"Просматривая вновь мою жизнь, я вспоминаю о своей любви к отшельничеству. Сколько раз я хотел остаться в одиночестве, в покое, вдали от друзей и знакомых, на каком-нибудь пустынном острове или в замке на горе...
Моя жизнь предстает как произведение искусства, а архангелы, как ревностные критики, объясняют, как бы еще я мог ее улучшить и в чем ее уникальность".
"Вербер Б. Империя ангелов": Гелеос; 2005
Философско-психологические аспекты одиночества личности, смерти и страха исследовались в психологических работах А.Адлера, Л.Бинсвангера, С.де Бовуар, Ф.Е.Василюка, С.Л.Воробьева, Л.П.Гримака, У.Джемса, Т.Б.Джонсона, А.А.Леонтьева, Р.Лэнга, Н.Е.Покровского, А.П.Попогребского, Р.Кастенбаума, И.С.Кона, О.Н.Кузнецова, В.И.Лебедева, М.Мерло-Понти, Б.Миюсковича, Р.Мэя, Ф.Перлза, Р.Лифтона, Б.Мораша, Р.Моуди, Дж.Р.Оди, Ф.Римана, О.Райха, О.Ранка, К.Роджерса, У.А.Садлера, Ж.П.Сартра, К.Хорни, А.Хараша, С.Фанти, В.Франкла, З.Фрейда, Э.Фромма, Э.Эриксона, К.Юнга, Излома, Дж.И.Янга, К.Ясперса и др., а также в произведениях: М.Антониони, Ж.Батая, И.Бергмана, М.Бланшо, Х.Л.Борхеса, Гесиода, Г.Гессе, Н.В.Гоголя, Гомера, Э.Т.А.Гофмана, Ф.М.Достоевского, Ж.Жане, А.Камю, Ф.Кафки, Микеланджело, Ф.Петрарки, Ф.Рабле, Ж.П.Сартра, Софокла, А.Стриндберга, А.Тарковского,
Л.Н.Толстого, О.Уайльда, Эсхила и др.
В области психологии переживания одиночества личностью за период с 1990 по настоящее время защищено более десяти диссертационных работ в контексте изучаемой проблематики, в том числе две докторские диссертации. Начиная с 1992 г., активно возрастает интерес ученых к данной проблематике.
1992 год - Тихонов Г.М. "Феномен одиночества: опыт философско- социологического анализа", канд. филос. наук, Екатеринбург; 1995 - Ветров С. А. "Отчуждение в трансформируемом обществе", канд. психол. наук, Омск; 1995 - Дьяченко И. С. " Демонстрируемые и скрываемые качества в системе личности", канд. психол. наук, Москва; 1995 - Пузанова Ж. В. "Одиночество: опыт социально-философского анализа", канд. филос. наук, Москва; 1995 - Куртиян С. В. "Одиночество как социальное явлениеk, канд. соц. наук, Москва; 1995 - Старовойтова Л. И. "Одиночество: социально- философский анализ", канд. филос. наук, Москва; 1995 - Черепухин Ю. М. "Социальные проблемы мужского одиночества условиях крупного города", канд. соц. наук, Москва, 1996 - Покровский Н. Е. " Одиночество и аномияk, докт. соц. наук, Москва; 1996 - Приходько Д. Н. "Отчуждение и пути его преодоления", дисс. в виде доклада, докт. филос. наук, Томск; 1996 - Долгинова О. Б. "Одиночество и отчуждённость в подростковом и юношеском возрасте2 канд. псих. наук, Санкт- Петербург; Трубникова С. Г. "Психология одиночества: генезис, виды, проявления", канд. психол. наук, Москва; Перешеина Н. В. "Психология одиночества у законопослушных и криминальных подростков, канд. психол. наук, Москва; 1999 - Николаева Н. А. "Понимание и переживание изолированности в юношеском возрасте", канд. психол. наук, Москва; Слободчиков И. М. "Социально- педагогическое прогнозирование одиночества как средство предупреждения дезадаптивного поведения подростка", канд. пед. наук, Екатеринбург. 2002 - Кирпиков А. Р. "Позитивные аспекты переживания одиночества в подростковом возрасте", канд. психол. наук, Москва. Пик научного интереса и интенсивности исследований приходится на 1995 г.
Современные исследования переживания одиночества Слободчиков И.М. , Профессор кафедры проектирующей психологии института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета, il-grant@mail.ru, engr@yandex.ru
Личность -- относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую даёт себе сам человек.
Сущность личности у Аристотеля - это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой.
Личность - совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев).
Личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн).
Платонов: личность - человек как носитель сознания.
Личность -- результат процесса воспитания и самовоспитания.
"Личностью не рождаются, а становятся" А. Н. Леонтьев. По мнению Л. И. Божович, можно выделить два необходимых и достаточных критерия сформировавшейся личности:
*# Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определённом смысле, а именно если он способен преодолевать собственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы.
*# Способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. Сознательное опосредование предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.
* Личность -- это индивид, осознающий свою индивидуальность.
В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни).
Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов). Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:
Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).
Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).
Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).
Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.). 1 и 2 - социально обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены.
Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.
Я - фундаментальная категория философских концепций личности, выражающая рефлексивно осознанную самотождественность индивида. Становление Я в онтогенетическом плане понимается в философии как социализация. Я мыслится как включенное в социальную структуру и взаимодействия внутри нее .
Современный философский словарь. М.А. Можейко
Я (Эго) (лат. ego) является наряду с Оно (Ид) и Супер-Эго (Сверх-Я) одной из трех психологических субстанций, предложенных Зигмундом Фрейдом для описания динамики человеческой психики. ''Я'', по Фрейду, осуществляет исполнительные функции, являясь посредником между внешним и внутренним миром, как и между Ид и супер-Эго. Оно обеспечивает непрерывность но последовательность поведения, реализуя личную точку отсчета, благодаря чему события прошлого (сохраняемые в памяти) соотносятся с событиями настоящего и будущего (представленными предвидением и воображением). ''Я'' не совпадает ни с психикой, ни с телом, хотя телесные ощущения формируют ядро раннего опыта индивида. ''Я'', достигнув развития, способно меняться на протяжении всей жизни, особенно под воздействием угрозы, болезни и изменений условий существования.
По мере развития индивида происходит дифференциация ''Я'' и развитие сверх-Я. Сверх-Я включает запреты и контроль инстинктивных импульсов через принятие родительских и социальных стандартов. И, таким образом, возникает нравственный конфликт, необходимый для роста и взросления личности. ''Я'' играет роль посредника между сверх-Я и Оно путем создания защитных механизмов.
Прогресс от немедленной реакции к контролируемому поведению, от дологического к рациональному мышлению происходит медленно и осуществляется в виде многих последовательных стадий на протяжении детства. Даже достигнув физической зрелости, люди существенно различаются между собой в формах и эффективности деятельности ''Я'', Это важное качество было названо силой ''Я'' (Эго). Человеку с сильным ''Я'' свойственны следующие характеристики: он объективен в своих оценках окружающего мира и себя (инсайт); его деятельность организована на протяжении более долгого времени, так что возможны планирование и распорядок; он способен выполнить принятые решения и, не колеблясь, выбирать из имеющихся альтернатив; он не подчиняется слепо своим устремлениям и может направлять их в общественно полезное русло; он способен противостоять непосредственному давлению со стороны физического и социального окружения, обдумывая и выбирая собственный курс. С другой стороны, индивид со слабым Эго более сходен с ребенком: его поведение импульсивно и определяется моментом; восприятие действительности и себя искажено; он достигает меньшего успеха в продуктивной работе, поскольку его энергия тратится на защиту искаженных и нереалистических представлений о себе; он может страдать от невротических симптомов.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО СМЕРТИ. МЛАДЕНЧЕСТВО • ДЕТСТВО • ЮНОСТЬ • ВЗРОСЛОСТЬ • СТАРОСТЬ. ПОД ОБЩЕЙ РЕДАКЦИЕЙ А. А. РЕАНА. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ "прайм-ЕВРОЗНАК" Издательский Дом "НЕВА" ОЛМА-ПРЕСС" 2002
"Он изменяется. С каждым днем он все сильнее. Защищается, становится все более одиноким, отдаленным от других. Он выдумывает испытания для родственной души, которую еще не нашел, строит стены, лабиринты и огромные крепости на пути той, что отважится искать его и центре всей этой путаницы".
Изд. "София". 1994. Киев. В пятитомнике "Ричард Бах"
С зарождения западной философии мыслители задумывались над двумя основными путями, которые ведут к реализации человеческого потенциала. Первый путь представляет собой жизнь активную (vita activа), или выражение себя через деятельность на общественном поприще, когда человек обращает внимание на то, что происходит в обществе, принимает общественные решения, занимается политикой, защищает свои убеждения, отстаивает свою точку зрения даже за счет потери своего комфорта и репутации. В такой жизни некоторые наиболее выдающиеся греческие философы видели конечное воплощение существования человека. Позднее под влиянием христианской философии доминирующее влияние приобрела жизнь созерцательная (vita contemplativа). Считалось, что человек может достичь наибольшей реализации за счет уединенных размышлений, молитв и общения с Богом. Обе эти стратегии всегда рассматривались как взаимоисключающие друг друга - человек не мог быть деятелем и мыслителем одновременно.
Гордон Уиллард Олпорт (11 ноября 1897 -- 9 октября 1967) -- американский психолог, теоретик черт личности.
Олпорт утверждал: "Личность -- это динамическая организация психофизических систем индивида, которая обусловливает характерное для него поведение и мышление". Олпорт обращал большое внимание на проблему общего и индивидуального в личности, обособляя общие черты и личностные черты (диспозиции, от лат. disposition -- расположение).
Под общими чертами понимаются такие универсальные признаки, которые присущи всем людям, но в различной степени, по которым людей можно сравнивать друг с другом, которые можно измерять номотетическими методами. Личностные диспозиции -- такие уникальные индивидуальные особенности поведения, которые устойчиво повторяются у данной личности, но отсутствуют у подавляющего большинства других людей.
Олпорт разделил диспозиции на:
* ''кардинальные диспозиции'' выражают черту настолько всепроникающую и оказывающую столь сильное влияние на поведение человека, что практически в каждом поступке, каждом действии можно проследить её влияние. Так, например, ярко выраженная авторитарная личность воспринимает мир через призму своих, весьма специфических стереотипов, что проявляется в огромном количестве бытовых ситуаций. Эта диспозиция очень редка. В качестве примеров кардинальных диспозиций Олпорт приводит исторические и вымышленные характеры. Например, Макиавелли, Дон Жуан или Жанна д'Арк. Весь ход жизни этих людей обнаруживает полное влияние кардинальных диспозиций;
* ''центральные диспозиции'' (такие как доброта, приветливость, напористость) проявляются в ограниченном спектре ситуаций. Они наиболее типичны для индивидов. Мы легко можем определить личность по тем или иным чертам, они наиболее характерны и их очень просто выявить. Однако сам Олпорт считал, что их сравнительно немного -- от пяти до десяти важных характеристик;
* ''вторичные диспозиции'' (например, гомофобия) представляют собой черты, которые наименее заметны, обобщены и согласованны. Менее важные, но регулярно проявляющиеся характеристики. Данная диспозиция более ограничена в проявлении и, следовательно, имеет меньший диапазон для "обсуждения", описания личности. Нужно досконально знать человека, чтобы определить его вторичные диспозиции (предпочтения в еде и одежде, например).
Личные диспозиции помогают нам создать полную картину поведения личности, её индивидуальность и своеобразие.
Проприум -- это совокупность всех сторон личности, ее внутреннее единство. Введя понятие проприум в теорию психологии личности, Олпорт не открыл нового феномена, а только расширил ее понятийный аппарат. Другие теоретики психологии, занимающиеся изучением личности, для определения ощущения "своего собственного" (проприум) используют термины "я" (self) и "эго", предполагая их взаимосвязь. Г. Олпорт выделяет ряд аспектов "самости", которые участвуют в развитии проприума на протяжении всей жизни индивида. Назовем их проприативными функциями. Конечным результатом их развития становится сформировавшееся, зрелое "Я", как объект субъективного познания и ощущения.
= Проприативные функции =
# Ощущение тела -- это "стержень становления личности", другими словами телесное Я. Сюда относятся все органические ощущения, которые испытывает человек. Чаще всего они не осознаются, но стоит появится болезненным ощущениям, как телесные ощущения начинают осознаваться человеком. Благодаря этой функции, появляющейся от рождения, формируется фундамент для ощущения себя. Все свое мы воспринимаем как теплое и приятное, все отдельное от нашего тела является холодным и чужим.
# Самотождественность, ощущение себя собой -- чувство, которое растет постепенно. Важную роль при формировании данной функции играет социальное взаимодействие. Сначала ребенок начинает узнавать свое имя среди потока других звуков, а со временем он начинает постигать, что он остается одним и тем же человеком, несмотря на внешние (происходят в процессе роста) и внутренние (мысли, например) изменения.
# Возвеличивание эго -- это ни что иное, как эгоцентризм, присущий человеку от природы. Сосредоточенность на себе обусловлена потребностью в выживании. Каждый человек стремится к самоутверждению, ему необходимо испытывать чувство гордости за себя, быть удовлетворенным собой.
# Расширение эго. Эта функция в раннем детстве проявляется как отождествление ребенком себя с своими родителями, игрушками и другими предметами, которые ему принадлежат. Позднее она распространяется на другие группы людей (класс в школе, соседи, нация). В зрелости же процесс расширения эго может осуществляется посредством развития интереса к каким-то абстрактным идеям, моральным ценностям.
# Рациональный субъект. Данная функция обеспечивает "адекватное приспособление, точное планирование и относительно безупречное решение жизненных уравнений". Данная функция имеет непосредственную связь с развитием мышления.
# Образ себя -- это то, каким человек видит себя в данный момент времени (способности, статус, роли) и то, каким он хочет стать, то есть идеальное Я. Образ себя как проприативная функция задает направление движения человека, его развития. Кроме того, она дает возможность согласовать наше видение настоящего с видением будущего.
# Личное стремление, или другими словами мотивация. Г. Олпорт утверждает, что как только личность переходит на стадию расширения эго и выбирает образ себя, который непосредственно связан с образом Я идеального, речь заходит не о простых природных импульсах и влечениях, а о личном стремлении человека, которое отражает собственное, то есть самость. Личное стремление связано с временной категорией будущего. Олпорт ставит на ряду с понятием стремления такие термины, как интерес, тенденция, предрасположенность, ожидание, планирование, решение проблем, направленность, интенция.
# Субъект познания -- функция, которая, по словам Г. Олпорта, возвышается над остальными проприативными функциями и синтезирует их. Она заключается в том, что человек познает не только объекты материи, но и самого себя. Итогом развития становится способность человека к самопознанию и самоосознанию.
Первые три функции -- ощущение тела, самотождественность и возвеличивание себя -- развиваются в раннем детстве. Остальные же более продолжительны по времени и зависят от индивидуальных особенностей человека, его жизненного пути. Г. Олпорт подчеркивает, что на любой стадии становления личности развивается не одна, а целый сплав проприативных функций. Так, например, в ситуации обретения зрелой личностью самопонимания (самообъективации) активизируется познающий аспект, рациональный субъект проприума, личное стремление, расширение эго и образ себя. Проприум -- это позитивное свойство человеческой природы, связанное с творческим развитием личности.
Хьелл Л., Зиглер Д.'' Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб., 1997
Теория поля.
Человек, писал К. Левин ( de. Kurt Zadek Lewin; 9 сентября 1890 -- 12 февраля 1947) , живет и развивается в "психологическом поле" окружающих его предметов. Каждый предмет имеет для человека свою ''валентность'' -- своего рода энергетический заряд, вызывающий у человека специфическое напряжение, требующее разрядки. Поведение человека делится на волевое и полевое. Волевое -- вызвано внутренними потребностями и мотивами, а полевое -- влиянием внешних объектов.
''Левин К.'' Теория поля в социальных науках / [Пер. Е. Сурпина] . -- СПб.: Речь, 2000.
Курт Левин ( de. Kurt Zadek Lewin; 9 сентября 1890 -- 12 февраля 1947) -- немецкий, а затем американский психолог, чьи идеи оказали большое влияние на американскую социальную психологию и многие другие школы и направления. Многие вопросы, которыми он занимался, стали основополагающими для психологов -- уровень притязаний, групповая динамика, социальная перцепция, игровые ситуации, стремление к успеху и избегание неудач, теория поля, временная перспектива.
Кен Уилбер основал собственное направление исследований человека, названное интегральным подходом.
Основным вкладом Уилбера в психологию развития можно считать теорию спектра сознания, которая выделяет три категории сознания:
* доличностная, или преэгоическая;
* личностная, или эгоическая;
* надличностная, или трансэгоическая.Уилбер выделяет девять уровней развития человека, в которых первые три относятся к доличностному уровню, следующие три к личностному и последние три к надличностному, трансперсональному уровню.
Уилбер рассматривает развитие сознания как иерархически развёртывающуюся последовательность стадий, в которой сознание прогрессирует от низших уровней к высшим. Каждый новый уровень интегрирует в себя предыдущий, демонстрируя при этом новые (эмергентные) свойства, связанные только с этим уровнем. Каждый уровень содержит определённый вид структуры личности и вероятную уязвимость для определённых патологий, относящихся к данному уровню.
Согласно Уошбёрну личность развивается из досознательных глубин психики. Затем, в первой половине жизни, её развитие достигает нормальной эгоической стадии. Впоследствии при условии нормального развития человек, достигнув трансэгоической стадии, получает возможность вернуться и реинтегрировать глубины своей психики.
Станислав Гроф и Кристина Гроф вводят термин "духовные обострения" ( en. Spiritual Emergence) для описания постепенного раскрытия и возникновения психодуховных категорий в жизни человека. В тех случаях, когда духовное раскрытие интенсифицируется за пределы контроля индивида, могут возникнуть состояния, называемые "духовными обострениями". Духовные обострения могут вызывать значительные нарушения в психологической, социальной и трудовой деятельности, и многие психодуховные проблемы можно охарактеризовать в качестве духовных кризисов.
''Майков В., Козлов В.'' Трансперсональная психология. Истоки, история, современное состояние. -- М.: АСТ, 2004. ISBN 5-17-024616-1
''Гроф С.'' За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. -- М.: АСТ, 2005. ISBN 5-17-011168-1
''Уилбер К.'' Проект Атман. Трансперсональный взгляд на человеческое развитие. -- М.: АСТ, 2004. ISBN 5-17-021069-8
http://apollina.ru/ Психология Будущего - информационный портал о трансперсональной психологии
Гарри Стек Салливен (1892-1949) . Американский психолог и психиатр, представитель неофрейдизма. Работы Салливена оказали большое влияние не только на психологию личности, но и на социальную психологию, положив начало многочисленным исследованиям особенностей восприятия при общении людей.
Теория Салливена явилась одной из первых попыток соединить различные подходы к пониманию закономерностей развития личности.
Свою теорию Салливен назвал "интерперсональной теорией психиатрии". В ее основе лежат три принципа, заимствованные из биологии: принцип коммунального (общественного) существования, принцип функциональной активности и принцип организации.
Личность человека, по Салливену, является не врожденным качеством, но формируется в процессе общения младенца с окружающими, т.е. "личность - это модель повторяющихся межличностных, интерперсональных отношений". В своем развитии ребенок проходит несколько этапов - от младенчества до юношества, причем на каждом этапе формируется определенная модель. В детстве эта модель формируется на основе совместных со сверстниками игр, в предъюношестве - на основе общения с представителями другого пола и т.д. Хотя ребенок не рождается с определенными социальными чувствами, они формируются у него в первые дни жизни, их развитие связано со стремлением человека к разрядке напряжения, создаваемого его потребностями.
Салливен считал, что потребность и создает напряженность, и формирует способы ее преодоления динамизмы, которые являются не только моделями энергетических трансформаций, но и своеобразным способом накопления опыта, знаний, необходимых для удовлетворения потребностей, для адаптации. При этом существуют более и менее важные для жизни динамизмы, которые удовлетворяют разные по степени важности потребности. Главными, ведущими для всех людей потребностями Салливен считал потребность в нежности и потребность в избежании тревоги. Однако возможности их удовлетворения разные, так как для реализации потребности в ласке существуют определенные динамизмы, помогающие ребенку получать ее от близких. Источники же тревоги настолько многообразны и непредсказуемы, что нельзя полностью исключить возможность неприятных, вызывающих беспокойство событий из жизни чело века. Таким образом, эта потребность в избегании тревоги становится ведущей для личности и определяет формирование "Я-системы", лежащей в ее основе.
Говоря о "Я-системе", Салливен выделяет три ее структуры - хорошее Я, плохое Я и не-Я. Стремление к персонификации себя как хорошего Я и избегание мнений о себе как о плохом Я являются наиболее важными для личности, так как мнение о себе как о плохом является источником постоянной тревоги. Для защиты своей положительной персонификации человек формирует специальный механизм, который Салливен назвал избирательным вниманием. Этот механизм отсеивает все раздражители, которые могут принести тревогу, изменить мнение человека о себе. Так как основные причины тревоги кроются в общении с другими людьми, то избирательное внимание регулирует не только собственную персонификацию, но и образы других людей.
Исходя из идеи о приоритетном влиянии общения на развитие личности, Салливен, естественно, уделял большое внимание изучению характера общения, формированию образов окружающих. Ему принадлежит основополагающее для социальной психологии изучение роли стереотипов в восприятии людьми друг друга, исследование формирования контролирующих моделей, которые оптимизируют процесс общения.
Он считал, что и агрессия, и беспокойство с неизбежностью развиваются у ребенка уже в первые дни его жизни. Он заражается беспокойством от матери, которая волнуется, хорошо ли ему, сыт ли он, здоров ли. В дальнейшем появляются уже собственные причины для беспокойства, стимулирующие развитие избирательного внимания. Неудовлетворение важных для ребенка потребностей приводит к развитию агрессии, причем в зависимости от того, какая структура Я-системы более развита - хорошее Я или плохое Я, доминирует тот или иной способ решения ситуации. Так, при доминировании плохого Я вина чаще всего перекладывается на других. Эти идеи Салливена легли в основу некоторых тестов.
Хьелл Л., Зиглер Д.'' Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб., 1997
Смирнов И. П. Человек человеку -- философ. -- СПб.:"Алетейя", 1999. -- С. 5-36.
http://anthropology.ru/ru/index.html Интернет-проект "Философская антропология" факультета философии и политологии СПбГУ
Эрик Хомбургер Эриксон ( en. Erik Homburger Erikson; 15 июня 1902, Франкфурт-на-Майне -- 12 мая 1994, Харвич, Массачусетс) был психологом в сфере психологии развития и психоаналитиком. Известен, прежде всего, своей теорией стадий психосоциального развития, а также как автор термина ''кризис идентичности''.
Судьба Эриксона весьма своеобразна. Он родился в результате внебрачной связи его матери Карлы Абрахамсен, еврейского происхождения , с мужчиной датского происхождения .
Проблема кризиса идентичности во многом связана с собственным жизненным опытом Эриксона. Информация о биологическом отце от него в детстве скрывалась. В еврейской религиозной школе его дразнили за "нордическую" внешность (он был высоким голубоглазым блондином), а в обычной школе -- за еврейское вероисповедание. Всё более и более мучило его подозрение, что его отец не был еврейского происхождения.
В 1930 г. Эрик Хомбургер женился на канадской танцовщице и художнице Джоэн Моват Серсон (Joan Mowat Serson) и в 1933 г эмигрировал из Вены в США. В 1950 году он стал жертвой "охоты на ведьм" (маккартизма) в США, так как был заподозрен в симпатиях к коммунистам. Когда от профессоров университета Беркли потребовали подписать клятву о лояльности, Эриксон покинул университет, после чего десять лет работал в клинике в Массачусетсе и ещё десять лет в Гарварде.
Хотя Эриксон всегда настаивал, что является фрейдистом, критики считали его "Эго-психологом", поскольку, в то время как консервативный фрейдизм в центр внимания ставил Ид, Эриксон акцентировал важность Эго. Если теория развития Фрейда ограничивается только детством, то по мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап:
# ''Первый этап'' -- от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием;
# ''Второй этап'' -- от года до двух, конфликт между автономией и сомнением;
# ''Третий этап'' -- от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и неадекватностью;
# ''Четвёртый этап'' -- соответствует фрейдовскому "латентному периоду", конфликт между творчеством и комплексом неполноценности;
# ''Пятый этап'' -- юность, идентификация личности и путаница ролей;
# ''Шестой этап'' -- ранний взрослый период, конфликт между близостью и одиночеством;
# ''Седьмой этап'' -- поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя;
# ''Восьмой этап'' -- конфликт цельности и безнадежности.
Благоприятные разрешения конфликтов называются "Добродетелями" ("virtues"). Названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель, уверенность, верность, любовь, забота и мудрость.
Эриксон больше всех других психологов-теоретиков подчеркивает, что жизнь представляет собой непрерывную смену всех ее аспектов и что успешное решение проблем на одной стадии еще не гарантирует человеку отсутствие новых проблем на других этапах жизни или появление новых решений для старых, уже решенных, казалось, проблем.
Шестой стадией жизненного цикла, по Эриксону, является начало зрелости, период от конца юности до начала среднего возраста. Это время ухаживания мужчины за женщиной и ранние годы их семейной жизни. Об этой стадии и следующей за ней классический психоанализ не говорит ничего нового или, во всяком случае, ничего важного. Но Эриксон, учитывая уже совершившееся на предыдущем этапе опознание "Я" и включение человека в трудовую деятельность, указывает на специфический для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным -- одиночества.
Под близостью Эриксон понимает не только физическую близость двух людей. В это понятие он включает способность одного человека заботиться о другом и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя.
Близость (в понимании Э. Эриксона) -- способность одного человека заботиться о другом и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя.
Идентификация -- отождествление себя с другим человеком, непосредственное переживание личностью своей тождественности.
Одиночество -- состояние человека, когда ему не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.
С близостью дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит не прямо от родителей, но лишь от того, насколько успешно человек прошел предыдущие стадии. Так же как в случае идентификации, социальные условия могут облегчать или затруднять достижение близости.
Понятие близости между людьми не обязательно связано с сексуальным влечением, оно распространяется и на дружбу. Между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых боях, очень часто образуются такие тесные связи, которые могут служить образцом близости в самом широком смысле этого слова. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, по мнению Эриксона, уделом его становится одиночество -- состояние человека, когда ему не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.
Для преодоления этого одиночества требуется "родственная душа", "вторая половина". Сексуальная привлекательность при выборе партнера играет, конечно, важную роль, и часто именно она оказывается причиной допущенных при выборе супруга ошибок. Однако духовная и эмоциональная общность, СОЧУВСТВИЕ, СОУЧАСТИЕ оказываются важнее. Неслучайно поэтому в качестве мотивов вступления в брак респонденты называют потребность в том, чтобы "чувствовать себя нужным, заботиться" (36,8%) и "чтобы рядом был человек, который поймет и поддержит в любой жизненной
Выдающийся русский мыслитель А.Зиновьев пишет: "нормальный человек осознает себя как "Я", наблюдая других людей и вступая с ними в разнообразные отношения. Он оценивает свое положение, сравнивая с положением других. Он всегда предполагает хотя бы потенциальных свидетелей его жизни и деятельности. Слава, власть и богатство имеют смысл лишь как явления общественные. Нельзя быть знаменитым в одиночку. Тайное богатство есть патология. Лишь власть над другими есть власть. Даже красоту человек воспринимает в полную меру лишь в обществе других людей, разделяющих его состояние. Все человеческие добродетели предполагают публичность и публичную оценку. Все переживаемое человеком в одиночку предполагает совместную жизнь многих людей. От масштабов и характера этого множества зависят и субъективные состояния человека. Самосознание человека есть функция от характера и масштабов самосознаний окружающих. Человеческое "Я" есть не просто состояние мозга отдельно взятого человека. Оно есть состояние мозгов многих людей, соединенных с мозгом отдельного человека незримыми нитями. Важно при этом не только то, что многие другие люди занимают какое-то место в психике отдельного человека, но и то, что этот человек занимает какое-то место в психике других людей, и он это осознает и ощущает. С этой точки зрения, "Я" отдельных людей суть лишь своего рода узлы в сети психик многих людей и их объединений, - в сети коллективной психики, которая есть "Мы".
Способность людей создавать сети "Мы" из множества "Я" есть результат длительной социобиологической эволюции. В этом процессе происходило одновременно распадение первичного "Мы - Я" на множество "Я" и образование нитей, связывающих их в "Мы"...
Человек должен чувствовать, что он занимает определенное место в сознании других людей, причем место, с его точки зрения, адекватное его собственным представлениям о себе...
Наше общество развило необычайно сложное "Мы", вернее, сложнейший комплекс из огромного числа "Мы". Вместе с тем, оно до неслыханных высот подняло "Я" и его претензии на исключительность, если не божественность. Но оно достигло этого слишком дорогой ценой, а именно - ценой тотального нарушения естественных законов взаимоотношений между "Я" и "Мы". Эти отношения оказались непрочными, поверхностными, кратковременными. Любовные отношения, бывшие естественным базисом интимного "Мы", разрушены гипертрофией секса и непостоянством. Семья ослаблена и для большинства разрушена совсем. Деловые ячейки лишены свойств коллективов. Рациональные сговоры и практический расчет оттеснили личные привязанности и заглушили их. Мы легко отрываемся от "Мы" и нигде не врастаем в него глубоко. Мы суть просто партнеры, коллеги, соучастники. То, что мы считаем нашим "Я", суть лишь обрывки, вырванные из сетей "Мы". Наше общество состоит в основном не из полноценных "Я", а из кусочков, лохмотьев растерзанного "Мы". Защищаясь от мучительного одиночества, мы вынуждены превращаться в роботообразные существа и превращать всю нашу общественную жизнь в сплошное зрелище и развлечение, дабы хоть как-то компенсировать потерю основ нормального человеческого бытия.
Следствием всего этого является превращение нашего общества в скопление психически больных существ с разрушенным личным идентитетом".
Запад. Феномен западнизма
Александр Зиновьев
http://royallib.ru/author/zinovev_aleksandr.html
ИДЕНТИЧНОСТЬ (лат. identificare -- отождествлять, позднелат. identifico -- отождествляю) -- соотнесенность чего-либо ("имеющего бытие") с самим собой в связности и непрерывности собственной изменчивости и мыслимая в этом качестве ("наблюдателем", рассказывающим о ней себе и "другим" с целью подтверждения ее саморавности). "Соответствие, мыслимое в совершенстве, есть идентичность" (Брентано). Понятие " ИДЕНТИЧНОСТЬ " тесно связано со становлением понятия "индивидуальное" ("отличность в своей единичности", "индивидуальность", "личностность".
Еще Юм опытался обосновать тезис о конституировании ИДЕНТИЧНОСТи не "изнутри" ("самости" человека), а "извне" (из общества) и ее поддержании через имя, репутацию, славу и т.д., коль скоро идея "Я" как тождественности самому себе может (и должна) быть подвергнута сомнению (проведенный анализ привел Юма к выводу о том, что "Я" -- это "ничто", всего лишь "пучок восприятий").
Человек находит себя вне себя самого, в своем деянии и в этом отношении "делает себя" (в этом же ключе в рамках неклассической философии представители философской антропологии вели речь об эксцентричности человека и о "ведении им себя", своей жизни).
По мысли Гуссерля между сознанием и реальностью лежит "подлинная бездна смысла", благодаря чему и становится возможным конституирование идентифицируемого мира.
ИДЕНТИЧНОСТЬ достигается, по Хабермасу, при ее развертывании в коммуникативных пространствах: "...как только вертикальная ось молитвы смещается в горизонталь межчеловеческой коммуникации, отдельному человеку уже не реализовать свою индивидуальность в одиночку; окажется ли выбор его собственной жизненной истории успешным или нет, зависит от "да" или "нет" других".
"Соответственно моя идентичность, а именно моя концепция меня самого как автономно действующего и полностью индивидуализированного существа, может быть устойчивой лишь в том случае, если я получу подобного рода подтверждение и признание и как вообще личность, и как эта индивидуальная личность" (Хабермас).
Индивид как бы "раскалывался" в своем бытии, попадая в ловушку собственной неаутентичности. Личность проецирует себя в интерсубъективный горизонт жизненного мира, получая "гарантию" своей ИДЕНТИЧНОСТИ от "других", вменяющих ей ответственность.
Это не утрата смысла существования в "одинокой толпе", влекущая за собой постоянный поиск постоянно утрачиваемой И. (Д.Рисмен), а, скорее, постоянное "простраивание" "Я" из иллюзий относительно себя самого.
Эго-идентичность -- термин Э. Эриксона -- целостность личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития (Я -- тот же самый).
Что представляет собой кризис идентичности? Его сущность состоит в отвержении самости со стороны "я". Это отвержение может не быть совершенно открытым; "я", испытывающее презрение к своей самости, может попытаться обмануть себя с помощью лихорадочной деятельности, которая, подобно бессмысленному путешествию, имеет только одну цель - отвратить внимание "я" от своей самости.
html http://ec-dejavu.ru/i/Identity.html Л.А. Софронова. О проблемах идентичности // Культура сквозь призму идентичности. М.: Индрик, 2006, с. 8-24
''Эриксон Э.'' Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. -- М.: Прогресс, б.г. (1996).
''Эриксон Э. Г.'' Детство и общество / Пер. [с англ.] и науч. ред. А. А. Алексеев. -- СПб.: Летний сад, 2000.
''Эриксон, Э. Г. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование / Эрик Г. Эриксон ; Пер. с англ. А. М. Каримского. -- М. : Московский философский фонд "Медиум", 1996. -- 560 с.
''Элкинд Д.'' Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни / [Пер. с. англ.] -- М.: Когито-центр, 1996.
Характер (психология) (греч. : примета, отличительное свойство, отличительная черта, черта, знак или печать ) - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Также характер понимается как:
*система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности.
*мера уравновешенности внутреннего и внешнего миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности.
*отчетливо выраженная определенность типичного поведения каждого человека.
Наиболее известна теория характера, предложенная немецким психологом Э.Кречмером. Согласно этой теории, характер зависит от телосложения. Кречмер описал три типа телосложения и соответствующие им три типа характера:
* астеники (от el. -- ''слабый'') -- люди худые, с удлинённым лицом, длинными руками и ногами, плоской грудной клеткой и слабой мускулатурой. Соответствующий тип характера -- шизотимики -- люди замкнутые, серьёзные, упрямые, трудно приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к шизофрении.
* атлетики (от el. -- ''свойственный борцам'') -- люди высокие, широкоплечие, с мощной грудной клеткой, крепким скелетом и развитой мускулатурой. Соответствующий тип характера -- иксотимики -- люди спокойные, невпечатлительные, практичные, властные, сдержанные в жестах и мимике; не любят перемен и плохо к ним приспосабливаются. При расстройствах психики склонны к эпилепсии.
* пикники (от el. -- ''плотный, толстый'') -- люди среднего роста, полноватые или склонные к ожирению, с короткой шеей, большой головой и широким лицом с мелкими чертами. Соответствующий тип характера -- циклотимики -- люди общительные, контактные, эмоциональные, легко приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к маниакально-депрессивному психозу.
Задача классификации направленностей характера периодически возникала в истории психологии.
В настоящее время одним из наиболее распространённых методов классификации характеров является метод, основанный на особенностях поведения, сформировавшихся у человека и отличающихся от особенностей некоего "идеального" поведения, которое зависит только от внешних факторов. В патологических случаях подобные "отклонения от идеала" наблюдаются особенно ярко, поэтому описываемые типы характера часто называются терминами из психиатрии.
На основе данного подхода можно выделить несколько видов отклонений: астенические (нарушения психастенического, неврастенического и сензитивного вида), дистимические (нарушения гипертимного, гипотимного и циклоидного вида), социопатические (нарушения конформного, нонконформного и параноидального вида), "психопатические" (шизоидные, эпилептоидные и истероидные нарушения).
Блюмина Т. А. Вековые натуры в семье, школе и обществе, ч. 1-2. М. 1996.
Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. т.
1. Характер. Л., ЛГУ, 1957.
Ниже приводится наиболее широко использовавшаяся классификация П.Б. Ганнушкина.
=Астенический тип =
Для психопатических личностей этого круга характерны с детства повышенная робость, стеснительность, нерешительность, впечатлительность. Особенно теряются они в незнакомой обстановке и новых условиях, испытывая при этом чувство собственной неполноценности. Повышенная чувствительность, "мимозность" проявляется как в отношении психических раздражителей, так и физических нагрузок. Довольно часто они не выносят вида крови, резких перепадов температуры, болезненно реагируют на грубость и бестактность, но их реакция недовольства может выражаться в молчаливой обидчивости или брюзжании. У них часто бывают различные вегетативные расстройства: головные боли, неприятные ощущения в области сердца, желудочно-кишечные нарушения, потливость, плохой сон. Они быстро истощаемы, склонны к фиксации на своем самочувствии.
= Психастенический тип =
Личностям этого типа свойственны выраженная нерешительность, неуверенность в себе и склонность к постоянным сомнениям. Психастеники легко ранимы, застенчивы, робки и вместе с тем болезненно самолюбивы. Для них характерно стремление к постоянному самоанализу и самоконтролю, склонность к абстрактным, оторванным от реальной жизни логическим построениям, навязчивым сомнениям, страхам. Для психастеников трудны любые перемены в жизни, нарушение привычного уклада (смена работы, места жительства и т. д.), это вызывает у них усиление неуверенности и тревожных опасений. Вместе с тем они исполнительные, дисциплинированные, нередко педантичны и назойливы. Они могут быть хорошими заместителями, но никогда не могут работать на руководящих должностях. Необходимость принятия самостоятельного решения и проявления инициативы для них губительны. Высокий уровень притязаний и отсутствие чувства реальности способствуют декомпенсации таких личностей, им присущи стеснительность и неуверенность в себе.
= Шизоидный тип =
Личности этого типа отличаются замкнутостью, скрытностью, оторванностью от реальности, склонностью к внутренней переработке своих переживаний, сухостью и холодностью в отношениях с близкими людьми. Для шизоидных психопатов характерна эмоциональная дисгармония: сочетание повышенной чувствительности, ранимости, впечатлительности -- если проблема лично значима, и эмоциональной холодности, непробиваемости в плане чужих проблем ("дерево и стекло"). Такой человек отрешен от действительности, его жизнь направлена на максимальное самоудовлетворение без стремления к славе и материальному благополучию. Увлечения его необычны, оригинальны, "нестандартны". Среди них много лиц, занимающихся искусством, музыкой, теоретическими науками. В жизни их обычно называют чудаками, оригиналами. Их суждения о людях категоричны, неожиданны и даже непредсказуемы. На работе они часто неуправляемы, так как трудятся, исходя из собственных представлений о ценностях в жизни. Однако, в определенных областях, где требуется художественная экстравагантность и одаренность, нестандартность мышления, символизм, они могут достичь многого. У них нет постоянных привязанностей, семейная жизнь обычно не складывается из-за отсутствия общности интересов. Однако, они готовы к самопожертвованию ради каких-то отвлеченных концепций, воображаемых идей. Такой человек может быть абсолютно безразличен к больной матери, но в то же время будет призывать к оказанию помощи голодающим на другом конце света. Пассивность и бездеятельность в решении бытовых проблем сочетается у шизоидных личностей с изобретательностью, предприимчивостью и упорством в достижении особо значимых для них целей (например, научная работа, коллекционирование).
Следует заметить, что не всегда наблюдается подобная клиническая картина, так материальное благополучие и власть, как средство самоудовлетворения, может стать основной задачей шизоида. В некоторых случаях находясь там у себя, в своем мире и категорически не признавая абсолютную бесцельность данного мира, с присущей ему бестолковой жестокостью и излишней эмоциональностью, шизоид способен использовать свои (хотя и порой не замечаемые другими) уникальные способности воздействовать на внешний для него мир. = Параноидный тип =
Главной особенностью психопатических личностей этого круга является склонность к образованию сверхценных идей, которые формируются к 20-25 годам. Однако, уже с детства им свойственны такие черты характера как упрямство, прямолинейность, односторонность интересов и увлечений. Они обидчивы, злопамятны, самоуверенны и очень чувствительны к игнорированию их мнения окружающими. Постоянное стремление к самоутверждению, безапелляционная категоричность суждений и поступков, эгоизм и крайняя самоуверенность создают почву для конфликтов с окружающими. С возрастом личностные особенности обычно усиливаются.
Застреваемость на определенных мыслях и обидах, ригидность, консервативность, "борьба за справедливость" являются основой для формирования доминирующих (сверхценных) идей, касающихся эмоционально значимых переживаний. Сверхценные идеи, в отличие от бредовых, базируются на реальных фактах и событиях, конкретны по содержанию, однако суждения при этом основаны на субъективной логике, поверхностной и односторонней оценке действительности, соответствующей подтверждению собственной точки зрения. Содержанием сверхценных идей может быть изобретательство, реформаторство. Непризнание достоинств и заслуг параноидальной личности ведет к столкновению с окружающими, конфликтам, которые, в свою очередь, могут стать реальной почвой для сутяжного поведения. "Борьба за справедливость" в таких случаях заключается в бесконечных жалобах, письмах в разные инстанции, судебных разбирательствах. Активность и настойчивость больного в этой борьбе не могут сломить ни просьбы, ни убеждения, ни даже угрозы.
= Возбудимый тип =
Ведущими чертами возбудимых личностей являются крайняя раздражительность и возбудимость, взрывчатость, доходящая до приступов гнева, ярости, причем реакция не соответствует силе раздражителя. После вспышки гнева или агрессивных поступков больные быстро "отходят", сожалеют о случившемся, но в соответствующих ситуациях поступают так же. Такие люди обычно многим недовольны, ищут поводы для придирок, вступают в споры по любому поводу, проявляя излишнюю горячность и стараясь перекричать собеседников. Отсутствие гибкости, упрямство, убежденность в своей правоте и постоянная борьба за справедливость, сводящаяся в конечном итоге к борьбе за свои права и соблюдение личных эгоистических интересов, приводят к их неуживчивости в коллективе, частым конфликтам в семье и на работе. Одним из вариантов возбудимой психопатии является эпилептоидный тип. Для людей с этим типом личности, наряду с вязкостью, застреваемостью, злопамятностью, характерны такие качества как слащавость, льстивость, ханжество, склонность к употреблению в разговоре уменьшительно-ласкательных слов. К тому же чрезмерный педантизм, аккуратность, властность, эгоизм и преобладание мрачного угрюмого настроения делают их невыносимыми в быту и на работе. Они бескомпромиссны -- либо любят, либо ненавидят, причем окружающие, особенно близкие люди, обычно страдают как от их любви, так и от ненависти, сопровождаемой мстительностью. В некоторых случаях на первый план выступают нарушения влечений в виде злоупотребления алкоголем, наркотиками (снимают напряжение), стремления бродяжничать. Среди психопатов этого круга встречаются азартные игроки и запойные пьяницы, сексуальные извращенцы и убийцы.
= Истерический тип =
Для истерических личностей наиболее характерна жажда признания, то есть стремление во что бы то ни стало обратить на себя внимание окружающих. Это проявляется в их демонстративности, театральности, преувеличении и приукрашивании своих переживаний. Их поступки рассчитаны на внешний эффект, лишь бы поразить окружающих, например, необычно ярким внешним видом, бурностью эмоций (восторги, рыдания, заламывания рук), рассказами о необыкновенных приключениях, нечеловеческих страданиях. Иногда больные, чтобы обратить на себя внимание, не останавливаются перед ложью, самооговорами, например, приписывают себе преступления, которых не совершали. Таких называют ''патологическими лгунами''. Для истерических личностей характерен психический инфантилизм (незрелость), что проявляется и в эмоциональных реакциях, и в суждениях, и в поступках. Их чувства поверхностны, неустойчивы. Внешние проявления эмоциональных реакций демонстративны, театральны, не соответствуют вызвавшей их причине. Для них характерны частые колебания настроения, быстрая смена симпатий и антипатий. Истерические типы отличаются повышенной внушаемостью и самовнушаемостью, поэтому постоянно играют какую-то роль, подражают поразившей их личности. Если такой пациент попадает в больницу, то он может копировать симптомы заболеваний других больных, находящихся вместе с ним в палате. Истерическим личностям свойственен художественный тип мышления. Суждения их крайне противоречивы, часто не имеют под собой реальной почвы. Вместо логического осмысления и трезвой оценки фактов, их мышление основано на непосредственных впечатлениях и собственных выдумках и фантазиях. Психопаты истерического круга нередко достигают успехов в творческой деятельности или научной работе, так как им помогает необузданное стремление быть в центре внимания, эгоцентризм.
= Аффективный тип =
К этому типу относятся личности с различным, конституционально обусловленным, уровнем настроения. Лица с постоянно пониженным настроением составляют группу гипотимных (депрессивных) психопатов. Это всегда мрачные, унылые, всем недовольные и малообщительные люди. В работе они излишне добросовестны, аккуратны, исполнительны, так как во всем готовы видеть осложнения и неудачи. Для них характерны пессимистическая оценка настоящего и соответствующий взгляд на будущее, в сочетании с пониженной самооценкой. Они чувствительны к неприятностям, способны к сопереживанию, но чувства свои пытаются скрыть от окружающих. В беседе сдержанны и немногословны, боятся высказать свое мнение. Им кажется, что они всегда неправы, ищут во всем свою виновность и несостоятельность. Гипертимные личности, в отличие от гипотимных, отличаются постоянно повышенным настроением, активностью и оптимизмом. Это общительные, оживленные, говорливые люди. В работе они предприимчивы, инициативны, полны идей, но их склонность к авантюризму и непоследовательность вредят в достижении поставленной цели. Временные неудачи не огорчают их, они с неутомимой энергией берутся вновь за дело. Чрезмерная самоуверенность, переоценка собственных возможностей, деятельность на грани закона часто осложняет их жизнь. Такие личности бывают склонны ко лжи, необязательности при исполнении обещаний. В связи с повышенным сексуальным влечением бывают неразборчивы в знакомствах, вступают в опрометчивые интимные связи. Лица с эмоциональной неустойчивостью, то есть с постоянными колебаниями настроения, относятся к циклоидному типу. Настроение их изменяется от пониженного, грустного, до повышенного, радостного. Периоды плохого или хорошего настроения разной продолжительности, от нескольких часов до нескольких дней, даже недель. Их состояние и активность изменяются в соответствии с переменой настроения.
= Неустойчивый (безвольный) тип =
Люди этого типа отличаются повышенной подчиняемостью внешним влияниям. Это слабовольные, легко внушаемые, "бесхарактерные" личности, легко поддающиеся влиянию других людей. Вся их жизнь определяется не целевыми установками, а внешними, случайными обстоятельствами. Они нередко попадают в дурную компанию, спиваются, становятся наркоманами, мошенниками. На работе такие люди необязательны, недисциплинированны. С одной стороны, они всем дают обещания и стараются угодить, но малейшие внешние обстоятельства выбивают их из колеи. Они постоянно нуждаются в контроле, авторитетном руководстве. В благоприятных условиях они могут хорошо работать и вести правильный образ жизни.
Юнг различал восемь типологических групп: две личностные установки -- интроверсию и экстраверсию -- и четыре функции -- мышление, чувство, ощущение и интуицию, каждая из которых может действовать интровертным или экстравертным образом.Интроверсия и экстраверсия являются психологическими формами приспособления. В интроверсии движение энергии направлено во внутренний мир. В экстраверсии интерес направлен в сторону внешнего мира. В одном случае субъект (внутренняя реальность), а в другом объект (предметы, другие люди, внешняя реальность) играют первостепенную важность."<...> на основе множества наблюдений и опытов [я] пришел к выводу о наличии двух основных установок или типов установки, а именно интроверсии и экстраверсии. Первый тип установки -- в норме -- характеризует человека нерешительного, рефлексивного, замкнутого, который нелегко отвлекается от себя, избегает объектов, всегда находится как бы в обороне и охотно прячется, уходя в недоверчивое наблюдение. Второй тип -- в норме -- характеризует человека любезного, по видимости открытого и предупредительного, который легко приспосабливается к любой данной ситуации, быстро вступает в контакты и часто беззаботно и доверчиво, пренебрегая осторожностью, ввязывается в незнакомые ситуации. В первом случае определяющую роль явно играет субъект, а во втором -- объект" (Юнг). "Для полной ориентации все четыре функции должны внести одинаковый вклад: мышление обязано облегчить опознание и осмысление, чувство расскажет нам о том, в какой степени те или иные вещи оказываются важными или неважными для нас, ощущение сообщает о конкретной реальности посредством зрения, слуха, вкуса и т. д., а интуиция делает нас способными к предугадыванию скрытых возможностей, гнездящихся в подоплеке явлений, на их заднем плане, поскольку последние также принадлежат целостной картине данной ситуации (Юнг).На практике эти четыре функции оказываются представленными субъекту не в равной степени осознанной доступности; т. е. они не являются развитыми одинаковым образом или не дифференцированы у любого индивида одинаково хорошо. Неизменно и неизбежно та или иная функция оказывается более развитой; Юнг назвал ее ведущей или первичной, доминирующей, в то время как остальные остаются подчиненными и относительно менее дифференцированными. В зависимости от характера ведущей функции Юнг различал два класса типов: рациональные и иррациональные. К первым он относил мыслительный и чувствующий типы; ко вторым -- интуитивный и ощущающий.
Соционика была создана в начале 1970-х годов литовским экономистом и социологом Аушрой Аугустинавичюте на основании работы Карла Густава Юнга "Психологические типы" и теории Антония Кемпинского об информационном метаболизме. Название "соционика" происходит от одного из терминов теории, ''социон'' (от la. socium -- общество).
Информационным метаболизмом в соционике называется процесс восприятия, селекции и обработки психикой сведений об окружающем мире и протекающих в нём процессах.
Подход соционики заключается в построении модели информационного метаболизма, анализе свойств 16 возможных, обуславливаемых моделью, типов информационного метаболизма (ТИМ) и сопоставления этих свойств с проявлениями психики человека. Важной частью соционики является исследование влияния ТИМ на взаимодействия между людьми.
Изучая особенности человеческой психики, Карл Густав Юнг описал следующие психические признаки, которые послужили основой для типологии:
* Denken и Gefuhl ("мышление" и "чувство");
* Intuition и Empfinden ("интуиция" и "ощущение");
* Beurteilung/RationalitДt и Wahrnehmung/Irrationalitat ("суждение"/"рациональность" и "восприятие"/"иррациональность");
* Extraversion и Introversion ("экстраверсия" и "интроверсия").
Независимое сочетание этих признаков образует 16 психологических типов Юнга. Их использует соционика, в основном получившая распространение в СНГ, и Типология Майерс-Бриггс, широко используемая в Америке.
16 соционических типов =
При разделении всего социона по четырём юнговским дихотомиям, образуется 16 соционических типов, именуемых следующими псевдонимами: