Новиков Юрий Витальевич : другие произведения.

Любая власть - зло?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно

  Недовольство политикой властей сейчас неуклонно растёт во всём мире. При этом некоторые люди хотят простой смены власти или же корректировки курса страны, в частности, возврата к традиционным ценностям. А вот другие требуют гораздо более радикальных перемен, а именно - отмены вообще всяческой власти, перехода к анархии, прямой демократии, народовластию. Мол, все наши беды идут только от власти, которая всегда является аппаратом насилия, всегда распространяет нужную ей ложь, всегда навязывает народу культ своей непогрешимости.
  
  Ведь как рассуждают эти сторонники анархии, полного безвластия?
  
  Все люди хотят только одного - мирной и спокойной жизни. Все хотят иметь свой удобный дом и любящую семью, хотят воспитывать детей и внуков. Все хотят иметь интересную и полезную работу, приносить пользу людям. И никому не нужны никакие налоги, никакая система насилия, никакие границы и ограничения, никакая идеология, никакие вожди. И только власть разжигает вражду между странами, между народами, между религиями и отдельными людьми. Только власть обрекает людей на лишения, мучения, на несвободу и смерть. Только власть навязывает свою лживую пропаганду, запрещая свободомыслие. Только из-за неправильных действий власти появляются все грехи и пороки, процветает преступность, появляются сверхбогатые негодяи. А если не будет никакой власти, то неизбежно настанет рай на Земле, люди будут равными и свободными. Вот такая вполне понятная логика.
  
  Так в чём же состоит принципиальная ошибка этих сторонников анархии? Да в том, что все люди разные. Кто-то сильнее, кто-то слабее. Кто-то умнее, кто-то глупее. Кто-то смелее, кто-то скромнее. И ещё множество других отличий. Но самое главное даже не это. Каждый человек получает от Бога полную свободу выбора между добром и злом. Поэтому, хотим мы этого или не хотим, любой человек время от времени совершает зло. По глупости, по подсказке, по принуждению, но совершает. А некоторые люди вообще раз и навсегда выбирают для себя путь зла, становясь служителями или даже рабами зла. И наличие или отсутствие какой бы то ни было власти тут совершенно ни при чём.
  
  Чтобы понять, что будет происходить в обществе без всякой власти, вспомним русскую народную сказку "Заюшкина избушка (Лиса и заяц)". Вкратце её сюжет таков.
  
  Жили-были Лиса и Заяц. У Лисы была избушка ледяная, а у Зайца - лубяная. Однажды Лиса сказала Зайцу:
  - У меня избушка светлая, а у тебя тёмная!
  Пришло лето, избушка Лисы растаяла. Лиса попросилась к Зайцу в избу:
  - Пусти меня, Заюшка, хотя бы к себе во двор!
  - Нет, Лиса, не пущу: зачем ты меня обижала?
  Просилась-просилась Лиса, и Заяц пустил её к себе во двор. На другой день Лиса попросилась на крыльцо. На третий день - в избушку. На четвёртый день - на печку. А потом и совсем Зайца из его избушки выгнала. Сел Заяц и заплакал.
  
  А дальше Заяц стал всем встречным жаловаться на свою судьбу и на коварную Лису. Все ему сочувствовали: и Собака, и Волк, и Медведь. Все они пытались выгнать Лису из заячьей избушки. Но Лиса всех встречала громким криком: "Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!". После чего все в страхе убегали. И только когда Заяц встретил Петуха с косой, тот действительно сумел выгнать Лису из дома, пригрозив ей: "Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах. Хочу Лису посечи. Уходи, Лиса, с печи!".
  
  
  Так вот, в случае анархии, отсутствия власти человек (Заяц), столкнувшийся с ложью, насилием, наглостью другого человека (Лисы) или даже многих людей, вынужден будет везде бегать и искать защиту, просить восстановления справедливости, наказания зла, возвращения своей собственности. И совсем не факт, что ему повезёт встретить смелого, сильного и вооружённого друга (Петуха), способного помочь. Сочувствовать обиженному, осуждать зло и несправедливость будут многие, но в большинстве случаев окажется, что у всех у них есть свои неотложные дела, к тому же никто не хочет рисковать своим благополучием, взваливать на себя чужие проблемы. В результате зло в обществе будет безнаказанно разрастаться и усиливаться.
  
  А вот если какой-нибудь сильный, смелый и вооружённый человек (Петух) возьмёт на себя обязанность защищать и поддерживать всех добрых и обиженных людей, наказывать злодеев и паразитов, восстанавливать справедливость, то жизнь всего общества существенно упростится и улучшится. Все люди будут знать, к кому обратиться в случае необходимости и от кого получить гарантированную поддержку. Понятно, что зла при этом станет гораздо меньше, оно ослабеет и будет встречаться реже. Но ведь такого защитника уже смело можно назвать властью. И вполне разумно содержать эту власть за счёт всех обычных людей. Так что получается, что безвластие гораздо хуже власти, если только эта власть нормальная.
  
  Но что же это такое - нормальная, идеальная, правильная власть? Это такая власть, которая не отрывается от людей, не забывает о том, кто её содержит и ради каких целей. Её главная задача - способствовать утверждению справедливости и добра, а также бороться со злом. Честным, порядочным, совестливым людям власть должна всячески помогать, защищать их интересы. А вот тех, кто выбрал путь зла, лжи, насилия, гордыни, власть должна наказывать, лишать их неправедно нажитого имущества и ограничивать их свободу. То есть она должна вести себя, как всякий мудрый человек: делать добро и бороться со злом.
  
  Власть не должна стремиться безраздельно командовать всеми людьми. Не должна указывать, где человеку жить, кем работать, как строить семью и воспитывать детей, во что верить, с кем враждовать, как питаться и лечиться и т.д. Власть не должна бороться с теми, кто говорит правду, с теми, кто защищает себя и своих родных, с теми, кто критикует её решения. Она не должна унижать народ, опуская его до уровня своих рабов и крепостных. Она не должна зацикливаться на охране себя любимой, а также не должна обеспечивать своим служителям роскошную жизнь. Власть также обязана всеми средствами беречь мир и спокойствие своего народа, налаживать дружеские отношения со всеми соседями. Она должна обеспечивать народ доступной медицинской помощью и качественным образованием, а также обязана поддерживать нужные людям научные исследования. И уж конечно, она не должна проводить массовых репрессий, доводить народ до возмущения и бунта, не должна начинать войны.
  
  Одним словом, как ни банально это звучит, власть должна просто служить народу, быть старательным, послушным, смелым, сильным и честным слугой народа, а не воображать себя безраздельным хозяином и господином народа, страны, всего мира. Власть в идеале должна быть не привилегией, не сытной кормушкой, не источником всяческих удовольствий, а тяжёлой обязанностью. И при этом она ещё обязана постоянно помнить о неотвратимой ответственности за всё, ею совершённое.
  
  Если же власть не удовлетворяет перечисленным требованиям, то она неизбежно превращается из защитника людей, служителя добра в одну из угроз людям, в служителя зла. Причём этот новый служитель зла неизбежно будет гораздо могущественнее, чем все остальные служители зла вместе взятые. И в результате люди получат вместо защиты от зла, на которую они рассчитывали, многократно усиливающееся давление зла. Жизнь станет труднее, опаснее, нестерпимее, что в конце концов вызовет законное недовольство людей. Так что власть власти - рознь, и самое главное - это направленность усилий власти на добро или на зло.
  
  А помимо направленности усилий власти ещё очень важно, чтобы она следовала универсальному принципу "золотой середины". То есть нормальная власть должна находиться в середине шкалы между жёсткой диктатурой и полной анархией. Ведь обе эти крайности одинаково служат злу.
  
  Если власть очень слабая, нерешительная, плохо оснащённая, то можно считать, что её и нет вовсе. Вот в нашей сказке именно так вели себя Собака, Волк и Медведь: пришли, посмотрели, посочувствовали и ничего не сделали с наглой и злой Лисой. Поэтому Заяц остался без защиты и без дома, а зло не было пресечено.
  
  Однако если власть будет чересчур сильная, самостоятельная, непослушная, решительная и хорошо оснащённая, она вполне может начать преследовать не только настоящих преступников, служителей зла, но и самых обычных людей, ничего плохого не делающих. По мере усиления власти она сначала разбирается с теми, кто совершил преступление, потом с теми, кто только готовил преступление, затем с теми, кто намеревался готовить преступление, потом с теми, кто теоретически готов на преступление, наконец, с теми, кто в будущем может стать готовым на преступление. Например, во времена сталинских репрессий часто арестовывали не только человека, который высказался против власти, но и его друзей, братьев, жену и детей. Ведь они теоретически в будущем могли пойти против власти, стремясь отомстить за репрессированного близкого человека. Были даже такие официальные категории заключённых: "Жёны изменников родины" и "Члены семьи изменников родины".
  
  То есть слабый, вялый, нерешительный слуга народа просто бесполезен и даром ест свой хлеб. А чрезмерно сильный, умный, ловкий, старательный слуга может стать вообще смертельно опасен для хозяина, если будет слишком много на себя брать, считать себя непогрешимым.
  
  Вот так обстоят дела с властью. Если она придерживается добра и знает своё место, то называть её злом совершенно неправильно. А вот если она выбирает путь зла, чрезмерно усиливается или ослабевает, то она однозначно становится помехой и угрозой, потому что способствует разрастанию и усилению зла.


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"