"Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера" - пластинка "Битлз" 1967-го года, считается вершиной их творчества.
'Никакие слова не могут объяснить музыку. Музыка объясняет себя. Слова и звуки - подобны лучам прожектора. Они не показывают вам всего. Вы должны увидеть то, что находится между потоками света'.
Крету - румынский музыкант, создатель и идейный вдохновитель музыкального проекта Enigma.
'Я рассматриваю музыку, живопись, драматическое искусство, радио и кино как нечто большее, чем средства развлечения и получения эстетического удовольствия. Я считаю их бастионом, ограждающим человека от саморазрушения. Человек, слушающий Пятую симфонию или прелюдию к "Лоэнгрину", не может оставаться таким же, каким он был до этого. Его личность претерпевает изменения. Я не имею в виду особые целительные свойства музыки, а лишь констатирую то обстоятельство, что любые положительные эмоции, особенно те, что пробуждают в человеке любовь, противостоят силам саморазрушения'.
Меннингер http://www.myword.ru
Музыковед Ф.Шмит приводит сопоставление пространственного и временного аспектов музыкального звучания: "И музыка не чужда пространственности: только одиночная мелодия есть чисто во времени разворачивающаяся вереница звуков - подобно тому, как только линейный рисунок есть чисто в пространстве сопоставленный ряд точек; в аккорде мы имеем уже сопоставление звуков не в временной последовательности, а в пространственном созвучии; в многоголосой музыке, в аккомпанированной мелодии мы получаем уже, как будто, два пространственных плана звучаний; наконец, "симфонические" звуковые массы, одновременно впечатляющие слух, явственно воспринимаются как пространственно-многоплановый, так что слушатель различает их относительную отдаленность от себя".
Холопов Ю. Н., Очерки современной гармонии, М., 1974
Занятия музыкой влияют на физиологию мозга
membrana, 22 апреля 2008
Теперь можно считать доказанным, что занятия музыкой развивают связи между правым и левым полушариями. Игра на музыкальных инструментах всё-таки стимулирует развитие головного мозга, по крайней мере у детей - такой вывод можно сделать на основании результатов исследования, проведённого учёными из медицинской школы Гарварда (Harvard Medical School).
Эксперимент показал, что у детей, которые в течение 15 месяцев не менее 2,5 часов в неделю занимались музыкой, объём мозолистого тела головного мозга (corpus callosum), органа, предположительно отвечающего за обмен информацией между правым и левым полушариями, увеличился в среднем на 25%.
Споры о том, действительно ли музыка стимулирует умственные способности человека, ведутся давно. Мы уже рассказывали о так называемом "эффекте Моцарта"- гипотезе, предполагающей, что академическая музыка, в частности произведения великого австрийца, влияет на физиологию людей, в том числе на их интеллектуальные способности.
В научных кругах дискуссия на эту тему не утихает: сторонники гипотезы были уверены в том, что музыка влияет на развитие некоторых отделов головного мозга в качестве самостоятельного фактора, в то время как скептики утверждали, что музыкально одарённые люди, вероятно, изначально обладали уникальными биологическими характеристиками.
Однако ещё интереснее вопрос о воздействии на физиологию не просто прослушивания
музыки, но занятий на музыкальных инструментах.
14 апреля нынешнего года на ежегодном симпозиуме американского Общества когнитивной нейронауки (Cognitive Neuroscience Society) профессор Готтфрид Шлауг (Gottfried Schlaug) и его коллеги представили результаты (PDF-документ) исследования, в котором приняло участие более 30 детей в возрасте от 6 до 9 лет, занимавшихся музыкой.
Эксперимент включал в себя детальную резонансную томографию детей до и в течение опыта, а также в конце всего периода занятий. Оказалось, что относительный объём corpus callosum увеличился именно у тех детей, которые занимались музыкой не менее полутора часов в неделю, а у тех, кому посчастливилось заниматься более двух с половиной часов, относительный объём увеличился в среднем на четверть. В контрольной же группе, которая музыкой не занималась, никаких видимых перемен в этом отделе мозга не произошло.
Стивен Суиннен (Steven Swinnen) из лаборатории молекулярной биологии бельгийского университета Лёвена (Universiteit Leuven), занимающийся изучением двигательных функций организма, предполагает, что дальнейшие исследования и эксперименты должны подтвердить гипотезу о том, что занятия музыкой могут вызывать изменения в структуре аксонов, соединяющих удалённые участки головного мозга.
Первичный объект музыкальной гармонии - музыкальные интервалы, художественное освоение которых составляет основной стержень исторического развития музыкального искусства. 'Согласное' звучание звуков даёт первую категорию гармонии - консонанс, противопоставляемый диссонансу. Консонанс и диссонанс ( fr. consonance, от la. consonantia - созвучие, согласное звучание, и fr. dissonance, от la. dissonantia - нестройность, нестройное звучание)- противоположные понятия теории музыки, характеризующие слияние или неслияние в восприятии одновременно звучащих тонов (сонантность созвучий), а также сами созвучия (интервалы, аккорды), воспринимаемые как слитные и неслитные.
В ладовых системах европейской многоголосной музыки спад напряжения при плавном переходе от диссонанса к консонансу (то есть при разрешении) создаёт особого рода ощущение удовлетворения и тем самым превращается в важнейший эстетический фактор. Чередование диссонансов-напряжений и консонансов-разрядок образует как бы 'гармоническое дыхание' музыки.
Соотношение консонанса и диссонанса всегда было важнейшей проблемой музыки. Пифагорейцы (6-4 вв. до н. э.) проводили аналогию между консонансом и гармонией мира, мировым порядком (космосом), противопоставляя ему диссонанс - дисгармонию, деструкцию (хаос). К консонансам ('симфониям') они относили октаву, квинту и кварту, все остальные созвучия - к диссонансам ('диафониям'). Последователи Пифагора различали консонанс и диссонанс в зависимости от числовых отношений тонов; последователи Аристоксена считали критерием консонантности 'приятность' созвучий для слуха.
Холопов Ю. Н. Очерки современной гармонии, М., 1974
Если человека искусственно 'погрузить' в 'звуковой вакуум', то он больше 40 часов не выдержит. В шумоизоляции теряется чувство реальности, уменьшается пульс, начинается депрессия. Недаром в средние века в монастырях громким пением и игрой на музыкальных инструментах спасались от искушений дьявола.
По восприятию музыки люди делятся на зависимых и чувствительных. Для первых мелодический фон - акустический наркотик, повышающий адреналин - у человека исчезает чувство одиночества, страха. Для второго типа людей музыка неприятна - им предпочтительнее тишина. Но абсолютная тишина для человека еще более разрушительна, чем рок-музыка.
Людям экстравертированного склада больше нравится легкая эстрадная музыка, нежели призывающая к интроспекции серьезная академическая музыка. Ассоциативность и при восприятии музыки более свойственна слушателям-интровертам, подвижным в эмоциональном отношении, с острым переживанием жизненных конфликтов и склонных к самоанализу. Интроверты также отличаются большей целостностью восприятия и погруженностью в музыкальные ощущения.
В исследовании Гиббонса было установлено, что возраст также оказывает свое влияние на музыкальные предпочтения. Пожилые люди больше любят ту музыку, которую они слышали во времена своей молодости, чем ту популярную музыку, которая звучала в более поздние периоды их жизни.
Музыка может помочь справиться с состоянием одиночества. Следует отметить, что каждый слушатель уже не одинок. Слушая музыку, он входит в новый, очень богатый мир.
Для звукотерапии можно предложить произведения, которые своим радостным настроем дают одинокому человеку воспоминания о счастье и способны вызвать ответное ощущение счастья: 'Завещания святых городов', Четвертая симфония (фрагменты) Бетховена, 'Зимние грезы' (из Первой симфонии), серединные части Четвертой симфонии П.И. Чайковского, многие произведения Р. Штрауса, например фрагменты из симфонического произведения 'Жизнь героя'.
Можно обратиться к произведениям композиторов, которых интересовала проблематика доктора Фауста, мыслителя и скептика: 'Тот, кто знает больше других и видит больше других, всегда одинок' (это и Ференц Лист, и Иоганнес Брамс, и др.).
Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей:
Бах "Итальянский концерт", Гайдн "Симфония".
Музыкальная терапия в эпоху Водолея
Соло ( it. Solo - один) - исполнение музыки одним лицом с аккомпанементом или без аккомпанемента (а капелла). Если при совокупном исполнении (напр. в хоре, оркестре) один голос получает преобладающее значение в смысле мелодии, то над ним в партитуре ставят слово Соло. В оркестре в партии струнного инструмента, выделенного из всей группы остальных инструментов, надписывается Solo obligate. Так, напр., для скрипки пишут Solo violino obligato, остальные же партии скрипок называются ripieni.
Музыкальное соло - выражение индивидуальности музыканта и композитора, и в первую очередь красоты трагизма их одиночества.
Многим композиторам судьба предопределяла одиночество. Так было с М.П. Мусоргским, П.И. Чайковским. А как боролись со своим одиночеством Людвиг ван Бетховен и Бедржих Сметана, пораженные самой безжалостной для музыканта формой одиночества - глухотой! Или добровольно выбранное одиночество Иоганнеса Брамса и Мориса Равеля...
Одиночество стимулировало их необъятные творческие силы. Были созданы произведения высочайшего накала, глубокого содержания, рожденные из покоренного одиночества и отчаяния.
Пётр Ильич Чайковский (7 мая 1840, Воткинск, Российская империя - 6 ноября 1893, Санкт-Петербург, Российская империя) - русский композитор, один из лучших мелодистов, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист. Чайковский считается одним из крупнейших русских композиторов .Автор 76 опусов, 10 опер, 3 балетов.
Его мать играла на фортепиано и пела. Для Чайковского разлука с матерью была очень сильной душевной травмой.
'Он впервые стал играть 'для себя', в те минуты, когда ему особенно становилось грустно. Источник этой грусти он ни тогда, ни потом не старался угадать. В то время ему бывало грустно и от раннего одиночества, и от плохих отметок, и от того, что Петербург, с его настоящей великой музыкой, промелькнул так неповторимо, и от того, что его музыки начинают бояться старшие - бояться за его здоровье, за его будущее'.
1870-е годы в творчестве Чайковского период напряжённых исканий. Композитора привлекают историческое прошлое России, русский народный быт, тема человеческой судьбы. В кон. 70-х гг. Чайковский пережил тяжёлый душевный кризис, вызванный перенапряжением творческих сил, а также обстоятельствами личной жизни. В течение нескольких лет жил преимущественно за границей (главным образом в Швейцарии и Италии, а также в Каменке у своей сестры).
'Он вспоминал, как в детстве, после кори, когда еще жива была мать, он болел странной болезнью спинного хребта, и доктор говорил о дурной наследственности. С тех пор прошла беззаботная, пустая юность, не оставив после себя ничего. Теперь, когда он душой возвращался к музыке своего детства, вместе с музыкой возвращалась и болезнь, иногда державшая его часами на грани одинокого безумия...
Ведь он по-настоящему едва начал жить, а уже мечтал не жить, доживать, мечтал о тишине, о безмятежности, о неярких радостях. Он предчувствовал вечное свое одиночество, и что-то подсказывало ему, что ему легче будет справиться с ним вдали от людей, чем на людях. И неудачи творческие только больше заставляли его стремиться к творчеству, и как невозможный идеал ему, не имевшему возможности даже жить отдельно по бедности, мерещилось свободное от обязанностей и ответственностей существование где-нибудь - пусть под родным, пусть под чужим - небом, где он замкнется в себе, никого не подпустит близко к своей музыке, сам себе заменит весь мир'.
В июле 1877 Чайковский, увлёкшись сочинением оперы 'Евгений Онегин', а также чтобы покончить с различными слухами и сплетнями по поводу своей личной жизни, импульсивно женился на бывшей консерваторской студентке Антонине Милюковой, младшей его на 8 лет. По мнению многих источников, особенности личной жизни композитора объясняются его гомосексуальностью, ставшей причиной того, что его брак через несколько недель распался.
'Иногда злоба сходила на него в минуты творчества. Ему казалось, что жизнь прошла, что ни говори. Ничего совершенного он не оставил. 'Творить наивно, подобно птице певчей, уже не могу, а на изобретение нового чего-нибудь пороху не хватает'. За этими днями шли дни полного мучительного бездействия, упадка, той праздности, которой он так боялся, потому что для него в праздности таилось зерно его нездоровых, бешеных, неутолимых возбуждений. 'Какой я урод-человек!', 'Да простит мне Господь столь скверные чувства!' - иногда записывал он для себя.
После катастрофического брачного эксперимента Чайковский окончательно примирился со своими 'природными влечениями', к примеру, в его письмах и дневниках нет и следа отношения к ним как к греху, страданию или аномалии. Заметно усиление трагического начала в произведениях последних лет (особенно в опере ''Пиковая дама'' и 6-й симфонии). Содержание музыки Чайковского универсально: охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства.
'Дружба. Любовь. Вера в себя. Бесстрашие. Ничего этого у него нет. Молодости не осталось вовсе. Одиночество. Неизвестность. Страх, постоянный, леденящий страх за свое доброе имя. Холод жизни, который не с кем разделить. Одиночество'.
Последние годы своей жизни композитор провёл в Клину, Московской области.
'Все настойчивее возвращалась мечта об уходе из этого бесплодного шума, из этой назойливой пестроты. Мечта превращалась в навязчивую идею: если нельзя того, чего хочется, если невозможно изменить, сломать вокруг себя эту раму несчастливо склеенной жизни, если так и не удастся преобразить жизнь, - то стоит ли жить? Если в жизни никто его не полюбит - беззаветно, самозабвенно, бессмысленно, - то надо умереть'.
В результате заболевания холерой композитор скончался 25 октября (6 ноября) 1893 г. в Санкт-Петербурге.
Самоубийство Чайковского: миф и реальность. - М.: Журнал 'Глагол', 1993
''Берберова Н. Н.'' Чайковский. История одинокой жизни. - Берлин, 1936
Н. О. Блинов, В. С. Соколов. Последняя болезнь и смерть П.И. Чайковского. До и после трагедии. - М.: Музыка, 1994 ;
А. Познанский. Смерть Чайковского. Легенды и факты. - СПб.: Композитор, 2007.
http://www.tchaykovsky-today.ru/
http://sexology.narod.ru/chapt1109.html
Бахи - род немецких музыкантов и композиторов, оказывавший в течение двух веков большое влияние на развитие европейской музыки. В роду Бахов было 8 поколений музыкантов, из них 57 известных. Но только один гений. Из семерых детей Иоганна Себастьяна от первого брака (с Марией Барбарой, которая была также кузиной Иоганна Себастьяна) лишь трое не умерли в младенчестве. Двое из них стали композиторами и музыкантами: Вильгельм Фридеманн и Карл Филипп Эмануил.
Во втором браке Иоганна Себастьяна с Анной Магдаленой Вильке (обладала выдающимся голосом-сопрано и была дочерью придворного трубача герцога Саксен-Вейссенфельского) родилось 13 детей, из которых Готтфрид Хейнрих, Иоганн Христоф Фридерик и Иоганн Христиан стали известными музыкантами.
Иоганн Себастьян Бах ( de. Johann Sebastian Bach; 21 марта 1685 (ст. ст.) Эйзенах, Германия - 28 июля 1750 (н. ст.) Лейпциг, Германия) - немецкий композитор и органист, представитель эпохи барокко. Один из величайших композиторов в истории музыки.
За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Бах - мастер полифонии. Его творчество оказало сильное влияние на музыку последующих композиторов, в том числе и в XX веке.
Иоганн Себастьян Бах был шестым ребёнком в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Баха и Элизабет Леммерхирт.
Когда Иоганну Себастьяну было 9 лет, умерла его мать, а через год - отец, успев незадолго до этого ещё раз жениться.
Долгую, небогатую и творчески одинокую жизнь гениальный композитор полностью посвятил музыке. С возрастом зрение Баха становилось всё хуже. Тем не менее, он продолжал сочинять музыку, диктуя её своему зятю Альтникколю. В 1750 году в Лейпциг приехал английский офтальмолог Джон Тейлор, которого многие современные исследователи считают шарлатаном. Тейлор дважды прооперировал Баха, но обе операции оказались неудачными .
, Бах остался слепым. 18 июля он неожиданно ненадолго прозрел, но уже вечером с ним случился удар. Бах умер 28 июля; возможно, причиной смерти стали осложнения после операций. Оставшееся после него состояние было оценено в более чем 1000 талеров и включало 5 клавесинов, 2 лютневых клавесина, 3 скрипки, 3 альта, 2 виолончели, виолу да гамба, лютню и спинет, а также 52 священные книги .
Бетховен очень ценил музыку Баха. В детстве он играл прелюдии и фуги из 'Хорошо темперированного клавира', а позже называл Баха 'истинным отцом гармонии' и говорил, что 'не Ручей, а Море ему имя' (слово ''Bach'' по-немецки значит 'ручей'). Шопен перед концертами запирался в комнате и играл музыку Баха. Произведения Иоганна Себастьяна оказали влияние на многих композиторов.
Гёте, довольно поздно в своей жизни познакомившийся с его произведениями (в 1814 и 1815 годах в городе Бад-Берка были исполнены некоторые его клавирные и хоровые сочинения), в письме 1827 года сравнил ощущение от музыки Баха с 'вечной гармонией в диалоге с самой собой' .
Музыка Баха в числе лучших творений человечества записана на золотой диск Вояджера http://voyager.jpl.nasa.gov/spacecraft/music.html
И. Н. Форкель. О жизни, искусстве и произведениях Иоганна Себастьяна Баха. М.: Музыка, 1987. http://early-music.narod.ru/biblioteka/bach-forkel.htm М. С. Друскин. Иоганн Себастьян Бах. М.: Музыка, 1982.
С. А. Морозов. Бах. (Биография И.-С. Баха в серии ЖЗЛ), М.: Молодая гвардия, 1975. http://www.lib.ru/MEMUARY/ZHZL/bach.txt
http://www.bach.su/ Русскоязычный сайт о Бахе. Видеотека. Нототека. Биография Баха и исполнителей Баха.
Вильгельм Фридеман Бах ( de. Wilhelm Friedemann Bach, 22 ноября 1710 - 1 июля 1784) - старший сын Иоганна Себастьяна Баха, известный органист, импровизатор и композитор, мастер контрапункта.
в 1746 г. он стал органистом церкви Пресвятой Девы (''Liebfrauenkirche'') в Галле. Известность и влияние его отца были достаточными для получения Вильгельмом последней должности без традиционного прослушивания.
Со смертью его отца в 1750 г. ушло и его влияние на жизнь Вильгельма Фридемана, и его жизнь в Галле перестала быть счастливой. Периодически Вильгельм уезжал из города на поиски другой работы. В 1762 г. ему была предожена позиция капельмейстера при дармштадтском дворе, но по непонятным причинам он отверг предложение. Мало того, что при нём бесследно исчезли многие рукописи Иоганна Себастьяна, Вильгельм ещё и перемаркировывал некоторые из них, чтобы выдать произведения отца за свои. Так, например, органный концерт BWV 596 долгое время ошибочно приписывали Вильгельму Фридеману из-за его надписи на рукописи Баха-старшего.
Два года спустя, в 1764 г., он уволился с работы в Галле, после чего Вильгельм так и оставался (по крайней мере, формально) безработным до конца жизни. С этих пор он странствовал по свету, пока не умер 1 июля 1784 г. в Берлине в глубокой нищете.
Готфрид Генрих Бах ( de. Gottfried Heinrich Bach) (26 февраля, 1724 - 12 февраля, 1763 (похоронен)) - первый сын Иоганна Себастьяна Баха от второй жены, Анны Магдалены.
Родился в Лейпциге, в раннем возрасте заболел душевных расстройством, тем не менее отлично играл на клавесине, его сводный брат, Карл Филипп Эмануил Бах, отзывался о нем как о 'великом гении, который не в состоянии развиться'. С 1750 года жил с Иоганном Христофом Альтникколем (зятем Иоганна Себастьяна). Умер в Наумбурге.
Людвиг ван Бетховен ( de. Ludwig van Beethoven ) , (17 декабря 1770, Бонн, Германия - 26 марта 1827, Вена, Австрия) - великий немецкий композитор, дирижёр и пианист, один из трёх т. н. 'венских классиков'.
Бетховен - ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, балет, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения.
Отец композитора был одарённым музыкантом, но слабым человеком и к тому же любителем выпить. Он хотел сделать из сына второго Моцарта и стал обучать игре на клавесине и скрипке. Первое сочинение Бетховена - Вариации на тему марша Дресслера. Бетховену в то время было двенадцать лет, и он уже работал помощником придворного органиста.
Уже став взрослым, композитор в одном из писем признался:
'''Не существует сочинения, которое было бы для меня чересчур учёно; не претендуя ни в малейшей степени на учёность в собственном смысле слова, я всё же с детства стремился понять сущность лучших и мудрейших людей каждой эпохи'.
Приехав в Вену, Бетховен начал занятия с Гайдном, но они быстро разочаровали и ученика, и учителя.
Гайдна пугали не только смелые по тем временам взгляды Людвига, но и довольно мрачные мелодии, что в те годы было малораспространённым.
''Ваши вещи прекрасные, это даже чудесные вещи,'' - признался он наконец, - ''но то тут, то там в них встречается нечто странное, мрачное, так как Вы сами немного угрюмы и странны; а стиль музыканта - это всегда он сам'.
Бетховен также поражал и своим внешним обликом. Небрежно одетый, с гривой чёрных волос, с резкими, угловатыми движениями, он сразу выделялся среди изящных дам и кавалеров.
Однажды, когда он играл, один из гостей позволил себе заговорить с дамой; Бетховен тотчас оборвал выступление: ''Таким свиньям я играть не буду!'.
Каждый раз, прежде чем сесть за стол и приступить к сочинению музыки, Бетховен опускал голову в таз с ледяной водой. Этот прием настолько вошел у него в привычку, что композитор не мог отказаться от него до конца жизни.
Карл Черни был, пожалуй, единственным ребёнком среди бетховенских учеников. Ему исполнилось только девять лет, но он уже выступал с концертами. Его первым учителем был отец, известный чешский педагог Венцель Черни. Когда Карл впервые попал в квартиру Бетховена, где, как всегда, царил беспорядок, и увидел человека с тёмным небритым лицом, в жилете из грубой шерстяной ткани, то принял его за Робинзона Крузо.
Однажды Бетховен и Гёте, гуляя, встретили императрицу в окружении свиты и придворных. Гёте, отойдя в сторону, склонился в глубоком поклоне, Бетховен прошёл сквозь толпу придворных, едва притронувшись к шляпе. http://www.classic-music.ru/beethoven.html
1796 Бетховен начинает терять слух. У него развивается тинит - воспаление внутреннего уха, приводящее к звону в ушах. По совету врачей он надолго уединяется в маленьком городке Гейлигенштадте. Однако покой и тишина не улучшают его самочувствия. Бетховен начинает понимать, что глухота неизлечима. В эти трагические дни он пишет письмо, которое впоследствии будет названо Гейлигенштадтским завещанием. Композитор рассказывает о своих переживаниях, признаётся, что был близок к самоубийству. 'Мне казалось немыслимым покинуть свет, - пишет Бетховен, - раньше, чем я исполню всё, к чему я чувствовал себя призванным'. Из-за глухоты Бетховен отделяется от мира в одиночество, лишается звукового восприятия. Он становится угрюм, замкнут. Именно в эти годы композитор одно за другим создаёт свои самые известные произведения.
В Гейлигенштадте композитор приступает к работе над новой Третьей симфонией, которую назовёт Героической.
По словам Чайковского, лишь в третьей симфонии '''раскрылась впервые вся необъятная, изумительная сила творческого гения Бетховена'.
Главными созданиями последних лет стали два самых монументальных сочинения Бетховена - Торжественная месса и Девятая симфония с хором.
После смерти младшего брата композитор взял на себя заботу о его сыне. Бетховен поместил племянника в лучшие пансионы, поручает своему ученику Черни заниматься с ним музыкой. Композитор хотел, чтобы мальчик стал учёным или артистом, но его привлекало не искусство, а карты и бильярд. Запутавшись в долгах, он совершил попытку самоубийства. Попытка эта не причинила особого вреда: пуля лишь чуть оцарапала кожу на голове. Бетховен очень переживал по этому поводу. Здоровье его резко ухудшилось. У композитора развивается тяжёлое заболевание печени.
Исследования волос и костной материи позволили специалистам по археопатологоанатомии установить, что Бетховен страдал от отравления свинцом задолго до своей смерти. Дозы свинца поступали в его организм регулярно - предположительно, либо с вином, либо в ваннах, которые он принимал. Это привело к неизлечимой болезни печени, что было подтверждено вскрытием.
Бетховен умер 26 марта 1827 года. Свыше двадцати тысяч человек шло за его гробом. На могиле прозвучала речь, написанная поэтом Грильпарцером:
''Он был художник, но также и человек, человек в высшем смысле этого слова... О нем можно сказать, как ни о ком другом: он совершил великое, в нем не было ничего дурного'.'
Info.ru/composers/bethoven.shtml
Бетховен всегда варил кофе из 64-х зёрен и не умел умножать.
Альшванг А. Людвиг ван Бетховен. Очерк жизни и творчество.
Бедржих Сметана ( cs. Bedrich Smetana, рожденный (крещёный) как Фридрих Сметана ( de. Friedrich Smetana), 2 марта 1824, Литомышль - 12 мая 1884, Прага) - чешский композитор, пианист и дирижёр, основоположник чешской национальной композиторской школы. Его Симфоническая сюита 'Влтава' (Молдау) стала неофициальным чешским национальным гимном.
Сметана родился в семье пивовара. Рос и воспитывался (в семье и в школе) в немецкоязычной среде. Позже, в зрелом возрасте, проникся идеями чешского национализма, изучил чешский язык и сменил имя ''Фридрих'' на ''Бедржих''. Рано проявив музыкальные способности, он начал учиться игре на фортепиано и скрипке. В восемь лет он начал сочинять, однако его отец хотел, чтобы тот стал экономистом. Тем не менее, по окончании пльзеньского лицея, Сметана отправился в Прагу, где совершенствовал своё фортепианное мастерство. В эти годы финансовую поддержку молодому музыканту оказывал Ференц Лист, высоко ценивший его талант. Благодаря Листу Сметане удалось в 1848 году издать некоторые из своих сочинений и открыть собственную музыкальную школу, где он стал преподавать игру на фортепиано.
В 1856 году Сметана получил приглашение на пост дирижёра симфонических концертов в Гётеборге, где работал в течение ближайших пяти лет также как педагог и музыкант камерного ансамбля. Вернувшись в Прагу в 1863 году, он основал ещё одну музыкальную школу с целью продвигать чешскую музыку. В 1866 году Сметана получил место главного дирижёра Национального оперного театра Чехии, в оркестре которого в то время играл на альте никому ещё не известный молодой музыкант и начинающий композитор Антонин Дворжак. В этом театре впервые были поставлены многие из опер Сметаны, написанные на чешские народные сюжеты.
В 1874 году Сметана тяжело заболел и из-за почти полной потери слуха был вынужден оставить свой пост. Уйдя от активной общественной деятельности и поселившись у своей дочери Зофии и её мужа-лесничего на хуторе Ябкенице, он продолжал в одмночестве сочинять музыку. В 1883 году из-за прогрессировавшей меланхолии и невыносимого одиночества он был помещён в психиатрическую больницу в Праге, где и умер 12 мая 1884 года. Композитор похоронен на Вышеградском кладбище.
''Мартынов И.'' Бедржих Сметана. Очерк жизни и творчества. - М., Музгиз, 1963.
Брамс, Иоганнес ( de. Johannes Brahms) (7 мая 1833, Гамбург - 3 апреля 1897, Вена) - немецкий композитор и пианист, был одним из главных представителей периода романтизма.
Сын бедных родителей (его отец занимал место контрабасиста в городском театре), он не имел возможности получить блестящего музыкального образования и изучал игру на фортепьяно и теорию композиции у Эд. Маркзена, в Альтоне. Дальнейшему усовершенствованию обязан самому себе. В 1847 году Брамс впервые выступил публично как пианист.
Позднее, в 1853 г., он познакомился с Робертом Шуманом, к высокому дарованию которого питал особенное благоговение. Шуман отнёсся к таланту Брамса с большим вниманием, о чём и высказался весьма лестно в критической статье в специальном музыкальном органе: 'Neue Zeitschrift für Musik'. Брамс питал нежную симпатию к жене Шумана Кларе Шуман, которая была на 13 лет его старше. Во время болезни Роберта, Иоганнес посылал любовные письма его жене. Однако после смерти ее мужа, так и не решился Кларе предложить выйти за него замуж.
Им написано более 80-ти произведений. Но особенную славу доставили Брамсу его симфонии. Уже в ранних своих произведениях Брамс выказал самобытность и самостоятельность. Благодаря упорному труду Брамс выработал себе стиль. О его произведениях по общему их впечатлению нельзя сказать, чтобы Брамс находился под влиянием кого-либо из предшествовавших ему композиторов. Самым выдающимся произведением, в котором творческая сила Брамса сказалась особенно ярко, оригинально, является его 'Немецкий реквием'.
Покидая немецкий курорт, где он проходил курс лечения, на вопрос врача: "Всем ли вы довольны? Может, чего-то не хватает?", Брамс ответил: "Спасибо, все болезни, которые я привез, увожу обратно".
Будучи очень близоруким, предпочитал не пользоваться очками, отшучиваясь: "Зато много плохого ускользает из поля моего зрения".
К концу жизни Брамс стал нелюдим, одинок и, когда организаторы одного светского приема решили сделать ему приятное, предложив вычеркнуть из списка приглашенных тех, кого ему не хотелось бы видеть, он вычеркнул себя.
http://mus-info.ru/composers/brams.shtml
Брамс Иоганнес - Жизнь и творчество
http://johannes-brahms.ru/2.php
Жизненный и творческий путь Брамса
Кусака Ёко Kusaka Yoko ( 1931-1952 ) Японская писательница. Настоящее имя Кавасаки Сумико. Короткая литературная жизнь К. была озарена двумя событиями: успехом ее повести "Признание Домино" (1949 ), привлекшей всеобщее внимание к талантливой 18-летней писательнице, и опубликованной уже после ее самоубийства предсмертной новеллой, в которой Кусака с иронией описывает реакцию публики на это событие. Кусака была экзальтированной, влюбчивой девушкой, постоянно рассуждавшей о самоубийстве. Непосредственным поводом ее смерти (она бросилась под поезд) стала очередная несчастная любовь, но еще за месяц до смерти Кусака написала: "Послушав Четвертую симфонию Брамса, решила, что Кусака Ёко больше жить не будет".
Чхартишвили Г. Писатель и самоубийство. Т. II. Энциклопедия литературицида. М.: Захаров, 2006
Берлиоз, Гектор ( fr. Hector Berlioz) (11 декабря 1803 - 8 марта 1869) - французский композитор, дирижёр, музыкальный писатель. Член Института Франции (1856).
Я ркий представитель романтизма в музыке, творец романтической программной симфонии. Его искусство во многом сродни творчеству В. Гюго в литературе и Делакруа в живописи. Он смело вводил нововведения в области музыкальной формы, гармонии и особенно инструментовки, тяготел к театрализации симфонической музыки, грандиозным масштабам произведений.
Творчество композитора отобразило и присущие романтизму разногласия: стремление к общенародности, массовости музыки употреблялось у него с крайним индивидуализмом, героика и революционный пафос - с интимными выявлениями одинокой души предрасположенного к экзальтации и фантастике художника. Из многочисленных его произведений особенного внимания заслуживают: симфония 'Гарольд в Италии' (1834), 'Реквием' (1837), опера 'Бенвенуто Челлини' (1838), симфония-кантата 'Ромео и Джульетта' (1839), 'Погребальная и торжественная симфония' ,драматическая легенда 'Гибель Фауста' (1846 г.), оратория 'Детство Христа' (1854), 'Те Deum' для двух хоров (1856), комическая опера 'Беатриче и Бенедикт' (1862) и опера 'Троянцы в Карфагене' (1864).
Личная жизнь Берлиоза омрачилась рядом печальных событий, о которых он детально рассказывает в своих 'Мемуарах' (1870). Его первый брак с ирландской актрисой Гарриэт Смитсон (1833) закончился разводом в 1843 (Смитсон много лет страдала неизлечимой нервной болезнью); после её смерти Берлиоз вступал в брак с певицей Марией Ресио, которая внезапно умерла в 1854. Сын композитора от первого брака умер в 1867. Сам композитор скончался в одиночестве 8 марта 1869 года.
Эдвард Хагеруп Григ ( no. Edvard Hagerup Grieg; 15 июня 1843 - 4 сентября 1907) - норвежский композитор периода романтизма, музыкальный деятель, пианист, дирижёр.
Одним из самых знаменитых произведений Грига и по сей день считается вторая сюита - 'Пер Гюнт', в которую вошли пьесы: '''Жалоба Ингрид','' '''Арабский танец','' '''Возвращение Пера Гюнта на родину','' '''Песня Сольвейг' -пронзительная и волнующая мелодия, - говорит об утерянном и забытом и не прощённом, об одиночестве тоскующей души.
Впервые будущий композитор сел за пианино в четыре года. В двенадцать лет Эдвард Григ уже сочинял собственную музыку.
В возрасте десяти лет Григ был отправлен в общеобразовательную школу. Однако его интересы лежали совсем в другой области, кроме того, независимый характер мальчика часто толкал его на обман учителей.Как рассказывают биографы композитора, в начальных классах Эдвард, узнав, что учеников, вымокших под частыми на его родине дождями, отпускают домой, чтобы они переоделись в сухое, Эдвард стал специально мочить одежду по дороге в школу.
Брак Нины Хагеруп и Эдварда Грига подарил супругам дочь Александру, скончавшуюся от менингита после одного года жизни, из-за чего началось охлаждение отношений между супругами.Его музыка не находила отклика в сердцах, отношения с любимой женой дали трещину.
В 1872 году Григ написал 'Сигурда Крестоносца' - первую значительную пьесу, после чего Шведская академия искусств признала его заслуги, а норвежские власти назначили ему пожизненную стипендию. Но мировая слава утомляла композитора и растерянный и усталый Григ уехал в родной Берген, подальше от столичного гомона.
В одиночестве Григ написал своё главное сочинение - музыку к драме Генрика Ибсена 'Пер Гюнт'. В ней воплотились его переживания той поры.
Не в силах избавиться от сердечной боли, Григ ушёл в творчество. От сырости в родном Бергене обострился плеврит, возникло опасение, что он может перейти в туберкулёз. Нина Хагеруп отдалялась всё дальше. Медленная агония длилась восемь лет: в 1883 году она ушла от Эдварда. Долгие три месяца Эдвард жил один.С годами Григ становился всё более замкнутым. Его мало интересовала жизнь - своё жилище он покидал лишь ради турне.
Григ скончался в родном городе - Бергене - 4 сентября 1907 года в Норвегии.
Фредерик Шопен ( fr. Frederic Chopin [Шопен долгое время жил во Франции поэтому закрепилась французская транскрипция его имени.] ; при рождении Фрыдерык Францишек Шопен, pl. Fryderyk Franciszek Chopin (Szopen); 22 февраля (по другим сведениям - 1 марта) 1810 года, деревня Желязова-Воля, близ Варшавы - 17 октября 1849, Париж) - польский композитор и пианист-виртуоз, один из величайших музыкальных гениев всех времён. Автор многочисленных произведений для фортепиано. Крупнейший представитель польского музыкального искусства. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы - мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение.
В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством.
Своей матери Фредерик обязан первыми музыкальными впечатлениями, привитой с младенческих лет любовью к народным мелодиям. Уже в детские годы Шопен проявил необыкновенные музыкальные способности. Он был окружен особым вниманием и заботой. Подобно Моцарту, он поражал окружающих музыкальной 'одержимостью', неиссякаемой фантазией в импровизациях, прирождённым пианизмом. Его восприимчивость и музыкальная впечатлительность проявлялись бурно и необычно. Он мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать на фортепиано запомнившуюся мелодию или аккорд. Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам.
С 1829 г. начинается артистическая деятельность Шопена. Он выступает в Вене, Кракове, исполняя свои произведения. Возвратившись в Варшаву, он её покидает навсегда в 1830 г. Эта разлука с родиной была причиной его постоянной скрытой скорби - тоски по родине. Шопен отличался выдержанностью и замкнутостью, стремлением к одиночеству. Поэтому его личность раскрывается только тем, кто хорошо знает его музыку.
В 1837 г. Шопен почувствовал первый приступ болезни легких.
Десятилетнее сожительство с Жорж Санд, полное нравственных испытаний, сильно подточило здоровье Шопена, а разрыв с ней в 1847 г., помимо того, что вызвал у него совершенно ненужный стресс.
Шопен в апреле 1848 г. отправился в Лондон - концертировать и преподавать. Это оказалось последним его путешествием. Успех, нервная, напряженная жизнь, сырой британский климат, а главное, периодически обострявшееся хроническое заболевание легких, - все это окончательно подорвало его силы. Вернувшись в Париж, Шопен слег. 5 (17) октября 1849 г. его не стало.
Сердце Шопена было, согласно его воле, отправлено в Варшаву, где оно замуровано в колонну Церкви Святого Креста.
http://mus-info.ru/composers/shopen.shtml
Мошковский ( de. Moritz Moszkowski, pl. Maurycy Moszkowski; 23 августа 1854, Бреслау - 4 марта 1925, Париж) - немецкий композитор, пианист и дирижёр польского происхождения.
Мошковский родился в богатой еврейской семье, рано проявил музыкальные способности и первые свои уроки музыки получил дома.
В 1873 году он впервые выступил с сольным концертом в качестве пианиста в Берлине и вскоре быстро прославился как виртуозный исполнитель.
В 1880-е годы из-за начавшегося нервного расстройства Мошковский почти прекратил свою пианистическую карьеру и сосредоточился на композиции.
С начала 1910-х годов интерес к музыке Мошковского стал постепенно снижаться, а смерть жены и дочери сильно подорвала его и без того расшатанное здоровье. Композитор начал вести жизнь затворника и окончательно перестал выступать. Последние годы Мошковский провёл в бедности одинлчестве.
Игнацы Падеревский писал позднее: 'Мошковский, быть может, лучше других композиторов, кроме Шопена, понимает, как надо сочинять для фортепиано'. В течение многих лет произведения Мошковского были забыты, практически не исполнялись, и лишь в последние годы наблюдается возрождение интереса к творчеству композитора.
Zaleski G.'' Famous Musicians of Jewish Origin. - New York, 1949, стр. 123-124
Штраус, Иоганн (отец) ( de. Johann Strauß, 14 марта 1804, Вена - 25 сентября 1849, там же) - австрийский композитор, скрипач и дирижёр. Его по праву считают родоначальником музыкальной династии Штраусов. Наследие композитора насчитывает 251 творение (в том числе 152 вальса!).
Дед Штрауса, Волф Штраус, был венгерским евреем принявшим христианство. В годы нацизма происхождение Штрауса было сфальсифицированно, с целью представить его как "Арийца". У мальчика было трудное детство: когда ему исполнилось семь лет, от лихорадки угасла его мать, а ещё через пять лет разорившийся отец утонул в Дунае. Детство будущего 'короля вальсов' прошло под знаком одиночества.
По воспоминаниям друга семьи и его первого учителя, А.Полишанского, будучи ещё совсем маленьким, мальчик вылезал из-под стола гостиничного трактира и, взяв в руки скрипку, безошибочно повторял мелодию, только что сыгранную трактирными музыкантами.
В 1832 году в Вену приехал молодой Рихард Вагнер. После того, как он услышал Штрауса, в его дневнике появилась такая запись: "Незабываемой останется для меня каждая пьеса, которой он дирижирует со скрипкой в руках. Она повергала удивительного Иоганна Штрауса в совершенно дикий, граничащий с бешенством восторг. Этот демон венского музыкального народного духа содрогался в начале любого вальса, словно Пифия на треножнике. Публика, которая на самом деле была более опьянена его музыкой, чем поглощёнными напитками, поднимала настоящий вой, который возносил воодушевление дирижёра со скрипкой на непостижимую для меня высоту" .
В 1833 году началось триумфальное шествие музыки Штрауса по Европе. Композитор был первым, кто представил миру танцевальную музыку - до Штрауса как искусство её не воспринимали. Австро-Венгрия, Германия, Париж, Лондон, Вена... Мир был покорён вальсами, польками и галопами! Лондонские музыкальные критики называли его 'Моцартом вальсов', 'Бетховеном котильонов', 'Паганини галопов', 'Россини попурри'.
Композитор скончался от скарлатины, в Вене, 25 сентября 1849 года, сорока пяти лет от роду.
Вильгельм Рихард Вагнер ( de. Wilhelm Richard Wagner, обычно без первого имени - просто Рихард Вагнер; 22 мая 1813, Лейпциг - 13 февраля 1883, Венеция) - немецкий композитор, дирижёр, драматург (автор либретто своих опер), философ. Оказал значительное влияние на европейскую культуру рубежа веков, особенно на модернизм. С другой стороны, мистицизм и идеологически окрашенный антисемитизм Вагнера повлияли на немецкий национализм начала XX века, в том числе на национал-социализм.
Все ранние годы Вагнера наполнены мистическими переживаниями. '''С самого раннего детства'',- пишет Вагнер,- ''всё необъяснимое, таинственное производило на меня чрезвычайное действие. Припоминаю, что даже неодушевленные предметы, как мебель, нередко пугали меня: если я долго оставался один в комнате и сосредоточивал на них свое внимание...Самая жестокая брань и даже побои являлись для меня тогда лишь благодеянием, освобождая от невыразимого ужаса". Характерная черта философского творчества Вагнера - направленность на преодоление времени, в котором сосредоточено все преходящее, несущественное и одновременно пошлое, который корнями, по всей вероятности, уходит в платоновскую концепцию раздёленности первоначального человеческого существа, победе над космическим одиночеством человека.
Подобно Шопенгауэру, Вагнер ощущает неблагополучие и даже бессмысленность основы мироздания. Единственный смысл существования мыслится в том, чтобы отречься от этой всемирной воли и, погрузившись в пучину чистого интеллекта и бездействия, найти подлинное эстетическое наслаждение в музыке.
На заложенные в опере 'Тристан и Изольда' идеи значительно повлияли недолгое увлечение Вагнера буддизмом и одновременно драматическая история любви к Матильде Везендонк. Здесь происходит так долго искавшееся Вагнером слияние разделенной человеческой природы. Соединение это происходит с уходом Тристана и Изольды в небытие.
'Свобода, блаженство, наслаждение, смерть и фаталистическая предопределенность - вот что такое любовный напиток, так гениально изображенный у Вагнера''', - пишет философ Лосев.