Пайков Валерий Лазаревич : другие произведения.

@ Левиты. Из кн. За обещанной землёй

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Начну со справки: согласно моисееву закону, священнослужители разделялись по степени их значимости на три уровня: первосвященники, священники (коэны) и левиты. Все они были представителями колена Лейви. К левитам принадлежали все те потомки Лейви, которые не попали в первые два разряда священнослужителей. В обязанности левитов входило: обслуживание переносного Храма Скинии, где хранились скрижали Завета, охрана порядка при богослужениях и жертвоприношениях, совершаемых коэнами, обучение народа закону бога. Левиты не были наделены территорией в пределах Кынаана, однако имели право на земельные участки в окрестностях различных городов.
   Из Энциклопедии архимандрита Никифора52: "Всё колено Левиино было отдано в распоряжение Аарона и его сыновей. Семейство Аарона было отделено для отправления священнических обязанностей, остальные - [для работы по обслуживанию ритуала. Отсюда]: священники и левиты (3 Цар 8:4, Ин 1:19). На содержание левитам, освобождённым от исполнения обязанностей священников, были назначены десятины со всех произведений, из которых, впрочем, они отдавали десятую часть священникам (Чис 18:20-29)".
   Вроде бы всё понятно. И всё же. В Большой Советской Энциклопедии читаем: "Происхождение Левитов не вполне выяснено". Зиновий Косидовский37: "Проблема левитов довольно сложна и полна неясностей". Энциклопедия Кругосвет(http://www.krugosvet.ru): "Левиты считались потомками Левия, однако возможно, что многие левиты не принадлежали к колену Левия". Александр Мень48, всегда строго следующий библейскому тексту, между строк высказывает определённое сомнение в их генетике: "...левиты - израильское племя, тесно связанное с египтянами; у многих из них были египетские имена (Офни, Финеес, Мерари, Пасхор и др.). Египетским было и имя их вождя Месу, или Моисей, который и внешне был похож на египтянина".
   Обратимся к книге Бытие 49:1 в той её части, где умирающий Яаков-Исраэйль обращается к сыновьям своим: "...соберитесь, и я возвещу вам, что случится с вами в последствии дней". И далее он даёт характеристику каждому в отдельности из своих сыновей, за исключением двоих, а именно, Шимона и Лейви, - их характеристику он объединил, как и судьбу их потомков. Напомню читателю, что два эти брата были инициаторами резни жителей Сихема (Шхема) в отместку за неуважительное отношение сына царя Сихема по отношению к сестре Дине. Не хотелось бы пересказывать всю эту историю, в которой род Яакова-Исраэйля предстал перед коренными народами Кынаана как хитрый, коварный, вероломный и жестокий. Вот что буквально говорил тогда Яаков: "Шимон и Лейви братья, орудия хищничества свойственны им. В совет их да не войдёт душа моя, с сонмом их не единись, честь моя!.. Проклят гнев их, ибо силён; и ярость их, ибо тяжела..; рассею их в Исраэйле" (Бытие 49:5-7). Немецкий историк Юлиус Велльгаузен15 так комментирует этот приговор отца своим детям: "Благословение Иакова (Яакова в еврейской традиции - В. П.) ничуть не намекает на священное призвание Левия, и его рассеяние - результат проклятия, а не благословения; это уничтожение, а не обеспечение особенного своеобразия... В седую старину было действительно колено Левино, которое погибло... они были рассеяны, растворились без остатка, и с точки зрения собственного народа, это было им вполне по заслугам... Невозможно выводить касту (священников - В. П.) из колена: колено погибло рано, а каста произошла слишком поздно... Крайне загадочно совпадение имён: Левий, третий сын Иакова.., и Левий - профессиональный жрец".
   Обратимся и мы к тексту Пятикнижия Моисея (исключая первую из них). "Вот имена сынов Лейви по родам их: Гэйршон и Кыат, и Мырари... сыны Кыата: Амрам и Ицар, и Хэврон, и Узиэйл... И взял Амрам Йохэвэд, тётку свою, себе в жёны; и она родила ему (Мирьям - В. П.), Аарона и Моше (Моисея - В.П.)". Бог, отправляя Моисея в Египет с миссией освободителя избранного народа от рабства, говорит ему: "А ты приблизь к себе Аарона, брата твоего, и сыновей его с ним - для священнослужения Мне" (Исход 28:1-2). А ранее подчёркивает: "Аарон, брат твой, Лейвит" (Исход 4: 14). С этого момента Моисей и Аарон вместе до кончины их по слову бога. Их окружают "собратья из колена Лейви".
   Демонстративен в этом отношении эпизод, произошедший в связи с возвращением общины беглецов в лоно язычества (праздник по случаю создания золотого тельца). Когда охваченный гневом при виде этого святотатства Моисей, только что спустившийся с горы Хорив со скрижалями Завета, восклицает "Кто за Господа, - ко мне!", только левиты собираются вокруг него, и по его же указу истребляют 3000 человек, пляшущих вокруг тельца. Ни один из представителей всех остальных колен Исраэйля не поддержал его в тот момент. Именно члены семейства Лейвия становятся действующими лицами при создании института жречества, от первосвященника до обслуживающего ритуал персонала.
   При проведении первой и второй переписей в период сосорокалетней жизни в пустыне учитывались лишь мужчины в возрасте от 20 лет и старше, то есть способные встать под ружьё. Их оказалось чуть более 600000. В этот перечень не вошли мужчины колена Лейви. Накануне переписи Господь "сказал Моше: колена Лейви не вноси в перепись и исчисления их не производи... они будут носить скинию и всю её утварь, и они будут служить при ней, и вокруг скинии будут стоять станом" (Числа 1:49-50). Во время перемещений с места на место колена были рассредоточены по частям света, концентрируясь вокруг скинии, ─ левиты же шли в середине всех этих "станов", непосредственно окружая скинию. Производилась отдельно и перепись мужчин колена Лейви, но не от 20 лет и выше, как всех остальных, а от одномесячного возраста и выше. По двум переписям их оказалось соответственно 22000 и 23000, что, если учесть принципиальную разницу в подходах при проведении переписей, значительно меньше, чем мужчин всех других колен.
   В рамках колена Лейвия было выделено Богом семейство Кыата; к нему, согласно библии, принадлежали Моисей и Аарон. Этому семейству было вменено в обязанность исполнять работы только в шатре соборном (уход и хранение всего, что имеет отношение к "ковчегу откровения", предметам ритуала типа блюд, чаш, кружек, ложек, светильника, лампад, щипцов, совков и т.д.). Из семейства Кыата в качестве священнослужителей выделены Аарон (первосвященник) и его сыновья (священники), которым переданы в подчинение ( на это я указывал выше) все остальные члены семейства Кыата и всего колена Лейви, именуемые левитами. Но цена за такое право велика: "И сказал Господь Аарону: ты и сыны твои, и родовой дом твой с тобою понесёте на себе грех против святилища.., грех против священнодействия вашего... Я передам тебе наблюдение за возношениями Мне, за всем, что посвящается сынами Исраэйля; тебе Я дал их в назначенную долю и сынам твоим уставом вечным... А в земле их не получишь надела..." (Числа 18:1, 8-9, 20-21). Обратите внимание на слово "их": этим подчёркивается, что Земля Обетованная не принадлежит Аарону, но только сынам Исраэйля, хотя его семья, вроде бы, часть одного из колен Исраэйлевых. То же касается и левитов: отчисления от плодов земли за свои труды они будут получать, но и только - никакого крупного земельного надела, как остальным коленам, им выделено не будет. Этим Бог как бы отделяет народ Исраэйлевый от "колена Лейви". И невольно возникает мысль: а Яакова ли это колено? А может, какое-то другое, но с тем же именем? Складывается впечатление, что семья Амрама (напомню, Аарон и Моисей, согласно библейского повествования, являются его детьми) не просто выделена из числа левитов, но и принадлежит какому-то иному роду-племени. Бог постоянно повторяет: "Не изведите... семейств Кыата из среды Лейвитов.., чтобы они жили и не умерли" (Числа 4:18-19).
   Обращает на себя внимание и необычно трогательная забота бога о левитах? И дело не только в десятине для левитов, о которой упоминается выше. "И Господь сказал Моше в степях моавитских у Ярдэйна, против Йырихо: Повели сынам Исраэйля, чтобы они дали Лейвитам из наделов владения своего города для жительства и угодья при городах... для скота их и для имущества их, и для всех жизненных потребностей... Остерегайся, не оставляй Лейвита во все дни твои... И Лейвита, который во вратах твоих, не оставляй" (Числа 35:1-4; Второзаконие 12:19, 14:27). Это же касается и Закона о праве выкупа заложенного поля: поля для выпаса скота, принадлежащие левитам, вообще "не могут быть продаваемы, ибо это вечное владение их" (Левит 25:34-36).
   Возмущённый неверностью израильтян (эпизод с золотым тельцом), бог восклицает, обращаясь к Моисею: "Я истреблю их, и сделаю тебя народом великим" (Исход 32:10-11). В другом случае "...Господь сказал Моше: доколе будет гневить Меня народ сей?.. Поражу его мором и истреблю его, и произведу от тебя народ многочисленнее и сильнее его" (Числа 14:11-13). Но разве Моисей не есть часть народа Исраэйлева, разве он не от колена Лейви, сына Яакова, разве он не праправнук Авраама? Спорадические планы бога создать вместо избранного им народа другой великий народ, но уже от Моисея, дают основание полагать, что Моисей, может, и его брат Аарон, все левиты, иной крови, что колено их связано с израильтянами волей случая, или Высшей волей.
   "Моисей, а может, и его брат Аарон, все левиты..", -написал я. Справедливо ли полагать, что некая, отличная от израильского колена Лейви, общность под именем Левиты столь уж однородна? Выше я уже показал, ссылаясь на библейский текст, что Левиты составляли иерархическую пирамиду (первосвященник - священники - обслуживающий персонал), созданную богом и Моисеем для приобщения народа, покинувшего Египет, к вере в единого бога, рассматривая её и как систему их консолидации. Нельзя исключить, что при выборе групп для той или иной иерархической ступени (священники; левиты, обслуживающие скинию; левиты, обслуживающие шатёр соборный; охрана культовых структур) организаторы руководствовались уже какими-то имеющимися различиями между ними. Можно полагать также, что эти различия и были причиной внутреннего противостояния между левитами, о которых библия либо упоминает, либо говорит в полный голос. О каком противостоянии идёт речь?
   Начну с истории о золотом тельце. Что в ней сразу обращает на себя внимание, так это та лёгкость, с которой правая рука Моисея, "брат твой, Лейвит" Аарон, откликнулся на просьбу народа "сделать [им] божество". Никакой попытки противостоять как-то этому, убедить в ненужности такой меры и т.д. Позднее, когда появился со скрижалями Завета Моисей, Аарон кратко объяснил своё поведение неспособностью противодействовать давлению ("...народ сей... зол"). Но это всего лишь отговорка. Аарон с энтузиазмом отнёсся к этой просьбе, и, собрав необходимое количество золотых серёжек, "придал им форму, и сделал из этого тельца литого.., и устроил жертвенник перед ним, и провозгласил..: завтра праздник Господу. И встали они рано на другой день, и вознесли всесожжения, и принесли жертвы мирные; и сел народ есть и пить, и поднялись веселиться" (Исход 32:4-6). Этим нарушен был самый первый из декалога бога закон: "Не будет у тебя других богов сверх Меня. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в воде под землёй. Не поклоняйся им и не служи им" (Исход 20:4-5). Самое интересное, что основные заповеди свои, в том числе указанный выше, бог провозгласил в присутствии всего народа, собранного по его просьбе у Божьей горы. Более того, если народ стоял при этом у подножья этой горы, то Моисей с Аароном - на её вершине, будучи приближены к себе самим богом. Аарон не мог не знать этой заповеди. Не случайно, услышав песнопения, "увидев тельца и пляски", Моисей с горечью сказал Аарону: "Что сделал тебе народ сей, что навёл ты на него грех великий?" (Исход 32:21). И этот человек, замечу, был первосвященником. Остаётся лишь развести руками.
   Юлиус Велльгаузен15, в связи с этим, разъясняет: "Причина избрания Аарона лежит не в его принадлежности к Левию, и его жреческий сан нельзя считать наиболее почётною и высокою ступенью общего призвания всего колена. Наоборот, он был уже жрецом ещё ранее посвящения левитов; культ давно уже был учреждён и действовал, а левитов всё ещё не было: о них нет упоминания во всей третьей книге Моисея. Таким образом, родство между Аароном и Левием и передача как раз этого колена в пользу святилища представляются почти случайными явлениями".
   Продолжаем чтение Пятикнижия: "И оговаривали Мирьям и Аарон Моше за жену Кушиянку, которую он взял (себе). И сказали: разве только с Моше говорил Господь, ведь и с нами Он также говорил" (Числа 12:1-2). Здесь скрываемое недовольство прорывается наружу: Аарон, уже бывший жрецом до Моисея, и старшая его сестра Мирьям, именуемая в библейском тексте "пророчицей" (Исход 15: 20), возмущены более высоким положением "своего младшего брата". И действительно, "...если Аарон в противоположность брату характеризуется, как Левит (Исход IV, 14), то, с другой стороны, Моисей носит жреческий жезл, он хозяин святилища и имеет при себе Иисуса Навина" (Юлиус Велльгаузен15). Это явно противоречит традиции, когда места в роде занимались по степени первородства. Но в первородстве ли дело?
   Привлечение богом Аарона к миссии Моисея обусловлено, по всей видимости, не их родственными связями, которые, в свете всего сказанного, представляются сомнительными, сколько именно его первосвященнической ролью в группе, предназначенной богом для привнесения его культа в массу израильтян и примкнувших к ним во время бегства из Египта. В самом начале, обсуждая с Моисеем способы осуществления поставленной им задачи, бог говорит ему: "Смотри, Я поставил тебя (вместо) Бога пред Паро; а Аарон, брат твой, будет твоим пророком. Ты будешь говорить всё, что повелю тебе; а Аарон будет говорить Паро" (Исход 7:1-2). "Брат твой", "брат твой, Лейвит" надо, видимо, понимать в смысле "брат по доверию Моему", а не в бытовом значении слова "брат". Можно предположить также, что много позднее происходящих событий, составители библейского канона добавили от себя слово "брат" при упоминании в соседстве с Моисеем Аарона, чтобы версия об ивритском происхождении первого получала своё постоянное подтверждение.
   Открытым вызовом Моисею и Аарону следует считать бунт Кораха, принадлежавшего к клану левитов, бывшего даже их двоюродным братом. Поражённый Моисей говорит ему: "Мало ли вам, что выделил вас Бог Исраэйля из общины.., приблизив вас к Себе, чтобы отправлять службы при скинии Господней.., а вы доискиваетесь ещё и священства" (Числа 16:9-11). Но не о священстве идёт речь. Бунт Кораха и примкнувших к нему есть проявление недовольства ужесточением правил функционирования "общины", приданием ей военизированных основ (отсюда термин "ополчения", фактическое деление на отряды, действия по сигналу рога и др.), привнесением в её жизнь принципов единоначалия. Часть левитов оказалась на стороне рядовых общины, в массе своей не желавших принимать диктат Моисея и Аарона. Юлиус Велльгаузен15: "По-видимому, оппозиция была направлена против существования профессионального и хорошо организованного клира и шла от мирян, которые твёрдо держались прав прежнего времени, не нуждавшегося в жрецах".
   Дополню приведенные мною библейские сведения о левитах рядом встретившихся в литературе гипотез об этом "колене".
   "Левиты - жрецы немногочисленного племени, жившего в южной части Палестины за несколько сотен лет до н. э.." (Цит. Василий Юнак, http://www.bible.com.ua/answers /r/).
   Пол Джонсон22: "Существует интересная гипотеза, что племя левитян, к которому принадлежал сам Моисей.., первым поселилось в Кадеше (об этом топониме см. в разделе "Маршрут Исхода" - В. П.) и выработало новую религию".
   А. Е. Любарев43: "Левиты были сектой последователей единого бога. Секта эта могла располагаться в Египте, но, скорее всего, она покинула Египет, найдя приют в земле Мадиамской. Моисей, оказавшись в Мадиаме, примкнул к этой секте, и стремился увеличить число адептов своей новой веры. Выбор его пал на евреев (возможно, он проникся к ним симпатией ещё в Египте). С этой целью он обратился к Аарону, который.. был, по-видимому, верховным жрецом у евреев. Главную роль в организации исхода играл именно Аарон. В пустыне же руководящие функции перешли к Моисею, знавшему местные условия, и державшему беглецов в повиновении с помощью своих единоверцев-левитов".
   Зиновий Косидовский37: "Некоторые учёные считают, что левиты составляли не особое племя, а жреческую касту Кадеша. В надписях, найденных в арабской местности Эль-Оль, лежащей к востоку от бывшей земли Мадиамской, жрицы бога Вадд обозначались "лв", а жрецы - "лвт". От этих слов якобы происходит название "левит". Моисей женился на дочери мадиамского жреца и принял его религию, а потом сам стал жрецом, то есть левитом. Затем он во главе группы священников-левитов отправился в Египет, чтобы обратить своих земляков в яхвизм... Название "леви" сродни древнееврейскому слову "змей". Левиты часто носили имена, содержащие в своём корне понятие "змей"... В свете этих открытий становится понятным эпизод, когда Моисей установил в лагере изображение змея, чтобы вернуть здоровье людям, которых укусили ядовитые змеи... В Четвёртой книге царств (18:4) мы читаем, что царь иудейский Езекия (721 - 693 годы до н. э.) "истребил медного змея, которого сделал Моисей; потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан"". Исход 8:9: "И Господь сказал Моше: сделай себе [змея] сарафа и возложи его на шест.., и всякий ужаленный, если взглянет на него, то останется жив. И сделал Моше змея медного".
   Итак, мы можем полагать, что "колено Лейвия"-Левиты, являются некой общностью, отличной от одноименного с ней колена Яакова, проклятого и рассеянного им. Термин "Левиты" происходит не от имени третьего сына Яакова Левия, а от древнееврейского слова "змей", чем можно объяснить и распространённый среди них культ змея. Левиты представляли собой племя, жившее в Мадиаме, и исповедовавшее культ бога ЯГВЕ. Возможно, речь идёт о племени Кейнитов (Левиты - второе его название, связанное с распространённым среди них именем, содержащим в своём корне понятие "змей"), вождём и первосвященником которых был Итро. Моисей, египтянин по происхождению, или израильтянин-полукровка, воспитанный в традициях египетской культуры, но в силу сложившихся обстоятельств оказавшийся в Мадиаме, породнившись с Итро, становится адептом ЯГВЕ. Возвратившись в Египет, возможно, с группой левитов, он, по совету бога, знакомится со священником (жрецом) Аароном, воспринявшим основы языческого культа египтян и осуществлявшим свою миссию в среде израильтян, выходцем из которой он являлся. "В эпоху происхождения Благословения Моисея жреческое сословие, вероятно, было уже настолько самостоятельно и замкнуто, что занимало особое место рядом с коленами народа, было уже само коленом, но не по крови, а в силу одинаковых духовных интересов" (Юлиус Велльгаузен15). Убедив Аарона в том, что ЯГВЕ и есть полузабытый израильтянами бог их праотцев Авраама, Ицхака и Яакова, что этот бог стремится помочь народу Исраэйлевому вырваться из египетского рабства и обрести Землю Обетованную, рассказы о которой передавались в семьях израильтян из поколения в поколение, Моисей с его помощью, видимо, поднимает восстание, и, пользуясь слабостью в тот период египетской центральной власти, выводит израильтян и иноплеменников из Египта. Такова моя версия. Из неё следует, что "Левиты", как часть народа Исхода, представляли собой человеческий конгломерат, состоящий из представителей различных этнических групп, объединённых на религиозной основе. Этническая разноголосица, трудности кочевой жизни для части из них, традиционная для человеческого общества борьба за власть - эти и иные факторы были основой противоречий внутри самого института Левитов, что конечно, осложняло выполнение Божественного плана, растянувшееся на долгие годы.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"