Аннотация: Минимальный набор начинающего композитора
Каким минимумом аппаратных и программных средств можно записать музыкальную пьесу или аранжировку к своей песне?
Надо иметь:
Компьютер с операционной системой DOS или поддерживающей DOS (windows3, 95, 98). За windows-2000 и windows-NT ручаться не могу - не пробовал. Желательно звуковую карту. Но НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО. См.ниже.
Для создания и проигрывания треков нужна программа-редактор IT.EXE (ИМПУЛЬС-ТРЕКЕР) или трекер S3M.EXE Бывает ещё FT.EXE (FAST трекер - но он не такой универсальный и удобный). Влезает на одну дискету. Работает прямо в DOS (без windows, что предпочтительнее) или из-под windows (как DOS-приложение, с правильной установкой придётся повозиться, но это окупается, так как альтернативы часто просто нет). Только проигрывать готовые треки (файлы S3M и IT можно и под windows программой winamp версии 2.14, 2.22. Про другие не знаю - но тоже, по идее, должны. Winamp имеет виртуальный эквалайзер, но на слабых машинах (486, например ) может не успевать проиграть треки. Поэтому придётся их крутить под DOS-ом, в редакторе.или плейере, например CUBIC-player (берёт S3M), или ином плейере. Их тьма.
Несколько готовых сэмплов ("инструментов", звуковых файлов), но можно пользоваться и стандартными WAV-файлами windows. IT.EXE их тоже ОХОТНО КУШАЕТ, о чём ОЧЕНЬ МНОГИЕ ДАЖЕ НЕ ПОДОЗРЕВАЮТ. Сэмпл - ЛЮБОЙ ЗВУК ИЛИ ИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ (даже очень длинная) - ВСЁ, ЧТО МОЖНО записать на микрофон - хоть звук моря или куплет песни, одиночный удар барабана или клавиши, крик петуха, фрагмент войны, долгие продолжительные аплодисменты и т.п. Например, голосовая фраза, записанная в WAV, будет адекватно звучать в IT, как сэмпл ДО четвёртой октавы - клавиша Q. (соответственно - W,E,R,
T,Y и т.д... - это "белые" клавиши РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ и т.д., а клавиши 2.3.5.6 и т.д- аналогичны "чёрным" клавишам, полутонам. Нижняя же октава начинается с клавиши Z и до M) Любой сэмпл можно прокручивать в пределах восьми октав. Конечно, в нижних октавах он будет уже хрипеть, а в верхних - пищать, как на ускоренной пластинке, вплоть до свиста. Но молчать не должен. Когда нота сэмпла появляется в канале, она звучит, пока не кончится сама, не будет перебита следующей нотой или не будет изменена её громкость. Если нота короткая (хэт ударника), то можно вставить вслед за ней барабан в тот же канал и они друг другу не будут мешать. Если ноты длинные или бесконечные (есть такая возможность -замкнуть любой сэмпл в кольцо), то, конечно, их надо размещать в разных каналах, чтобы они звучали одновременно. Один и тот же сэмпл может звучать хоть во всех каналах одновременно. Поэтому можно даже из одной ноты строить и аккорды и хор и прочую полифонию (многоголосие). Каналов до 64-х. Первые трекеры были 4-канальные. Обычно уже тяжело управляться с более чем 10 каналами (фактически с оркестром). Кроме того, есть разные звуковые эффекты, которые влияют не только на саму ноту, но и её "хвост", послезвучие. Сложные звуки можно имитировать эффектами, но иногда проще их записать отдельным сэмплом, например, соло гитары или вокал. В ранних трекерах было ограничение на размер сэмпла - 64 кб. Говорят, что есть ограничение на размер сэмпла и в IT.EXE - это 1,5 мБайт. Но мне пока это не мешает. Количество сэмплов тоже ограничено, но границу не помню - никогда к ней не приближался. Если надо загнать в канал что-то слишком длинное - голосовую песню, например, то её можно просто порезать на отдельные фрагменты (фразы или куплеты) и вставлять потом в канал в виде самостоятельных сэмплов, как До четвёртой октавы. Разных хитростей много, короче говоря. Надо только хотеть писать своё.
Хотя бы один трекерный файл, (MOD, S3M, XM, IT) чтобы найти и пользоваться вложенными в него сэмплами, посмотреть каналы и паттерны, в которых записаны ноты и эффекты, как они устроены и проигрываются (прокручиваются), где список их прокрутки - погонять весь файл или отдельные фрагменты, сделать копию, тренироваться на ней, создавать на этой базе свою музыку. Такие файлы есть в моём разделе на Музыкальном Самиздате. Ни MP3, ни WAV такой открытостью не обладают - из них невозможно извлечь ни сэмплы, ни ноты. Их можно только тупо слушать. MID - тоже нотные файлы, но сэмплы упрятаны в аудиокартах и, не имея такой же карты, получить тот же звук невозможно. Только треккерные файлы несут в себе и ноты, и ВСЕ инструменты (сэмплы), которые участвуют в композиции. Поэтому они практически НЕ ЗАВИСИМЫ от вида плат (кроме Ямах) и компьютеров. Главное - чтобы хватило скорости у процессора и поддерживался DOS. С Пентиумами, простыми sound-картами и WIN95-98 проблем нет.
Желательно любую простую sound-blaster или совместимую звуковую плату. Навороченные и дорогие типа "Ямаха", как это ни странно, тяжело устанавливать под работу с трекерами. Если платы нет - придётся паять "ковокс" (COVOX)- цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП) - (8 сопротивлюшек и один кондючок - всё исполняется на мелком куске фольгированного гетинакса кухонным ножом и паяльником) , подсоединить этот ЦАП вместо принтера к компьютеру - то есть, купить/достать разъём для LPT, открыть его и подпаять к нему ЦАП, чтобы аккуратно подсоединиться к принтерному входу компьютера. Для полного ажура и выход с ЦАПа желательно подпаять к штеккеру, который втыкается во вход магнитофона или усилителя, чтобы регулировать громкость. Всё паяется за вечер и стоит копейки. Если нет сил паять COVOX - можно снять крышку компа, найти внутри него мелкий динамик (PC-speaker), который пищит при перезагрузках, и аккуратно прикрутить к его двум клеммам по проводку, которые тоже можно затем подать на вход усилителя или магнитофона. Если и это невозможно - тогда придётся слушать свои произведения через этот маленький сипящий динамик - он УЖАСНО искажает треки, но... если деваться некуда, да и не всё время с мелодией работаешь - через PC-speake
r можно c ритмом работать, ударные искать, грубые черновики писать. Главное - время даром не пропадает, так как потом, прослушав уже готовые треки через более качественный канал - (усилитель, ковокс, муз-карту) можно будет быстро их подшлифовать, удалить огрехи, заменить инструменты, которые слишком хрипят или свистят на более чистые или более стерео. Важно, что музыкальная идея рождена и запечатлена, а довести её до блеска - это уже дело техники.
Магнитофон (пишущий) с гнездом хотя бы для наушников, чтобы забрать с него выходной сигнал. Ещё лучше - чтобы у него было гнездо линейного входа (обычно у всех старых магнитофонов такое гнездо есть). Есть оно и сейчас на муз. центрах и называется AUX или как-то иначе. На худой конец пойдёт и входное гнездо для "караоки"- микрофона. Магнитофон важен не только, как источник звука - его можно использовать, как усилитель. На магнитофонную кассету можно записать готовую музыку с компьютера и потом радовать ею себя и окружающих, например в автомобиле, на торжествах и вообще. Но даже магнитофон - "мыльницу" (со встроенным в корпус микрофоном и без линейного входа) - можно полезно применить. Сначала, например, голосовую партию записать на ленту, а потом с выхода наушников подать на вход звуковой карты и таким образом, получить WAV файл, который можно применить, и как сэмпл и прослушивать звучание голоса под аккомпанемент, что тоже полезно и приятно.
Наушники и соединительные шнуры. Любые. Главное, чтобы разъёмы подходили. Кое-что придётся паять. Но все хлопоты - жалкая мелочь в сравнении с творческой благодатью.