Аннотация: Он соединил себя со своей матерью и улыбается нам из далёкого начала пятнадцатого века...
Главное изобретение Леонардо.
Леона́рдо да Ви́нчи (итал. Leonardo di ser Piero da Vinci итальянский художник, учёный , изобретатель, музыкант, пример homo universalis.
Родился 15 апреля 1452, селение Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции
Умер - 2 мая 1519, замок Кло-Люсе, близ Амбуаза, Турень, Франция
Леонардо не имел фамилии в современном смысле; "да Винчи" означает просто родом из городка Винчи.
Полное его имя - итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть "Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи".
Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро (1427-1504) и крестьянка Катерина. Первые годы жизни Леонардо провёл вместе с матерью.
Его отец вскоре женился на богатой и знатной девушке, но этот брак оказался бездетным.
Детей у них не было, и Пьеро с женой взяли трехлетнего ребенка к себе.
Пора детства в деревне миновала. Нотариус Пьеро переехал во Флоренцию, где отдал сына в ученики Андреа дель Вероккьо (Andrea del Veroccio), известному тосканскому мастеру. Там, помимо живописи и скульптуры, будущий художник получил возможность изучить основы математики и механики, анатомию, работу с металлами и гипсом, способы выделки кож.
Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих эскизах и картинах
Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла при родах.
Отец женился повторно - и снова вскоре остался вдовцом.
Он прожил 77 лет, был четырежды женат и имел 12 детей.
Отец пытался приобщить Леонардо к семейной профессии, но безуспешно.
Выдержка из ВИКИпедии:
Легенда о щите Медузы
"В своих 'Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих' Вазари рассказывает, что как-то один знакомый крестьянин попросил отца Леонардо найти художника, чтобы тот расписал круглый деревянный щит. Сер Пьеро отдал щит своему сыну. Леонардо решил изобразить голову горгоны Медузы, а чтобы изображение чудовища производило на зрителей должное впечатление, он использовал в качестве натуры ящериц, змей, кузнечиков, гусениц, нетопырей и 'прочих тварей' 'из множества каковых, сочетая их по-разному, он создал чудовище весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух'. Результат превзошёл его ожидания: когда Леонардо показал законченную работу отцу, тот испугался. Сын сказал ему:
'Это произведение служит тому, ради чего оно сделано.
Так возьмите же и отдайте его, ибо таково действие, которое ожидается от произведений искусства'.
Сер Пьеро не отдал работу Леонардо крестьянину: тот получил другой щит, купленный у старьёвщика. Щит же Медузы отец Леонардо продал во Флоренции, выручив за него сто дукатов."
Это первая художественная работа Леонардо. Женская голова на картине явно имеет свои
собственные человеческие черты. Это молодая и привлекательная женщина изображена в минуту ярости... Кто послужил моделью для этого, можно сказать портрета? Не мачеха ли Леонардо? И почему его отец был так напуган увиденным... и почему не отдал заказчику картину сына?... которая точно имела бы резонанс - как в окружения заказчика, так и в окружении отца, начинающего живописца.
В 1466 Леонардо да Винчи поступает в мастерскую Верроккьо подмастерьем художника.
Мастерская Верроккьо дала возможность Леонардо обучиться гуманитарным наукам, а также приобрести технические навыки. Он изучил черчение, химию, металлургию, работу с металлом, гипсом и кожей. Леонардо занимался рисованием, скульптурой и моделированием. В мастерской обучались Перуджино, Лоренцо ди Креди, Аньоло ди Поло, работал Боттичелли.
В 1473 году в возрасте 20 лет Леонардо да Винчи получает квалификацию мастера в Гильдии Святого Луки.
Прошло много лет, прежде чем Леонардо взялся за свой главный проект, - под шифром: "Джоконда."
Леонардо писал знаменитый портрет с 1503 по 1506г., но даже в этот период портрет не был полностью завершен.
Да Винчи не захотел расставаться со своим произведением, поэтому заказчику оно так и не досталось, зато сопровождало мастера во всех его путешествиях до самого последнего дня.
Сейчас картина Мона Лиза находится в Лувре, относится к стилю "Возрождение". Размеры картины 77 см x 53 см.
Французский инженер Паскаль Коте с помощью сканера с высоким разрешением создал копию картины очень высокого качества, на которой были обнаружены следы бровей. По мнению Коте у "Моны Лизы" изначально были брови, но затем со временем они исчезли.
Одной из причин их исчезновения, могли быть усердные попытки сохранить картину. В музее Лувра и при дворе короля на протяжении 500 лет картину регулярно чистили, в результате некоторые тонкие элементы картины могли пропасть.
Другой причиной исчезновения бровей могли быть попытки провести реставрацию картины. Впрочем, до сих пор непонятно, как брови могли исчезнуть совсем. В любом случае, сейчас над левым глазом можно видеть следы мазка кистью, которые свидетельствуют о том, что брови у "Моны Лизы" все же были. Может кто-то замазал мужские брови и мужской взгляд?
Этот явный пасквиль на работу Леонардо выполнил не дилетант.
Автор видимо, как Искариот Христа...хорошо знал Леонардо и владел информацией о замысле картины. Здесь мужчина гомосечной ориентации ничего не скрывает, а только глумиться над зрителем:
- Да я такой... и мне пофиг, то что вы обо мне подумаете, - я ещё назло вам приду в бабьем парике и в бабьем лифчике.
"Донна Нуда" - портрет мужика с голым торсом, со списанной с картины Винчи улыбкой, явно напоминает оригинал, но вот автор этой картины остался неизвестен. Эта паскудная "работа" не только похожа, но и, определенно, создана в начале XVI века - в одно время с "Моной Лизой".
В отличие от выставленной в Лувре работы, которая редко покидает свое место за пуленепробиваемым стеклом, "Донна Нуда" многократно меняла своих владельцев! и регулярно выставлялась на выставках, посвященных творчеству да Винчи. То есть завистников и врагов у него хватает и по сию пору. И они глумятся над мастером, как обычная шпана.
Одной из загадок "Моны Лизы" является особая техника, называемая сфумато, которая отличается объемностью и реалистичностью, - отсутствием на полотне видимых следов кисти. Помимо самого да Винчи этой техникой владели и другие художники эпохи Возрождения.
На сей раз для анализа использовался флуоресцентный метод, позволяющий досконально изучить картину, оценив состав используемых художником красок, толщину лессировочных слоев и последовательность нанесения мазков.
Оказалось, что лессировочный слой, создаваемый Леонардо , составляет 30 - 40 микрометров, а размер мазка не превышает 1 - 2 микрометров! Mастер обладал не только талантом, но и терпением. Создавая "Мону Лизу", он не прекращал совершенствоваться во владении техникой сфумато, экспериментируя с лессировкой и приемами передачи полутонов.
Получается, что Винчи знал, что спустя сотни лет Мона Лиза, станет известна всему миру, а её репродукции будут украшать залы для презентаций.
Но чей портрет все-таки изображен на картине?
Помимо основной версии о том, что Леонардо да Винчи запечатлел флорентийку Лизу Герардини дель Джокондо, существуют и другие.
Есть версия , что художник написал автопортрет
или
портрет своей матери.
Есть версия , что "Мона Лиза" - это портрет мужчины, молодого подмастерья Леонардо Джан-Джакомо Капротти, который проработал у художника около двадцати лет.
(1480- 1524), (Gian Giacomo Caprotti da Oreno) - ученик Леонардо да Винчи, второй из двух юношей, помимо Франческо Мельци, с которым художника связывали длительные (-25-лет) отношения.
Юноша служил моделью для "Иоанна Крестителя" кисти Леонардо. Возможный гомоэротизм этого произведения был предметом рассмотрения искусствоведов. Существует маргинальная версия, что Салаи, одетый в женское платье, был моделью Моны Лизы.
В мае 1513 года умер папа Юлий II, и на его место был выбран сын Лоренцо Медичи, принявший имя Льва X. Началось настоящее паломничество художников в Рим. Туда же со своими учениками (Салаи, Мельци, Лоренцо и Фанфойа) отправился и Леонардо.
Перед отъездом во Францию Леонардо распрощался с Салаи, которому дал денег, чтобы он мог построить себе дом в принадлежащем Леонардо винограднике. Во Францию с ним вместе ехали Франческо Мельци и новый слуга Баттиста де Вилланис.
Леонардо да Винчи оставил ему "Мону Лизу". Салаи и Баттиста де Вилланис также, согласно завещанию, получили по половине миланского виноградника, подаренного ему Моро.
Теперь о главном историческом персонаже, имя которого фигурирует в качестве официального названия самой известной картины да Винчи.
Думаю, что именно на этом портрете подлинная Франческо дель Джокондо Лиза Герардини.
Здесь женские черты лица модели не вызывают никаких сомнений.
Джузеппе Палланти, известный историк, сумел изучить всю биографию Моны Лизы, начиная со дня ее рождения (15 июня 1479 года) и до дня кончины в возрасте шестидесяти трех лет. Из документов, найденных Джозеппе, стало доподлинно известно, что она умерла и была захоронена в монастыре Святой Урсулы, который в наши дни представляет собой заброшенное здание в самом центре Флоренции.
Среди этих документов Палланти обнаружил завещание, в котором муж Лизы Франческо дель Джокондо просит Мариетту, младшую из пяти детей, позаботиться о его дорогой супруге. На момент оглашения завещания Мариетта была монашкой и потому забрала мать ближе к монастырю, в котором находилась сама.
Согласно записям "Книги мертвых" - учетном документе, найденном в архиве монастырской церкви, Лиза пережила своего супруга на 4 года и умерла, когда ей было 63 года. В записях также указано место погребения - монастырь Святой Урсулы.
Так кто же изображён на картине?
Загадочно улыбающаяся женщина на фоне горного пейзажа.
Она одета в соответствии с модой своего времени, на ее голову накинута темная прозрачная вуаль.
Проведенный в 2006г. канадскими учеными подробный анализ с применением современного лазерного оборудования показал, что эта вуаль окутывает весь стан женщины
Такие вуали, окутывающие все тело, а не только голову, носили беременные женщины.
Состояние предчувствия раздвоения отражено в улыбке будущей матери.
Руки ее уложены таким образом, будто готовы качать младенца.
Семантика имени "Джоконда" - имеет двойной смысл.
С одной стороны это фонетическая вариация фамилии Джиокондо.
С другой стороны, это слово созвучно итальянскому "giocondo", т.е. счастье, умиротворение.
Да Винчи - изобретатель.
Это его главное призвание, главный его поведенческий мотив, главный его талант.
В раннем детстве он был лишён матери, ему было тогда всего три года.
Помнил ли он её черты?
Жизнь с мачехой всегда не сахар.
Как бы женщина по началу не была положительно настроена к пасынку, характер животной ревности всегда берёт в ней верх над благими порывами.
Всякий день, она видит живое свидетельство прежней любви мужа, видит ещё и чужого человека, чужую, чуждую её женщину... совсем рядом... в чертах мальчишки, ни сном, ни духом не участвовавшего во взрослой жизни, по детски зависимого, подневольного обстоятельствам, не имеющего никакого опыта для оценки ситуации, в которой внезапно оказался... не в силах повлиять на неё.
Женщина в те времена всегда дома и, значит, на голову пасынка (падчерицы) каждый день падают злые слова и попрёки, порождающие взаимную ненависть и всегда приводящие к соматическим заболеваниям.
Как же обрести, как вынуть из памяти, из ушедших в небытие лет образ своей матери?
Его мать, по социальному статусу, конечно же, не могла иметь художественный портрет. Эта привилегия была доступна только богатым и очень известным людям,
Техники и технологии фотографии в то время не было.
Значит надо использовать своё лицо в качестве материального объекта - воплощения первой любви отца и крестьянской девушки, давшей ему жизнь.
А затем трансформировать свой образ (носящий до 90 процентов материнских черт ) в образ женщины, маскируя собственное лицо, так как это делают артисты в грим - уборной.
Ну и конечно, вложить в эту работу все свои по истине уникальные таланты: - художника, анатома, психолога, философа.
Этот проект ему был по настоящему дорог; поэтому он и не расставался c портретом матери во всю свою оставшуюся жизнь.
Он соединил себя со своей матерью и улыбается нам из далёкого начала шестнадцатого века: - века великих географический открытий, века гениальных художников, архитекторов, скульпторов, музыкантов, изобретателей эпохи возрождения.