Когда тебя некому забрать из морга -- это уже одиночество.
Юрий Авербух
Человек может всю жизнь прожить в одиночестве. А что, может. Но все-таки кто-то ему нужен кто бы его зарыл хотя могилу он себе может выкопать сам. Это мы все делаем. Только человек погребает. Нет, еще муравьи. Первое что всех поражает. Хоронить мертвых.
Говорят Робинзон Крузо был на самом деле. Тогда стало быть Пятница его и похоронил. Каждая Пятница хоронит четверг если так поглядеть.
О бедный Крузо Робинзон,
И как же смог прожить там он?
Джойс .Улисс
"Но уже пора идти отсюда, мне - чтобы умереть, вам - чтобы жить, а кто из нас идет на лучшее, это никому не ведомо, кроме бога".
Сократ
Когда философ Клеанф, ученик и преемник основателя стоицизма Зенона,заболел, врачи посоветовали ему воздержаться от приема пищи. Клеанф двое суток ничего не ел, и ему стало лучше - опасность миновала. "Он же, - пишет Плутарх, - изведав уже некую сладость, порождаемую угасанием сил, принял решение не возвращаться вспять и переступил тот порог, к которому успел уже так близко придвинуться".
Моя система жизни содержит правила, как избежать состояния одиночества со
временем, как жить, чтобы не оказаться со временем одиноким. Это - профилактика от одиночества, точнее, подготовка к одиночеству как к неизбежному итогу жизни.
Как встретить одиночество во всеоружии, - как норму, как неизбежное состояние, имеющее свои неоспоримые достоинства: независимость,
беззаботность, созерцательность, презрение к потерям, готовность к смерти.
Зиновьев
Исследование феномена смерти - тема работ Н. Аббаньяно, Т.Адорно, Л.Е.Балашова, Е.Г.Банщиковой, Р.Барта, Ж.Батая, Н.А.Бердяева, М. Бланшо, Ж.Бодрийара, Г.В.Ф. Гегеля, А.В. Демичева, Ж.Деррида, Г.Зиммеля, И.А.Ильина, А.Камю, Э.Канетти, С.Кьеркегора, Ж.Лакана, К.Ламонта, Г.Ланца, Э.Левинаса, К.Н.Леонтьева, Г.Марселя, Ф.Ницше, Ж.- П.Сартра, B.C. Соловьева, , Л.Н.Толстого, З.Фрейда, М.Фуко, Л.Шестова, А.Шопенгауэра, М. Ямпольского, и др.
Перспектива посмертного воздаяния должна побуждать человека стремиться к высшему благу, идеальному, неземному, а для этого нужно отречься от извращенных благ земных. Отсюда следует платоновский аскетизм, призыв к возвышению души посредством очищения от земной "скверны". Важнейшую роль в возвышении души Платон отводит занятиям философией, благодаря которой происходит очищение (katharsis), избавление человека от страстей, пороков и зла. Однако полное очищение невозможно в земной жизни, оно может наступить только благодаря смерти. Философия же, по мнению Платона, является подготовкой к смерти, умением умирать - уходить от неистинной жизни.
Мысль Платона о связи философии со смертью не раз воспроизводилась в сочинениях более поздних мыслителей; например, Иоанн Дамаскин утверждал: "Философия есть помышление о смерти".
Влечение к смерти (инстинкт смерти) -- понятие психоанализа, предложенное З.Фрейдом для обозначения наличия в живом организме стремления к восстановлению первичного (неживого, неорганического) состояния. "Если мы примем как не допускающий исключения факт, -- писал Фрейд, -- что всё живущее вследствие внутренних причин умирает, возвращается к неорганическому, то мы можем сказать: целью всякой жизни является смерть, и обратно -- неживое было раньше, чем живое... Некогда какими-то совершенно неизвестными силами пробуждены были в неодушевлённой материи свойства живого... Возникшее тогда в неживой перед тем материи напряжение стремилось уравновеситься: это было первое стремление возвратиться к неживому".
Одиночество есть и влечение к смерти.
Карл Меннингер в работе "Война с самим собой" (1938) рассмотрел различные формы саморазрушающего поведения, которые он разделил на собственно самоубийство, хроническое самоубийство (аскетизм, мученичество, неврастения, алкоголизм, антисоциальное поведение, психозы), локальное самоубийство (членовредительство, симуляция, полихирургия, преднамеренные несчастные случаи, импотенция и фригидность) и органическое самоубийство (соматические заболевания). В каждом из этих случаев Меннингер усматривал факт наличия влечения к смерти.
Шмидт-Хеллерау приходит к выводу об интровертивном характере влечения к смерти, подразумевающем бездействие. Влечение к смерти исподволь способствует вытеснению активного влечения к жизни и тем самым вносит свою лепту в процесс поддержания организменного баланса. Исходя из пассивного характера влечения к смерти, энергию этого влечения Шмидт-Хеллерау предлагает назвать Летой, подчеркивая в этом мифологическом образе присутствие забвения (вытеснения) и обращенность влечения во вовнутрь, в сторону бессознательного.
Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // Фрейд З. Психология бессознательного. Перевод с нем. А. М. Боковикова. -- М., 2006
Шмидт-Хеллерау К. Влечение к жизни и влечение к смерти. Либидо и Лета. Сводная формально-логическая модель психоаналитической теории влечений и структурной теории. -- СПб., 2003.
http://www.psychol-ok.ru/lib/klein/rvp/rvp_10.html/ Хайманн П. Заметки о теории инстинктов жизни и смерти]
"Думаю, есть много причин, почему мы избегаем открыто и хладнокровно смотреть в лицо смерти. Один из важнейших фактов заключается в том, что сегодня процесс смерти стал намного ужаснее, он связан с одиночеством, механичностью и бесчеловечностью. Временами мы даже не можем точно определить, когда именно наступил момент смерти.
Смерть тесно связана с одиночеством и обезличенностью, так как больного нередко извлекают из привычного окружения. "Когда умирающий отчасти обретает покой и покорность, круг его интересов резко сужается. Он хочет оставаться в одиночестве -- во всяком случае, уже не желает вторжения новостей и проблем внешнего мира. ... Хорошо быть таким, как Миларепа, и, подобно ему, делать пожелания: "Когда я буду умирать, пусть я умру в одиночестве, без чьих-либо рыданий, чтобы никакие родственники не оплакивали меня. Пусть я умру в уединении, чтобы никто и не увидел моего трупа". Когда отсечены привязанности к обстоятельствам это называется умереть как лев. Когда лев чувствует приближение смерти, он уходит ото всех, чтобы умереть в одиночку". Чокьи Нима Ринпоче ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЖИЗНИ И СМЕРТИ
В творчестве Мартина Хайдеггера, одного из самых значительных философов XX столетия, центральное место занимает вопрос о феномене смерти . Существование человека имеет особый статус по сравнению с существованием вещей. Это - понимающее существование. Для человека быть - значит понимать (т.е. придавать значение тому, что есть). Человеческое существование - "трансцендирующее", оно выходит за пределы себя - к другому существованию и осознает его как существующее. Свое же собственное существование - тот факт, что он есть, человек принимает во внимание и осознает благодаря феномену смерти, в котором открывается, что человек может не быть. Иначе говоря, именно возможность не быть побуждает человека осмыслить, что же такое быть.
Хоронят мужчину. Прохожий спрашивает: - От чего умер-то? - А читай надпись на венках, там все прописано. Тот читает: "От любимой тещи", "От любящей жены", "От детей"...
Пребывать в мире, быть живым - значит существовать к смерти. Человек, в отличие от других живых существ, способен осознавать свою смертность и тем самым - истину своего бытия, что он - есть. Когда человек "забывает" эту истину, его существование, как полагает Хайдеггер, не является подлинным. Оно становится подобным существованию вещей или живых существ, не сознающих того, что они есть, что они принадлежат бытию. Смерть как раз и есть этот предел, который придает какие-то очертания бытию, определяет его. Не помыслив своей смерти, невозможно осознать свое бытие, свое пребывание (Dasein) в мире и возвыситься к "подлинному существованию", достойному человека.
Для характеристики человеческого бытия, очень своеобразного по сравнению с существованием вещей, Хайдеггер использует термин "dos Dasein". В немецком языке глагол sein означает "быть", "существовать", a "dasein" - "присутствовать", "быть налицо".
Безликий "люд" погружен в повседневные хлопоты о насущном, о вещах, а способ существования вещей, которыми озабочен "люд", становится для него эталоном понимания всякого сущего, в том числе и человека. В результате, бытие вещей заслоняет от "люда" совершенно особое бытие человека, - бытие временное, конечное и смертное (тогда как, напротив, бытие вещи безразлично к времени, своему концу и не подвержено смерти). Мир "люда" безличен, и потому он не знает смерти, ведь умирание - сугубо личный акт: умираю "я", а не "бессмертный" люд, и только "я" в состоянии осмыслить "возможность невозможности" дальнейшего пребывания в мире. Люд относится к смерти как к чему-то отдаленному, а не свойственному самому пребыванию человека и возможному каждый миг. "Отступая" перед смертью, уклоняясь от ее подлинного понимания, люд к тому же негласно предписывает индивидам, как следует относиться к смерти: само помышление о ней считается позорным малодушием и мрачным бегством от мира. Равнодушие к смерти представляется желательной нормой.
"Люд не позволяет возникнуть смелости к страху перед смертью". Равнодушие отчуждает человека от истины собственного бытия. "Усредненный" индивид, послушный людскому мнению, избегающий понимания того, что он пребывает к смерти, обречен, по мнению Хайдеггера, вести "неподлинное существование", не способен к осознанному и свободному самоопределению в мире.
Heidegger M. Sein und Zeit. S. 254.
А.Б.Демидов. ФЕНОМЕНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ Минск: ЗАО Издательский центр "Экономпресс", 1999
В мозге открыт механизм подавления страха смерти membrana .Учёные из Пекинского университета ( PKU ) экспериментально установили, какие области человеческого мозга связаны с восприятием слов, типично ассоциируемых со смертью. Более того, в ходе опыта был впервые продемонстрирован любопытный механизм реагирования мозга на соответствующие темы. Специалисты провели магнитно-резонансную томографию мозга 20 женщин-добровольцев, которые в это время читали слова и словосочетания "скорбного характера". В число последних входили как относительно нейтрально окрашенные лексемы вроде "кладбище" и "труп", так и эмоционально яркие обозначения процессов вроде "отсечения головы" и "умерщвления". Все эти слова "разбавлялись" другими, как несущими негативный смысл, не связанный с летальным исходом, так и просто нейтральными. Китайские учёные выяснили, что напоминание о смерти снижает активность в двух зонах мозга - так называемых островковой доле полушарий (lobus insularis) и поясной извилине ( gyrus cinguli ). Островковую долю традиционно связывают с самоощущением личности, а также отчасти с восприятием чувств и движений. Проведя дополнительные исследования, специалисты установили: чем сильнее человек ассоциирует "смертельные" слова с реальной смертью, тем ниже при их восприятии у него активность этого участка мозга. Таким образом, автоматически создаётся некий барьер, смягчающий восприятие человеком болезненной темы смерти. (Детали опыта раскрывает статья в Neuropsychologia.)
Человек, понявший страх смерти толпой - одинок, поскольку он видит страх толпы со стороны.
Когда ты постигнешь все тайны жизни, то будешь стремиться к смерти, ибо она не что иное, как еще одна тайна жизни. - Д. Х. Джебран
Одинокие люди умирают быстрее
Американские ученые установили зависимость между общительностью и риском ишемической болезни сердца (ИБС), сообщает Medical News Today.
Проведенное ими исследование показало, что среди женщин с риском ИБС те, кто имел широкий круг общения реже умирали от болезней сердца, чем те, у кого круг общения был ограничен. Кроме того, как отмечает руководитель исследования доктор Томас Ратлидж (Thomas Rutledge) из центра охраны здоровья в Сан-Диего (San Diego), Виргиния, общительные женщины меньше курили, у них был ниже уровень сахара в крови и ниже артериальное давление - факторы, которые и сами по себе снижают риск ИБС. В то же время, подобная зависимость между поражением сосудов сердца и общительностью может объясняться разницей в доходах пациенток, считают авторы исследования. Так, к одиночеству были больше склонны женщины, зарабатывавшие менее 20 тысяч долларов в год. MEMBRANA
В моей смерти прошу винить мою жизнь
До смерти еще дожить надо...
Генин М.М. Невечные мысли: Юмористические миниатюры Москва : 1996 - 143 с.
Смерть не только трагична, но и нелепа.
Смерть от смеха -- достаточно редкое и специфическое явление, при котором длительный и зачастую неконтролируемый смех является причиной наступления биологической смерти человека. В большинстве случаев длительный смех становится причиной острой сердечной недостаточности. Кроме того, к смертям от смеха иногда причисляют гибель человека, вызванную потерей контроля над собой в состоянии приступа хохота.
* Согласно легенде, древнегреческому жрецу и прорицателю Калхасу был точно предсказан день смерти. Когда этот день наступил, а смерть вроде и не думала приходить, Калхас стал смеяться так сильно, что умер от смеха.
* В III веке до н. э. древнегреческий философ Хрисипп угостил своего осла вином, а затем умер от смеха, наблюдая, как тот пытается есть инжир.
Peter Bowler and Jonathan Green .What a Way to Go, Deaths with a Difference. 0-7537-0581-8
* Упоминается, что бирманский король Нандабаин в 1599 году смеялся до смерти, когда гостящий итальянский купец сообщил ему, что Венеция является государством без короля.
* Смерть от смеха приписывается итальянскому писателю Возрождения Пьетро Аретино: по преданию, он разбил себе голову, упав от взрыва хохота.
Waterfield, Gordon, ed. ''First Footsteps in East Africa'', (New York: Praeger Publishers, 1966) pg. 59 footnote.
* В 1782 году с некой миссис Фитцхерберт случилась истерика во время представления "Оперы нищих". Когда на сцене появился Чарльз Банистер в роли скупщика краденого Пичема, она принялась смеяться столь громко, что её пришлось вывести из театра. Неконтролируемый смех продолжался всю ночь и следующий день и в итоге стал причиной смерти.
* 7 ноября 1893 года, кубинский поэт Хулиан дель Касаль ужинал с друзьями, когда один из гостей рассказал анекдот, от которого у дель Касаля начался приступ неконтролируемого смеха, что вызвало разрыв аневризмы аорты, кровотечение и скоропостижную смерть.
Премия Дарвина ''("Darwin Awards")'' -- виртуальная премия, ежегодно присуждаемая лицам, которые наиболее глупым способом умерли или потеряли способность иметь детей и, таким образом, забрали свой вклад из генофонда человечества, улучшив его. Обязательным условием получения премии является полное отсутствие прямых потомков.
По официальной версии, награда вручается за "исключение ущербных Генов из генофонда человечества" и в ряде случаев может присуждаться живым людям, потерявшим репродуктивные способности в результате нелепого несчастного случая, произошедшего по их собственной глупости.
Attila the Hun: Атилла - один из наиболее известных злодеев в истории. Его армия победила всю Азию в 450г нашей эры - от Монголии до края Российской Империи - уничтожая деревни и грабя сельскую местность. Как он умер: в брачную ночь у него из носа пошла кровь. В 453 Attila женился на молодой девушке по имени Ildico. Несмотря на его свирепость на поле битвы, он любил много есть и пить на больших банкетах. В его свадебную ночь он действительно налегал на продовольствие и спиртные напитки. Ночью у него пошла кровь из носа, но он был так пьян, чтобы не обратил на это внимания. Он утонул в собственной крови и был найден мертвым следующим утром. .
Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon): Один из наиболее влиятельных умов конца 16-ого столетия. Государственный деятель, философ, писатель и ученый. Ходили даже слухи, что он написал некоторые из пьес Шекспира. Как он умер: Набивал цыпленка снегом В один полдень в 1625 Бэкон наблюдал снегопад и был осенен мыслью, что возможно использование снега для того, чтобы сохранять мясо таким же образом, как соль. Чтобы проверить это, он приобрел цыпленка в близлежащей деревне, убил его, и затем, стоя в снегу, попытался набить цыпленка снегом, чтобы заморозить его. Цыпленок не заморозился, в отличие от Бэкона.
Эсхил (Aeschylus): Греческий драматург в 500 до нашей эры. Многие историки рассматривают его отцом Греческих трагедий. Как он умер: орел сбросил черепаху на его голову Согласно легенде, орлы поднимают черепах и пытаются взломать их, сбрасываю их на камни. Орел принял голову Эсхила за камень (он был лысый) и сбросил на него черепаху.
В течение 10 лет один украинский кузнец использовал артиллерийский снаряд от танка в качестве наковальни. Однако однажды утром он открыл не самым лучшим способом, что снаряд был "жив"! Кузнец погиб от взрыва.
Боб Бордман (63 ) - пенсионер. Погиб от козла 17 октября 2010. Американский пенсионер, решивший отдохнуть с семьёй на природе в заповеднике. Биржевой маклер города Port Angeles (штат Вашингтон), был путешественником и музыкантом. (Robert H. Boardman). Погиб в результате нападения агрессивного горного козла. Боб Бордман, его жена и подруга семьи отправились на однодневную прогулку в национальный парк Олимпик (Olympic National Park), где остановились пообедать. К ним приблизился горный козел, который вёл себя агрессивно. Бордман попытался отпугнуть его выстрелами и убежать. Козел напал на туристов и боднул Бордмана в бедро. У пенсионера началось сильное кровотечение, и через несколько часов он скончался в больнице (Port Angeles hospital), куда его доставили на вертолете. newsinfo.ru .
Борис Исаев (48 ) - калининградец. Погиб 1 марта 2009. Победитель конкурса по поеданию блинов на скорость на праздновании Масленицы в городе Черняховск Калининградской области, местный житель. Задохнулся и умер, объевшись блинов на праздновании Масленицы в городе Черняховск Калининградской области. 48- летний Борис Исаев стал победителем в конкурсе на быстрое поедание блинов. За призом он поднялся на сцену, однако, [вдруг резко рухнул на колени, стал задыхаться, изо рта пошла пенаk. Еще до приезда [скорой помощиk мужчине сделали искусственное дыхание, непрямой массаж сердца, но это не помогло. Не смогли его спасти и прибывшие врачи. Причина смерти будет установлена позже. При этом врач [скорой помощиk считает, что мужчина умер от попадания в дыхательное горло кусочка блина, которым он подавился. gazeta.ru
Михал Йежек (31 ) - футболист. Умер 5 сентября 2009. Футболист чешского клуба "Кновиз". Скончался от инфаркта после автогола во время матча. За 9 минут до конца матча между двумя командами 31 -летний защитник Михал Йежек послал мяч в свои ворота и тут уже упал без сознания на поле. До этого никаких проблем со здоровьем у него не было. Прибывшие врачи не успели спасти игрока, поставив диагноз - сердечный приступ. У Йежека остались жена и 6-месячная дочь. soccer.ru
Н.Курманова (31) - карагандинка. Умерла 23 ноября 2009. Жительница Караганды скончалась, покрасив волосы (фамилия изменена). Женщина скончалась в Караганде (Казахстан) в машине скорой помощи по дороге в больницу от инфаркта. По предварительным данным, у покойной после покраски волос (косметической краской-осветлителем, купленной в местном магазине) началась прогрессирующая аллергия, которая вызвала отек мозга, поднялась температура, сильно распухло лицо, после чего наступила остановка сердца. За границей медики уже давно забили тревогу: ряд подобных продуктов содержит парафенилендиамен и другие опасные аллергены. Вышеупомянутое вещество уже настолько вывело из себя европейских экспертов, что они решили вообще его запретить. Подобное вето было наложено на краски с парафенилендиаменом во Франции, Германии и Швеции. rosbalt.ru dni.ru kleo.ru eg.ru
Соланж Маньяно (Solange Magnano, 38 ) - топ-модель. Умерла 29 ноября 2009. Бывшая "Мисс Аргентинаk-1994". Скончалась из-за осложнений, вызванных неудачной пластической операцией на ягодицах (процедуры глютеопластики). Однако "что-то пошло не так", и "омолаживающая" жидкость "попала в легкие и мозг" королевы красоты. В течение трех дней Соланж находилась в критическом состоянии в одной из больниц Буэнос-Айреса, но она умерла от эмболии легких. У женщины осталось двое восьмилетних ее сыновей- близнецов. izvestia.ru .
Юкет Паен . Смерть из-за демонстрации чужой смерти. В 1991 году 57-летняя жительница Тайваня Юкет Паен (Yooket Paen), прогуливаясь по своей ферме, случайно наступила на коровью "лепешку", поскользнулась и, в падении случайно схватившись рукой за оголенный провод высокого напряжения, умерла от сильнейшего удара током. Вскоре после ее похорон ее 52-летняя сестра Юкет Пан показывала соседям, как именно умерла ее родственница. И, надо же было такому случиться, она так же поскользнулась, схватилась за тот же провод и тоже умерла от удара током!
1999 год - Бетти Стоббс . Смерть из-за овцы. В 1999 году 67 -летняя английская фермерша Бетти Стоббс (Betty Stobbs, г. Дарем, Великобритания) привязала связку сена к седлу своего мотоцикла и поехала кормить стадо овец. К несчастью оказалось, что овцы были очень голодны. Около 40 животных с разбегу набросились на хозяйку и столкнули ее с мотоцикла в карьер глубиной около 100 футов (30 метров). Бетти пережила падение, но только для того, чтобы ее убил ее же собственный мотоцикл, который овцы столкнули в тот же карьер и который упал прямо на неё.
Поэт Филет (Philetas of Cos, 270 год до н.э.) умер от бессонницы, пытаясь вывести парадокс Лиара "Liar paradox" или Парадокс лжеца. (Philitas, или Philetas of Cos.; род. около 340 - 285 до нашей эры)
1277 год - Папа Иоанн XXI погиб в развалившемся здании своей научной лаборатории. Папа был смертельно ранен упавшей кровлей нового дома. Иоанн XXI (лат. Johannes PP. XXI, в миру - Петрус Ребули Юлиани или Педру Жулиан, порт. Pedro Juliao или Пётр Испанский лат. Petrus Hispanus; между 1210 и 1220 - 20 мая 1277) - папа римский с 8 сентября 1276 по 20 мая 1277. Единственный папа португальского происхождения. Педру Жулиан славился своей учёностью и даже считался волшебником; сначала был врачом, потом принял духовный сан и был епископом Тускула.
1567 год - Ханс Штайнингер (Hans Steininger) Смерть из-за бороды. Австриец Ханс Штайнингер обрел мировую славу из-за самой длинной в мире бороды (около 1 , 4 метра) и...смерти из-за нее. В 1567 году в городе, где проживал Ханс, случился пожар. В спешке, убегая от огня, Ханс забыл подколоть бороду так, чтобы она не путалась под ногами. Случайно наступив на кончик собственной бороды, он потерял равновесие, упал, сломал шею и умер.
1671 год - Франсуа Ватель ( 1631 - 24 апреля 1671), повар Людовика XIV совершил самоубийство из-за стыда, потому что поздно получил рыбу заказанную к королевскому столу. Фантазер и выдумщик, талантливый кулинар и мастер праздничных церемоний. Его тело было обнаружено его помощником, которого послали сообщить о прибытии заказа. По мотивам одной из пьес о нем (пера интеллектуала Т.Стоппарда) сняли фильм "Ватель" (2000), где человека-легенду сыграл Жерар Депардье. Для Франции Ватель - примерно то же, что для России XX века Люсьен Оливье и его салат. Имя Вателя стало нарицательным как синоним гениального кулинара и даже как символ профессиональной чести повара. Его искусством восхищались Корнель и Мольер, а Мазарини, Кольбер и Филипп Орлеанский брали Вателя напрокат у его первого знатного хозяина - министра Фуке. Погиб утром 24 апреля 1671 г., во время большого и пышного приема (на 2000 персон), устроенного принцем Конде в честь Людовика XIV в Замке Шантийи (Chateau de Chantilly, Chantilly, France) около Парижа. Причина смерти - свежая рыба. То есть ее отсутствие. Ватель обнаружил, что не привезли свежей рыбы. В постный день! (Соблюдали!) Этого его нервы не вынесли. Итог - несколько ударов шпагой в сердце.
1687 год - Жан-Баптист Лулли (Jean Baptiste Lully, 55 лет). Смерть от "дирижерской палочки". Французский композитор, скрипач, танцор, дирижёр и педагог итальянского происхождения; занимал пост "Советника и секретаря Короля, Королевского дома и Короны Франции; сюр- интенданта музыки Его Величества", "композитора инструментальной музыки короля". В 1662 г. Люлли женится на Мадлен, дочери композитора Мишеля Ламбера. Их свадебный контракт подписан Людовиком XIV и его матерью Анной Австрийской. Много лет сотрудничал с великим Мольером и сочинил и поставил в театре 13 трагедий в музыке и 17 опер, написал массу симфоний, трио, арий для скрипки, дивертисментов, увертюр, месс. (Жан Батист Люлли, фр. Lully, Джованни Баттиста Лулли, итал. Giovanni-Baptista Lylli или Lulli; 28 ноября, 1632 , Флоренция - 22 марта, 1687, Париж) Дирижируя оркестром во время исполнения гимна "Te Deum" написанного для французского короля Людовика XIV в Париже 22 марта 1687 года, Жан-Баптист Лулли настолько увлекся поддержанием ритма, который он отбивал при помощи специального "дирижерского посоха", что сильно повредил палец на ноге. Однако дирижер отказался от помощи медиков и продолжил репетицию. Рана на пальце воспалилась, абсцесс перерос в гангрену, однако упрямый музыкант отказался от ампутации и умер от распространения болезни. По иронии судьбы, гимн, исполнением которого он дирижировал, был посвящен благополучному исцелению Людовика. Композитор умер 22 марта 1687 г. в возрасте 55 лет.
www.imslp.org
1771 год - Адольф Фредерик (Adolf Frederick, 61 год). Смерть из-за десерта. Шведский король Адольф Фредерик, правивший в 1751-1771 годах. (Adolf Frederick, шв. Adolf Fredrik, род. 14.10.1710). Король любил поесть и умер от переедания. Король, "объевшийся до смерти" умер 12 февраля 1771 года в возрасте 61 года от несварения после поглощения ужина, состоявшего из всех любимых блюд монарха: лобстеры, икра, цветная капуста, кабачковый суп, копченая сельдь, шампанское. Любимый десерт короля - сдобная булочка с марципаном и молоком, или "semla" (традиционная в Швеции, Финляндии, Норвегии и Эстонии) - был подан в тот день 14 раз!
2005 год - Lee Seung Seop (28 лет), корейский игроман, фанат видео игр. Упал и умер в Интернет Кафе отыграв в Starcraft более 50 часов без остановки.
50-летний шотландский художник Кристофер Норрис. Норрис заразился сибирской язвой во время игры на барабане, изготовленном в восточной Африке. news.bbc.co.uk
Виктор Земцов (49 ) - тяжелобольной. Погиб 30 ноября 2008. Житель Кемеровской области, поступивший с признаками метастазов рака в головной мозг в областную больницу, где был вскоре переведен в палату для тяжелобольных и в реанимацию. Началось это 20 ноября, когда Виктор Николаевич, работая по дому, неудачно упал. Ударился так, что левую половину тела разбил паралич. "Скорая" отвезла пострадавшего в городскую больницу Березовского. Диагностировали нарушение кровообращения. Березовские врачи решили 26 ноября отправлять больного в Кемерово. Соседом по палате оказался буйный и страдавший от перепития алкоголик с желудочным кровотечением (позднее 27 января 2009 он проходил экспертизу в психбольнице). Там в реанимации Земцов из-за тяжелых болей звал на помощь жену Надежду. (Виктор Николаевич Земцов). Сосед по палате сначала ударил тяжелобольного Виктора Земцова по голове бутылью физраствора. А потом задушил. Всего лишь потому, что измученный мужчина слишком громко стонал от боли и звал свою жену. О том, что муж не умер от рака, а был зверски убит в больнице, Надежда Яковлевна узнала не после похорон, а после поминок на 9 дней. Ее неожиданно вызвал следователь из Кемерова, там и открылась ужасная правда... org.ua
Большинство исследователей исходят из того, что родовым признаком человека является сознание, следовательно. Смерть, - это смерть сознания: " Смерть человеческого существа определяется с того момента, когда умирает сознание" (Л. Шварценберг).
Смерть мозга есть смерть всего организма. Фактическим синонимом смерти мозга является понятие "запредельной комы", лечение которой бессмысленно. Больной, у которого констатирована смерть мозга, является живым трупом, или, как принято говорить, препаратом "сердце -- лёгкие".
Эвтаназия (или эйтаназия) ( el. ??- "хороший" + el. ??????? "смерть") -- практика прекращения (или сокращения) жизни человека или животного, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания, в удовлетворение просьбы без медицинских показаний в безболезненной или минимально болезненной форме, с целью облегчения страданий, а также в качестве меры в отношении бездомных животных с целью сокращения их популяции в городах, применяемой в США, Великобритании, Японии и других развитых странах мира посредством инъекции яда, вызывающего безболезненную смерть во сне.
Термин "эвтаназия" впервые употреблен Френсисом Беконом в XVI веке для определения "легкой смерти".
Капинус О. С. Эвтаназия в свете права на жизнь: монография. -- М.: ИД Камерон, 2006.
Сенека гоаорил: "Покуда смерть подвластна нам, мы никому не подвластны".
КОНТЕКСТНАЯ ГАЛЕРЕЯ
Публий Элий Траян Адриан больше известный как Адриан ( la. Publius Aelius Traianus Hadrianus; 24 января 76, годы правления 11 августа 117 -- 10 июля 138) -- древнеримский император.
После смерти Траяна Адриан был призван в Рим в 118 г. и признан императором.
Основное внимание новый император отдавал экономическому развитию провинций. По всей стране строились театры, библиотеки, города украшались множеством статуй. Император значительную часть правления провёл в поездках по провинциям.
При нем продолжались гонения на христиан, отвергавших почитание римских богов, что с точки зрения закона считалось преступлением против государства.
Самой большой любовью Адриана был несомненно юноша Антиной. С 128 г. юноша неотступно находился при императоре. В 130 году, когда они находились в Египте, Антиной утонул в Ниле. Доподлинно известно, что горе Адриана было безутешно и он приказал жрецам обожествить Антиноя.
На месте гибели своего фаворита Адриан основал город Антинуполь (Антинойполис), где каждый год проводились игры в честь молодого бога. Культ Антиноя распространился по всей империи. Бесчисленные статуи отобразили его чувственную, меланхоличную красоту -- до нашего времени сохранилось около пяти тысяч таких статуй, которые император воздвиг в честь своего любимца во многих городах, было выполнено также множество его скульптурных портретов.
В 138 г. император сильно заболел, страдая от болезни, он принял сильную дозу лекарства и умер в Байях 10 июля 138 г.
Перед смертью написал себе эпитафию:
"Трепетная душа, нежная странница
Гость и друг в человеческом теле,
Где ты сейчас скитаешься,
Ослабленная, продрогшая, баззащитная,
Неспособная играть, как прежде?"
Адриану посвящён роман бельгийско-французской писательницы Маргерит Юрсенар "Записки Адриана"
Артур Кёстлер ( en. Arthur Koestler, 1905--1983) -- британский писатель и журналист, уроженец Венгрии, еврейского происхождения. Наиболее известен по роману "Слепящая тьма" (1940) об эпохе большого террора в СССР 1930-х годов. Писал статьи для Британской энциклопедии.
В конце жизни Кёстлер занимался изучением процесса научного мышления. Он также стал инициатором и идеологом движения "Экзит", поддерживающее право человека принять решение и уйти из жизни (эвтаназию). Кёстлер, долгое время страдавший от болезни Паркинсона и лейкоза, покончил с собой 2 марта 1983 года в Лондоне, приняв смертельную дозу снотворного (смерть наступила на следующий день).
Витткоп, Габриэль в девичестве Менардо (''Menardeau''), родилась 27 мая 1920 года в Нанте, Франция. В возрасте четырёх лет она уже умела читать, в шесть -- изучала классиков французской литературы, благо её отец располагал богатой библиотекой. Школу Габриэль не посещала, занимаясь самообразованием вплоть до начала Второй мировой войны (особый интерес у будущей писательницы вызывала литература XVIII века).
В годы оккупации Габриэль Менардо познакомилась в Париже с немцем Юстасом Францем Витткопом, дезертировавшим из армии, и помогла ему избежать ареста, укрыв от нацистов. Несмотря на его гомосексуальность и более чем двадцатилетнию разницу в возрасте, они поженились, и по окончании войны в 1946 году перебрались в Германию.
В 1972 году в небольшом французском эротическом издательстве выходит первая повесть Витткоп "Некрофил", в которой писательница обращается к темам смерти и сексуального влечения к трупам. Витткоп много путешествует по миру, результатом этих поездок становятся повесть "Смерть С." (1975) и роман "Белые раджи" (1986). "Смерть С." -- это созвучная новелле Томаса Манна "Смерть в Венеции" история британского гомосексуалиста, умирающего в борделях Бомбея.
В 1986 году добровольно уходит из жизни муж писательницы Юстас Витткоп, долгое время страдавший болезнью Паркинсона. Это событие Габриэль Витткоп описывает в своей книге "Хемлок, или Яды" (1988). В 2001 году на свой 81-й день рождения Витткоп, больная раком лёгких, принимает решение покончить с собой. В письме своему издателю она так говорит об этом решении:
''"Я собираюсь умереть, как и жила, как свободный человек... Я -- свободный человек, а в наши времена таких немного. Свободный человек не гонится за успехом"''. Габриэль Витткоп ушла из жизни по собственной воле 22 декабря 2002 года во Франкфурте-на-Майне.
Гулльберг, Яльмар ( sv. Hjalmar Gullberg, 30 мая 1898, Мальмё -- 19 июля 1961, в провинции Сконе) -- шведский поэт, писатель, драматург, переводчик, один из наиболее известных шведских литераторов XX века.В истории шведской литературы считается одним из первых модернистов, новатором поэтического языка, смело соединявшим высокую и разговорную стилистику. Философская и пейзажная лирика отличается особой музыкальностью, мягкой интонацией; часто использование библейской и античной образности.
Окончил Лундский университет, многие годы работал в радиотеатре Швеции. Член Шведской академии (1940), почетный доктор Лундского университета (1944). Покончил с собой, будучи неизлечимо больным.
Зигмунд Фрейд ( de. Sigmund Freud -- ''Зигмунд Фройд'', полное имя: Сигизмунд Шломо Фрейд; 6 мая 1856, Фрайберг, Австро-Венгрия (ныне Пршибор,Чехия) -- 23 сентября 1939, Лондон) -- австрийский невролог, основатель психоаналитической школы, терапевтического направления в психологии, постулирующего теорию, согласно которой невротические расстройства человека вызваны многокомплексным взаимоотношением бессознательных и сознательных процессов.
Зигмунд Фрейд родился в семье галицийских евреев. Большую часть своей жизни Фрейд прожил в Вене.
В 1938 году, после присоединения Австрии к Германии (аншлюса) и последовавшим за этим гонением на евреев со стороны нацистов, положение Фрейда значительно осложнилось. Работы Фрейда, еврея по происхождению, были изъяты из всех библиотек и публично сожжены, а психоанализ официально признан вредоносным учением. После ареста дочери Анны и допроса в Гестапо, Фрейд принял решение покинуть Третий рейх. Однако власти не торопились выпускать его из страны. Он был вынужден не только подписать унизительную благодарность Гестапо "за ряд добрых услуг", но и выплатить правительству рейха баснословный "выкуп" в 4000 долларов за право покинуть Германию. Во многом благодаря хлопотам и связям принцессы греческой и датской Мари Бонапарт -- пациентки и ученицы Фрейда -- ему удалось сохранить жизнь, и вместе с женой и дочерью эмигрировать в Лондон. Две сестры Фрейда были высланы в концентрационный лагерь, где погибли в 1942 году.
Мучительно страдая от рака полости рта, вызванного курением, в 1939 году он попросил своего врача и друга Макса Шура помочь ему совершить эвтаназию, идея которой была в то время достаточно популярной. Тот дал ему тройную дозу морфина, от которой Фрейд умер 23 сентября 1939 года.
Клаус, Хьюго ( nl. Hugo Maurice Julien Claus, 5 апреля 1929, Брюгге -- 19 марта 2008, Антверпен) -- бельгийский (фламандский) нидерландоязычный писатель, поэт, художник, драматург, режиссёр театра и кино. Он считается одним из величайших нидерландскоязычных писателей XX века. Лауреат многочисленных национальных и европейских литературных премий,в том числе - премии Пазолини (1997). Неоднократно включался в списки претендентов на Нобелевскую премию по литературе.
В последние годы жизни Хьюго Клаус страдал болезнью Альцгеймера. Он добровольно ушёл из жизни посредством эвтаназии (она в Бельгии разрешена законом).
* Избранное. М.: Радуга, 1991 (Серия "Мастера современной прозы")
Олдос Леонард Хаксли ( en. Aldous Huxley; 26 июля 1894, Годалминг, графство Суррей, Великобритания -- 22 ноября 1963, Лос-Анджелес, Калифорния, США) -- английский писатель. Автор известного романа-антиутопии "О дивный новый мир".
Мать Хаксли умерла, когда Олдосу было 13 лет. Три года спустя он заболел глазным воспалением и впоследствии его зрение значительно ухудшилось.
В 1953 он соглашается на участие в эксперименте, целью которого было исследование влияния мескалина на человеческое сознание.Эссе "Двери восприятия" ("The Doors of Perception") и "Рай и ад" ("Heaven and Hell") описывают наблюдения и ход эксперимента, который вплоть до своей смерти автор повторял около десяти раз. "Двери восприятия" стал культовым текстом для многих радикальных интеллектуалов 60-х и дал название знаменитой группе "The Doors".
Хаксли умер в 1963 г. в Лос-Анджелесе от рака горла. Перед смертью он попросил сделать ему внутримышечную инъекцию ЛСД -- 100 мкг. Несмотря на предостережения врачей, жена выполнила его просьбу. Незадолго до его смерти в пожаре в его собственном доме сгорели все его рукописи.
Осаму Дадзай (19 июня 1909 -- 13 июня 1948) -- один из самых известных японских прозаиков начала XX века. Дадзай Осаму -- псевдоним, настоящее имя Сюдзи Цусима .
Осенью 1930 года Дадзай завязал роман с гейшей Бэнико (настоящее имя этой женщины Ояма Хацуё), это вызвало новый взрыв возмущения семейства Цусима, и в Токио срочно выехал глава семьи. Ко взаимному согласию братья пришли только после того, как Дадзай заявил, что выпишется из семейной книги. Скоро он получил уведомление о своей выписке, а ещё через несколько дней состоялась помолвка, после которой Дадзай предпринял попытку покончить с собой: бросился в море вместе с официанткой из бара на Гиндзе. Его удалось спасти, но девушка погибла.
Хоть Дадзай и числился студентом, но занятия он не посещал. Единственной целью было написать историю своей жизни и умереть. Для книги заранее было придумано название -- "На закате дней" ("Баннэн").
В марте 1935 года работа над сборником "На закате дней" была завершена, и, желая сохранить верность своему замыслу, Дадзай предпринимает новую попытку покончить с собой. Попытка самоубийства снова закончилась неудачей. Вернувшись из Камакуры, Дадзай с сильным приступом аппендицита попал в больницу. После операции у него начался перитонит, мучили сильные боли. Ему постоянно кололи наркотики, и, выйдя из больницы, Дадзай уже не мог без них обходиться.
"Ранней весной на тридцать первом году жизни мне впервые захотелось стать писателем. Запоздалое желание, если подумать. И я писал изо всех сил в совершенно пустой неуютной комнатенке пансиона... На этот раз я писал уже не "предсмертное послание". Я писал, чтобы жить":: Дадзай Осаму, "Восемь видов Токио"
В годы войны, когда многие писатели замолчали, Дадзай продолжал писать. В 1945 году Дадзай начал писать "Сказки" ("Отогидзоси"). Весной во время воздушного налета был разрушен дом в Митаке, и он уехал в Кафу, куда уже раньше отправил жену с детьми (в 1944 году у него родился сын Масаки). Однако очень скоро сгорел и дом в Кафу, после чего Дадзай с семьей перебрался в Канаги. Больше года прожил он во флигеле своего родного дома. Именно там встретил известие о капитуляции, которое было для него шоком.
Весной 1948 года были созданы повесть "Исповедь "неполноценного" человека" ("Нингэн сиккаку") и рассказ "Вишни" ("Ото").
не дождавшись, пока повесть будет опубликована полностью, Дадзай ушел из этого мира. Дописав "Исповедь..." и вложив в неё всю свою душу, Дадзай почувствовал себя изнуренным и опустошённым. Его терзала бессонница, обострился процесс в лёгких, открылось кровохарканье. Больной и измученный, он написал свой последний рассказ "Гуд бай" и вместе с Ямадзаки Томиэ бросился в один из токийских водосборников -- Тамагава. Это было 13 июня 1948 года. На его письменном столе остались: рукопись "Гуд бай" с авторской правкой, письмо-завещание, адресованное жене Митико, игрушки детям и стихотворение:
Дождик прошёл,
Грязный пруд взбаламутив.
В мутной воде
Не отражаются больше
Волны цветущих глициний.
Тела были найдены только 19 июня.
"Белое полотнище моей души испещрено какими-то мелкими знаками. Мне и самому непросто разгадать, что там начертано. Словно десятки муравьев, вылезши из моря туши, с еле внятным шорохом ползали, кружились по этому белому полотну, и на нем отпечатались их смутные следы. И если бы я сумел разобрать эти темные письмена, если бы я сумел их прочесть и понять, я смог бы объяснить, в чем смысл моего "долга". Только очень уж это трудно":: Дадзай Осаму, "Отец"
Чхеидзе, Николай Семёнович (1864, село Пути Кутаисской губернии, ныне в Грузии -- 7 июня 1926, Левиль, близ Парижа) -- политический деятель России и Грузии.
C 1912 -- депутат 4-й Государственной Думы, глава фракции меньшевиков, член масонской "думской ложи".
После Февральской революции 27 февраля (12 марта) 1917 Чхеидзе вошёл в состав Временного исполкома Петроградского Совета рабочих депутатов, был избран его председателем. В тот же день вошёл во Временный комитет Государственной думы.
После ввода Красной Армии в Грузию в 1921 эмигрировал во Францию. Участвовал в работе эмигрантских организаций. Покончил жизнь самоубийством, будучи смертельно больным туберкулёзом.
Политические партии России. Конец 19 начало XX века. М., 1996.
Цвигун, Семён Кузьмич (28 сентября 1917, село Стратиевка, ныне Чечельницкого района Винницкой области, Украина -- 19 января 1982, Москва) -- советский государственный деятель, первый заместитель председателя КГБ СССР (1967--1982). Курировал третье (военная контрразведка) и пятое (борьба с идеологической диверсией) управления КГБ. Генерал армии (1978).Семён Кузьмич Цвигун под псевдонимом ''"генерал-полковник С. К. Мишин"'' консультировал создателей телесериала "Семнадцать мгновений весны" и фильма "Укрощение огня".
В конце жизни тяжело болел (рак лёгких). Видимо, по причине тяжелых физических страданий, застрелился на своей подмосковной даче 19 января 1982 года.
Лекарев С. Самоубийство генерала КГБ Семёна Цвигуна: тайны и вымыслы. Аргументы недели.2007
1759 год - Георг Фридрих Гендель (Georg Friedrich Handel, 61 год). Смерть из-за переедания. Великий немецкий композитор, представитель стиля барокко. Прожил большую часть жизни в Англии. В 2009 году музыковед из Хьюстона Дэвид Хантер пришел к выводу, что причиной смерти знаменитого немецкого композитора 18 века Георга Фридриха Генделя, стало обжорство. Занимаясь этой проблемой, ученый пришел к выводу, что злоупотребление пищей и вином являлось болезнью композитора. Между тем среди многих документов Хантер нашел рассказ современника композитора художника Джозефа Гупи, который считал Генделя обжорой. Однажды композитор пригласил его к себе на обед. При этом великий маэстро предупредил, что пища будет самая простая. После обеда композитор надолго удалился. Гупи отправился искать хозяина и увидел, как Гендель поедает пищу, которой он не угостил друга. После этого обиженный художник написал портрет Генделя в виде человека со свиным рылом. (Georg Friedrich Handel, 1685-1759). Композитор любил поесть и умер от переедания. Как установил ученый из Хьюстона Дэвид Хантер, заболевания, которые со временем развились у Генделя - ожирение, паралич, подагра и слепота - были симптомами отравления свинцом, который добавляли в вино, чтобы оно не скисало. Также и вспыльчивость Генделя могла быть признаком отравления. В 1753 году Гендель полностью потерял зрение. 14 апреля 1759 года он скончался в Лондоне и был похоронен в Вестминстерском аббатстве.
pravda.ru
Доктор отчего лучше умереть: от сифилиса или дизентерии? - Лучше умереть мужчиной чем засранцем.
Так что другие - как хотят, Бог с ними, а его уделом было жить в одиночестве и умереть без свидетелей.
Исаак Башевис Зингер.
"Однажды кот вышел из дома, чтобы никогда не вернуться. Он предчувствовал неумолимое приближение смерти и готовился встретить ее, как и полагается диким - в одиночестве. Он не желал умирать, чуя человеческий запах и слыша человеческий голос. И до тех пор, пока смерть не нанесла свой окончательный, быстрый и внезапный удар, он из последних сил полз туда, где и подобает умирать гордому дикому зверю - не к мягким подушкам, а к одинокому тихому местечку, в котором бы он мог достойно покинуть этот, жестокий мир". Алдан Дево, Кошки .
Муравьи, чувствующие, что скоро умрут, покидают свои колонии и погибают в одиночестве. Насекомые делают это для того, чтобы оградить собратьев от возможных заболеваний. Такие выводы исследователи опубликовали в журнале /Current Biology/. Коротко о работе пишет портал BBC News.
Ученые заражали муравьев /Temnothorax unifasciatus/ спорами смертельного для них грибка /Metarhizium anisopliae/. За несколько часов (а в некоторых случаях - дней) до смерти зараженные насекомые покидали
муравейник и удалялись от него на значительные расстояния.