Даже те, кто никогда не читал Фрейда, имеют с его именем некоторые устойчивые ассоциации. Чаще всего ограничивающиеся чем-то в духе: "А, Фрейд! Это тот сумасшедший старик, который сводил все мотивы человеческого поведения к мыслям о сексе?"
В принципе, можно сказать и так. Не будем сейчас заострять внимание на том, что его философия была чуть более глубокой - это отдельный разговор.
Поговорим лучше о том, какое место имеет в человеческой жизни та самая сублимация, о которой вышеупомянутый Фрейд действительно много писал.
Все человеческие поступки, всё человеческое поведение имеет определённые мотивы, так сказать, базу.
Конечно, хочется верить, что по большей части эти мотивы основаны на мыслительной деятельности, на анализе, логике и так далее.
Но отрицать, что какие-то поступки обусловлены и продиктованы нашим подсознанием, а вовсе не разумом, нельзя.
Возможно даже, что не какие-то, а все. Только часть того, что нам диктует это самое подсознание, мы отфильтровываем и анализируем, а часть - нет.
Фрейд, на самом деле, был прав в том, что большинство человеческих поступков - это сублимация, подсознательное стремление, желание достичь какой-то определённой цели. Он сводил эту цель к реализации естественных сексуальных потребностей.
Но только ли эти потребности лежат в основе наших действий?
Может, потребность куда более глубокая?
Ведь любой человек является сложным, многогранным, высокоорганизованным существом, у которого на простые физиологические реакции и желания накладывается масса ограничений, диктуемых обществом, а также - некие духовные потребности. В общении, в не-одиночестве. В наличии каких-то ориентиров.
Когда человек находится в состоянии, удовлетворяющем его физически - он сыт, ему тепло - наружу вылезают потребности, о которых вряд ли задумываются другие животные.(Хотя, конечно, с уверенностью мы не можем этого утверждать.)
Это так называемая внутренняя пустота, ощущение, что чего-то не хватает, хотя всё, вроде бы, есть. В этом состоянии человек начинает метаться, искать что-то, чем можно заполнить эту пустоту.
Кто-то для этого использует религию, кто-то - власть, деньги, кто-то - сексуальные связи.
В любом случае, абсолютно каждому необходим какой-то "наполнитель", нечто, что расставляет всё вокруг по определённым местам.
Человек не может жить в мире, в котором для него не существует чётких целей и ориентиров. Неважно, какие они - главное, что они есть.
Потому что без них человек оказывается будто подвешенным в воздухе.
А с ними так легко убедить себя, что жизнь не является полностью бессмысленной - но каждое, даже самое незначительное твоё действие несёт в себе какой-то смысл. И что ты - не-одинок. Ты часть чего-то целого.
Это состояние вечного духовного поиска и отделяет человека от животного, потребности которого ограничены только физиологическими.
И выходит, что все наши поступки - это сублимация этого поиска. Всё, что мы делаем - это череда попыток заполнить внутреннюю пустоту и стать, наконец, целым.
И счастлив только тот человек, у которого это получилось. Потому что он спокоен. Он в гармонии с собой и со всем, что его окружает, потому что - он целый. Ему не нужно бежать, метаться между множеством вариантов этого "наполнителя", бесконечно пробовать и терпеть неудачу.
Как показывает практика, такое состояние в полной мере познают только маленькие дети, для которых всё в жизни легко объясняется, для которых картина вокруг себя не напоминает паззл. Они - целые.