В книге Исход 3:22 мы находим загадочные стихи: "И сыны Исраэйлевы... выпросили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых, и одежд... обобрали они Египтян". Одновременно, таким образом, говорится о займе (выпросили) и об ограблении (обобрали) египтян. Что за этим скрывается? Допустим, что израильтяне взяли взаймы золотые и серебряные сосуды под предлогом, что проведут в пустыне, как они заверяли фараона, только три дня и отдадут их, как только вернутся. Трудно, однако, поверить, будто египтяне были настолько наивны, что доверили свои сокровища людям, находящимся на рабском положении. Библия, правда, объясняет такую "щедрость" египтян двояко: решением бога "...да[ть] народу [своему] милость в глазах Египтян..; когда пойдёте, не пойдёте порожними" (Исход 3:21-22), а также тем страхом, который обуял их, "ибо не было дома [их], где не было бы мертвеца... И напирали Египтяне на народ [Исраэйлевый], чтобы скорее выслать их из земли" (там же, 12:31, 33).
Некоторые учёные, ссылаясь на приведенные выше из книги "Исход" строки, считают, что Исходу израильтян предшествовало их восстание с экспроприацией у египтян их ценностей и не только. Для победоносного восстания необходимо было оружие. По-видимому, в последние годы "рабства" израильтяне тайком накапливали его. Накопленное оружие, и, возможно, захваченное у египтян во время восстания, позволило им в годы жизни в пустыне вести успешные бои с местными племенами за право на землю обетованную. Там же (Исход 13:19) мы читаем: "И вышли сыны Исраэйлевы вооружёнными из земли Египетской".
Представьте себе картину: нескончаемая вереница людей. Только одних пеших мужчин до шестисот тысяч, а ещё жёны, сыновья и дочери их, матери и отцы их. Одна часть женщин несёт на плечах квашни, увязанные в одеждах,
другая - пресные лепёшки, которые они успели испечь из нескисшего теста, ибо времени у них уже не было ждать, пока оно скиснет, не говоря уже о приготовлении пищи в дорогу. Сотни повозок с впряжёнными в них ослами, нагруженные нехитрым скарбом и втиснутыми между ним маленькими детьми, тянутся по дороге среди этой толпы. Тысячи голов крупного и мелкого рогатого скота поднимают пыль до небес. Вместе с ними идёт "многочисленная толпа иноплеменников" (Исход 12:38). Над всей этой живой массой стоит ругань и плач, окрики отряда охраны, сформированного Моисеем, и буквально ощутимая в яви всеобщая тревога от неведомого впереди.
Скупые характеристики этого человеческого конгломерата мы находим в библейском тексте. Приведу их здесь в той очерёдности, в какой они встретились мне при чтении Пятикнижия и Нового Завета.
- В Рыфидиме, когда возникла проблема с водой, и народ стал роптать, сказал Моисей богу: "...что мне делать с народом этим? ещё немного, и они побьют меня камнями" (Исход 17:5).
- Эпизод с золотым тельцом: "И сказал Господь Моше: ступай.., ибо развратился народ твой... Скоро [же] уклонились они от пути, который я заповедал им... вижу я народ сей.., народ жестоковыйный... возгорится гнев Мой на них, и Я истреблю их (Исход 32:7-10)... И сказал Аарон [Моше]: ты знаешь народ сей, что он зол (Исход 32:22)".
- "И вышел сын Исраэйльтянки, он же сын Египтянина, в среду сынов Исраэйлевых... и проклинал Имя, и поносил... И сказал Господь Моше: Выведи поносителя вон из стана.., и да забросает его камнями вся община" (Левит 24:10-11, 14).
- "И Господь сказал Моше: Повели сынам Исраэйля, чтобы выслали из стана всякого прокажённого.., как мужчин, так и женщин" (Числа 5:1-3).
- "Сброд же, который был в их среде, стал проявлять прихоти" (Числа 11:4).
- "Господь говорил Моше и Аарону: Доколе злой общине роптать на Меня?" (Числа 14:27).
- Господь: "Никто... из этого злого рода, не увидит доброй земли" (Второзаконие 1:35).
- Господь говорит народу: "Не за праведность твою и не за правоту сердца твоего идёшь ты наследовать землю" (Второзаконие 9:5).
- Моше, обращаясь к беглецам: "Обрежьте же тупость сердца вашего" (Второзаконие 10:12).
- "Повелел Моше Лейвитам книгу закона положить сбоку ковчега завета Господня.., ибо я знаю строптивость и выю [народа этого] жестокую: вот, пока живу я ещё с вами ныне, были вы строптивы перед Господом; тем более после смерти моей... Я знаю, после смерти моей вы... развратитесь и уклонитесь от пути, который я указал вам, и постигнут вас бедствия в будущем" (Второзаконие 31:25-29).
- "И изрёк Моше вслух слова песни, [сочинённой им накануне смерти]: Погубили [вы] себя; [вы] не дети Его из-за порочности; род строптивый и развращённый.., народ недостойный и неразумный.., сыны, в которых нет верности... Ибо это народ, потерявший рассудок" (Второзаконие 32: 5-6, 20, 28).
- Пророк Исайя: "...народ грешный, народ обременённый беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные" (1: 4).
- Святой Стефан, выступая перед казнью на заседании Синедриона, напоминает членам его о Моисее: "Это тот Моисей.., которому отцы ваши не хотели быть послушными, но отринули его и обратились сердцами своими к Египту... Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши... Кого из пророков не гнали отцы ваши?" (Деяния 7:37, 39, 51-52).
Жуткое впечатление производит этот, приведенный выше в концентрированном виде, библейский текст. Злость, тупость, слепое упрямство, страх, лишающий рассудка, способности слышать и верить, жестокость, вошедшие в кровь и плоть, привязанность к язычеству - такова общая
психологическая характеристика беглецов. Это не всё. Как следует из библейского текста, покинули Египет не только израильтяне, но и смешанные семьи, созданные в результате браков между израильтянами и египтянами, прокажённые, не пожелавшие, видимо, оставаться в своих "резервациях", "сброд", джентльмены удачи, бросившиеся во все тяжкие, благо, такая возможность представилась, все те, кто по разным причинам желали оставить Египет. И хотя основную группу участников Исхода, видимо, составляли израильтяне, беглецы представляли собой по этническому, психологическому, социальному и религиозному составу разнородную массу людей. Представленные характеристики дают основание полагать, что Исход не был выстрадан, обдуман всесторонне, заранее спланирован. Он напоминал действия наэлектризованной толпы при крике какого-нибудь шутника "Спасайтесь, пожар!".
Это подтверждается событиями, связанными с Исходом, и последовавшими за ним. Продолжу цитировать Пятикнижие, что называется, для полноты картины.
- Как следует из библейского текста (Исход), просьба к фараону Моисея и Аарона отпустить народ Исраэйлев всего на три дня (схитрить решили) в пустыню, чтобы он мог принести там жертвы Господу своему, встретила прямо противоположную реакцию: Паро ещё более ужесточил условия рабского труда израильтян ("ленивы вы, ленивы... работайте, и солома вам дана не будет, а положенное число кирпичей давайте", Исход 5:17 - 18). Надсмотрщики - кабланы (распорядители работ, ивр.) из своих же обвинили в этом Моисея и Аарона: "...да видит Господь и да судит вас за то, что вы омерзили дух наш в глазах Паро и рабов его, дав им меч в руку, чтобы убить нас" (Исход 5:21-22).
- Когда настигал фараон со своими воинами бегущую массу людей у самого моря, и, казалось, что гибель неизбежна вопреки обещаниям бога, "возопили сыны Исраэйлевы к Господу. И сказали Моше: разве недостаточно могил в Египте, что ты взял нас умирать в пустыне? Что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта? Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: отстань от нас, и будем мы работать на Египтян? Ибо лучше нам служить Египтянам, нежели умереть в пустыне" (Исход 14:10-13).
- В районе Мары иссякли все имеющиеся запасы воды, "И возроптал народ на Моше, говоря: что нам пить? И возопил он к Господу..." (Исход 15:24-25).
- Пустыня Син (спустя полтора месяца после выхода из Египта): "И возроптала вся община... на Моше и Аарона в пустыне. И сказали им сыны Исраэйлевы: о, кто дал бы нам умереть от руки Господа в земле Египетской, когда мы сидели у горшка с мясом, когда мы ели хлеб досыта! Вот вывели вы нас в пустыню эту, чтобы уморить всё это собрание голодом" (Исход 16:2-4).
- В районе Рыфидима снова повторились события, обусловленные нехваткой воды: "...не было воды для питья... И ссорился народ с Моше, и говорили: дайте нам воды, чтобы пить нам... и роптали на Моше, говоря: зачем ты вывел нас из Египта, чтобы уморить нас и детей наших, и скот наш жаждою?.. они искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас, или нет?" (Исход 17:1-4, 7).
- Сорок дней отсутствовал Моисей в стане у горы Хорив, помогая богу в создании скрижалей завета, и народ, устав ждать его, потребовал от Аарона, чтобы тот сделал им "божество, которое шло бы перед ними... Аарон [собрал всё наличное золото], и придал форму, и сделал из этого тельца литого. И сказали они: вот божество твоё, Исраэйль, которое вывело тебя из земли Египетской!.. И увидел Аарон, и устроил жертвенник пред ним, и провозгласил: праздник
Господу завтра" (Исход 32:1, 2-6).
- "И стал народ... роптать... в слух Господа..: кто накормит нас мясом? Мы помним рыбу, которую мы в Египте ели даром, огурцы и дыни, и зелень, и лук, и чеснок. А ныне душа наша высохла, нет ничего, только ман перед глазами нашими" (Числа 11:1).
- По указанию бога Моисей отправил группу разведчиков осмотреть землю Кынаанскую. По возвращении они заявили, что, хотя она и течёт молоком и мёдом, завладеть ею невозможно, ибо живущие на ней люди сильней израильтян; к тому же, "это земля, поедающая живущих на ней... И подняла вопль вся община... И роптала на Моше и на Аарона, и сказала им: о, если бы мы умерли в земле Египетской, или в пустыне. Зачем Господь ведёт нас в землю эту, чтобы пали мы от меча? Жёны наши и дети наши станут добычей. Не лучше ли нам возвратиться в Египет? (Числа 13:32, 14:1-10).
- Левит Корах совместно с Датаном, Авирамом и Оно из колена Рыувейна составили заговор против Моисея и Аарона. Им удалось привлечь на свою сторону двести пятьдесят мужей из сынов Исраэйля, начальников общин. Собравшись вместе, они заявили лидерам Исхода: "Полно вам! Вся община, все святы, и среди них Господь! Отчего же возноситесь вы над собранием Господним?.. Датан и Авирам... сказали [Моше]: разве мало того, что ты вывел нас из земли, текущей молоком и мёдом, чтобы уморить в пустыне, [так] ты ещё и властвовать хочешь над нами? (Числа 16:2-4, 8-1).
- "...в пустыне Цин, в Кадэйше.., не было воды для общины, и собрались они против Моше и Аарона... и сказали так: о, если бы умерли тогда и мы, когда умирали братья наши перед Господом. И зачем привели вы общество Господне в эту пустыню, чтобы умереть здесь нам и скоту нашему? И для чего вывели вы нас из Египта? Чтобы привести нас в это дурное место, место, лишённое посева и смоковниц, и винограда, и гранатовых яблок, (где) и воды нет для питья" (Числа 20:1-6).
- По пути от горы Ор (здесь скончался Аарон) к Чермному морю "истощилось терпение народа в пути. И возроптал народ на Бога и на Моше: зачем вывели вы нас из Египта, чтобы умереть (нам) в пустыне? Ведь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища (имеется ввиду ман - В. П.)" (Числа 21:4-5).
- "И жил Исраэйль в Шиттиме, и начал народ блудодействовать с дочерьми Моава. И приглашали они народ к жертвам божеств своих; и ел народ, и поклонялся божествам их. И прилепился Исраэйль к Баал-Пыору" (Числа 25:1-4).
Как следует из перечисленных выписок из книг Исход и Числа, в течение всех сорока лет жизни в Синае народ, выведенный из Египта, страдал и
мучился непоправимой ошибкой - Исход представлялся им такой ошибкой, а Моисей и Аарон олицетворяли эту ошибку. Не случайно, автор романа о Моисее Эфраим Баух8 задаёт вопрос: "Истинным ли было... желание вырваться на свободу, бросить вызов этим горшкам с мясом, жалости к себе, клочку земли, крыше над головой, связывающим по рукам?" Столкнувшись с первыми же трудностями, люди начали роптать, и ропот этот продолжался до самой границы Земли Кынаанской, до кончины Аарона, а затем и Моисея. Всевозможные утверждения комментаторов Библии о подготовленности беглецов к кочевой жизни, о стремлении "порвать не только с физическим рабством, но и с лишённой воздуха духовной тюрьмой" (Пол Джонсон22), о верности их богу отцов опровергаются самой Библией. Тоской по оставленному Египту, который и представлялся им в пустыне землёй, текущей молоком и мёдом, буквально насыщены многие страницы Пятикнижия. В них нет и толики веры в бога, о котором им толкуют Моисей и Аарон. Не случайно, Господь, неоднократно доказывавший израильтянам и примкнувшим к ним свою силу и возможности различными чудесами, знамениями и поступками, недоумевает: "доколе не уверятся они во мне?" (Числа 14:13).
Чтобы склонить беглецов к вере в себя, ему приходится прибегать к мерам чрезвычайным, крайне жестоким. История с золотым тельцом закончилась для нетерпеливых искателей счастья гибелью трёх тысяч человек (Исход 32:29). Когда, например, бог услышал крики недовольства маном, он в гневе сжёг часть стана вместе с его жителями, завалил землю перепелами и заявив: "...будете есть мясо... в продолжение месяца, пока не выйдёт оно из ноздрей ваших и не
станет для вас отвратительным. [Не ограничившись этим, он] поразил народ мором весьма сильным" (Числа 11: 18, 20, 33-34). Бунт Кораха и его сподвижников закончился гибелью не только их самих и их семей, но ещё, в наказание, пятнадцати тысяч человек, что повергло общину в ужас: "...ведь мы умираем, погибаем, все погибаем!" (Числа 17:27). В связи с очередным ропотом, связанным с отсутствием воды и хлеба, "послал Господь на народ змеев, сарафов.., и умерло много народу" (Числа 21:6). Когда в Моаве мужчины на какое-то время расслабились, и, увлечённые моавитянками, начали приносить жертвы их богу Баал-Пыору, "Господь сказал Моше: возьми всех начальников народа и повесь их. [А ещё мор поразил народ Исраэйля], и было умерших от мора двадцать четыре тысячи" (Числа 25:9). Обращаясь к народу, Моше повторяет: "Господь Бог твой требует... того только, чтобы бояться Его, следовать всем путям Его, любить Его, служить Ему, соблюдать заповеди и уставы Его" (Дыварим 10:16). Складывается впечатление, что на страхе лишь и держалось то, что именуется в библейском тексте "Общиной" - ни любви, ни следования путями бога, ни соблюдения его заповедей и уставов по голосу
сердца не было и в помине. Не случайно, отчаявшись дождаться всего этого, бог выносит приговор: "...все эти люди, видевшие славу Мою.., испытывавшие Меня уже десять раз, и не слушавшие гласа Моего, не увидят земли, которую я клятвенно обещал отцам их... В пустыне падут трупы [их] и все... от двадцатилетнего возраста и выше... А сыны [их] будут кочевать в пустыне сорок лет и пострадают за распутство [отцов], доколе не истлеют трупы [отцов] в пустыне" (Числа 14:22-37).
Грустно читать всё это, сознавая драму людей, оказавшихся "избранными" самим богом единым, чтобы стать общностью священников и левитов. Но цель оправдывает средства. Осуществить эту мечту Создателя было доверено Моисею и, во главе с ним, всему колену Левия, из которого, согласно еврейской традиции, происходил и он сам.