Алкоголизм - "болезнь одиноких. Алкоголик всегда помнит накрывающее его чувство ужаса и изоляции, чувство глубокого отчуждения.
Вот как звучит типичный речитатив на собрании анонимных алкоголиков:
"По мере того, как действие алкоголя ослабевало, мы, в большей степени, чем когда-либо, чувствовали себя отчужденными, покинутыми, "непохожими" на других и опечаленными. Если мы чувствовали свою вину в связи с выпивкой или стыдились своего пьянства или своего поведения в состоянии опьянения, то это еще более усугубляло чувство нашей отверженности. Временами мы тайно опасались или даже верили в то, что мы за наше поведение заслуживаем того, чтобы все люди отвернулись от нас. "Может быть, - думали многие из нас,- я действительно чужой для них". (Кто знает, может это чувство знакомо вам, если вы вспомните ваше последнее тяжкое похмелье или запой.) Одинокая дорога, лежавшая перед нами, казалась унылой, мрачной и бесконечной. Слишком больно было даже говорить об этом, и чтобы не думать о своем одиночестве, мы вскоре опять напивались. Несмотря на то, что многие из нас пили в одиночестве, вряд ли можно сказать, что в те дни, когда мы выпивали, мы были полностью лишены какого- либо общения. Нас окружали люди. Мы видели и слышали их и касались их, но в большинстве своем наши самые важные диалоги были обращены внутрь себя. Мы разговаривали сами с собой. Мы были уверены, что никто не сможет нас понять. Мы не были уверены в том, что мы на самом деле хотели, чтобы нас кто-то понимал.... Мы были совершенно уверены в том, что к нам всегда относятся с непониманием и неприязнью, независимо от того, так ли это на самом деле. Мы привыкли вести себя так, словно мы одиноки. Поэтому, после того как мы бросили пить, некоторым из нас потребовалось время и пришлось адаптироваться, чтобы разрушить свое привычное чувство одиночества. Даже если мы и поверили в то, что мы больше не одиноки, мы иногда чувствуем и поступаем по-старому.
И эта, накапливавшаяся годами, тяжелая ноша страха все еще может волочиться вслед за нами. Следовательно, в те моменты, когда мы начинаем чувствовать себя хоть немного одинокими - независимо от того, одиноки ли мы в данный момент в физическом смысле, - нас могут соблазнять прежние привычки и мысли о целебных свойствах выпивки....
Когда мы ощущаем себя одинокими, и появляется желание выпить, то кажется, что оно овладевает нами с особой скоростью и силой".
www.gumer.info Жить трезвыми
Алкогольная смертность в России (600--700 тыс. человек в год) связана с самым высоким в мире уровнем потребления легальных и нелегальных алкогольных напитков. Она покрывает собой большую часть разрыва между рождаемостью и смертностью, обуславливающего депопуляцию России . Халтурина Д. А., Коротаев А. В. http://urss.ru/cgi-bin/db.pl?cp=&page=Book&id=36867&lang=Ru&blang=ru&list=Found ''Русский крест
Запои характерны для алкоголизма. При прогрессирующем алкоголизме запои становятся длительнее и чаще. При этом постепенно меняется психика. Так как алкоголизм обычно сопровождается циррозом печени, для опьянения уже требуется лишь небольшая доза спиртного. Психологи объясняют запой как стремление уйти от жизни.
Ученые Е. Л. Доведова и Л. Н. Герштейн из лаборатории цитохимии НИИ мозга РАМН и К. А. Никольская с кафедры высшей нервной деятельности Биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова провели
(http://www.rfbr.ru/default.asp?doc_id=5891) исследования склонности крыс к запою и показали, что крысы становятся запойными при увеличении информационной нагрузки на их мозг.
Сначала исследователи выделили три группы крыс. В первую групу вошли "крысы-трезвенники", которые предпочитали чистую воду 10 % раствору спирта. Во вторую группу вошли "умеренные пьяницы", которые пили воду и спиртное примерно в одинаковых количествах. Третья группа "крыс-алкоголиков" серьезно увлекалась спиртным.
Оказалось, что когда крыс-трезвенников заставили решать задачу, требующую умственного напряжения (искать кусок пищи в лабиринте), их потянуло на спиртное. Ученые обьяснили это стрессом, вызывающим изменение баланса нейромедиаторов в мозгу.
Самые высокие показатели самоубийств отмечены среди наркоманов, инвалидов, психически больных, а также хронические алкоголики. Алкоголики совершают около трети всех законченных самоубийств и четверть всех попыток всех самоубийств. Алкоголь при жизни употребляло 60 % самоубийц, хотя непосредственно перед самоубийством алкоголь употребляется только в 8 % случаев, наркотики - в 4%.
У больных шизофренией риск алкоголизма и наркомании составляет около 40 %.
По статистике один наркоман за свою наркотическую практику в состоянии вовлечь до 200 новых наркоманов .
Среди известных, знаменитых и великих людей встречались любители "зеленого змия". Многим это помогало уйти от реальности и искать вдохновения... Американский психиатр Дональд Гудвин даже задался однажды вопросом: "Может быть, у литературного дара и алкоголизма одни и те же корни?". А когда его попросили описать типичный портрет алкоголика, то он ответил - "Американец, писатель, лауреат Нобелевской премии"...
КОНТЕКСТНАЯ ГАЛЕРЕЯ
Эрнест Миллер Хемингуэй ( en. Ernest Miller Hemingway; дата рождения|21|7|1899, Оук-Парк, штат Иллинойс, место рождения|США|в США -- дата смерти|2|7|1961, Кетчум, штат Айдахо, место смерти|США|в США) -- американский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1954).
Любимыми занятиями в детстве являлись чтение книг, рыбалка и охота, любовь к которым Хемингуэю привил отец. Будучи от природы здоровым и сильным юношей, Хемингуэй активно занимался боксом и футболом.
Ярким примером его творчества является повесть "Старик и море" (1952). Книга говорит о героическом и обреченном противостоянии силам природы, о человеке, который одинок в мире, где ему остается рассчитывать только на собственное упорство, сталкиваясь с извечной несправедливостью судьбы. Аллегорическое повествование о старом рыбаке, сражающемся с акулами, которые растерзали пойманную им огромную рыбу, отмечено чертами, наиболее характерными для Хемингуэя как художника: приверженности ситуациям, в которых наглядно проявляются нравственные ценности.
Один из самых известнейших алкоголиков! Любитель ромового коктейля "дайкири", и не только... Вот фрагмент из жизни одного дня: утро - два стакана виски с содовой и льдом, к обеду - французское вино, ближе к вечеру - три четыре бутылки виски с друзьями, на ужин - кьянти из оплетенной бутылки, литра четыре или пять. Как он любил говорить: "Выпивка - это способ достойно завершить прожитый день" и " виски - это пища не для желудка, а для души".
К шестидесяти годам жизнь Хемингуэй совсем перестала походить на праздник - сдало здоровье, не ладилось с литературой. Хемингуэй страдал от депрессии, мучился параноидальными страхами и даже был вынужден пройти курс электрошокового лечения. Хемингуэй страдал от ряда серьёзных физических заболеваний, в том числе от гипертонии и диабета, однако для "лечения" был помещён в психиатрическую клинику Майо, где психиатр игнорировал эти очевидные факторы и занимался только "психическими расстройствами", которыми Хемингуэя "наградили" его коллеги. В качестве лечения применялась электросудорожная терапия. Вот что сказал об этом сам Хемингуэй : "Эти врачи, что делали мне электрошок, писателей не понимают... Пусть бы все психиатры поучились писать художественные произведения, чтобы понять, что значит быть писателем... какой был смысл в том, чтобы разрушать мой мозг и стирать мою память, которая представляет собой мой капитал и выбрасывать меня на обочину жизни?".
В конце октября 1954 г. писатель получил известие о присуждении ему Нобелевской премии. По состоянию здоровья он не мог присутствовать на церемонии вручения награды. В Стокгольме его представлял американский посол в Швеции Джон Кэбот, который зачитал приветствие Хемингуэя. В нем писатель сообщал, что принимает награду "со смирением" и высказал свою любимую мысль о том, что "жизнь писателя, когда он на высоте, протекает в одиночестве".
2 июля 1961 года в своем доме в Кетчуме (штат Айдахо), через несколько дней после выписки из психиатрической клиники Майо, Хемингуэй застрелился из любимого ружья, не оставив предсмертной записки.
"Человек один не может...Все равно человек один не может ни черта".
Грибанов Б. Т. Эрнест Хемингуэй. М.: Молодая гвардия, 1971.
Марго Хемингуэй (Margaux Hemingway, 41 год) - Модель. Погибла 2 июля 1996. Американская модель и актриса (6 фильмов), внучка Нобелевского лауреата и писателя Эрнеста Хемингуэя ( 1899-1961 ) и сестра актрисы Mariel Hemingway (род. 22.11.1961 ). Свое имя получила от родителей (отец Jack Hemingway и мать Puck, которая умерла от рака в 1988) в честь вина "Chateau Margaux". Уже в 6 лет стала моделью для Faberge в рекламе детского парфюма 1970 -х гг, появлялась на обложках в журналах Vogue, Time и Playboy. Два замужества закончились разводом. (Margaux Louise Hemingway, род. 16.02.1955 , Portland, Oregon). Покончила жизнь самоубийством, приняв гипердозу фенобарбитала (Santa Monica, California) в тот же день, что ушел и её знаменитый дед, который 2 июля 1961 года в своем доме в Кетчуме, через несколько дней после выписки из психиатрической клиники Майо, Хемингуэй застрелился из любимого ружья. www.cnn.com
Фрэнсис Скотт Кей Фицджеральд (''Francis Scott Key Fitzgerald'', 1896--1940) -- американский писатель, известный своими романами и рассказами, описывающими так называемую американскую "эпоху джаза" 1920-х годов. Известности автора также способствовала выставленная на "всеобщее обозрение" личная жизнь Фицджеральда с женой Зельдой.
Став одними из главных персонажей светской хроники, Скотт и Зельда стали жить, что называется, напоказ: они наслаждались весёлой богатой жизнью, состоявшей из вечеринок, приёмов и путешествий на европейские курорты. Они постоянно "выкидывали" какие-нибудь эксцентричные выходки, которые заставляли говорить о них весь американский высший свет: то катание по Манхэттену на крыше такси, то купание в фонтане, то появление в голом виде на спектакле. При всём этом их жизнь состояла также из постоянных скандалов (часто на почве ревности) и непомерного употребления алкоголя, как у него, так и у неё.
Все это время Скотт также умудрялся достаточно много писать для журналов, что приносило весьма ощутимый доход (он был одним из самых высокооплачиваемых авторов тогдашних ''"глянцевых"'' журналов).
В 1924 году Фицджеральд уезжает в Европу, сначала в Италию, потом во Францию. Живя в Париже, он знакомится там с Э. Хэмингуэем. Именно в Париже Фицджеральд заканчивает и публикует роман "Великий Гэтсби" (''The Great Gatsby'', 1925) -- роман, который многие критики, да и сам Фицджеральд, считают шедевром американской литературы того периода, символом "эпохи джаза".
Однако следующие годы жизни Фицджеральда оказываются очень тяжелыми. Его жена Зельда переживает несколько приступов помутнения рассудка, начиная с 1925 года, и постепенно сходит с ума. Вылечить её не удаётся. Фицджеральд переживает мучительный кризис одиночества и начинает пить ещё сильнее.
В последние годы жизни Фицджеральд во время очередных запоев становится буйным и даже жестоким. Фицджеральд умер от сердечного приступа 21 декабря 1940 г. в Голливуде Калифорнии
http://fitzgerald.narod.ru/
Уильям Фолкнер( 1897 - 1962 )... Безумный пьяница. Родился и вырос в семье алкоголиков. Познакомил со спиртным его дед, дав ему однажды допить оставшийся в бутылке пунш. В итоге к 18 годам будущий писатель пил, как заправский алкоголик. Из-за несчастной любви он решил пойти на фронт и в 20 лет он вступает в Канадские военно- воздушные силы, где во время тренировочного полета потерпел крушение. И все потому, что хлебнул немало "бурбона", взятого с собой. Во время сухого закона он пил чистый кукурузный спирт, часто посещал публичные дома, где всегда был большой выбор нелегального виски. Его алкоголизм длился на протяжении 30 лет практически не прерываясь. Но именно в этот период он написал многие свои лучшие произведения. За этот период он испытал: одиночество, алкогольное истощение, белую горячку, язвенную болезнь, электрошоковую терапию, ранения головы, переломы ребер, падения с лестниц и лошадей, сломанные позвонки, лихорадку, болезни внутренних органов, дрожание рук, провалы памяти. В общем, практически все, что только возможно было испытать алкоголику.
Эрих Мария Ремарк ( 1898 - 1970 ) Писатель стал знаменитым после одного- единственного произведения "На Западном фронте без перемен" (1930), которое стоит по количеству экземпляров на втором месте после Библии. Но и он не обошел стороной бутылку. Комплекс неполноценности, одиночества и депрессии он заливал алкоголем. Ему, как человеку прошедшему две мировых войны, алкоголь стал анестезией. "Что ты будешь делать, когда война закончится? - Пить, чтобы забыть все. - А если не поможет? - Все равно буду пить". Персонажи его произведений не могут обойтись и часа без любимого автором кальвадоса. Так же к бутылке его толкала чересчур противоречивая и вспыльчивая натура. Сам же он, после прекращения запоев винил себя за пусто потраченное время: "Сколько времени выпито и прокурено.... Когда я, наконец, займусь работой...".
"Кто одинок, тот никогда не будет покинут. Но иногда, вечерами, рушится этот карточный домик, и жизнь оборачивается мелодией совсем иной - преследующей рыданиями, взметающей дикие вихри тоски, желаний, недовольства, надежды - надежды вырваться из этой одуряющей бессмыслицы, из бессмысленного кручения этой шарманки, вырваться безразлично куда. Ах, жалкая наша потребность в толике теплоты; две руки да склонившееся к тебе лицо - это ли, оно ли? Или тоже обман, а стало быть, отступление и бегство? Есть ли на этом свете что-нибудь кроме одиночества?".
Ремарк Э. М.
Генри Чарльз Буковски ( en. Henry Charles Bukowski; произносится [bjukofski] 16 августа 1920, Андернах, Германия -- 9 марта 1994, Лос-Анджелес, США) -- американский поэт, романист и автор рассказов, часто ошибочно причисляемый к битникам. Всю жизнь прожил в Лос-Анджелесе. Работал в жанре гиперреализма, описывая героев, находящихся в атмосфере алкогольной зависимости, распутства и насилия.
Произведения Буковски неоднократно экранизировались (самая знаменитая экранизация -- "Пьянь" (Barfly), к которой Буковски сам написал сценарий.
Писатель родился в г. Андернах (Германия) в 1920 году под именем Генри Карл Буковски. Его мать, Катарина Фет, местная немка, встретилась с его отцом, американским военнослужащим, после Первой Мировой войны. После краха Германской экономики в следствии Первой Мировой войны семья Буковски в 1923 г. переезжает в США .
Все детство Чарльз Буковски терпел от своего почти всегда безработного отца устные и физические оскорбления (что подробно описано в его автобиографическом романе "Хлеб с ветчиной").
Кроме того, Буковски служил объектом дискриминации со стороны местных англоязычных детей, которые смеялись над его сильным немецким акцентом и немецким девичьем платьем, в которое настойчиво его одевали родители. В юности Буковски страдал от робости и отчуждения, а затем и раздражения по поводу острого заболевания угревой сыпью.
В череде ранних несчастий и одиночества Буковски испытал облегчение, когда его друг, Виллиам Муллинакс, сын спившегося военно-морского врача, познакомил его с алкоголем. "Он (алкоголь) помогал мне в течении очень долгого времени" - писал Буковски, рассказывая о происхождении своей привязанности к бутылке на всю оставшуюся жизнь.
"Предпочитаю пить в одиночку. Писатель ничем никому не обязан, кроме как своим творчеством. Он ничего не должен читателю, кроме доступа к напечатанной странице. И, что хуже, многие "дверные стукачи" - даже не читатели. Они просто что-то слышали. Лучший читатель и вообще человек - тот, кто вознаграждает меня своей неявкой".
Чарльз Буковски. Капитан ушел обедать, верховодит матросня. (Дневник последних лет жизни)
"Вы, наверное, уже заметили, что все мои книги посвящены одиноким людям, которые ищут, к кому бы им прибиться... Вы составляете план и ищете материал. Какое-то время проводите в полном одиночестве, отгородившись от мира, строя собственный прекрасный мирок, в котором вы полновластный, ну совершенно полновластный хозяин. Вы не берете телефонную трубку. В вашем электронном почтовом ящике копятся груды писем. Вы остаетесь в вымышленном мирке, пока не настанет момент его разрушить. После чего вы возвращаетесь к людям...
Если ваша книжка продается, причем неплохо, то вы отправляетесь в рекламное турне по градам и весям. Вы раздаете интервью. Вы по-настоящему общаетесь с людьми. С огромным количеством людей. Вокруг вас люди, люди, люди. Вскоре вам становится муторно. И вас снова подмывает бежать от них куда-нибудь подальше, например, в...
В очередной прекрасный вымышленный мирок.
И так до бесконечности. Один. В толпе. Один. В толпе".
Фантастичнее вымысла
Сергей Александрович Есенин (датаРождения|3|10|1895|21|9, село Константиново Рязанской губернии -- ДатаСмерти|28|12|1925, Ленинград) -- русский поэт, один из самых популярных и известных русских поэтов XX века.
Трагическое мироощущение, душевное смятение и чувство одиночества выражены в циклах "" (1920), "Москва кабацкая" (1924), поэме "Чёрный человек" (1925).
Поэт очень резко пишет о лидерах современной ему России, что некоторыми могло восприниматься как обличение советской власти. Это привлекло повышенное внимание к нему со стороны правоохранительных органов , в том числе и работников милиции и ОГПУ. В газетах стали появляться резко критические статьи о нём, обвиняющие его в пьянстве, драках и прочих антисоциальных поступках, хотя поэт своим поведением (особенно во второй половине 1920-х годов) иногда сам давал основание для подобного рода критики со стороны своих недоброжелателей.
Осенью 1925 Есенин женился в третий и последний раз на Софье Андреевне Толстой -- внучке Л. Н. Толстого. Однако брак оказался не слишком счастливым для поэта.
В конце ноября 1925 года Софья Толстая договорилась с директором платной психоневрологической клиники Московского университета профессором П. Б. Ганнушкиным о госпитализации поэта в его клинику. Об этом знало только несколько близких поэту людей. По одной версии , причиной госпитализации Есенина явилась необходимость лечения его депрессивного состояния, в котором он находился, в том числе и по причинам связанным с алкогольной зависимостью, по другой -- необходимость скрыться от постоянной опеки правоохранительных органов. Сохранились свидетельства современников о запоях Сергея Есенина. Его запои отличались агрессией. Например, он мог ударить собутыльника бутылкой по голове. Некоторые из этих запоев приводили к белой горячке. В таком состоянии Есенин оказывался в психлечебнице. http://www.pctvl.lv/?lang=ru&mode=rakurs&submode=culthome&page_id=4053
Самоубийству предшествовал длительный период запоев и душевного нездоровья. По свидетельству А.Мариенгофа, было и несколько попыток уйти из жизни: Есенин ложился под колеса поезда, резал вены осколком стекла, пытался заколоться кухонным ножом.
28 декабря 1925 года Есенина нашли в ленинградской гостинице "Англетер" повешенным на трубе парового отопления. Последнее его стихотворение было написано в этой гостинице, кровью: "До свиданья, друг мой, до свиданья..."
По наиболее распространённой версии, Есенин в состоянии депрессии (через месяц после лечения в психоневрологической больнице) покончил жизнь самоубийством (повесился).
http://esenin.niv.ru/
Николай Михайлович Рубцов (3 января 1936, село Емецк Архангельской области -- 19 января 1971, Вологда) -- русский советский лирический поэт.Особенной известностью пользуются песни на его стихи :" В горнице моей светло ", " Я буду долго гнать велосипед", " В минуты музыки печальной] ".
Мальчик рано остался сиротой -- отец, Михаил Андреянович Рубцов (1900--1962), ушел на фронт и, как считали дети, погиб в уже в 1941 (на самом деле отец бросил семью и жил отдельно в Вологде после войны). В 1942 умерла мать, и Николая направили в Никольский детский дом. С детства испытывал глубокое чувство одиночества.
Рубцов погиб в семейной ссоре 19 января 1971 в своем вологодском доме, от рук женщины, которую собирался назвать своей женой -- Людмилы Дербиной (Грановской), которая не собиралась его убивать, но не выдержала его алкогольного дебоширства.
Макьюэн, Гвендолин Gwendolyn MacEwen ( 1941-1987 ) Канадская поэтесса и писательница. Родилась в Торонто. Дочь алкоголика и шизофренички, М. недоучилась в школе и с ранней юности вела богемную жизнь. Ее называли одним из самых ярких голосов "нового поколения", вошедшего в канадскую литературу в 60-е годы. Макьюэн выпустила два десятка поэтических и прозаических книг, получила ряд престижных литературных наград. В конце жизни страдала алкоголизмом, была одинока и почти забыта. Распространено мнение, что она намеренно допилась до смерти. Диагноз патологоанатома: "алкогольное отравление".
Олег Иванович Даль (1941--1981) -- советский актёр театра и кино.
Герои Олега Даля в ранний период его раннего творчества -- его ровесники, живущие с ним в одно время. Даль наделял создаваемые им образы своими личными чертами, своим обаянием с оттенком грусти, одиночества. Интеллигентность и остроумие были свойственны ему с первого же появления на экране и сцене театра.
У Олега был свой взгляд на вещи и собственное понимание творческого процесса. Он постоянно менял творческие коллективы и режиссёров. Он мог внезапно уйти из театра и бросить постановку за несколько дней до премьеры. Так случилось во МХАТе с Ефремовым и с Эфросом в театре на Малой Бронной.Эдвард Радзинский так отзывался о нём:
Он был болен одной из самых прекрасных и трагических болезней - манией совершенства. Он знал, как это играть надо, но нельзя было на этом безумном темпераменте, на этой беспредельной боли и нерве, на этих слезах в горле провести всю роль -- так можно было только умереть...
В конце 1970-х после запрета фильма "Отпуск в сентябре" и постоянных отказов Олега известным режиссёрам он постепенно заработал репутацию опального актёра. До 1977 года актёр в течение 10 лет был "невыездным" и ему не разрешали покидать пределы СССР. Знакомые и коллеги отзывались, что выглядел Олег в последние месяцы жизни очень плохо, был в состоянии нервного и физического истощения. Актёр много пил и даже предпринял меры для того, чтобы превозмочь свою предрасположенность к спиртному. Работал он на износ и часто конфликтовал с режиссёрами, не желая сниматься в фильмах и работать в спектаклях, которые ему были не по душе.
В шутку называл себя "инородным" артистом, горько перефразируя звание "народный артист".
Олег Даль ушёл из жизни 3 марта 1981 года в гостиничном номере, во время творческой командировки в городе Киев. По распространённой версии сердечный приступ был спровоцирован употреблением спиртного, которое было противопоказано больному, "зашитому" противоалкогольной капсулой .
http://www.oleg-dal.ru
http://utro-culture.blogonline.ru/680311
Александр Петрович Сумароков (1717--1777) -- русский поэт, писатель и драматург XVIII в.
Пьесы его игрались при русском императорском дворе выписанной из Ярославля труппой Ф. Г. Волкова; а когда в 1756 учрежден был постоянный театр, Сумароков был назначен его директором и долго был главным поставщиком репертуара.
Несмотря на близость ко двору, покровительство вельмож, похвалы почитателей, Сумароков не чувствовал себя оцененным по заслугам и постоянно жаловался на недостаток внимания, на придирки цензуры, невежество публики, личное одиночество. В 1761 он потерял управление театром, переселившись затем в Москву (1769). Здесь, заброшенный покровителями, разорившийся и спившийся, он умер 1 (12) октября 1777.
http://www.rvb.ru/18vek/sumarokov/
Успенский, Николай Васильевич (31 мая 1837г.--21 октября (2 ноября)1889, Москва) -- русский писатель. Двоюродный брат Глеба Успенского. Глубоко реалистический характер рассказов Успенского, раскрывавших истинное положение крестьянства, обеспечил им широкий успех. Наиболее выдающимся рассказом был "Обоз" (1860), посвященный жизни неграмотного и забитого крепостного крестьянина.
Родился в 1837 году в семье священника в селе Большое Скуратово Чернского уезда Тульской губернии. Литературная деятельность Успенского началась в 1857 году, когда в журнале "Сын отечества" был напечатан рассказ "Старуха". Позже Николай Успенский, сблизившись с Некрасовым и Чернышевским, стал сотрудником "Современника". В 1861 году по совету и при поддержке Некрасова Успенский ездил в Париж и Италию, где знакомился с западноевропейской жизнью.
Обладая невозможным характером, рассорился со всеми, кто ему покровительствовал - с Н.Некрасовым, с Л.Толстым, а с И.Тургеневым даже судился. Учительствовал в разных школах, но нигде надолго не задерживался. В 40 лет, после смерти жены стал горьким пьяницей. Часто голодал.
С 1884 года писатель стал бродяжничал вдвоем с малолетней дочерью. Печатал в бульварном журнале скандальные воспоминания о своих великих современниках.
Кроме этого он играл перед уличной толпой на музыкальных инструментах, распевал куплеты и частушки, он разыгрывал целые сцены с маленьким крокодиловым чучелом, от лица которого произносил монологи. Успенский перерезал себе горло тупым перочинным ножом близ Смоленского рынка в Москве. В кармане самоубийцы нашли 8 копеек.
Александр Грин (настоящие имя, отчество и фамилия: Александр Степанович Гриневский, 23 августа 1880 -- 8 июля 1932) -- русский писатель, прозаик, представитель направления романтического реализма.его произведения издавались миллионными тиражами. Его реальность включает в себя не постижимые логикой силы, проявляющиеся в сказке и во сне, в одушевлённости природы и предметов. Его вера в доброту человека основана на внутренней силе.
Мать Александра (русская) умерла, когда мальчику было 13 лет.
Повесился от алкоголизма и одиночества.
Умер Грин 8 июля 1932 года в городе Старый Крым. Михайлова Л. А. Грин. Жизнь, личность, творчество. М., 1980
http://www.c-cafe.ru/days/bio/2/047
Биография А.Грина
Григорьев, Аполлон Александрович. Русский поэт. Потерпев неудачу в любви (к Антонине Фёдоровне Корш) и тяготясь своевольством родителей, Григорьев внезапно уехал в Петербург, где служил в Управе благочиния и Сенате. С лета 1845 целиком посвятил себя литературным занятиям. Страдал от одиночества.
Запой, перешедший прямо вфизический, мучительный недуг, надломил могучий организм Григорьева. Поэт умер OldStyleDate|7|октября|1864|25|сентября г. в Петербурге.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Т. 2: Г -- К. Москва: Большая российская энциклопедия, 1992. С. 31--36.
http://stroki.net/content/blogcategory/87/88/ Григорьев А.А. Избранные стихотворения на stroki.net
Константин Михайлович Фофанов (18 (30) мая 1862, Санкт-Петербург -- 17 (30) мая 1911, ''там же'') -- русский поэт; отец поэта-эгофутуриста К. К. Фофанова (известного под псевдонимом ''Константин Олимпов'')
В целом период с середины 1880-х до середины 1890-х в истории русской поэзии нередко называют "фофановским", поскольку поэзия Фофанова оказалась созвучна распространённым настроениям, нашла широкий отклик у читателей и вызвала подражания. О творчестве Фофанова одобрительно отзывались художник И. Е. Репин (автор портрета Фофанова, крёстный отец сына), поэты Я. П. Полонский и А. Н. Майков, писатели Л. Н. Толстой и Н. С. Лесков.
Фофанов страдал алкоголизмом, в начале 1890-х перенёс тяжелое психическое заболевание, последние десять лет жизни провёл в нищете, одиночестве и пьянстве.
http://stroki.net/content/blogcategory/96/97/
Константин Фофанов Стихи
Амадей Гофман ( de. Ernst Theodor Amadeus Hoffmann; 24 января 1776, Кёнигсберг -- 25 июня 1822, Берлин) -- немецкий писатель, композитор, художник романтического направления.
Своё мировоззрение Гофман проводит в длинном ряде бесподобных в своём роде фантастических повестей и сказок. В них он искусно смешивает чудесное всех веков и народов с личным вымыслом, то мрачно-болезненным, то грациозно-весёлым и насмешливым.
Творчество Гофмана в развитии немецкого романтизма представляет собой этап более обостренного и трагического осмысления действительности, отказа от ряда иллюзий , пересмотра соотношения между идеалом и действительностью.
Герой Гофмана старается вырваться из оков окружающего его мира посредством иронии, но, понимая бессилие романтического противостояния реальной жизни, писатель сам посмеивается над своим героем.
Когда мальчику было три года, его родители разошлись, и он воспитывался в доме бабушки по материнской линии под влиянием своего дяди юриста, человека умного и талантливого, но склонного к фантастике и мистике.
В 1800 году Гофман прекрасно окончил курс юридических наук в Кёнигсбергском университете и связал свою жизнь с государственной службой. В этом же году он покинул Кёнигсберг и до 1807 года работал в разных чинах, в свободное время занимаясь музыкой и рисованием. Впоследствии попытки его зарабатывать на жизнь искусством приводили к бедности и бедствиям, бедности, одиночеству.
Чувствуя отвращение к мещанским "чайным" обществам, Гофман проводил большую часть вечеров, а иногда и часть ночи, в винном погребке. Расстроив себе вином и бессонницей нервы, Гофман приходил в пустой одинокий дом и садился писать; ужасы, создаваемые его воображением, иногда приводили в страх его самого. А в узаконенный час Гофман уже сидел на службе и усердно работал.
В 46 лет от роду Гофман был окончательно истощён своим образом жизни.
http://etagofman.narod.ru/
Жизнь -- безумный кошмар, который преследует нас до тех пор, пока не бросит наконец в объятия смерти
Гофман
Альфред Жарри ( fr. Alfred Jarry, 8 сентября 1873, Лаваль, Майенн -- 1 ноября 1907, Париж) -- французский поэт, прозаик, драматург. Жарри стал культовой фигурой литературного и театрального авангарда Европы, США и Латинской Америки.
Жарри переводил стихи Кольриджа и Стивенсона, переделал комедию Х. Д. Граббе "Шутка, сатира, ирония". Пытался издавать журнал, увлекался велосипедным спортом. Исчерпал наследство, бедствовал. Был одинок. Его роман "Деяния и суждения доктора Фаустролля, патафизика" был отвергнут издательством "Меркюр де Франс" и другими издателями. Жарри, всегда отличавшийся резкостью в поведении, перессорился со всеми, голодал, болел, пьянствовал, употреблял наркотики (эфир). Был парализован, умер в больнице.
Стихи"// Семь веков французской поэзии в русских переводах. СПб.: Евразия, 1999, с.519
Делёз Ж. Один неведомый предшественник Хайдеггера: Альфред Жарри// Он же. Критика и клиника. СПб: Machina, 2002, с.125-136
http://www.alfredjarry2007.fr/amisjarry/accueil/accueil.htm Сайт Общества друзей Альфреда Жарри
Берримен, Джон ( en. John Berryman, собственно en. John Allyn Smith, 25 октября 1914, Мак-Алистер, Оклахома - 7 января 1972, Миннеаполис) - американский поэт. Поэзию Берримена отличает драматизм переживаний и, вместе с тем, мастерское владение строгими формами. Сегодня он видится крупнейшей фигурой американской словесности второй половины ХХ в., одним из родоначальников исповедальной линии в американской лирике и, в этом смысле, связующим звеном между социальной поэзией бит-поколения и личными интонациями .
Сын школьной учительницы и банкира во Флориде, застрелившегося, когда сыну было 12 лет (он нашел тело отца первым; в 1931 он сам попытался покончить с собой).
Джон получил блестящее образование: учился в привилегированной школе для мальчиков, в 1936 закончил престижный Колумбийский университет, затем учился в Кембридже (Великобритания), где встречался с Йейтсом, Элиотом, Оденом, Диланом Томасом. В 1937-1938 проехал по Франции и Германии, видел победивший нацизм. В 1939 пережил приступ эпилепсии, впоследствии страдал нервным расстройством, несколько раз лечился, начал пить.
C 1940 Берримен преподавал в лучших университетах США. Берримен был кумиром студентов, среди которых на его лекции и семинары приходило немало поэтов, поддерживал отношения с Р.Лоуэллом, С.Беллоу и др., но страдал от одиночества, приступов депрессии, раздвоения личности. В 1953 он разошелся, а в 1956 развелся с женой, несколько раз был арестован за скандальное поведение в нетрезвом виде. Второй брак был кратким и тоже несчастливым (супруги развелись в 1959). Берримена много раз госпитализировали. Третий брак, заключенный в 1961, оказался сравнительно спокойным, хотя пьянство, скандалы и попытки реабилитации в больницах продолжались. Берримен некоторое время жил в Ирландии, но алкоголизм вернул его в больницу Миннеаполиса. В 1970 он в одиночестве пережил религиозное обращение, написал об этом автобиографическое сочинение, но и на этот раз его жизнь не изменилась. Вскоре он в приступе отчаяния бросился с моста через Миссисипи и погиб.
Поэзия США/ Сост. А. Зверев. М.: Художественная литература, 1982
Стихи// От Уитмена до Лоуэлла. Американские поэты в переводах Владимира Британишского. М.: Аграф, 2005, с.213-231
Бьёрнебу, Йенс ( no. Jens BjЬrneboe, 9 октября 1920, Кристиансенд -- 9 мая 1976, остров Вейерланд) -- норвежский писатель и художник.
Рос в богатой семье. С детства страдал неуравновешенностью, несколько лет тяжело болел, был прикован к постели. В 12 лет начал пить, в 13 совершил попытку самоубийства. Был исключён из школы, потом из университета. Учился живописи, путешествовал по Европе, увлекался антропософией. В 1943--1945 жил в Швеции. В 1946 состоялись первые выставки его живописи (Осло и Кристиансанд).
В литературе выступал как непримиримый социальный критик, по политическим взглядам -- анархист. Резко нападал на судебную и пенитенциарную систему Норвегии, с тревогой следил за попытками возрождения нацизма. Испытал влияние Брехта. Его роман "Без единой нитки" (1966) был по приговору суда признан в 1967 порнографическим, книга изъята из продажи и надолго запрещена в Норвегии. Едва ли не каждая вещь Бьёрнебу вызывала ожесточённые споры в обществе.
Много лет боролся с психическим расстройством, одиночеством и алкоголизмом. Во время очередного приступа депрессии покончил с собой (повесился).
Акулы. История одного плавания и кораблекрушения. М.: Радуга, 1985
http://magazines.russ.ru/authors/b/bernebu
Маса Ниеми (настоящее имя Мартти Ниеми, fi. Masa Niemi, Martti Niemi; 20 июля 1914, Выборг, Финляндия -- 3 мая 1960, Тампере, Финляндия) -- финский актёр, музыкант и юморист.
Родился в многодетной семье в Выборге в 1914 году. Впервые снялся в кино в 1945 году, сыграв малую роль в фильме "Тайна летней ночи". Однако позже, в 1950-е, ему принесло большую известность участие в цикле фильмов "Пекка Пуупяя" (вместе с Эсой Пакариненом и Сиири Ангеркоски), а также в фильмах "Летающий калакукко" (также с Эсой Пакариненом) и "Мы ещё вернёмся" (с Тапио Раутаваара, Аннели Саули, Сиири Ангеркоски и Аку Корхоненом). Благодаря участию в этих и других фильмах, он пользовался очень большой популярностью среди финской молодёжи 1950-х годов, несмотря на непрезентабельную внешность и невысокий рост (всего 152 см).
Начиная с конца 1950-х Маса Ниеми начал злоупотреблять алкоголем, что вскоре сделало невозможными его дальнейшие съёмки в кино. В 1960 году он покончил жизнь самоубийством, испытывая невыносимое одиночество.
http://www.listal.com/person/masa-niemi
Сергей Донатович Довлатов (по паспорту -- Довлатов -Мечик; 3 сентября 1941, Уфа -- 24 августа 1990, Нью-Йорк) -- русский писатель и журналист. Глубокое чувство одиночества сквозит во всех его произведениях, особенно в повести "Заповедник".
Из университета был исключён за неуспеваемость.
Затем три года армейской службы во внутренних войсках, охрана исправительных колоний в Республике Коми.
Работал экскурсоводом в Пушкинском заповеднике под Псковом (Михайловское).
Журналы отвергали его произведения. Набор его первой книги в издательтве "Ээсти Раамат" был уничтожен по указанию КГБ Эстонской ССР .Довлатов публиковался в самиздате, а также в эмигрантских журналах "Континент", "Время и мы" .В 1978 году из-за преследования властей Довлатов эмигрировал, поселился в Нью-Йорке, где стал главным редактором эмигрантской газеты "Новый американец". Одна за другой выходили книги его прозы. К середине 1980-х годов добился большого читательского успеха, печатался в престижном журнале The New Yorker.
В СССР писателя знали по самиздату и авторской передаче на Радио "Свобода".
Сергей Довлатов умер 24 августа 1990 года в Нью-Йорке от сердечной недостаточности на почве хронического алкоголизма.
" В этом мире я увидел людей с кошмарным прошлым, отталкивающим настоящим и трагическим будущем... Мир был ужасен. Но жизнь продолжалась. Более того, здесь сохранились обычные жизненные пропорции. Соотношение добра и зла, горя и радости оставалось неизменным... Упаси нас бог от пространственно -временной ситуации, располагающей ко злу...Одни и те же люди высказывают равную способность к злодеянию и добродетели... Меня смешит любая нравственная установка. Человек добр!...Человек подл!...Человек человеку - друг, товарищ и брат... Человек человеку- волк...И так далее, Человек человеку...как бы это получше выразится- табула раса. Иначе говоря - все, что угодно. В зависимости от стечения обстоятельств. Человек способен на все-дурное и хорошее. Мне грустно, что это так. Поэтому дай нам бог стойкости и мужества. А еще лучше - обстоятельств времени и места, располагающих к добру... Истинное мужество в том, чтобы любить жизнь, зная о ней всю правду!" (С.Довлатов)
http://www.sergeidovlatov.com/
Йозеф Рот ( de. Moses Joseph Roth, 2 сентября 1894, Броды, Австро-Венгрия -- 27 мая 1939, Париж) -- австрийский писатель.
Из написанного Ротом наиболее известен роман-хроника Габсбургской империи "Марш Радецкого" (1932). Влиятельный критик Марсель Райх-Раницкий включил его в число двадцати лучших романов, написанных на немецком языке.
Родился в городе Броды в 1894 году, в еврейской семье. Учился во Львовском, а затем в Венском университете, в 1916 ушёл на фронт, участвовал в Первой мировой войне.
В 1933 эмигрировал во Францию. Обратился в католицизм. Последние годы доживал одиноким нищим и алкоголиком (этот опыт вошёл в повесть "Легенда о святом пропойце", 1939). Его жена сошла с ума. В мае 1939 года Йозеф Рот покончил жизнь самоубийством.
Иов. Марш Радецкого. М.: Терра -- Книжный клуб, 2001
http://josephroth.de
Шарль Бодлер ( 1821 - 1867 ): злоупотреблял выпивкой и курил опиум . Шарль Пьер Бодлер ( fr. Charles Pierre Baudelaire, 9 апреля 1821 -- 31 августа 1867, Париж) -- поэт и критик, классик французской и мировой литературы.
Отец, Франсуа Бодлер, был художником, и с раннего детства прививал сыну любовь к искусству, водил его по музеям и галереям, знакомил со своими друзьями-художниками. Но мальчик потерял отца в тот год, когда ему исполнилось 6 лет. Год спустя мать Шарля вновь вышла замуж; отношения с отчимом у мальчика не сложились.
В мае 1841 года Бодлера отправили в путешествие (это было как наказание), чтобы он "избавился от дурного влияния". Год спустя он вступил в право наследования, однако быстро начал проматывать отцовские деньги, и в 1844 году постановлением суда управление наследством было передано его матери. Писать он начал, когда получил наследство и стал вести жизнь богатого бездельника.
Бодлеру принадлежит одно из наиболее внятных описаний воздействия гашиша на человеческий организм, которое на долгие годы стало эталоном для всех, кто писал о психотропных продуктах из конопли. По мнению Бодлера, "вино делает человека счастливым и общительным, гашиш изолирует его. Вино превозносит волю, гашиш уничтожает ее".
Впоследствии Бодлер пристрастился к опиуму, но к началу 1850-х гг. преодолел пристрастие и написал три больших статьи о своем психоделическом опыте, которые составили сборник "Искусственный рай" (1860).
В 1857 году вышел поэтический сборник "Цветы зла", шокировавший публику настолько, что цензоры оштрафовали Бодлера .
В 1864 году Бодлер уехал в Бельгию, где провёл в одиночестве два с половиной года, несмотря на отвращение к скучной бельгийской жизни и на стремительно ухудшающееся здоровье. Будучи в церкви Сен-Лу в Намюре, Бодлер потерял сознание и упал прямо на каменные ступени. Его привезли в Париж и поместили в клинику, в которой он и скончался. Перед смертью врачи обнаружили у него первые признаки правостороннего паралича и тяжелейшей афазии, перешедшей позднее в полную потерю речи.