Одинцов Никита Владимирович : другие произведения.

Советы изобретателю

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Советы изобретателю
  
   Это советы практикующего изобретателя, коротко и по делу.
  
   1. Прежде, чем изобретать
   Желательно получить соответствующую подготовку, полезно (но не обязательно) окончить технический ВУЗ или колледж.
   Расширяйте свой кругозор, читайте книги, ходите в музеи и т.д. Не помешает иногда заходить в различные магазины и изучать технику, которая там продается: мотоциклы, автомобили и т.д.
   Если вы видите какое-нибудь устройство (автомобиль, самолет и т.д.) подумайте:
   - почему он сконструирован именно так, а не иначе;
   - каковы достоинства и недостатки конструкции;
   - как бы вы сконструировали это.
   Старайтесь по возможности все делать и ремонтировать самостоятельно. Разумеется, не следует лезть с отверткой в сложное устройство, в котором вы не разбираетесь. Ваш ремонт может обойтись очень дорого. Везде должен быть здравый смысл, иногда лучше пригласить профессионала. Но простые работы: забить гвоздь, зашить рюкзак, который порвался в походе и т.д., доступны практически всем.
   Изучите Теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ). Нет надобности писать об этом, ее основоположник Генрих Альтшуллер написал немало книг. Эти книги есть в Интернете, их можно найти и в бумажном виде в библиотеке.
   Изобретательство не должно становиться самоцелью, это обычная инженерная работа. Если поставленная задача хорошо решается с помощью общепринятых технических решений, то нет смысла ничего изобретать. Но если задача не решается, или вы знаете, как сделать лучше - тогда дерзайте.
   Не пытайтесь изобретать в тех областях, в которых вы некомпетентны.
  
   2. И вот появилась идея
   Предположим, вы изобрели шнурки для ботинок с элементами искусственного интеллекта, которые умеют самостоятельно завязываться и развязываться и стоят всего несколько тыс. баксов. Подумайте, а это кому-нибудь нужно.
   Прежде всего, надо подумать о том, что нужно людям, за что они готовы платить деньги. Только коммерчески состоятельное изобретение имеет шансы на реализацию. Надо сформулировать, что нужно потребителю, в технике этот этап называется написанием технического задания (ТЗ). Запишите ваше ТЗ на бумаге, пока вы будете писать, вы будете его обдумывать, и многие несуразности могут выплыть на поверхность. Этап ТЗ самый важный, если в начале есть ошибки, их исправление может обойтись очень дорого в конце проекта. Обсудите ТЗ со знающими людьми. Вообще обсуждение вещь полезная, даже если ваш собеседник - дилетант в этом деле. Обсуждая, вы непременно задумываетесь над вашей идеей и вполне можете ее усовершенствовать.
   Для начала соберите побольше информации об аналогичных конструкциях: книги, статьи, торговые каталоги и т.д. Посмотрите аналогичные изделия живьем, например, если вы изобретаете рюкзак полезно походить по спортивным и туристическим магазинам, посмотреть рюкзаки, поговорить с продавцами и туристами.
   Набросайте на бумаге эскизы, как примерно это будет выглядеть. Эта работа будет аналогом этапа эскизного проекта. Эскизы желательно делать в масштабе, тогда многие особенности вашей конструкции станут намного яснее. Можно сделать модель из подручных материалов, например из картона.
   Итак, у вас появилась некоторая ясность, что и как нужно делать. Самое время обсудить это с людьми, желательно разбирающимися в технике и имеющими отношение к теме вашего изобретения. Возможно, они скажут, что все это ерунда. Если это случится, можно считать, что они вам очень помогли, избавив от заведомо провального проекта. Впрочем, может быть они не правы, это решать вам, раз вы уж взялись за работу. Теперь все важные решения за вами.
   Если вы решили продолжить работу над проектом, надо провести патентный поиск. О патентном деле написано очень много, нет надобности писать еще раз. Не исключено, что кто-то сделал ваше изобретение раньше вас и запатентовал его в вашей стране. Тогда могут быть серьезные проблемы, как только вы начнете продавать свою продукцию. Если вы делаете что-либо для себя, без коммерческих планов, можете смело срисовывать чужие изобретения, это не запрещено.
  
   3. Переход к реализации идеи
   Для начала следует провести оценку ресурсов. Сколько нужно времени, денег и прочих ресурсов, что бы довести идею для практического воплощения. Например, если вы живете в малогабаритной квартире, то ваша семья едва ли одобрит строительство океанского лайнера в ней. Учтите, что себестоимость и трудоемкость всякой нестандартной конструкции в несколько раз выше того, что производится серийно. Чем больше новизны и чем меньше ваш опыт, тем больше будет разница. Возможно, проект придется переделывать, возможно - не один раз.
   Итак, вы определили, что у вас есть и что нужно для реализации проекта. Скорей всего вам потребуются дополнительные ресурсы: станки для изготовления деталей, материалы, деньги и др. В начале пути следует избегать покупки дорогостоящего оборудования, особенно если мало места, и вы не умеете на нем работать. Лучше заказать десяток деталей на стороне, чем покупать станки для их изготовления.
   Хорошо бы найти единомышленников и компаньонов.
  
   4. Деловое общение
   Это очень важно для изобретателя. Надо будет убедить в том, что ваше изобретение действительно заслуживает того, чтобы им заниматься. Перед тем, как говорить с людьми надо:
   - обдумать, что и как вы будете им говорить,
   - прикинуть, какие вопросы они будут тебе задавать, и как вы будете на них отвечать;
   - прикинуть, какие вопросы их могут заинтересовать, а что им безразлично.
   В беседе следует избегать чрезмерного оптимизма, особенно на начальном этапе работы, когда еще практически ничего нет. Скорей всего этот оптимизм окажется необоснованным.
   Полезно отрепетировать свою речь заранее. Если есть время, следует почитать книги по ораторскому искусству, психологии, менеджменту и о продажах. Весьма полезными будут книги о том, как продавать, поскольку вам действительно надо "продать" свою идею, убедить людей в том, что ваш "товар", т.е. идея действительно хорош и его следует "купить", т.е. потратить на него силы, время, деньги и т.д.
   Полезно также запастись наглядными пособиями, это могут быть патенты, чертежи, рисунки, макеты, фотографии и видео вашего изобретения. Лучше всего принести ваше изделие, если оно уже есть и не слишком тяжелое.
  
   5. Конструирование
   Прорисуйте ваше изделие на бумаге, желательно в масштабе. Чем лучше проработка на бумаге, тем меньше будет проблем, когда будете делать в металле. Намного быстрее и проще дорабатывать конструкцию нас бумаге, чем в металле. Можно сделать макет конструкции или ее элементов из подручных материалов, например из картона.
   Сделайте чертежи деталей, которые вы будете заказывать на стороне. Вовсе не обязательно делать чертежи по ЕСКД, главное, что бы их понял рабочий, который будет делать детали. ЕСКД - единая система конструкторской документации.
   Если у вас проблемы с черчением, можно заказать чертежи на стороне.
  
   6. Изготовление опытного образца
   Вероятно, потребуется заказать некоторые деталей на производстве. Многие фирмы не возьмутся за дело, несколько деталей - слишком мелкий заказ для них. Те, кто возьмутся, скорей всего будут срывать сроки, у них есть более крупные и важные заказы. Вовсе не обязательно сделают деталь точно по чертежу, возможно будут отклонения.
   Надо стремиться к максимальному личному участию в изготовлении, но часть работ скорей всего придется заказать на стороне. Что делать самому, а что заказывать - это уж решайте сами, по обстановке.
   На начальном этапе работ можно упрощать конструкцию, не ставить на нее второстепенные элементы, не красить и т.д. Все равно скорей всего придется переделывать. Но окончательный вариант, который должен пойти в производство, должен быть безупречен. Зачем это нужно? Что бы выявить и устранить все недочеты. Например, вы не покрасили опытный образец, а в серийном производстве собираетесь красить кисточкой. Как только начнется серийное производство, вы обнаружите, что:
   - покраска кисточкой не обеспечивает хорошего товарного вида;
   - для покраски требуется много времени, красить надо как минимум в два слоя с просушкой перед нанесением второго слоя;
   - надо останавливать производство и менять технологию, например заменить покраску на нанесение гальванического покрытия.
  
   7. Патентование
   На начальном этапе вашу идею никто не будет красть, она и даром никому не нужна. Кроме того по мере работы конструкция может радикально измениться несколько раз.
   С другой стороны патент может быть весомым аргументом в общении с людьми.
   Когда патентовать, решайте сами по обстановке.
  
   8. Заключительные советы
   Копите информацию и ведите записи, желательно на компьютере, если он есть. Не спишите выбрасывать старые чертежи, эскизы, детали, может быть пригодятся. Хотя конечно не следует превращать дом в свалку ненужных вещей. Записывайте, в каких вы были магазинах и что там есть полезного (гайки, болты и прочие комплектующие изделия). Записывайте, на каких вы были заводах, что они могут, а что нет (например, детали выточить могут, а нанести гальваническое покрытие - нет).
   Наберитесь терпением, это самое главное. Скорей всего исполнители будут срывать сроки, вашу конструкцию придется переделывать, возможно, несколько раз. Важно уметь доводить дело до конца. Не менее важно уметь закрывать провальные проекты, даже если в них вложены деньги и труд.
   УДАЧИ !!!

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"