Как много раз мы жалели, что у нас есть только по одному телу! Еще хотя бы несколько тел - и мы смогли бы уходить и оставаться одновременно. Можно было бы спокойно жить среда дикой природы, наслаждаясь восходами и покоем, приручая животных, выращивая растения, будучи ближе к земле, и в то же время быть городскими жителями, в гуще толп, где толкаешь ты и толкают тебя, смотреть фильмы и их снимать, ходить на лекции и самим читать их. Нам не хватает тел для того, чтоб каждый час встречаться с людьми и в то же время пребывать в одиночестве, одновременно возводить мосты и уединенные скиты, изучать все языки сразу, осваивать все возможные навыки, изучать, практиковать и преподавать все, что хотелось бы знать, работатьдо упаду и не делать ничего вообще.
Ричард и Лесли Бах. Единственная
В конце XIX века математик Георг Кантор определил множество как "единое имя для совокупности всех объектов, обладающих данным свойством". Эти объекты называются элементами множества.
Пустым множеством в математике называется множество, не содержащее ни одного элемента.
Александров П. С.'' Введение в теорию множеств и общую топологию.
"Нужно постоянно помнить, что атомы, из которых состоят наши тела постоянно замещаются другими атомами из пищи, которую мы едим. Многое (но не все) в человеческом теле полностью создается заново - реплицируется - в течение нашей жизни, когда одни клетки умирают и заменяются другими. Эта постоянная замена вещества нашего тела была известна давно: Фома Аквинский подробно разбирал этот вопрос в Summa Contra Gentiles. Его очень беспокоило людоедство: если "личность" определяется своими атомами, а Бог может воскресить людей, только вернув им те атомы, из которых они состояли, то как тогда Бог сможет воскресить людоедов, атомы тел которых принадлежат другим людям? И если логически невозможно воскресить их, то как их тогда наказать за людоедство? Если бы Аквинский знал о постоянном круговороте вещества в биосфере, он был бы озабочен еще серьезнее: когда можно различить индивидуальные атомы, простое вычисление показывает, что тело каждого человека на Земле состоит из атомов, которые когда-то были частью других людей. Мы все были бы людоедами. Проблема решается в квантовой механике тем, что все атомы одного и того же химического элемента идентичны. Не существует способа отличить атом людоеда от атома его жертвы".
Франк Дж. Типлер. Физика бессмертия Новейшая космология, Бог и воскресение из мертвых. www.webbl.ru
Фантастическая повесть английского писателя Роберта Стивенсона "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда" увидела свет в 1886 году в Лондоне.
По сюжету в Лондоне происходят странные события - некий демонический человек по имени Эдвард Хайд, внушающий необъяснимое отвращение всякому, кто с ним общается, совершает ряд отвратительных проступков, бессмысленных и жестоких. Выясняется, что он каким-то образом тесно связан с уважаемым в обществе доктором Генри Джекилом. Хайд временами появляется у него дома, и слугам дано распоряжение выполнять все его просьбы. Более того, доктор пишет завещание, в котором в случае своей смерти или исчезновения оставляет все Хайду.
Однажды доктор Джекил запирается в своем кабинете, отказываясь показываться на глаза, общаясь с домашними неестественным голосом. Предполагают, что преступный Хайд убил доктора, и, не в силах покинуть дом доктора, выдает себя за убитого. При попытке проникнуть в кабинет ученого находящийся там Хайд кончает жизнь самоубийством.
В найденном посмертном письме доктор Джекил признается, что пришел к научному открытию, заключающемуся в том, что в человеческой психике существуют одновременно несколько аспектов одной и той же личности, а человек как таковой - есть продукт одновременного совмещённого действия всех этих личностей. В результате не до конца удавшегося научного эксперимента он смог найти способ своему иному "я" временно занимать главенствующее положение. Мистер Хайд, совершавший чудовищные злодеяния - это тот же доктор Джекил, в котором его злое начало получало власть. Однако, доктор перестал контролировать процесс своего превращения в Хайда, что и привело доктора к отчаянию и гибели.
Боринских Л. И., Метод раскрытия характера работах Р. Л. Стивенсона. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда . В "Проблема характера в литературе", Изд-во Челябинского Государственного Университета, 1990, стр. 31-32
Термин "диссоциация" был предложен в конце XIX века французским психологом и врачом П. Жане, который заметил, что комплекс идей может отщепляться от основной личности и существовать независимо и вне сознания (но может быть возвращен в сознание с помощью гипноза).
Диссоциация -- комплексный психический процесс, представляющий собой дезинтеграцию эго. Интеграция эго, или эго-целостность, может быть определена как способность человека успешно инкорпорировать внешние события или социальные переживания в своём восприятии и затем действовать в постоянной манере во время таких событий или социальных ситуаций. Человек, неспособный успешно с этим справляться, может испытывать как эмоциональную дизрегуляцию, так и потенциальный коллапс эго-целостности. Другими словами, состояние эмоциональной дизрегуляции в некоторых случаях может быть весьма интенсивным, чтобы форсировать дизинтеграцию эго, или то, что, в крайних случаях, диагностически определяется как диссоциация.
Диссоциация описывает настолько сильный коллапс эго-целостности, что личность буквально расщепляется. По этой причине диссоциацию зачастую называют "расщеплением". Менее глубокие проявления этого состояния во многих случаях клинически описываются как дезорганизация или декомпенсация. Поскольку человек, испытывающий диссоциацию, полностью не отключается от своей реальности, он может иметь множество "личностей".
Множественная личность -- психический феномен, при котором человек обладает двумя или более различными личностями, или эго-состояниями. Людям с множественной личностью определяют диагноз "диссоциативное расстройство идентичности", или "расстройство множественной личности". Данное явление известно также под названиеми "расщепление личности" и "раздвоение личности".
Синдром множественной личности. Талбот М. Голографическая Вселенная. -- К.: София, 2004. Гл. http://polbu.ru/talbot_holuniverse/ch34_all.html
В физике аналог диссоциации соответствует расщеплению энергетических уровней атома в сильном электрическом или магнитном поле.
Личностная идентичность может утрачиваться и возникать новая, либо могут стать недоступными для сознания отдельные воспоминания, как в случаях психогенной амнезии.
Имея множественные личности, индивид может переживать альтернативные личности с индивидуально различимыми характеристиками: такие альтернативные личности могут иметь разный возраст, психологический пол, разное состояние здоровья, разные интеллектуальные способности и даже разный почерк.
В качестве двух характерных черт диссоциативного расстройства идентичности выделяют деперсонализацию и дереализацию. Деперсонализация -- это изменённое (в большинстве случаев описываемое как искажённое) восприятие себя и собственной реальности. Такая персона зачастую выглядит обособленной от консенсуальной реальности. Пациенты часто определяют деперсонализацию как "ощущение вне границ тела и возможность наблюдать его с расстояния".
Дереализация -- изменённое (искажённое) восприятие других. При дереализации другие люди не будут восприниматься как реально существующие для данного человека; пациенты с дереализацией испытывают трудность при идентификации другого человека.
Потенциальные причины расстройства множественной личности связывают с совокупностью нескольких факторов: непереносимый стресс, способность к диссоциации (включая способность отделять свои воспоминания, восприятия или идентичность от сознания), проявление защитных механизмов в онтогенезе и -- в период детства -- недостаток заботы и участия в отношении ребёнка при травматическом опыте или недостатке защиты от последующего нежелательного опыта.
Североамериканские исследования показывают, что 97--98 % взрослых с диссоциативным расстройством идентичности описывают ситуации насилия в детстве и что факт насилия может быть задокументирован у 85 % взрослых и у 95 % детей и подростков с расстройством множественной личности и другими сходными формами диссоциативного расстройства. Наиболее сильным предсказательным фактором диссоциации у молодых людей было отсутствие доступа к матери в возрасте 2 лет. Многие последние исследования показали связь между нарушенной привязанностью в раннем детстве и последующими диссоциативными симптомами, также очевидны данные, что насилие в детстве и заброшенность ребёнка зачастую способствуют формированию нарушенной привязанности (проявляющейся, к примеру, когда ребёнок очень пристально следит за тем, обращено ли внимание родителей на него или нет).
Развитие человека требует от ребёнка способность успешно интегрировать различные виды комплексной информации. В онтогенезе человек проходит ряд стадий развития, в каждой из которых может быть созданы различные личности.
Некоторые из древнейших диссоциативных феноменов связаны с религиозной деятельностью -- шаманизмом, вселением "духов", глоссолалией. У провидцев и медиумов существовало множество способов, с помощью которых они достигали состояния транса или экстаза и индуцировали видения.
Фуга является одним из диссоциативных расстройств -- расстройств, при которых память теряется избирательно (обычно из-за психической травмы).
Диссоциативная фуга -- болезнь, характеризующаяся внезапным, но целенаправленным, переездом в незнакомое место, после чего больной полностью забывает всю информацию о себе, вплоть до имени. Память на универсальную информацию (литература, науки и т. д.) сохраняется. Сохраняется и способность запоминать новое. Во всех остальных отношениях, кроме амнезии, больной ведёт себя нормально.
Больные в состоянии фуги могут придумать себе другое имя и биографию и не знать, что они больны. Они могут найти другую работу (обычно никак не связанную с прежней) и вести внешне нормальную жизнь.
Причиной диссоциативной фуги является психическая травма или невыносимая ситуация, в которую попал больной. Фуга носит защитный характер, поскольку даёт больному возможность получить отпуск от своих проблем.
Диссоциативная фуга длится от нескольких часов до нескольких месяцев, изредка дольше. Потом больной вспоминает свою биографию (обычно внезапно), но при этом может забыть всё, что происходило во время фуги. Выход из фуги часто сопровождается резкими отрицательными эмоциями: больной снова возвращаетсся в неприятную ему ситуацию.
Типичный случай фуги описан в 1890 году:
17 января 1887 года священник Ансел Бурн (Reverend Ansel Bourne, b. 1826) из Грина, штат Род-Айленд (Rhode Island), снял со своего счёта в банке в Провиденсе $551, которые он должен был уплатить за участок земли в Грине, оплатил несколько счетов и сел в конный экипаж, направлявшийся в Потакет. Это было последнее событие, которое он помнит. В этот день он не вернулся домой, и о нем ничего не было слышно в течение двух месяцев. В газетах поместили объявление о его розыске, но полиции, подозревавшей, что совершено какое-то преступление, не удалось определить его местонахождение. Однако утром 14 марта в Норристауне, штат Пенсильвания, человек, называвший себя А. И. Брауном (A. J. Brown), который шестью неделями раньше взял в аренду небольшой магазин, заполнил его канцелярскими принадлежностями, кондитерскими изделиями, фруктами, мелкими товарами и вел всё это время скромную торговлю, не давая повод окружающим заметить что-то необычное, проснулся в испуге, позвал соседей по дому и попросил их сказать ему, где он находится. Он сообщил, что его зовут Ансел Бурн, что ему ничего неизвестно о Норристауне, что он ничего не понимает в торговле и последнее, что он помнит, -- ему казалось, это было только вчера, -- это то, как он брал деньги в банке в Провиденсе... Он был очень слаб, по-видимому, потеряв в весе более 20 фунтов за время своей эскапады, и пришел в такой ужас от мысли о кондитерском магазине, что отказался там больше появляться (''James, 1890, р. 391-393'').
Случай описан Уильямом Джеймсом (William James). Под гипнозом Джеймс восстановил личность Брауна, который рассказал всё случившееся в тот период, но ничего не знал о Бурне. Джеймс и был первым, кто описал это состояние и назвал его "фуга".
Уильям Стэнли Миллиган (''William Stanley Milligan'') (род. 1955) -- один из наиболее известных людей с "множественной личностью" в истории психиатрии. В конце 1970-х проходил по получившему широкую известность судебному делу в штате Огайо, США, обвинялся в нескольких ограблениях и трех изнасилованиях, но после объективного доказательства факта его психического расстройства, известного как расстройство множественной личности, был отправлен под психиатрическое наблюдение.
История Билли Миллигана рассказана в документальных романах Дэниела Киза "Множественные умы Билли Миллигана" и "Войны Миллигана". Миллиган привлек широкое внимание американской общественности в конце XX века, поскольку стал первым, кого оправдали за совершенные преступления по причине диагноза: расстройство множественной личности. Миллиган обладает 24 разными альтер-личностями -- от 3-летней девочки Кристин из Англии до 20-летнего "головореза" из Нью-Йорка Филипа.
= Альтер-личности =
Альтер-личности у Билли Миллигана появились в возрасте 8--9 лет, когда маленького Билли неоднократно насиловал и избивал отчим. Базовыми считались 10 альтер-личностей (в скобках дано описание того, как они себя представляли):
* Билли (изначальный Уильям Стэнли Миллиган, склонный к суициду);
* Артур (образованный англичанин, отвечающий за порядок в "семье"),
* Рейджен Вадасковинич (югославский коммунист, отвечал за силовые акции, владел каратэ и стрелковым оружием);
* Аллен (мелкий жулик и отличный манипулятор);
* Томми (мастер по побегам и специалист по электронике);
Большую часть времени Билли Миллигана контролировали Артур и Рейджен, выработавшие определенный кодекс поведения для остальных. 13 других личностей были объявлены ими нежелательными за те или иные проступки (асоциальное поведение, нарушение правил и т. д.).
Объединяющей личностью являлся Учитель, который впервые явно проявился во время прохождения Билли курса лечения в Афинском центре психического здоровья. Именно он помог Кизу рассказать историю Билли Миллигана, так как оказался способен вспоминать те эпизоды, которые не были доступны остальным членам "семьи".
Некоторые личности Билли Миллигана были одаренными художниками и музыкантами, при этом каждый специализировался на отдельном направлении в живописи/графике или музыкальном инструменте. У всех 24-х был разный коэффициент интеллекта и отличающиеся друг от друга данные ЭЭГ.
В 1991 году, после 10 лет интенсивного лечения в различных медицинских учреждениях штата Огайо, Билли Миллиган был признан "цельным" и отпущен на свободу. Сейчас живет в Калифорнии и, по собственному признанию, остается расщепленной личностью. Занимается программированием, физикой и математикой. В 1999 году написал программу искусственного интеллекта Harsesis с расширенными возможностями к общению, создал около дюжины веб-сайтов.
Работает в совете по защите прав ребенка, ведет переговоры по искам пострадавших детей к страховым компаниям. Консультирует неграмотных заключенных и помогает им получать образование. Тестирует собак на склонность к насилию. Увлекается рисованием. По словам его адвоката, Брюса Тэбита, "на некоторых стенах комнат его дома -- прекрасные фрески, другие исписаны математическими формулами.
Киз Д.'' Множественные умы Билли Миллигана. -- М.: Эксмо, Домино, 2004. ISBN 5-699-07012-5.
Редкий синдром из области психиатрии - Бред отрицательного двойника (бред или синдром Капгра), при котором больной верит, что кого-то из его окружения (мужа, жену, родителей и т.п.) или его самого заменил очень похожий самозванец. В последнем случае больной утверждает, что плохие поступки, которые приписывают его авторству, совершил его двойник, который в точности похож на него. Это заболевание обратно бреду положительного двойника, при котором больной "узнаёт" знакомого человека в незнакомых.
Впервые описан французским психиатром Жозефом Капгра (1873--1950) в 1923 году [Capgras, J. & Reboul-Lachaux, J. (1923). Illusion des sosies dans un delire systematise chronique. ''Bulletin de la Societe Clinique de Medicine Mentale'' 2 6--16. под названием "иллюзия двойников".
"Пациент Л. уверяет, что его неправильное поведение вовсе не его поведение, а его близнеца, который был подброшен родителями и оказался за границей. Теперь он действует от его лица, чтобы его завербовать. "Он точно такой же, как я, и даже так же одет, но всегда совершает поступки, на которые бы я не решился. Вы говорите, что это я разбил дома окно. Это не так, я в это время был в совершенно другом месте".
http://www.ncbi.nlm.nih.gov/entrez/query.fcgi?cmd=Retrieve&db=PubMed&list_uids=11639277&dopt=Abstract Ellis, H.D.; Whitley, J.; & Luaute, J.P. (1994). Delusional misidentification. The three original papers on the Capgras, Fregoli and intermetamorphosis delusions (Classic Text No. 17). ''History of Psychiatry'' 5 (17) 117--146.
В 1908 году американский сосудистый хирург Чарлз Гатри пересадил дополнительную голову собаке; двухголовое животное прожило несколько дней; в 1968 году группа российских хирургов под руководством профессора Анатолия Каневского неоднократно повторила этот эксперимент и впоследствии с гордостью объявила, что их двухголовая собака ест, спит и функционирует нормально, как если бы ничего не случилось.
Хотя трансплантированные головы жили в течение короткого времени, мозговые импульсы и химические процессы в них были в норме, как сказал Паккард, все шло "в некоторой степени даже лучше, чем до "изоляции", хотя, возможно, они скучали и чувствовали себя одиноко, живя старыми воспоминаниями".