражение было трудным и кровавым для обеих сторон. В этом сражении проявилось полководческое дарование Моисея. Вспомним, в молодые годы он с успехом управлял военными формированиями египтян в войне с Кушем.
Иисус Навин, поставленный им во главе боевых отрядов израильтян, строго выполняя указания Моисея, сумел переломить ситуацию, и "низложить Амалэйка и народ его острием меча" (Исход 17:13). Амалекитяне были племенем кочевников, обитавших в Негеве и враждовавших с Исраэйлем со времён его скитания в пустыне вплоть до начального периода царства. Слово "амалек" стало именем нарицательным, служившим для обозначения злейших врагов израильтян.
В искупление греха неверия богу неформальные лидеры общины решили из Кадеш-Барнеа войти в земли амалекитян и канаанеев, чтобы захватить их. И здесь снова проявился военный дар Моисея: он предвидел безуспешность этого плана ввиду его неподготовленности и стратегического преимущества этих племён ("...не взбирайтесь.., дабы не быть поражёнными перед врагами вашими. Ведь Амалэйкитяне и Кынаанеи там пред вами, и вы падёте от меча... Но они дерзнули подняться на вершину горы... И Амалэйкитяне и Кынаанеи, жившие на горе той, разбили их" (Числа 14:42-45).
Вдохновлённый победой соплеменников, "Кынааней, царь Арада, живший на юге, [услышав], что Исраэйль идёт дорогою от Атарима, вступил в сражение с Исраэйлем, и захватил у него пленных" (Числа 21:1). Снова вначале сыграл свою отрицательную для израильтян роль фактор внезапности, как и в случае нападения на них амалекитян. Однако накопленный опыт военных действий в условиях кочевья позволил Моисею взять реванш: "...и разгромили они [Кынаанеев] с городами" (Числа 21:3).
Можно полагать, что постепенно (и организационно, и в плане тактическом и техническом) израильтяне превращаются в серьёзную военную силу, их начинают бояться народы данного региона. "И послал Исраэйль послов к Сихону, царю Эморейскому: Пройти бы мне землёю твоею... Но не позволил Сихон Исраэйлю пройти через пределы его, и выступил против Исраэйля... И поразил его Исраэйль мечом, и завладел землёю его от Арнона до Яббока... И поселился Исраэйль во всех городах Эморейских (Числа 21:21, 23-26).
Как долго находились израильтяне в этих городах, Библия не уточняет. Видимо, недолго, ибо "повернули они, и поднялись путём Башанским" (Числа 21:33). Это привело к ещё одной войне - теперь уже с Огом, царём Башанским, который в целях самозащиты выступил против израильтян в районе Эдрэи. "И поразили [израильтяне] его и сынов его, и весь народ его, не оставив у него (ни одного) уцелевшего, и овладели землёю его..." (Числа 21:33, 35).
На этом израильтяне не остановились: "И пошли [сыны колена] Мынаше в Гилад, и завоевали его, и выгнали Эморея, который был в нём..." (Числа 32:39-41).
Были ли в Восточном Заиорданьи другие народы? Да, были. Но, вот завет бога в отношении их: "...пройдите по пределу братьев ваших, сынов Эйсавовых, живущих на Сэире..; не задирайте их.., не враждуй против Моава ине затевай с ним войны.., так как сынам Лотовым отдал Я Ар во владение.. К земле сынов Аммоновых не подходи: ко всему побережью потока Яббока с городами нагорными... не враждуй с ними, и не задевай их.., так как сынам Лотовым отдал Я [эту землю] во владение" (Второзаконие 2:4, 6; 9-10; 19, 37).