Обухова Ольга Ивановна : другие произведения.

История Епископства Базельского

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Когда-то Епископство Базельское (FürstBistum Basel, по-латыни - Dioecesis Basileensis) было более могущественным, чем весь город и кантон Базель, а епископ базельский являлся верховным повелителем и города Базель, и всего окружавшего его огромного региона, в который помимо кантона Базель входили земли кантонов Юра, Золотурн и Берн, а также ряд не очень больших, но исключительно важных по значению территорий близлежащих Германии и Франции.

  Когда-то Епископство Базельское (FürstBistum Basel, по-латыни - Dioecesis Basileensis) было более могущественным, чем весь город и кантон Базель, а епископ базельский являлся верховным повелителем и города Базель, и всего окружавшего его огромного региона, в который помимо кантона Базель входили земли кантонов Юра, Золотурн и Берн, а также ряд не очень больших, но исключительно важных по значению территорий близлежащих Германии и Франции.
  История епархии восходит к позднеантичному епископству с центром в римской колонии Августа Раурика, основанному в 343 году в эпоху императора Констанция II, первый предстоятель которого, Юстиниан Раурикский (Justinianus Rauricorum) принял участие в Сардикийском церковном соборе в 343/344 г. и в Кёльнском поместном соборе 346 г.
  В начале V в. после разрушения Аугусты Раурики в 406 году перебравшимися через замерзший Рейн алеманнами епископская резиденция была перенесена в каструм Базилия (Basilia), из которого со временем возник современный город Базель.
  Поскольку Аугуста Раурика оказалась полностью разрушена, и на ее месте возник город Аугст, а сам епископ Раурикский перебрался в Базилию, то он изменил свой титул на титул епископа Аугста и Базилии (Augustanus et Basileae ecclesiarum praesul).
  Первым епископом Аугста и Базилии считается легендарный Святой Пантал (Pantalus), живший в V веке. Именно он сменил название епископства с Раурикского на епископство Аугста и Базилии, и считается первым епископом собственно Базеля и почитается как его святой покровитель. Несмотря на то, что историки не располагают какими-либо подробными данными о жизни и деятельности Святого Пантала, и даже считают сведения о нем позднейшей средневековой легендой, Святой Пантал до сих пор является высокочтимым святым покровителем Базельского епископства, и его портреты украшают епископские покои, а одной из регалий епископа Базеля издревле является золотой перстень с изображением Святого Пантала.
  Следующим после Святого Пантала известным епископом был Рагнахарий (Ragnacharius, Ragnachar), который возглавлял его в 615-618 гг., и руководил также аббатством Люксёй.
  Город Базилия с 496 года после победы короля франков Хлодвига I (481-511), над алеманнами в битве при Тольбиаке входил в состав королевства франков.
  Младший сын великого Карла Мартелла Пипин Короткий (741-768) еще при жизни отца занимался усмирением и покорением Алеманнии, которая постоянно бунтовала и норовила выйти из-под тяжелой руки франкских королей. Для того, чтобы укрепить власть франков над Алеманнией, Пипин Короткий поощрял рост и развитие франкских крепостей и покорных франкам городов на территории Алеманнии.
  Привлеченный стратегически выгодным расположением Базилии, Пипин Короткий задумал превратить ее в одну из важных опорных точек королевства франков на Рейне, и приложил немало сил для развития и укрепления города. Он разместил в нем сильный гарнизон, укрепил крепостную стену Базилии и защитные башни. При этом своей главной опорой в самой Базилии и основным проводником своей политики в регионе король франков решил сделать епископа Базилии Валауса, который пользовался самым большим авторитетом на всей этой территории и которого слушались многочисленные верующие.
  В 740 году Пипин Короткий официально признал Базилию резиденцией епископа, и взял его под свое покровительство. Благодаря этому власть базельского епископа заметно укрепилась, а сам он стал заметной фигурой в регионе.
  При сыне Пипина Короткого, Карле Великом епископство пережило свой подлинный расцвет. Карл Великий покровительствовал епископу Хайто (Haito), который отличался большим умом и образованностью, знал несколько языков, мог вести ученую беседу и был недурным дипломатом. Хайто стал доверенным лицом Карла Великого, и по его поручению совершил важную дипломатическую поездку в Византию в 811-812 годах, где встречался с императором Михаилом I и добился того, что Михаил признал Карла императором. В обмен на это признание Венеция была возвращена в состав Византийской империи.
  Карл Великий щедро вознаградил Хайто за этот серьезный дипломатический успех.
  
  Преемники Хайто - епископы Ульрих I, Вигхард, Фредеберт и Адальвин - продолжали служить детям и внукам Карла Великого, франкским и немецким королям. Но в 887 году высшая знать королевства франков обвинила правнука Карла Великого, Карла Толстого в немощи и неспособности управлять государством из-за эпилепсии, и лишила его короны. В следующем 888 году Карл умер после неумело проведенной операции на черепе, и его королевство распалось. В результате Базилия вошла в состав королевства Верхняя Бургундия, провозглашенного в 888 году в городе Сент-Морис в Вале, и ее повелителем стал бургундский король Рудольф I (888-912). Бургундский король автоматически стал покровителем епископов базельских. В 892 году новым епископом базельским стал его тезка, тоже Рудольф I, и
  Именно благодаря покровительству бургундских королей базельские епископы приобрели наибольшее число земли и территорий, и превратились в самых могущественных властителей на северо-западе Швейцарии. В 999 году Рудольф III подарил епископу Адальберту II аббатство Мутье-Грандваль с 540 квадратными милями земель и угодий, за которым последовали другие многочисленные пожертвования и акты дарения, в результате чего епископ базельский сосредоточил в своем владении огромные территории. При этом Рудольф III заставил епископа присягнуть к себе на верность, сделав его одним из крупнейших королевских вассалов Бургундии. Когда Рудольф III умер бездетным в 1032 году, то королевство Бургундия прекратило свое существование, а его земли стали частью Священной Римской империи императора Конрада II, которому они были завещаны еще при жизни Рудольфа III. Все феодалы Бургундии получили соответствующие титулы в Священной Римской империи, а епископ Базельский стал князем-епископом Священной Римской империи и верховным повелителем на своих землях, обладающим всей полнотой высшей власти - как духовной, так и светской.
  
  Наибольшего могущества как светские князья епископы достигли в XI - первой половине XII вв., особенно при епископе Буркхарде фон Фенисе (Burkhard von Fenis, 1040-1107), который в ходе борьбы Генриха IV с Папой Григорием VII безоговорочно занял сторону императора, несмотря на то, что Григорий VII объявил о низложении Генриха и его отлучении от церкви, и вдобавок объявил, что те, кто откажут в послушании папе римскому и продолжат общение с отлучённым правителем, будут лишены всех властных полномочий.
  Буркхард фон Фенис продолжал поддерживать Генриха IV и тогда, когда многие немецкие князья, бывшие ранее его сторонниками, испугались отлучения Генриха IV и возможных папских кар, отступились от него. Когда же немецкие князья принесли клятву не признавать Генриха до тех пор, пока Папа не снимет с него отлучения, Генрих IV решил сделать все, чтобы избежать новых восстаний германской аристократии и примириться с Папой и через альпийские перевалы направился в Каносскую крепость - владение графини Матильдой Тосканской, в которой Григорий VII согласился его ждать.
  Буркхард фон Фенис был одним из горстки преданных Генриху IV людей, которые сопровождали его в этом путешествии в 1077 году, которое вошло в историю как Каносское унижение.
  Перебравшись через перевал Мон-Сенис, Генрих IV принял покаяние, надел власяницу и пошёл дальше босиком. Все, кто сопровождал его, в том числе и епископ Буркхард фон Фенис, также сняли обувь. 25 января 1077 года Генрих IV достиг врат Каноссы, однако Григорий VII отказался принять Генриха. Генрих ждал у ворот крепости три дня. Всё это время он не снимал власяницы и постился.
  28 января ворота открылись, и Генриха впустили в крепость, где он встал на колени перед папой и просил его о прощении. Григорий VII простил императора и снял отлучение, что означало восстановление прав Генриха IV как императора.
  Генрих IV щедро вознаградил всех, кто сопровождал его во время хождения в Каноссу, и не отступился от него в самую трудную минуту - и в первую очередь епископа Буркхарда фон Фениса.
  
  В 1225 году князь-епископ Генрих II фон Тун соединил два берега Рейна мостом Миттлере Брюкке, восстановив древнюю переправу через Рейн, впервые построенную во времена императора Веспасиана (69-79). Благодаря этому мосту Базель смог стать одним из важнейших пунктов на оживленном торговом пути из Германии в Италию, который пролегал через перевал Сен-Готард, что заметно увеличило финансовое и экономическое могущество города.
  
  Однако по мере того, как росло могущество и силы торговцев, ремесленников и богатых горожан Базеля, его князь-епископ постепенно терял свое могущество. В XIV веке его казна заметно истощилась и, чтобы пополнить ее, епископу пришлось заняться распродажей собственных территорий.
  В 1400 году епископ Гумбрехт фон Неуэнбург продал Листаль городскому совету Базеля, который, опираясь на свое растущее торговое и финансовое могущество, активно расширял территорию города. Вместе с Листалем во владение Базеля перешли и близлежащие города Вальденбург (Waldenburg), Бубендорф и владения Сельтисберг (Seltisberg) и Хомберг.
  
  Середина XV века в Базеле прошла под знаком работы Базельского церковного собора (1431-1449), работа которого растянулась почти на 20 лет.
  
  Базельский собор был созван папой Мартином V в 1431 года для решения проблем, связанных с назревшей реформой церкви, умиротворением христианского мира, восстановлением мира между христианскими народами и воссоединением Западной и Восточной церквей. Он также должен был решить вопрос об учении Яна Гуса, осужденного на Констанцском Соборе, и о его последователях - чешских гуситах, . Но ещё до открытия собора Мартин V неожиданно умер. Новым папой был избран Евгений IV - племянник папы Григория XII.
  Евгений IV не желал, чтобы в Базеле заседал собор, созванный его предшественником, и сразу попытался распустить его, предписав прелатам явиться на новый Собор в Болонье через полтора года и рассчитывая созвать туда верных ему делегатов и провести те решения, которые отвечали его собственным настроениям.
  Но уже собравшиеся в Базеле епископы со всей Европы отказались подчиниться этому решению папы, заявив, что Собор представляет всю Церковь и получает свою власть непосредственно от Христа, следовательно, все - включая папу Римского - обязаны повиноваться ему. Эту позицию участников собора поддержал император Сигизмунд и другие европейские государи. После этого базельский собор потребовал, чтобы папа лично явился в Базель для урегулирования конфликта, угрожая в случае неподчинения судить его и лишить сана.
  В этот момент сам папа оказался в это время в крайне сложном положении - организованное влиятельной римской семьёй Колонна восстание против него вынудило Евгения IV в одежде простого монаха бежать из Рима во Флоренцию под защиту Медичи, и продолжать уже оттуда править церковью. В условиях ослабления своих позиций Евгений IV вынужден был пойти на уступки и отменил свое решение о роспуске Базельского собора, признав как сам собор, так и принятые на нем решения, и позволил продолжить его заседания.
  Продолжив свою работу в Базеле, собор провел переговоры с гуситами и заключил в 1433 году одобренные императором Сигизмундом Пражские компактаты, признавшие в Чехии свободу церковной проповеди в духе гусизма
  При обсуждении внутрицерковных дел и церковной реформы на Базельском соборе одержали верх сторонники Соборного движения, которые видели пути преодоления церковного кризиса во всеобщей реформе Церкви, главным элементом которой было ограничение папской власти и расширение полномочий вселенских Соборов как верховных органов католической церкви.
  Не консультируясь с папой, Базельский собор в 1433-1436 гг. принял ряд декретов по реформе Церкви: о регулярном проведении провинциальных соборов, против распущенности духовенства, против необоснованного вынесения церковными судьями отлучений и интердиктов, объявил об отмене ряда поборов в пользу папской курии. При восшествии на престол папа был обязан дать клятву регулярно созывать Соборы и подчиняться принятым на них решениям. Коллегия кардиналов наделялась новыми полномочиями, позволявшими ей контролировать принятие решений папой. Число кардиналов ограничивалось 24, при этом представители одной нации не должны были составлять более 1/3 от их общего числа.
  Важнейшим богословским декретом стало признание на Базельском соборе в 1439 году догмата о Непорочном зачатии Богородицы и установление праздника в его честь.
  Из-за того что часть этих декретов существенно ограничивала власть папы, они так и не были официально признаны Римской курией, однако нашли применение в национальных церквях во Франции и Германии.
  Папа Евгений IV до поры до времени терпел своевольные решения собора из-за своего собственного крайне сложного положения. Но когда он понял, что вследствие решений Базельского собора власть над церковью ускользает из его рук, Евгений во всеуслышание заявил об их непризнании, вступив в открытую конфронтацию с собором.
  Конфликт между Базельским собором и Евгением IV обострился также из-за разногласий по поводу места проведения будущего объединительного Собора с Восточной Церковью. Папские сторонники предлагали один из городов Италии, профранцузски настроенные члены Собора - Авиньон или один из городов герцогства Савойя, но большинство участников выступало за Базель. Обсуждение этого вопроса вызвало раскол среди участников Собора, и тогда сторонники папы демонстративно покинули Базель.
  Оставшиеся же участники Собора, во главе которых встал архиепископ Арля кардинал Луи Алеман, французский председатель Собора, вступили в открытое противостояние с Евгением IV. В 1437 году собор потребовал, чтобы папа в течение 60 дней явился в Базель на церковный суд.
  Евгений IV ответил буллой о переносе Собора в Феррару, мотивируя свое решение бесплодностью Базельского собора.
  На заседании 1 октября 1437 года собор обвинил папу в неповиновении, пригрозив ему низложением, и объявил буллу о переносе Собора недействительной.
  Евгений IV в 1438 году открыл в Ферраре новый Собор, главным вопросом на нем стало заключение унии между Западной и Восточной Церквами. Одновременно Папа отлучил от церкви оставшихся участников Базельского собора. Они же в свою очередь отрешили от власти Евгения IV.
  16 мая 1439 г. был опубликован самый известный декрет Базельского собора, получивший название "Tres veritates" (Три истины), представляющий собой наиболее радикальное воплощение на практике идей Соборного движения. 3 положения декрета Констанцского Собора "Haec sancta" провозглашались в нем догматами веры: признано верховенство Собора как представительства всей Церкви над папой; папа не может перенести Собор в другое место, отсрочить или распустить его; тот, кто не повинуется этим двум догматам, объявлялся еретиком.
  Руководствуясь "Tres veritates", Базельский собор низложил Евгения IV, назвав его "еретиком, клятвопреступником и схизматиком", и на его место избрал папой под именем Феликса V бывшего герцога Савойского Амедея VIII, в свое время добровольно оставившего престол и ставшего монахом Рипайльского аббатство на берегу Женевского озера.
  Утвержденный базельским собором Феликс V пользовался вначале значительно большим авторитетом, чем низложенный Евгений IV, однако постепенно на сторону Евгения IV перешли многие государи, ранее поддерживавшие Базельский собор. Они считали появление антипапы и новый церковный раскол крайне вредным для Европы. На сторону Евгения IV встали французский король Карл VII и новый германский император Фридрих III. На стороне Базельского собора и антипапы были герцог Савойский Людовик I - сын Феликса V, и швейцарцы.
  Многие епископы, участвовавшие в работе собора, покинули его. Между представителями императора Фридриха III, папы и немецких курфюрстов начались сложные переговоры, решившие судьбу Базельского собора.
  В 1447 г. было достигнуто соглашение, согласно которому все европейские монархи признали Евгения IV законным папой, а Феликс V на почетных условиях - ему был предложен сан кардинала - должен был отречься от папского престола.
  В 1447 году Евгений IV умер в Риме, и европейские короли и епископы стали усиленно размышлять над тем, как побыстрее закончить раскол. На смену Евгению IV был избран новый папа Николай V, и тогда Базельский собор был переведён в 1448 году в Лозанну, где в 1449 году Феликс V в соответствии с прежней договоренностью отказался от сана, став таким образом последним в истории антипапой, а собор признал нового папу - Николая V законным преемником Феликса V, и тут же объявил о своём закрытии.
  За то, что герцог Савойский согласился признать папу Николая V, он получил от него сан кардинала, и смог в тиши и покое закончить дни в своем фамильном дворце, однако скандалы, которые сопровождали работу Базельского собора, заметно подорвали авторитет католической церкви.
  Базельский собор так и не смог выполнить главной задачи - провести подлинную реформу церкви. Фактическая неудача Базельского собора в проведении реформы католической церкви стала впоследствии одной из предпосылок Реформации, подготовив почву для появления Мартина Лютера и других реформаторов церковной жизни.
  
  Открытие в 1459 году старейшего в Швейцарии Базельского университета, основанного буллой папы римского Пия II, в 1431-1433 гг. участвовавшего в работе Базельского собора в качестве секретаря кардинала Доменико Капраника, на некоторое время подняло авторитет епископа Иоганна фон Веннингена, благословившего университет и принявшего самое деятельное участие в его организации. Однако само существование университета, ставшего рассадником свободной мысли и центром книгопечатания, и притягивавшего таких свободолюбивых мыслителей, как Эразм Роттердамский и Парацельс, скорее разрушало, нежели укрепляло тот фундамент, на которой зиждилась власть епископа и католической церкви в целом.
  В конце XV века происходило неуклонное сближение Базеля со Швейцарской Конфедерацией, которую он поддержал во время Бургундских войн против Карла Смелого, закончившееся вступлением Базеля в Конфедерацию в качестве 11го члена. Это еще больше увеличило независимость Базеля от епископа, который теперь сохранял лишь остатки номинальной власти над городом, но уже не мог реально ни на что влиять, как в былые времена.
  Финальную точку в многовековой истории взаимоотношений города Базель и епископа поставила Реформация, которая привела к изгнанию епископа из города
  
  В 1527 г. епископ Кристоф фон Утенхайм (Christoph von Utenheim, ок. 1450-1527) был вынужден покинуть Базель и перенести свою резиденцию в Поррантрюи.
  В 1529 г. после иконоборческого погрома в базельском кафедральном соборе город покинул и соборный капитул, выбрав своим местопребыванием сохранивший верность католицизму Фрайбург (вплоть до 1678 г., когда Фрайбург был занят французами в ходе Голландской войны, а домский капитул перебрался в Арлесхайм, где с этого момента и до 1792 г. располагался кафедральный собор епархии).
  Радикальные перемены принесла Французская революция и период революционных войн. С отменой Национальным собранием всех феодальных прав, базельские епископы в 1790 г. потеряли свои владения в Эльзасе. В том же году под воздействием Великой французской революции началось сильное брожение в районе Юры и Базеля. Люди требовали созыва Генеральных штатов по типу французских, которые должны были решить дальнейшую судьбу этих областей и наделить людей правом голоса и возможностью самим определять свою судьбу.
  С 1791 года в северной части владений князя-епископа Базельского, в городе Поррантрюи при тайной поддержке французских революционеров стали распространяться прокламации, призывавшие к свержению власти епископов Базельских. В ответ на это князь-епископ Базельский Йозеф фон Роггенбах (Joseph von Roggenbach) обратился к своему сюзерену - императору Священной Римской империи австрийскому королю Леопольду (1790-1792), родному брату Марии-Антуанетты с просьбой ввести на территорию епископства войска, которые предотвратили бы дальнейшее распространение беспорядков. Австрийские войска вошли на территорию базельского епископства и в марте 1791 года встали лагерем в резиденции епископа, в городе Поррантрюи.
  20 апреля 1792 года Законодательное собрание Франции, стремясь распространить дело революции за пределы республики, объявило войну Австрии. 30 апреля 1792 года французская армия вторглась на территорию Базельского епископства и стала вытеснять оттуда австрийские войска. Одновременно французский отряд направился в Поррантрюи, чтобы сместить со своего поста князя-епископа - сторонника Австрии, и епископ Йозеф фон Роггенбах покинул свой дворец и под покровом ночи бежал в Биль-Бьенн. Из Биль-Бьенна епископ продолжал управлять территорией епископства, еще не захваченной французами.
  После того, как в Париже толпа штурмом взяла королевский дворец Тюильри, растерзав при этом охранявших его швейцарских гвардейцев, и королевская семья была заключена в тюрьму Тампль, а Конвент 21 сентября 1792 года ликвидировал монархию и провозгласил создание Французской республики, революционное брожение перекинулось на Поррантрюи, и с октября 1792 года там стали создаваться "революционные комитеты".
  19 декабря 1792 года в Поррантрюи при активной тайной поддержке членов "Гельветического клуба" и Франции, под охраной французских войск собралась Национальная ассамблея, которая объявила об отрешении от власти князя-епископа Базельского, и провозгласила создание Рауракской республики (République rauracienne - Raurakische Republik), которую гордо назвали "дочерней республикой" революционной Франции. Рауракской ее назвали по имени кельтского племени раураков, родственного гельветам, которые в древности жили на южном побережье Рейна и населяли эту часть Швейцарии. У Рауракской республики так и не появилось ни официальной столицы, ни флага. Она обзавелась лишь гербом в виде связки ликторских прутьев наподобие той, что можно увидеть сейчас на гербе Французской Республики.
  В марте 1793 года французское военное командование созвало заседание Национальной ассамблеи Рауракской республики, на которое оно допустило лишь тех депутатов, которые являлись твердыми сторонниками Франции, и они единогласно проголосовали за то, чтобы республика вошла в состав Франции, после чего был быстро проведен референдум и большинство населения также высказалось за вхождение в состав Франции. 23 марта 1793 года, всего через три месяца после провозглашения Рауракской республики она была ликвидирована и преобразована во французский департамент Мон-Террибль (Mont-Terrible), столицей которого стал Поррантрюи.
  После того, как Поррантрюи и все территории вокруг него были присоединены к Франции, и там сконцентрировались значительные французские силы, которые стали угрожать остаткам владений базельского епископа вокруг Биль-Бьенна, князь-епископ Базельский Йозеф фон Роггенбах почувствовал, что оставаться в Биль-Бьенне и пытаться продолжать управлять территорией своего урезанного епископства ему стало совсем небезопасно, и бежал в Констанц под защиту сына Леопольда II, австрийского императора Франца II, сменившего его на престоле 1 марта 1792 года. Находясь в изгнании в Констанце, Йозеф фон Роггенбах скончался там в следующем 1794 году, и там же в условиях изгнания был избран следующий епископ базельский Франц Ксавьер фон Нево.
  Франц Ксавьер фон Нево стал править остатками епископства из австрийского Констанца, затем перебрался поближе к своим владениям и стал править ими из Оффенбурга, а потом решился переехать в Ла Невилль на Бильском озере, чтобы править епископством оттуда. Однако под давлением французов, которые потребовали его выдворения из Ла Невилля, и Берна, который не желал рисковать войной с Францией из-за епископа, Франц Ксавьер фон Нево был вынужден вновь удалиться в Констанц.
  19 ноября 1797 года армии Наполеона вошли на территорию оставшейся части Базельского епископства и оккупировали долину д'Эржель (d'Erguël), аббатство Беллеле, бывшее аббатство Мотье-Грандваль (Moutier-Grandval) и города Ла Невилль (La Neuveville) и Биль-Бьенн, присоединив их к французскому департаменту Мон-Террибль, и завершив тем самым присоединение всей территории бывшего епископства базельского к Франции.
  От всех былых территорий во владении епископа базельского остались лишь земли Шлингена (Schliengen) на правом берегу Рейна в 30 километрах к северу от Базеля. Ими епископ управлял из Констанца, и во время редких наездов в сам Шлинген.
  А когда в 1799 году началась война второй коалиции с Наполеоном, и французы овладели овладев Брегенцем и Цюрихом, епископ понял, что оставаться в Констанце ему крайне небезопасно, и через Ульм и Пассау бежал в Вену.
  Но в 1803 году под руководством наполеоновского министра Талейрана была проведена Германская медиатизация - реорганизация политических единиц, составлявших Священную Римскую империю, в соответствии с которой были упразднены все подчинявшиеся непосредственно императору епископства и аббатства, владения тевтонских и мальтийских рыцарей, и бывшие князья-епископы лишились права управлять своими землями в качестве светских властителей. В результате медиатизации бывшее владение базельских епископов в Шлингене стало частью герцогства Баденского, а сам он лишился всех прав на него.
  В результате этого епископ базельский окончательно лишился каких-либо земельных владений, и остался лишь духовным владыкой чисто швейцарского небольшого диоцеза, охватывавшего Базель, регион Фрикталь (к востоку от Базеля) и часть кантона Золотурн.
  При этом своим решением Наполеон воспретил епископу Францу Ксавьеру фон Нево вьезд на территорию Швейцарии, опасаясь возможных осложнений и провокаций, и епископу пришлось вновь отправиться в Оффенбург - город в германской земле Баден-Вюртемберг в 20 километрах юго-восточнее Страсбурга, чтобы пытаться руководить оттуда своей швейцарской епархией.
  Для того, чтобы сохранить свою духовную власть, управляя епархией из-за пределов Швейцарии, епископ базельский опирался на папского нунция в Люцерне, который выполнял его поручения и действовал от его имени в сношениях с епархией.
  Поражение Наполеона в 1814 году открыло перед базельским епископом новые возможности, и на Венском конгрессе в 1814 г. Франц Ксавьер фон Нево официально потребовал восстановить базельское княжество-епископство в прежних границах, существовавших до захвата его Наполеоном.
  Однако требование о восстановлении базельского княжества-епископства было отклонено, и несмотря на то, что его земли были переданы из состава французского департамента Haut-Rhin, в который они вошли после поглощения в 1800 году департаментом Haut-Rhin всей территории департамента Мон-Террибль, Швейцарии, они не достались епископу базельскому, а были переданы кантону Берн (в 1979 году, после выделения из кантона Берн нового кантона Юра, часть бывших земель епископа базельского перешла из кантона Берн в кантон Юра).
  Так епископ базельский и после разгрома Наполеона остался и без земли, и без шансов вернуться в Базель, о которых он мечтал все время, пока жил в изгнании.
  В 1828 году Франц Ксавьер фон Нево умер, и вместе с его смертью закончилась история епископов базельских в той форме, в какой она существовала после перенесения епископом Кристофом фон Утенхаймом своей резиденции в Поррантрюи в 1527 году.
  После смерти фон Нево на совещании его преемника епископа Йозефа Антона Салцманна, представителя папы римского Льва XII и кантонов Берн, Базель, Люцерн, Золотурн и Цуг было решено полностью переформатировать епископство базельское, и заново основать его, теперь с центром в городе Золотурн. Наиболее активным лоббистом этого решения выступил Берн. В том же 1828 году был заключен конкордат между папой Львом XII и кантонами Базель, Люцерн, Золотурн и Цуг, на основании которого новое "старое" епископство Базель было основано заново, теперь с центром в городе Золотурн, а его церковь святых Урса и Виктора получила статус кафедрального собора. Праздничное оглашение этого решения состоялось 13 июля 1828 г.
  В 1829 г. к конкордату присоединились кантоны Ааргау и Тургау, которым в 1864 г. последовал кантон Берн, области которого на левом берегу Ааре до тех пор подчинялись лозаннскому епископству.
  В настоящее время территория Базельского епископства охватывает кантоны Ааргау, Базель-Ланд, Базель-Штадт, Берн, Юра, Люцерн, Шаффхаузен, Золотурн, Тургау и Цуг, а город Золотурн является центром базельской епархии.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"