Аннотация: Авторам фентези рекомендую как читатель - монстры, что желательно видеть в романах.
Штампы в фентези. Часть 2-я. "Монстры и как их убивают"
По молодости читал Свиридова "Малый типовой набор фентези" и очень мне понравилось там такое замечание, цитирую: "Мир очень похож на Землю, но
всякая чертовщина в нем - явление привычное и нормальное, причем эта
чертовщина на 99% содрана с наших же суеверий и на 1% допридумана автором.
По этому поводу персонажам полезно порассуждать на досуге о параллельных
пространствах, связанных мирах, древних временах и т.д., чтобы читатель не
считал, что соотношение 99 к 1 - результат творческой импотенции автора, а
наоборот подозревал здесь высший шик."
Но вот прошло много времени, и я свое мнение переменил. А чего это собственно, Свиридов ехидничает? Да, в фентези мир сплошь и рядом копирует мир земной... Ну и что? Почему нет, если написано занимательно? Какого хрена авторы должны изощрятся, чтобы придумать "этакое"?
Так, вот в противовес Свиридову настоятельно рекомендую не мудрить, а смело заимствовать образы мировой мифологии. Попытки создать "оригинальное" ни к чему хорошему не ведут. Примеры? Пожалуйста.
Классик американской приключенческой фантастики Берроуз, "Принцесса Марса". В начале книги автор долго и старательно расписывает жителей марсианской орды, ну ничуть ни похожих на людей и животных, но коих те ездят, опять же совершенно оригинальных. Ну и что? К концу книги облик марсиан напрочь вылетает из головы, жители орды воспринимаются ну как обычные земные кочевники на лошадях. Стоило ли огород городить?
Пирс Энтони "Ксанф". Вот уж оторвался американский классик, помимо русалок и кентавров придумал тьму тьмущую всяких дивных существ - животных и растений. К чему это привело? А к тому что книга стала восприниматься не как фентези, а как сказка, для подростков лет 12-14. Что может быть и хорошо, но радует далеко не всех - недаром самого Пирса Энтони прозвали в среде американских писателей "старым нудягой".
И почему это нас должны смущать объяснения авторов про "параллельные пространства, древние времена, связанные пространства"? Ведь в НФ такого рода вещи - самое обычное дело. Вон у Урсулы Ле Гуин на многих планетах живут гуманоиды, что писательница объясняет незамысловато - мол, все человечество расселилось с одной планеты (забыл название, вроде как Хенна), и ничего, никто же ей это в упрек не ставит?
В общем, чего ради изобретать велосипед? Есть богатейшая земная мифология, есть земной животный и растительный мир, есть наработанные штампы - бери и смело используй.
Предлагаю свой списочек штампов, в коем описываются монстры. Не вообще животные, а именно враждебные герои существа, коих убить необходимо. Смело вставляйте сии образы в свой роман - не прогадаете.
1. "Драконище огнедышащее".
Самый древний штамп-монстр. Ведет свое происхождение со времен раннего Средневековья - уже тогда всякого рода сказители до смерти надоели россказнями про битву рыцаря и дракона.
Стоит ли отказываться от этого штампа? Ни в коем случае. Уж очень популярен дракон, да и функция его изменилась. Если раньше дракон сиротливо сторожил сокровища или там охотился на девиц, то после второй Мировой войны фантасты стали активно использовать новый образ - "драконья массовка". Видимо, под влиянием роли возросшей роли боевой авиации, драконы стали напоминать боевые вертолеты. Не одиночный драконище, а целые эскадрильи драконов бороздят небо - служат империям и королевствам, доставляют почту и курьеров, выполняют роль бомбардировщиков и десантных судов... Сие есть хорошо, и открывает для автора немалые перспективы - что может быть лучше сражения, в коем помимо пехоты и конницы задействованы летучие бронированные огнедышащие монстры! А бой драконов в воздухе - просто пальчики оближешь...
А одиночного дракона можно селить везде - в горах, пустынях, лесах, даже в морских глубинах. Что опять же удобно автору.
Как победить дракона? В воздухе - либо магией, либо магическим оружием, напр. зачарованной стрелой (что в принципе то же самое). На земле популярны два способа - либо мечом в пасть, а чаще догадливый герой бьет дракона в брюхо (при этом автор объясняет, что мол, на брюхе броня не такая толстая...) Как вариант - дракон напарывается на заблаговременно упертый в землю кол или копье.
На заметку - у животных брюхо действительно очень уязвимо, да вот беда - сами животные об этот прекрасно осведомлены, и к животу подпустят врага в последнюю очередь. Так что в реале попытка ткнуть огромного монстра в брюхо мечом, закончилась бы для героя печально...
2. "Динозавр Средиземья"
Громадный ящер, в принципе тот же дракон, но не летает, и огнем не пышет. Еще отличие - если дракон, как правило, разумен либо смышлен, как обученная собака, то ящер всегда глуп. Тем не менее рекомендую - схватка с этаким тираннозавром где-нибудь в Рифейских горах весьма оживит действие. Убивают ящера, так же как и дракона.
3. "Кошмарный спрут"
Самый популярный смертоносный монстр - гигантский осьминог, только что живет, как правило, в пещерах. В Голливуде побил все рекорды по использованию - чуть ли не в каждом втором фильме ужасов наблюдается ужасное чудище, что длиннющими щупальцами хватает хороших людей, душит, высасывает присосками кровь и кровожадно пожирает!
Этому штампу писатели обязаны классику Гюго - у него в каком-то романе злой осьминог очень подробно расписан, съедает плохого персонажа, но не справляется с хорошим.
В чем причина популярности такого штампа? Уж больно жутко выглядит такой монстр, в сухопутном-то мире аналогов осьминогу нет! Щупальца, присоски - бр-р-р...
Как побеждают? Обыкновенно, герой обрубает щупальца, одно за другим, и в завершенье с размаху вонзает меч в "пышущий злобой глаз чудовища". Фух, читатель облегченно вздыхает...
4. "Паучище кровососное"
Штамп - гигантский паук, что ловит людей в паутину и высасывает кровь. Отличный монстр для романа! Большинство людей ко всяким членистоногим и паукообразным испытывают отвращение, вперемешку со страхом. Ведь по сути дела паук - это вампир в засаде, да еще и с кучей цепких лап. В принципе, можно считать его вариантом предыдущего монстра, лапы паука - те же щупальца, но есть свой плюс - коварная паутина. Вот уж находка для автора! Смело пихайте паука в роман!
Побеждают паучище так же, как и спрута. Опять же непонятно, чем монстр питается, когда рассеянные герои не вязнут в паутине... Неужто ждет пока забежит животное?
Кстати, применительно к пауку отлично приходится диковинное словечко - "жвалы". Что это - по сию пору не знаю, видимо что-то вроде паучьих челюстей. Но согласитесь, словосочетание " ...щелкая огромными жвалами...", как бы это сказать... звучит!
5. "Волк - зубами щёлк"
Волки и прочие представители семейства собачьих (дикие собаки, койоты, шакалы и пр). Для большинства людей волк - опасный хищник, злой, да еще и стаями нападает. Многоголосый волчий вой - просто жуть...
Штамп - оборона от волчьей стаи. Очень удобен, так как нападение волков можно сделать везде - в лесу, горах, степи, пустыне... Нападают хищники ночью, стаями в добрую сотню голов - так интереснее. Принцип обороны - герои прячутся за огнем - костры разведут, факелами тычут (можно и магический огонь использовать). Волки беснуются, один за другим прыгают через пламя, герои отчаянно рубят мечами и топорами, расстреливают из луков. Добавляют экшена слова "...огонь костров мало-помалу угасал и натиск хищников усилился...", а также "...уже окровавленный топор начал выскальзывать из уставших рук..."
Конечно, в реале волки толпами в две сотни голов не ходят, да и ладно. Интересна история штампа - его придумали авторы приключенческих романов 19 века. Даже Жюль Верн не пренебрегал им! Уважайте классиков и используйте штамп, когда нечем занять героев во время квеста.
6. "Клешня, что раскусывает сталь..."
Забавный штамп. Крабы и раки в качестве монстров в фентези практически не используются, а вот отдельные части тела - то бишь, клешни очень востребованы. Видимо, потому, что всяких там крабов-раков мы представляем в виде деликатеса? Клешни же, можно приделать любому монстру - отлично читается, когда "...громадная клешня щелкнула над головой - гном с ужасом отшатнулся, вспомнив, что чудовищные клешни чудища с легкостью перекусывают рыцарскую кирасу..." Смело присобачивайте клешни хоть кому... да тому же сухопутному спруту.
7. "Дракула за работой".
Вампир для боевого фентези - все равно, что красный перец во щах. За создание штампа спасибо Брэму Стокеру - вот уже полтораста лет летучие создания с клыками наводят ужас на фентезийных селян, и служат пищей для меча доброго рыцаря. Забавно, что Дракула был чуть ли не непобедимым, а фентезийные вампиры смотрятся всего лишь летучими кровососами с ускоренной регенерацией жизни. Для экшена - подходящий монстр! Побеждают вампира народными средствами - посеребренным оружием, освященной водой, на худой конец простым осиновым колом. До сих пор удивляюсь - умей вампиры укусом превращать людей в себе подобных, как это они фентезийную Землю до сих пор не заполонили?
8. "Питекантроп Средиземья".
Недурственный штамп. Всякого рода громадные обезьяны, а также обезьяно-люди заполонили фентези после известного фильма "Кинг Конг". Как правило, чисто обезьяна встречается редко, в основном, автор норовит пояснить, мол, "... в глубоко посаженных, налитых кровью глазах светился примитивный разум..." или как-то так. Отличительные особенности - громадный рост, чудовищная сила, лохматость, толстые надбровные дуги, низкий лоб, свирепые глаза. Сей фентезийный неандерталец частенько норовит сожрать героя, задушив в своих объятьях. Отличный монстр для схватки один на один! Интересно, что в романах обезьяно-человека никогда не удается убить мечом, или скажем копьем - нет, герой как дурак, путешествует разинув рот, и замечает чудище, только когда то подскочит вплотную. Вследствие чего персонаж долго борется с обезьяно-человеком, "... чувствуя, как трещат ребра под лохматыми лапами...". Тут уж одно из двух - либо самому задавить мерзкую обезьяну, либо ухитриться достать кинжал и "...кровь брызнула из распоротого горла чудовища...".
9. "Змея подколодная"
Ну боятся люди змей почему-то... А значит и гигантская змея в фентезийном романе будет как нельзя кстати. Чудовищный змей душит, кусает, травит ядом, бьет хвостом, норовит проглотить, шипит - я ничего не пропустил? Со всякого рода огромными ползучими гадами обожают сражаться герои Говарда - валузиец Кулл, киммериец Конан, пикт Брэн Мак Морн частенько расправлялись с огромными анакондами. Побеждают змей просто - мечом отрубают голову, и нечего тут мудрить!
10. "Слизень неуязвимый"
Хоть и штамп, но, на мой взгляд, самый интересный монстр. Гигантских размеров червяк, что встречает героев в заброшенных штольнях, пещерах, подвалах... Тут вся фишка в том, что червя диаметром в метра два физически невозможно убить. Разрубить его нельзя - слишком толст, отрубать нечего - нет конечностей, в голову не поразишь - у червя нет мозга в нашем понимании. Так и пишут "...бока монстра украсили уже десятки ран, но монстр, казалось, ничего не замечал..."
Как с ним справиться? Да хрен его знает. Частенько герои просто напросто убегают от червя, в узкий лаз, куда ему ходу нет. Можно в принципе навалиться и закромсать толпой, помогает и магия Огня... Лучший способ прочел у Говарда - вождь пиктов Брэн Мак Морн попросту расстрелял громадного слизня издалека, да еще ядовитыми стрелами.
Чего и вам советую.
11. "Замуровали, демоны!"
Штамп - демон, но не какой-нибудь астральный, а как бы это сказать... воплотившийся в физическое тело. Частенько злой колдун вызывает демона, дабы натравить на хорошего персонажа.
Облик демона слизан с христианского дьявола - огромная сила, острые зубы, крылья, рога, хвост. Рога и зубы демону, кстати, совершенно незачем - дерется он руками, словно обезьяна. При этом утробно хохочет, сообщая герою нечто вроде "...Я раздавлю тебя как букашку!" Как ни странно, не особо опасный противник - обычный воин запросто рубит демона обычным, либо зачарованным мечом. И все дела!
12. "Жаба задавила..."
Чисто европейский штамп, на русской земле как-то не прижился. Чудовище, что напоминает жабу - вам страшно? Скорее уж, противно.
Тут вот в чем причина - что для славян жаба? Всего лишь громадная лягуха и все. А для жителя Западной Европы жаба - символ нечистой силы (полистайте-ка гримуары...). Жаба для какого-нибудь француза - спутник чернокнижника и ведьмы, жабу используют при изготовлении всяких колдовских мазей и отваров, даже на Черных мессах частенько целую жабу...
Посему-то у англо-американских фантастов, особенно первой половины 20 века, сплошь и рядом встречаются монстры, обликом похожие на жаб, только с зубастой пастью. Можете смело использовать и вы, благо, не так затерто...
А убивают жабоподобных чудищ так же как и ящеров. Распорите ей брюхо!
Ну, вроде упомянул самые избитые штампы. Если каких монстров пропустил - буду рад, если читатели отметят в комментариях.
Для ревнителей "свежего" и "не затертого" - обращали ли вы внимание, что во "Властелине колец" нет ни одного оригинального монстра? Перечисляю - монстр что обитал в озере у входа в Морию - громадный спрут, Шелоб - громадная паучиха, орки - по большому счету, заурядные обезьяно-люди, Горлум - уродливый человек, Балрог - не помню, как он выглядел в книге, но в фильме он - обычный дьявол с христианской иконы, только огненный... С некоторой натяжкой можно считать оригинальным Умертвие из Могильника - ну так и там, вроде как описана костлявая человеческая рука и все. И это авторитетный писатель!