Феномены одиночества, смерти и страха анализуются в трудах мыслителей античности - Марка Аврелия, Аристотеля, Гераклита, Тита Лукреция Кара, Платона, Плотина, Аннея Луция Сенеки, Цицерона, Эпиктета, Эпикура и др.,
Человеческий идеал античной философии - мудрец - представал человеком, устремленным к прижизненной идентификации (полной или частичной) с Богом (божествами, Благом, Единым), человеком, окруженным или друзьями или общественными, полисными структурами, т.е. отдаленным или приближенным к социально-политическим процессам. Античный Homo Solus проявлялся в двух формах:
1) Ощущающий одиночество как ущербность собственной самости, изъян, не позволяющийему быть внутри жизни полиса или же быть другом, иметь дружеские связи, удерживающий от падения в одиночество. Это - или дурной человек, достойный участи изгоя, смертника, раба, т.е. маргинал, либо, как исключение (возможное в принципе, для каждого человека) - человек мудрый, но обреченный неумолимым роком, как царь Эдип.
2) HomoSolus - мудрец, стремящийся к достижению идентичности с Богом (иногда - достигающий в мистическом экстазе), беседующий с самим собой, а точнее - с божественной зоной (уровнем) Я.
ГАГАРИН Анатолий Станиславович. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ: ОДИНОЧЕСТВО, СМЕРТЬ, СТРАХ (От античности до Нового времени). Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук .Екатеринбург 2002
Эпикуреизм служит вполне конкретным нуждам: ищет способ избавления человека от страдания.
*Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо:
*# Отсутствие телесного страдания;
*# Невозмутимость души;
Атараксия ( el.-- "невозмутимость, хладнокровие, спокойствие") -- душевное спокойствие, безмятежность как высшая ценность, по мнению некоторых древнегреческих философов, достигаемая мудрецом. Обозначалась как предварительное условие эвдемонии древнегреческими материалистами (Демокрит, обозначавший это состояние также др. словами: хорошее расположение духа, бесстрастие, состояние, в котором нет больше места удивлению, гармония), Эпикуром (-- "безмятежность души"), скептиками во главе с Пирроном. Путь к атараксии, как считали Демокрит, Эпикур, Лукреций, лежит через познание мира, освобождение от страха. Скептики учили, что атараксия достигается воздержанностью от бинарных оценочных суждений (пример: "добрый-злой", "красивый-уродливый") и отказом от утверждения абсолютной и универсальной истинности чего-либо (истина всегда есть истина "для кого-то" и "когда-то", суждение не может быть верно всегда и для каждого). Стоики развивали учение об апатии как равнодушии к происходящему, к радости и горю. В психологии -- состояние полного отсутствия страха (как правило после пережитого эмоционального стресса).
Девиз Эпикура: "Живи уединённо!".
Эпикур ( 342/341 до н. э., Самос -- 271/270 до н. э., Афины) -- древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах ("Сад Эпикура"), в котором развил Аристиппову этику наслаждений.
В возрасте 32 лет он основал свою философскую школу, которая первоначально находилась в Митилене (на острове Лесбос) и Лампсаке (на азиатском берегу пролива Дарданеллы), а с 306 г. до н. э. -- в Афинах. В этом городе Эпикур со своими учениками поселился в купленном им саду (отсюда наименование эпикурейцев: "философы Сада"). Над входом туда висело изречение: "Гость, тебе здесь будет хорошо. Здесь удовольствие -- высшее благо". Философ скончался ("от камня в почках", как пишет Диоген Лаэртский) в 271 или 270 г. до н. э.
Шахнович М.М. Парадоксы теологии Эпикура. СПб., 2000.- 152 с.
Эпикуреец не боится смерти: "Пока мы существуем, нет смерти; когда есть смерть, нас более нет". Жизнь - вот главное наслаждение. Умирая, Эпикур принял теплую ванну и попросил принести ему вина.
Тит Лукреций Кар ( la. Titus Lucretius Carus, ок. 99--55 до н. э.) -- римский поэт и философ. Считается одним из ярчайших приверженцев атомистического материализма, последователем учения Эпикура. Следуя теории эпикуреизма, Лукреций Кар постулировал свободу воли человека, отсутствие влияния богов на жизнь людей (не отвергая, однако, самоё существование богов). Он считал, что целью жизни человека должна быть атараксия (невозмутимость), аргументированно отвергал боязнь смерти, саму смерть и потустороннюю жизнь, а после смерти человека его тело обретает иные формы существования.
Кончил жизнь самоубийством, бросившись на меч.
Среди римских стоиков следует отметить Сенеку, Эпиктета, Антонина, Арриана, Марка Аврелия, Цицерона, Секста Эмпирика, Диогена Лаэрт-ского и др.
Стоик Сенека говорит:
"Любое благо нам не на радость, если мы обладаем
им в одиночку".
"Несчастен, кто счастливым не сочтет себя".
Цель человека заключается в том, чтобы жить "в согласии с природой". Это единственный способ достижения гармонии. Счастье достижимо, лишь если покой души не нарушает никакой аффект, который не рассматривается как чрезмерно усиленное влечение. Стоический идеал -- апатия, свобода от подобных аффектов. Различаются четыре вида аффектов: удовольствие, отвращение, вожделение и страх. Их необходимо избегать. Понимающему свойственно знание о том, что никакие внешние блага не имеют ценности с точки зрения счастливой жизни.
Достигнутая гармония -- это и есть счастье. Созревая, человек постепенно познает, что разум -- его сообразная с природой сущность.
http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/106/484.htm Статья про стоицизм А. Ф. Лосева.
Луций Анней Сенека ( la. Lucius Annaeus Seneca minor) или Сенека младший или просто Сенека -- римский философ-стоик, поэт и государственный деятель.Воспитатель Нерона и один из крупнейших представителей стоицизма.
37 -- ко времени восшествия на престол Калигулы слава Сенеки как оратора и писателя возрастает настолько, что возбуждает зависть императора и в конце концов он распорядился убить Сенеку, но одна из многочисленых наложниц императора уговорила его не делать этого, сославшись на то, что слабый здоровьем философ и так скоро умрет.
41 -- в первый год правления Клавдия за причастность к дворцовой интриге попадает в ссылку и проводит восемь лет на Корсике.
54 -- после отравления Клавдия к власти приходит шестнадцатилетний Нерон. Его наставники -- Сенека и Секст Афраний Бурр -- становятся первыми советниками императора. Особенно велико в этот период влияние Сенеки.
57 -- получает высшую в империи должность консула. Богаство его достигает в эту пору огромной суммы в 300 млн сестерций. Был фактическим правителем Рима в молодые годы Нерона, однако позднее был оттеснён от власти, когда отказался санкционировать репрессии против противников Нерона и против христиан.
59 -- Нерон вынуждает Сенеку и Бурра косвенно участвовать в убийстве своей матери, Агриппины. Сенека пишет для Нерона постыдный текст выступления в сенате с оправданием этого преступления. Его отношения с императором становятся все более натянутыми.
62 -- после смерти Бурра Сенека подаёт прошение об отставке и удаляется на покой, оставив все свое огромное состояние императору.
65 -- раскрыт заговор Пизона. Этот заговор не имел положительной программы и объединял участников только страхом и личной ненавистью к императору. Нерон ощущавший, что сама личность Сенеки, всегда воплощавшая для него норму и запрет, является преградой на его пути, не мог упустить случая и приказал своему наставнику покончить жизнь самоубийством.
По приказу Нерона Сенека был приговорен к смерти с правом выбора способа самоубийства.
Жена Сенеки Паулина сама изъявила желание умереть вместе с ним и потребовала, чтобы её пронзили мечом...Сенека ответил ей: "Я указал тебе на утешения, какие может дать жизнь, но ты предпочитаешь умереть. Я не буду противиться. Умрем же вместе с одинаковым мужеством, но ты -- с большею славой". После этих слов оба вскрыли себе вены на руках. У Сенеки, который был уже стар, кровь текла очень медленно. Чтобы ускорить её истечение, он вскрыл себе вены и на ногах. Так как смерть все не наступала, Сенека попросил Стация Аннея, своего друга и врача, дать ему яду. Сенека принял яд, но напрасно: тело его уже похолодело и яд не произвел своего действия. Тогда он вошёл в горячую ванну и, обрызгав водой окружавших его рабов, сказал: ''"Это -- возлияние Юпитеру Освободителю".
http://ancient.myriads.ru/%CA%EE%F0%ED%E5%EB%E8%E9+%D2%E0%F6%E8%F2/12251/3.htm Тацит. Отрывки. Смерть Сенеки .
Его изречения:
* Живи с людьми так, будто на тебя смотрит Бог, говори с Богом так, будто тебя слушают люди.
* Довольствующийся немногим желудок освобождает от очень многого.
* Подняться в небо можно из любого закоулка.
* Малая печаль говорит, большая -- безмолвна.
* Люди сами держатся за рабскую долю.
* Прежде чем сказать что-либо другим, скажи это себе.
* Зависть людей показывает, насколько чувствуют они себя несчастными; их постоянное внимание к чужому поведению -- насколько они скучают.
* Каждый из нас для другого являет великий театр.
* Кто не знает, в какую гавань ему плыть, для того не бывает попутного ветра.
* Где оказывается бессилен ум, там часто помогает время.
* Жив тот, кто многим приносит пользу; жив тот, кто сам себе полезен. А кто прячется и коснеет в неподвижности, для того дом -- словно гроб. Можешь хоть начертать у порога его имя на мраморе: ведь они умерли раньше смерти.
* Золотая узда не сделает клячу рысаком.
* Пороки усваиваются и без учителей.
* Порицание со стороны дурных людей -- та же похвала.
http://i-text.narod.ru/lib.html Все сочинения Луция Аннея Сенеки на русском языке
Сенека говорит об одиночестве:
"Говорят, Кратет увидал однажды гуляющего в одиночку юнца и спросил его, что он тут делает один. - "Разговариваю с самим собой", - был ответ. На это Кратет сказал: "Будь осторожен, прошу тебя, и гляди как следует: ведь твой собеседник - дурной человек!".
Обычно мы стережем тех, кто в горе или в страхе, чтобы недать им использовать во зло свое одиночество. Да и никого из людей неразумных не следует предоставлять самим себе: тут-то и обуревают их дурные замыслы, тут и готовят они опасности себе и другим, тут к ним и приходят чередой постыдные вожделения. Тут-то все, что стыд и страх заставляли скрывать, выносится на поверхность души, тут-то она и оттачивает дерзость, подхлестывает похоть, горячит гневливость. Есть у одиночества одно преимущество: возможность никому ничего не открывать и не бояться обличителя; но это и губит глупого, ибо он выдает сам себя".
Рецепт одиночества от Сенеки:
"Самое благотворное - жить словно под взглядом неразлучного с тобою человека добра, но с меня довольно и того, если ты, что бы ни делал, будешь делать так, будто на тебя смотрят. Одиночество для нас - самый злой советчик. Когда ты преуспеешь настолько, что будешь стесняться самого себя, тогда можешь отпустить провожатого, а до тех пор пусть за тобой надзирает некто тобою чтимый, будь то Катон, либо Сципион, либо Лелий, - любой, в чьем присутствии даже совсем погибшие люди обуздывали свои пороки, - и так покуда сам не станешь тем человеком, на глазах у которого не отважишься грешить. А когда ты этого добьешься и начнешь хоть немного уважать самого себя, я позволю тебе поступать по совету того же Эпикура: "Тогда и уходи в себя, когда тебе приходится быть в толпе".
Нужно, чтобы ты был непохож на большинство людей. А пока ты не можешь безопасно замкнуться в себе, оглянись на того и на другого: для любого лучше быть с кем угодно, чем наедине с собою. "Тогда и уходи в себя, когда тебе приходится быть в толпе", - но только если ты человек добра, спокойный и воздержный; а не то уходи от самого себя к толпе, чтобы быть подальше от дурного человека. Будь здоров".
Письмо LXXXII
Сенека приветствует Луцилия!
....Само по себе одиночество не есть наставник невинности, и деревня не учит порядочности; но где нет свидетеля и зрителя, там утихают пороки, чья награда - указывающие на тебя пальцы и уставившиеся взгляды. Кто наденет пурпур, если некому его показать? Кто прикажет подавать на золоте, ужиная в одиночку? Кто, лежа один в тени сельского дерева, расставит всю свою роскошную утварь? Никто не прихорашивается напоказ самому себе или немногим и близким людям; нет, все пышное убранство своих пороков разворачивают, смотря по числу глазеющих.
Это так: поклонник и сообщник - вот кто подстрекает нас на все наши безумства. Добейся, чтобы мы ничего не выставляли напоказ, - и ты добьешься, чтобы мы перестали желать. Честолюбие и роскошь и безудержность хотят подмостков; ты вылечишь их, если спрячешь".
....
Люди стонут более внятно, когда их слышат, и, спокойные и молчаливые в одиночестве, снова разражаются слезами, едва завидят кого-нибудь. Тут-то они и тянутся рвать на себе волосы, хотя свободнее могли бы сделать это, когда никто не мешает, тут-то и зовут смерть, тут-то и скатываются с постели. Без зрителя горе затихает. И здесь, как и во всем, не покидает нас один порок: прилаживаться к примеру большинства, смотреть, не что должно, а что принято. Мы удаляемся от природы и предаемся толпе, от которой ничего хорошего исходить не может, которая и тут, как во всем прочем, непостоянна. Увидит она человека мужественного в своей скорби - и зовет его безбожным я диким, увидит другого, бессильно прильнувшего к мертвому телу, - и зовет его безвольным и хилым. Потому-то и надо все делать по разуму. Нет ничего глупее, чем печалиться для славы и плакать ради общего одобрения".
Луций Анней Сенека. НРАВСТВЕННЫЕ ПИСЬМА К ЛУЦИЛИЮ.
В начале IV в. до н. э. некоторыми учениками Сократа были основаны философские школы. Одной из таких школ стал кинизм. Основатель школы Антисфен Афинский, развивая принципы учителя, стал утверждать, что наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, в избавлении от условностей и искуственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным, -- Антисфен стал утверждать, что для достижения блага жить следует "подобно собаке", то есть сочетая в себе:
* простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям;
* умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя;
* верность, храбрость, благодарность.
Таким образом он стремился жить сам и называл себя ''аплокюон'' ( gr. истинный пес). От этого слова происходит название школы, ''кинизм''. (По другой версии, название школы происходит от названия места, где находился гимнасий, в котором Антисфен вел беседы с учениками -- Киносарг, gr. "Зоркий пес".) Эта программа Антисфена послужила основой программы всей школы. Антисфен первым сделал внешними признаками кинической школы такие атрибуты как сложенный вдвое плащ, который киники носили в любую погоду, посох (чтобы ходить по дорогам и отбиваться от врагов) и сума для подаяний. Голодные, заросшие, оборванные киники жили в заброшенных домах, пустых пифосах, переходили с единственной сумой за плечами из города в город, проповедуя свое учение и случайным попутчикам, и толпам в больших городах.
Истинное благо может быть только достоянием каждого отдельного лица, но никак не общим для многих; а целью добродетельной жизни может быть соответственно не богатство, могущее быть разобщенным, но здоровье (спокойствие, умиротворение и т. п.). Отсутствие общих "видов" полагает благо как отрешенность от всего, что делает человека зависимым от [иллюзорного] общего; от имущества, от наслаждений, от искусственных и условных понятий.
Основной задачей философии, утверждал Антисфен, является исследование внутреннего мира человека, понимание того, что является для человека истинным благом.
Идеал кинизма формируется как:
* крайняя простота, граничащая с докультурным состоянием;
* презрение ко всем потребностям кроме основных, без которых сама жизнь была бы невозможна;
* насмешка над всеми условностями;
* демонстративная естественность и безусловность личной свободы.
Киник ищет норму в природе человека как вида и индивида, и не ждет божественных указаний для решения собственной жизни.
Особую известность приобрел ученик Антисфена Диоген Синопский, прославившийся невозмутимой последовательностью, с которой осуществлял развиваемый им этический идеал.
Фонарь Диогена, с которым он бродил среди бела дня по людным местам со словами "Ищу человека", стал хрестоматийным примером ещё в античности.
Диоген Синопский (ок. 412 до н. э., Синоп -- 10 июня 323 до н. э., Коринф), древнегреческий философ, ученик Антисфена, основателя школы киников.
Как считается, Диоген начал свою "философскую карьеру" после того, как его изгнали из родного города за порчу монеты.
Лаэртий упоминает о том, что до того, как обратиться к философии, Диоген управлял чеканной мастерской, а его отец был меняльщиком. Отец пытался привлечь сына к изготовлению фальшивых монет. Сомневающийся Диоген предпринял путешествие в Дельфы к оракулу Аполлона, который дал совет "сделать переоценку ценностей", в результате чего Диоген принял участие в афёре отца, был вместе с ним разоблачён, пойман и изгнан из родного города.
После этого Диоген отправился странствовать по Греции, ок. 355--350 до н. э. появился в Афинах, где стал последователем Антисфена.
Он, проповедуя аскетический образ жизни, презирал роскошь, довольствуясь одеждой бродяги, используя для жилья винную бочку, а в средствах выражения зачастую был настолько прямолинеен и груб, что снискал себе имена "Собака" и "сумасшедший Сократ".
Отвергал цивилизацию, в частности государство, считая его лживым изобретением демагогов. Объявлял культуру насилием над человеческим существом и призывал, чтобы человек вернулся в первобытное состояние; проповедовал общность жён и детей. Себя объявлял гражданином мира; пропагандировал относительность общепринятых норм морали; относительность авторитетов не только среди политиков, но и среди философов. Так, хорошо известны его отношения с Платоном, которого он считал болтуном. В целом Диоген признавал только основанную на подражании природе аскетическую добродетель, находя в ней единственную цель человека.
Однажды, уже будучи стариком, Диоген увидел, как мальчик пил воду из горсти, и в расстройстве выбросил из сумы свою чашку, промолвив: "Мальчишка превзошёл меня в простоте жизни". Он выбросил и миску, когда увидел другого мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба.
* Диоген просил подаяние у статуй, "чтобы приучить себя к отказам".
* Когда Диоген просил у кого-нибудь взаймы денег, то говорил не "дайте мне денег", а "дайте мои деньги".
* Рассказывают, что когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то разумеется захотел познакомиться с прославленным "маргиналом" как и многие прочие. Он нашёл Диогена в Крании (в гимнасии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце. Александр подошёл к нему и сказал: "Я -- великий царь Александр". "А я, -- ответил Диоген, -- собака Диоген". "И за что тебя зовут собакой?" "Кто бросит кусок -- тому виляю, кто не бросит -- облаиваю, кто злой человек -- кусаю". "А меня ты боишься?" -- спросил Александр. "А что ты такое, -- спросил Диоген, -- зло или добро?" "Добро", -- сказал тот. "А кто же боится добра?" Наконец, Александр сказал: "Проси у меня чего хочешь". "Отойди, ты заслоняешь мне солнце", -- сказал Диоген и продолжил греться. Говорят, Александр якобы даже заметил: "Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном".
* Когда афиняне готовились к войне с Филиппом Македонским, и в городе царили суета и волнение, Диоген стал катать по улицам свою бочку, в которой жил. На вопрос, для чего он так делает, Диоген отвечал: "Все заняты делом, я тоже".
* Диоген говорил, что грамматики изучают бедствия Одиссея и не ведают своих собственных; музыканты ладят струны на лире и не могут сладить с собственным нравом; математики следят за солнцем и луной, а не видят того, что у них под ногами; риторы учат правильно говорить и не учат правильно поступать; наконец, скряги ругают деньги, а сами любят их больше всего.
* Однажды, помывшись, Диоген выходил из бани, а навстречу ему шли знакомые, которые только собирались мыться. "Диоген, -- спросили они мимоходом, -- как там, полно народу?". "Полно", -- кивнул Диоген. Тут же ему встретились другие знакомые, которые тоже собирались мыться и тоже поинтересовались: "Привет, Диоген, что, много людей моется?". "Людей -- почти никого", -- покачал головой Диоген.
Возвращаясь как-то раз из Олимпии, на вопрос, много ли там было народу, он ответил: "Народу много, а людей совсем мало". А однажды он вышел на площадь и закричал: "Эй, люди, люди!"; но когда сбежался народ, напустился на него с палкой, приговаривая: "Я звал людей, а не мерзавцев".
Умер, согласно Диогену Лаэртскому, в один день с Александром Македонским.На его могиле был воздвигнут мраморный памятник в виде собаки, с эпитафией:
Пусть состарится медь под властью времени -- всё же
Переживёт века слава твоя, Диоген.
Ты нас учил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,
Ты указал нам путь, легче которого нет.
Диоген Лаэртский. "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов". М.: Мысль, 1986.
Кисиль В. Я., Рибери В. В. Галерея античных философов; в 2-х томах. М., 2002.
"Антология кинизма", М., "Наука", 1984.
http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000712/st000.shtml И. М. Нахов, Очерк истории кинической философии. 1984
Гораций (полное имя Квинт Гораций Флакк ( la. Quintus Horatius Flaccus); 65 до н. э., Венузия, сегодня в регионе Базиликата, Италия -- 8 до н. э., Рим) -- римский поэт "золотого века" римской литературы. Его творчество приходится на эпоху гражданских войн конца республики и первые десятилетия нового режима Октавиана Августа.
Отец Горация был вольноотпущенником. Литературные и философские занятия Горация в Афинах были прерваны гражданской войной, наступившей после убийства Цезаря в 44 Осенью этого года, приблизительно через полгода после убийства Цезаря, в Афины прибывает Брут.
Посещая философские лекции, он вербует приверженцев республиканского строя для борьбы с преемниками Цезаря -- Антонием и Октавианом. Гораций поступает в армию Брута и получает даже несколько неожиданную для сына вольноотпущенника должность военного трибуна (tribunus militum), то есть командира легиона; эту должность занимали в основном дети всадников и сенаторов, и она являлась первым шагом в карьере военного или магистрата. В битве при Филиппах в ноябре 42 войско Брута и Кассия было рассеяно и обращено в бегство, после чего оба Брут и Кассий кончают самоубийством.
В одной из Од он обращается к своему другу Помпею, который также принимал участие в сражении при Филиппах, где сообщает, что выжил только "бросив щит и бежав с поля боя" (что, между прочим, считалось первым признаком трусости).
Наследственное имущество Горация оказывается конфискованным. После амнистии, объявленной в 40 сторонникам Брута, далекий от честолюбивых стремлений, заботам и хлопотам городской жизни Гораций предпочитает тихую и спокойную жизнь в деревне.
Предположительно в 33 Гораций приобретает свое прославленное имение в Сабинских горах, на реке Тибур, около теперешнего Тиволи). (По некоторым текстам Горация ббыл сделан вывод, что имение ему было подарено Меценатом).
Гораций приходит к стоико-эпикурейской философии, проповедующей презрение к богатству и роскоши, стремление к "aurea mediocritas" ("золотой середине"), умеренность во всем, довольство малым на лоне природы, наслаждение за бокалом вина. Это учение послужило той призмой, через которую Гораций стал рассматривать явления жизни. Картины простой деревенской ("горацианской") жизни приходились по душе людям сходной с ним судьбы, близких вкусов (какими были напр. Петрарка, Ронсар, Монтень, Роберт Геррик, Бен Джонсон, Мильтон).
Смерть Горация наступила от внезапной болезни, незадолго до его 57-летия, 27 ноября 8 г.
Sapere aude -- "решись быть мудрым" (Epistulae I 2, 40). Изречение поэта было воспринято Иммануилом Кантом и стало своеобразным лозунгом Эпохи Просвещения.
http://www.horatius.ru/
Марк Аврелий Антонин ( la. Marcus Aurelius Antoninus) (26 апреля 121, Рим -- 17 марта 180, Виндобона, ныне Вена) -- римский император из династии Антонинов. Философ, представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета. В Марке Аврелии трагически сочетались мужество и разочарованность.
Марк Аврелий получил прекрасное образование. Диогнет вводил его в философию и обучал живописи. По совету того же учителя будущий император под влиянием усвоенных им философских воззрений начал спать на голых досках, накрываясь звериной шкурой.
В 25 лет Марк переключился на философию.
Не обладавшему воинственным характером, Аврелию приходилось многократно участвовать в военных действиях.
В 178 г. Марк Аврелий возглавил поход против германцев, и ему удалось добиться больших успехов, но римские войска настигла эпидемия чумы. 17 марта 180 года Марк Аврелий скончался от чумы в Виндобоне на Дунае (современная Вена). После смерти Марк был официально обожествлен. Время его правления считается в античной исторической традиции золотым веком. Марка называют философом на троне. Он исповедовал принципы стоицизма, и главное в его записках -- этическое учение, оценка жизни с философско-нравственной стороны и советы, как к ней относиться.
Марк Аврелий оставил философские записи -- 12 написанных на греческом языке "книг", которым обычно приписывают общее название "Рассуждения о самом себе".
Философ на троне постоянно размышлял о б одиночестве (Марк Аврелий. Размышления) :
"Кому своевременность - единственное благо, для кого равно, совершить ли больше деяний сообразно с прямым разумом или же меньше; кому безразлично, созерцать ли мир большее или меньшее время, тому не страшна и смерть.
Ищут себе уединения в глуши, у берега моря, в горах.
Вот и ты об этом тоскуешь. Только как уж по-обывательски все это, когда можно пожелать только и сей же час уединиться в себе. А нигде человек не уединяется тише и покойнее, чем у себя в душе, особенно если внутри у него то, на что чуть взглянув он сразу же обретает совершеннейшую благоустроенность - под благоустроенностью я разумею не что иное, как благоупорядоченность. Вот и давай себе постоянно такое уединение и обновляй себя. ...Или ты сетуешь на то, что уделено тебе из целого? Так обнови в уме разделительное: либо промысл, либо атомы; а также все то, откуда доказано было, что мир подобен городу.
Мир - изменение, жизнь - признание.
Человек! Ты был гражданин этого великого града. Неужели небезразлично тебе, что не пять лет, раз сообразие с законом у всех равно? Что же тут страшного, если тебя высылает из города не деспот, не судья неправедный, но введшая тебя природа? Словно комедианта отзывает с подмостков занявшийся им претор. "Но я же сыграл не все пять частей. три только". -
Превосходно; значит в твоей жизни всего три действия. Потому что свершения определяет тот, кто прежде был причиной соединения, а теперь распадения, и не в тебе причина как того, так и другого. Так уходи же кротко, ведь и тот, кто тебя отзывает, кроток".
http://www.psylib.ukrweb.net/books/avrel01/txt01.htm Наедине с собой