Пародия на дзэнские притчи. 1-е место на конкурсе пародий
Сегодня я спал, и мне приснилось, что я - Чжуан-Цзы. Мы с учениками пили чай на веранде, и ученики по древней привычке уже без всякого энтузиазма стебали давно усопшего Конфуция:
- Однажды Лао-Цзы не сумел переспорить Конфуция, и убил его. Решил, что это был Будда.
- Научился однажды Конфуций попкой дышать, сел на пенёк и задохнулся.
- Дао названое не есть истинное Дао,- наконец произнёс я,- Так что как я не старался, не мог подобрать ему имя.
- А давайте лучше выпьем чаю,- предложил один из учеников.
- Слушай. Сначала было Изначальное Дао, но как-то слишком пафосное звучание выходило, тем более, если утверждать, что из него исходит десять тысяч вещей.
- А почему это вдруг именно деся...- начал было один из учеников, но получил бамбуковой палкой по голове.
- Так что это название не подошло,- продолжил я,- Тогда ещё остаются Извечное Дао и Дао Постоянное, но опять же, это названия и не есть истинное Дао
- И снова Мельчайшее Дао ускользнуло между пальцев,- воскликнули ученики.
- А почему бы не назвать его просто Истинное Дао?
- Нет-нет, это введёт толкователей в заблуждение. Если мы дадим название "Истинное Дао", то оно не будет истинным по первому куплету, но в то же время Истинное Дао может быть интерпретировано как истинно истинное теми, кто любит с пеной у рта выискивать истины!
- Может всё-таки травяного чаю?
- Так что истинное высказывание у нас не всегда согласно со своим содержанием, и надо было что-нибудь придумать для нашей любимой и благоразумной китайской цензуры и не менее разумной западной науки. Так что пришлось использовать хитрый трюк: только мы называем Дао именем, как тут же его отбрасываем! Так что Великое Дао у нас такое пёстрое вышло, оно то Неуловимое, то Неотвратимое, то Бесстрастное, то ещё какое-нибудь Этакое.
- Ух ты, ну и хитрец, куда там Конфуцию с его куриными мозгами!
- Кстати, слыхали новый анекдот?
- Давай,- чай повторили, и разговор вновь вернулся в привычное русло.
- Однажды прибежал Лао-Цзы к Конфуцию, и говорит: "Красные в чеках!", а Конфуций и отвечает: "Как всё запущено. Вокруг одно варварьё. Но неужели мы, наконец, увидим культурную революцию?"
Все кто не засмеялся получили бамбуковой палкой по голове.
- Что тогда мы тут вообще делаем в монастыре, если Безымянное Дао всё равно не назвать и не пощупать?
- Может, чай пьём?
- Ой, ступил,- быстро извинился сконфученый ученик, но всё равно по древней привычке получил затрещину.
- Может уже хватит нас избивать?
- Небо и земля не обладают человеколюбием, и мудрец подобен им,- парировал я.
- Просто налейте этому таниновому наркоману ещё чаю.
- Итак, мы поняли, что о Необъятном Дао рассуждать бесполезно, так что оставим тему раз и навсегда.
- Да, лучше расскажите нам о великой силе Дэ!
- Хорошо. Дэ происходит из Того-О-Чём-Только-Что-Договорились-Больше-Не-Говорить Так-Как-Без-Толку, и переход от одного к другому - двери ко всем чудесам.
- Поясните.
- Однажды Лао-Цзы взял точку опоры и перевернул Землю. "Шарлатан, всё-таки она сама вертится!"- закричал Конфуций, но его сожгли за клевету.
- Извините, немножко недопонял. Лао-Цзы реально мог вращать Землю ничего не делая?
- Я тоже умею, Небо и Земля наши свидетели и союзники. И пусть те глупцы, что противостоят нам, будут повержены нашей единой силой!
- Впечатляет. Расскажите ещё что-нибудь.
- Однажды к Чжуан-Цзы пришёл Жёлтый Император и говорит: "Говорят, ты мудрец. Дай мне знаний". А я ему говорю: "В Дао Познания нет Дао Императоров. Давай лучше выпьем чаю". Дал ему кружку, и начал подливать и подливать, а он всё пил и пил. До сих пор пьёт.
- Так, не смешно!- буркнул один из учеников.
- Тогда так: пришёл Конфуций к Лао-Цзы и говорит: "Давай спорить кто больший мудрец, кто докажет этому упрямцу Будде хоть что-нибудь, тот и победит". Конфуций первый пришёл к Будде и говорит: "Я мыслю, значит существую, хотя бы это ты не будешь отрицать". Но Будда не согласился: "Ничего не существует. Всё - иллюзия и игра ума". А Лао-Цзы сказал: "Я знаю, что ничего не знаю, давай лучше пить чай". С этим Будда согласился.
- Каков хитрец этот Лао-Цзы,- восхитились ученики,- Попил чай с Буддой, а Конфуция наверняка только на кришнаитских праздниках угощают.
- Вот тогда ещё: однажды пришёл Конфуций к Будде и говорит: "Давай состязаться, кто сходит в гости к Лао-Цзы, но после этого не будет чувствовать себя полным дураком, тот и победит".
Первым к Лао-Цзы пошел Конфуций, не стал предлагать соревноваться в мудрости, и даже начал думать, что на этот раз не выставил себя идиотом. Но когда вернулся в свою деревню, то над ним стали потешаться: "Что это наш Конфуций так зачастил к Лао-Цзы? Всё ходит и ходит к нему, не стесняется. И без цветов!"
Вторым к Лао-Цзы пошел Будда, посидел, повздыхал о страданиях жизни, и уже решил, что на этот раз обойдётся, как вдруг к Лао-Цзы пришёл в гости Жёлтый Император и очень удивился: "Будда, неужели и ты пришёл просить совета мудрейшего Лао-Цзы? Решено, тогда именно он будет главным дворцовым мудрецом". Будда только застонал: "Ну же я и дурак. Ну и поделом - согласился участвовать в афёрах Конфуция!"
- А в философских терминах для самых дремучих можно?
- Овладевший силой Дэ в совершенстве может разделять мир как хочет, хочет - на чёрное и белое, хочет - на хлеб и зрелища, хочет - на "разделяй и властвуй" и "пришёл, увидел, нанедеял".
- А как правильно?
- Кто знает. То, что сейчас кажется беседой китайца Чжуан-Цзы с учениками, может оказаться моим очередным дурным сном, а этот дурной сон может потом оказаться китайской грамотой, которая окажется только текстом, и даже страшно думать, чем может потом оказаться этот текст...