Критерий понимания Добра и зла состоит в признании абсолютной ценности жизни и самоценности индивидуальности.
Неприменение зла через аскезу одиночества создает адиафору.
Ранний христианский писатель Lucius Lactantius в своей книге "Гнев Божий" пишет
"Бог или хочет устранить зло, но не может; или Он может устранить зло, но не хочет; или Он не хочет и не может сделать этого одновременно. Если Он хочет, но не может, тогда Он слаб, что не согласуется с характером Бога; если Он может, но не хочет, тогда Он завистлив, что тоже противоречит Его смыслу; если Он не сожжет и не хочет, тогда Он и слаб и завистлив, и следовательно, не является Богом; если же Он может и хочет, что единственно находится в согласии с Его сущностью, откуда тогда проистекает зло? или почему Он его не устраняет?"
Всемогущество в его классическом понимании несовместимо с идеей совершенного Бога.
Вот простой пример: может ли Бог создать настолько тяжелый камень, что Он сам его не сможет поднять? Если не может, то Он не является всемогущим. Если же может, то созданный неподъёмный камень будет являться ограничением возможностей Бога, ибо Он не сможет его поднять. Один из ответов на этот парадокс состоит в том, что если существует непреодолимая сила, тогда по определению не существует объекта, который не может быть сдвинут; и наоборот, если существует объект, который невозможно сдвинуть, то никакая сила не может быть признана непреодолимой.
Бог может создать камень, который никто в этом мире поднять не сможет, но сам Бог его "поднять" может - т.к. миру не подчинён и "поднять" - лишь внутремирное наблюдение процесса.
В таком заключении и человек со своим субъективном миром равняется на всемогущество бога.
Неприменение зла через аскезу одиночества создает адиафору.
Адиафора в философском смысле является термином для фиксации индифферентного, представляющего собой "морально-безразличное", то, что не имеет непосредственного отношения к моральному благу или злу.
Я не учу ни добру, ни злу. Я учу тому, как жить в таком разрезе бытия, в котором теряют смысл понятия добра и зла.
Зиновьев
Термин Когнитивная Свобода означает свободу в обладании полным суверенитетом по отношению к собственному сознанию. Неправительственная организация Центр Когнитивной Свободы и Этики определяет понятие когнитивной свободы как "право каждого мыслить независимо и автономно, использовать все способности своего ума, и испытывать любые формы мыслительного процесса" . (en. "the right of each individual to think independently and autonomously, to use the full spectrum of his or her mind, and to engage in multiple modes of thought").
Разделение сущего на благо, зло и то, что "между ними" (то есть ни то, ни другое), восходит к Платону. В этике раннего стоицизма понятие адиафоры приобрело особое значение, обозначающее "природные", но "не зависящие от нас", "внешние" вещи, не являющиеся объектом морального выбора.
Бердяев пишет, что "нет ничего более злого, чем стремление осуществить во что бы то ни стало благо".
"Добродетель -- это ответственность по отношению к собственному существованию. Злом является помеха развитию человеческих способностей; порок -- это безответственность по отношению к себе", -- говорил Эрих Фромм в книге "Человек для себя" (1947).
Движение средневековых катаров возникло в Лангедоке (Франция) в XI веке и просуществовало в Западной Европе вплоть до XIV века.
В XIV веке верующие в Лангедоке произносили следующую молитву: "Отче Святый, Боже правый добрых духом, Ты, который никогда не лгал, не обманывал, не сомневался и не ошибался. Из страха смерти, которая всех нас ожидает, мы просим Тебя, не дай нам умереть в мире чужом Богу, ибо мы не от мира, и мир не для нас, но дай нам узнать то, что Ты знаешь, и полюбить то, что Ты любишь..."
"Можно ли любить других, если не любишь себя?" - говорил проповедник катаров Себастьен Фор.
Нелли Р. Катары. Святые еретики. М.: Вече, 2005
"Мы сразим этих гнусных сектантов вечным проклятием; мы осуждаем на вечную кару тех, кто даст им убежище или защиту, тех, кто посмеет называть их "совершенными верующими" или какими-либо другими еретическими именами. Мы повелеваем всех, кого изобличат в содействии еретикам, будь они клирики или духовные лица, лишить церковного звания и предать светскому правосудию. Если же они окажутся мирянами, мы повелеваем: предать их самым страшным пыткам, подвергнув испытанию огнем, железом, бичеванию и сожжению заживо" - гневается папа Луций III на соборе.
Было уничтожено население многих городов, где были распространены катары - Альби, Каркасон, Безье и другие. Убивали всех без отличия, даже женщин и детей. Например, в городе Безье на площадь перед церковью святого Назария было согнано 20 тысяч мужчин, женщин и детей, которых крестоносцы подвергли жестокой резне. "Не наше дело разбираться, - кричал папский легат Арнольд Альмарик, - бей всех без разбора! Бог знает своих! Бог разберется!". Город был сожжен. Резня в Безье была прелюдией к дальнейшим карательным походам захватчиков в Лангедоке: пали Перпиньян, Нарбонн, наполовину был разрушен старинный Каркассон. В письме папе Иннокентию III Арнольд с гордостью писал, что в расчет не принимались "ни возраст, ни пол, ни занимаемое положение". В ходе 20-летней войны крестоносцы истребили в Лангедоке свыше миллиона жителей.
ОДИНОЧЕСТВО-ЗЛО И ГРЕХ?
Определение гласит, что ''грех'' является следствием акта воли индивида, подразумевает вину и влечёт за собой воздаяние. Одиночество как воздаяние человеку от одинокого бога.
В христианской традиции особое место занимают понятия ''греха'' и ''покаяния''. Грех для христиан -- это не просто проступок или провинность, это нечто, противоречащее человеческой природе (ведь человек создан по образу и подобию Божию). Грех -- порочность человеческого существа.
В "Божественной комедии" Данте Алигьери ад представляет собой девять кругов, чем ниже круг, тем серьёзней грехи, совершённые человеком при жизни. Перед входом -- жалкие души, не творившие при жизни ни добра, ни зла, в том числе "ангелов дурная стая", которые были и не с дьяволом, и не с Богом.
http://edic.ru/myth/art_myth/art_1049.html Ад в энциклопедии Мифы народов мира
В книге "Десятое пророчество Анд" Джеймс Редфидд описывает ад как пространство, населенное чувствами -- необузданными желаниями, жадностью, завистью, паранойей, психическими болезнями, страхами, яростью, отвращением к себе, одержимостью и гордыней. Ад -- нечто тяжкое и нескончаемое, синоним холода, тьмы, одиночества и отчаяния.
Лиз Бурбо, Мишлин Сен-Жак
Большая энциклопедия Сущности / Перев. с фр. -- М.: ООО Издательский дом "София", 2005. --416 с.
Понятие грехопадения основано на библейской истории об изгнании перволюдей (Адама и Евы) из Райского сада за то, что те, нарушив волю Господа, вкусили от Древа познания добра и зла (Библия|Быт|3:1|-7). Узнав об этом, Господь изгнал перволюдей из Рая, лишив их вечной блаженной жизни и подвергнув страданиям (Библия|Быт|3:17|-24).
Изгнанные из рая люди потеряли способность жить вечно (отныне им был закрыт доступ к Древу Жизни), оказались вовлечены в извечную борьбу добра и зла. Отныне и вовеки человек по определению наделён греховностью, которая дает свободу выбора между добром и злом. Творец позволяет Сатане действовать в мире с тем, чтобы у человека был выбор между добром и злом. Пророк Исаия называет первоначальное имя Сатаны -- Денница (Люцифер) (Библия|Ис|14:12), переводимое как "Светоносный".
ОДИНОЧЕСТВО САТАНЫ - ДЕМОНИЧЕСКОЕ ОДИНОЧЕСТВО АНГЕЛА, СОТВОРИВШЕГО ГРЕХОПАДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.
Плод древа познания- ключ к переходу от одиночества в раю к одиночеству в мире.
Человек не ангел и не животное, и несчастье его в том, что чем больше он стремится уподобиться ангелу, тем больше превращается в животное.
Б. Паскаль
Следование морали возможно и из эгоистических побуждений -- в этом случае человек ожидает, что к нему будут относиться в рамках той же морали. http://www.ethology.ru/library/?id=184 Роберт Райт -- Моральное животное
Гоббс выводит всю нравственность из эгоизма, то есть из естественного стремления людей к обособленности и отчуждённости: "война всех против всех" -- вот тот первоначальный этический факт, из которого развивается с неизбежной последовательностью положительное право и нравственность. Человек делается общественным животным по необходимости. Только страх людей друг перед другом принуждает их отказываться от природной склонности к насилию и порабощению и устанавливать нормы общежития.
Аморально ли одиночество?
Этика есть учение о морали и о нравственности.
= Основные проблемы этики =
* Проблема критериев добра и зла
* Проблема смысла жизни и назначения человека
* Проблема справедливости
* Проблема должного
Может ли быть одиночество нравственным?
Очень сложен вопрос, когда и при каких обстоятельствах человек способен встать
"по ту сторону добра и зла".
"Не иди во вне, говорил тот же Бл.Августин, - иди во внутрь самого себя; и когда ты внутри обретешь себя ограниченным, перешагни через самого себя!". С.Франк
Быть нравственным -- значит, для Гераклита, быть причастным единому вселенскому разуму. Нравственно-должное заключается в исполнении общего закона. Всё индивидуальное, оторванное от всеобщего, обречено на гибель и разложение.
Нравственное поведение для софистов -- это способность личности жить в обществе, среди людей, устанавливать с ними взаимоотношения в рамках нравственных норм, принятых в данном обществе.
Эпикурейцы руководились девизом "проживи незаметно", возводя таким образом в принцип себялюбивое обособление и равнодушие к общественным интересам.
Сократ рассматривал нравственность с точки зрения целесообразности. Все наши действия только тогда являются нравственно ценными, когда мы имеем правильное познание о благе. Отсюда вытекает, что все хорошие поступки обуславливаются ''знанием'' или ''мудростью '' -- и наоборот, знающий благо, по мнению Сократа, неизбежно к нему стремится и его достигает. Зло может происходить только от неведения блага и пути к нему.
Смерть Сократа с наглядностью показала, что в этом мире тщетно было бы искать высшей правды и высшего блага, правда всегда обречена на поругание и на жертву. Раз что существует абсолютное высшее благо, его место не здесь, а в мире идей.
Человеческая душа связана с миром идей своим происхождением из него.
По словам блаженного Августина, "Возлюби Бога, и делай, что хочешь".
Необходимым условием самопознания оказывается одиночество - как внешнее (уединение), так и внутреннее (самостное погружение в себя).
Путешествие в Град Божий начинается внутри (изнутри) самого человека. Залогом этому будет собранное при жизни богатство нетленное - презрение к миру, преуспеяние в добродетели, любовь к порядку, покаянность, повиновение, самоотречение ("самоумертвление"), терпение во имя любви Христовой, "добрые дела".
"Цветы лотоса растут из земной грязи", - говорят буддисты.
Слова св. Серафима Саровского таковы: "Стяжи мир -- и тысячи спасутся вокруг тебя".
Однако,
Любая вонь, борющаяся с вентилятором, склонна считать себя Дон- Кихотом
Лец
Мораль ''иезуитизма'' представляет возврат к средневековой католической морали, с её основным принципом единой церкви как заместительницы индивидуальной совести и высшего нравственного авторитета. Такая замена внутреннего нравственного самоопределения внешним послушанием ясно обнаруживается в иезуитской теории ''пробабилизма'', согласно которой всякое сомнение в нравственных вопросах должно быть разрешаемо духовником или вообще авторитетом церкви.
"В начале семнадцатого века иезуиты ввели в свои статуты весьма значительные изменения. Они отодвинули на второй план пропаганду религии и завоевание мира, стали приспосабливать доктрины католической религии к своим нуждам. Они не только изменили устав ордена, но и весьма существенно
исказили некоторые догматы. В работах, посвященных природе греха, иезуитские богословы заявляли, что "существует только сознательное отклонение от заповедей божьих, следовательно, грехом является лишь сознательное и преднамеренное заблуждение".
Приведем несколько образчиков иезуитской морали:
"Большим благом и великой милостью является полное незнание бога, ибо грех - это оскорбление божества, а раз человек не познал бога, то для него нет ни греха, ни вечного осуждения. Таким образом, атеист, хотя он и не верит в существование бога, именно поэтому не в состоянии, даже если
захочет, совершить какое-либо действие, осуждаемое церковью. Можно также с полным правом поклоняться неодушевленным предметам, животным или каким-нибудь частям своего тела, вплоть до органов деторождения, на том основании, что церковь разрешает почитать бога во всех его творениях.
Однако, ввиду того что, простираясь ниц перед неодушевленными предметами и лобызая их, можно прослыть суеверным, не следует делать это публично. Тайный грех - прощенный грех".
"Так как язычники, поклоняясь своим божествам твердо верят, что их идолы олицетворяют божество, то они не совершают греха. Можно не греша поклоняться Приапу или Венере".
"Во имя своего спасения вовсе не обязательно всегда верить религиозным догмам или таинствам: достаточно хотя бы раз на одну секунду уверовать, чтобы этой веры хватило на всю жизнь".
"Чтобы слушать мессу, достаточно присутствовать на богослужении. Рассеянность, легкомысленное настроение, вожделение или разглядываниекрасивых женщин вовсе не лишает обедню её ценности".
"При некоторых обстоятельствах для девушки не является большим грехом, если она предается любви до брака, так же как для женщин объятия чужих мужчин и измена мужу. Целомудренная Сусанна из священного писания была не права, когда восклицала: "Если я пойду навстречу непристойным вожделениямстарцев, я погибла". Так как, с одной стороны, ей угрожал позор, а с другой- смерть, она была бы вправе сказать: "Я не соглашаюсь на прелюбодеяние, но я его вынесу и никому не скажу об этом, чтобы сохранить жизнь и честь".
"Неопытные молодые женщины полагают, что для того, чтобы сохранить целомудрие, следует кричать о помощи и сопротивляться соблазнителям. Ничуть не бывало:
они останутся столь же непорочны, если молчат и не сопротивляются. Грехом является только преднамеренность. Если бы Сусанна выполнила желание старцев, внутренне в этом не участвуя, на ней не было бы никакого греха".
"Молодая женщина может, не совершая греха, надевать на себя украшения, чтобы вызвать плотское желание мужчин, может румяниться, душиться, носить драгоценности, одевать тонкие легкие одежды, через которые просвечивает грудь, обрисовываются формы тела и даже угадывается обитель стыда, если это обусловлено модой".
"Мужчина не совершает греха, будь он даже монах или священник, входя в дом разврата, дабы проповедовать нравственность заблудшим душам, хотя весьма вероятно, что он подвергнется искушению и позволит соблазнить себя жрицам любви. Намерение, приведшее его в храм распутства, предохраняет его от греха. Слуга, который ради хлеба насущного служит развратному хозяину, может выполнять самые мерзкие функции, не лишаясь божьей милости. Точно так же и служанка может без дурных последствий для себя содействовать интригам своей хозяйки, впускать любовников без ведома отца или мужа, передавать любовные письма и выполнять другие поручения подобного рода".
"Публичная девица на законном основании может требовать оплаты за свой труд при условии, что цены не будут завышены. То же относится к любой девушке, тайно занимающейся проституцией".
"В некоторых случаях кража не является грехом. Жена может втайне от мужа брать из общей кассы столько денег, сколько найдет нужным для благочестивых деяний. Она может его обкрадывать, используя деньги на игры, туалеты и даже для оплаты любовников, но при условии, что отдаст половину денег церкви.
Дети могут на тех же условиях обворовывать родителей, похищая и тратя на свои мелкие удовольствия столько денег, сколько им позволят обстоятельства.
Прислуга может обкрадывать хозяев, компенсируя недостаточное жалованье, ноделиться при этом со священниками. Каждый, кто обкрадывает богача, не причиняя ему большого ущерба, получает право законной собственности. Если часть присвоенных средств он тратит на святые дела, он смело может заявить правосудию, что ничего не похитил".
"Если совесть человека не выносит ложной клятвы, он может, произнося слова, незаметно исказить формулу и остаться безгрешным. Например, вместо "juzo", что означает "клянусь", можно произнести "izo", что значит "горю". И грех приносящему клятву будет прощен. Разрешается также приносить присягу
без всякого намерения соблюсти её. Если судья потребует соблюдать присягу, можно отказаться, произнеся "Я ничего не обещал". Без этой уловки нам пришлось бы платить, когда мы не хотим тратиться, или жениться на девушке, которую не хотим брать в жены".
"Если вы, законно защищаясь, убили человека, вы вправе утверждать под присягой, что никого не убивали, делая мысленную оговорку: "Если бы он на меня не напал". Если отец застал вас в комнате дочери и заставляет вас жениться на ней, вы можете смело поклясться, произнося про себя: "Если меня
заставят или если она мне впоследствии понравится". Торговец, которому слишком дешево платят за товар, может пользоваться фальшивыми гирями и отрицать это перед судьей, говоря про себя: "Покупатель не пострадал". Можно даже придумывать вымышленные факты и без всяких угрызений совести получать деньги за лжесвидетельство при условии, что часть денег будет отдана
церкви".
"Если монах, знающий о том, какая опасность подстерегает его, если он будет застигнут во время прелюбодеяния, входит вооруженный в комнату к своей возлюбленной и убивает мужа при самозащите, он может продолжать исполнять церковные функции. Если священник у алтаря подвергается нападению ревнивого мужа, он вправе прервать обедню для того, чтобы убить нападающего, и затем без перерыва, с руками, обагренными кровью, вернуться к алтарю и продолжить службу".
"Мужу не дозволяется до приговора судьи убивать свою жену, а отцу свою дочь, застигнутую во время прелюбодеяния. В противном случае они совершат смертный грех, даже если бы виновные продолжали свои забавы в их присутствии. После вынесения приговора отец и муж могут убить жену или дочь, ибо они тогда становятся добровольными исполнителями приговора. Тогда они
палачи, а не мстители".
"Сын может желать смерти отца, чтобы воспользоваться наследством, матьможет желать смерти дочери, чтобы не кормить её или не давать приданого.
Священник может желать смерти своего епископа в надежде стать его преемником, потому что мы сильнее хотим блага для себя, чем зла ближнему... Сын, убивший отца в пьяном виде, может радоваться богатству, которое ему достанется, и его радость не будет предосудительной. Сын может убить отца,
если тот проклят или объявлен изменником государства или религии".
"Дети-католики обязаны доносить на своих родителей-еретиков, хотя и знают, что ересь повлечет за собой смертное наказание. Если же они живут в протестантской стране, то могут без страха и упрека задушить родителей".
Таковы были доктрины общества Иисуса. К счастью, человеческая мысль уже начинала эмансипироваться, и недостаточно уже было человеку носить рясу, чтобы его утверждения воспринимались как непреложные истины. Критический вольнолюбивый дух уже не был исключительной монополией немногих эрудитов, мало-помалу он захватывал массы, и поэтому иезуитские доктрины были оценены по достоинству.
Бузенбаум, один из авторов "Трактатов о морали", откуда мы позаимствовали приведенные отрывки, сохранял руководство двумя коллежами, несмотря на то что предавался самому безудержному распутству. Пьяница он был горький; очевидно, потому он и написал в одном из своих сочинений: "Можно, не совершая греха, пить сверх меры, лишь бы уметь остановиться, пока отличаешь
человека от воза сена".
Таксиль Лео. Священный Вертеп.
Одинокий человек - бессовестный человек? Есть ли совесть у одинокого. Его совесть состоит в поступке ухода из бессовестного стада.
Совесть -- способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.
Совесть в каббале -- это стыд перед людьми и самим собой за свой эгоизм. Ощущение совести, согласно каббале, характеризует наивысшую стадию развития человеческого эгоизма. На этой наивысшей стадии, по учению каббалы, эгоизм начинает ощущать разницу между собой и свойством абсолютного альтруизма, т. н. Творцом. Не ощущая Творца непосредственно, человек сравнивает себя с другими людьми и со своими нравственными критериями, полученными им через воспитание. Существует мнение, что отрыв от Творца -- это корень всех страданий в мире, поэтому совесть это самое кошмарное и тягостное переживание человека Бааль Сулам, http://www.kabbalah.info/rus/content/view/full/27219 Введение в Каббалу , пп. 1-16 .
Идеал - в тебе самом. Препятствия к достижению его - в тебе же. Твое положение - есть тот материал, из которого ты должен осуществить этот идеал.
Т. Карлейль
В угрызениях совести одинокий сточил зуб мудрости.
Герберт Спенсер ( en. Herbert Spencer; 27 апреля 1820, Дерби -- 8 декабря 1903, Брайтон) -- английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма.
В 1853 получил наследство и смог полностью посвятить себя занятиям философией и наукой.
Спенсер считал социальную философию laissez-faire. Лежащий в основе этой философии принцип индивидуализма ясно изложен в "Принципах этики":
"Каждый человек волен делать то, что желает, если не нарушает при этом равную свободу любого другого человека".
Общество -- агрегат (совокупность) индивидов, характеризующийся определённым сходством и постоянством их жизни. Оно подобно биологическому организму -- растёт и увеличивается в своём объёме, одновременно усложняя структуру и разделяя функции.
То поведение нравственно, которое ведёт к благу рода. Это же поведение в общем и целом совпадает с личным благополучием отдельных людей. Совесть и вообще все так называемые прирождённые и интуитивные нравственные принципы обладают только индивидуальной априорностью; действительное их основание -- в родовом опыте.
Социальная эволюция является процессом возрастающей "индивидуализации". Три формулы объяснения социальной эволюции: "естественный отбор", "борьба за существование", "выживание сильнейшего".
Правительство не должно вмешиваться в естественные процессы, протекающие в обществе. Только в таких условиях люди "приспособленные" будут выживать, а "неприспособленные" -- вымирать; только сильные смогут адаптироваться и достигать всё более высоких уровней исторического развития.
В "Автобиографии" (''Autobiography'', 2 vol., 1904) предстаёт ультраиндивидуалист по характеру и происхождению, человек, отличающийся необычайной самодисциплиной и трудолюбием, однако почти лишённый чувства юмора и романтических устремлений.
Умер Спенсер в Брайтоне 8 декабря 1903.
У Канта абсолютная моральная ценность -- ''человеческая личность'', входящая в содержание второй, более конкретной формулы нравственного закона: "поступай так, чтобы ты пользовался человечеством, как в твоём лице, так и в лице всякого другого, не как средством только, но в то же время и всегда как целью". Новизна этой точки зрения состоит в решительном провозглашении полной автономии нравственного закона, то есть независимости его от тех или иных психологических и внешних условий и целей.
В нравственном самоопределении открывается новый вид бытия, обладающего свободой от причинности.
Автономная мораль предполагает, что человеческая совесть, человек, сознание человека самостоятельно формулирует ему -- конкретному индивиду -- моральный закон, совесть, моральное сознание человека, но формулировка этого закона является единой для всех людей, общечеловечной. Кант настаивает на том, что человеческое в человеке -- это то, что он сам себе формулирует моральный закон, причём этот моральный закон един для всех. Мы все себе формулируем один и тот же моральный закон или категорический императив (лат. imperative - повелительный), - базовое понятие этики Канта, фиксирующее общезначимое нравственное предписание, имеющее силу безусловного принципа человеческого поведения.
Для Фихте нравственная воля является в то же время разумной волей Согласно этому, нравственное существование является непрерывным законодательством разумного существа по отношению к самому себе.
Высший критерий этого законодательства -- индивидуальная совесть. Цель нравственности -- полная свобода от всего того, что не есть разум, то есть полное преодоление неразумной природы. Так как цель эта недостижима, то нравственная деятельность есть бесконечное стремление к идеалу абсолютной свободы.
Задачей почти всех моралистов было во что бы то ни стало вывести из своих основоположений требование любви к ближнему и личного самоотречения.
В сущности это требование было априорной, хотя и не всегда сознаваемой предпосылкой почти всех этических систем. Став на точку зрения радикального сомнения, Ницше отринул это требование общепринятой этики, как совершенно недоказанный моральный предрассудок: "Я люблю тех, кто не умеет жить, не погибая: ибо гибель их есть переход к высшему".
Индивидуум есть нечто самодовлеющее, самоценное. Индивидуум должен быть свободен от всякого подчинения чему-либо для него внешнему. Человечество есть лишь одно звено всемирной жизни: она тяготеет к высшему моральному благу, которому имя Бог.
Судьба Сервантеса - мытарства Адама, изгнанного из рая.
Сервантес, Мигель де ( es. Miguel de Cervantes Saavedra; 29 сентября 1547, Алькала-де-Энарес -- 23 апреля 1616, Мадрид) -- всемирно известный испанский писатель. Прежде всего известен как автор одного из величайших произведений мировой литературы -- романа "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский".
Его отец, Родриго де Сервантес, был скромным хирургом, и многочисленная семья постоянно жила в бедности, не оставлявшей будущего писателя на протяжении всей его горестной жизни. С 1970-х гг. в Испании распространена версия о еврейском происхождении Сервантеса, повлиявшем на его творчество.
Вследствие бедности родителей Сервантес получил скудное образование и, не найдя средств к существованию, был вынужден воровать. Именно за воровство его и лишили руки, после чего ему пришлось уехать в Италию. Следующие за тем три года он снова проводит в походах (в Португалии), но военная служба становится для него непосильной тягостью, и он выходит окончательно в отставку, не имея никаких средств к существованию. На обратном пути в Испанию попал в алжирский плен, где провел 5 лет (1575-80), четырежды пытался бежать и лишь чудом не был казнен. Выкуплен монахами-тринитариями.
Для добывания себе насущного хлеба будущий автор "Дон Кихота" поступает в интендантскую службу; ему поручают закупать провиант для "Непобедимой Армады". В исполнении этих обязанностей он терпит большие неудачи, даже попадает под суд и некоторое время высиживает в тюрьме.
Его жизнь в те годы представляла собой целую цепь жестоких лишений, невзгод и бедствий.
Посреди всего этого он не прекращает своей писательской деятельности, пока ничего не печатая. Скитания подготовляют материал для его будущей работы, служа средством для изучения испанской жизни в её разнообразных проявлениях.
в 1604 г. выходит в свет первая часть "Дон Кихота", имевшая громадный успех в Испании (в несколько недель разошлось 1-е изд. и в том же году 4 других) и за границей (переводы на многие языки). Материального положения автора она, однако, нимало не улучшила, а только усилила враждебное отношение к нему, выразившееся в насмешках, клеветах, преследованиях.
С этих пор до самой смерти литературная деятельность Сервантеса не прекращалась: в промежуток между 1604 и 1616 гг. появились вторая часть "Дон Кихота". Почти на смертном одре Сервантес не переставал работать; за несколько дней до смерти он постригся в монахи. 23 апреля 1616 г. окончилась жизнь (умер от водянки.
Ирония судьбы преследовала великого юмориста за гробом: могила его долго оставалась затерянной, так как на его гробнице (в одной из церквей) не было даже надписи. Памятник ему поставлен в Мадриде лишь в 1835 г.; на пьедестале латинская надпись: "Михаилу Сервантесу Сааведре, царю испанских поэтов".
"И все же, хотя я обладаю всем, что обыкновенно бывает нужно для того, чтобы человек чувствовал себя и был счастливым, я чувствую себя самым обойденным и одиноким человеком во всей вселенной".