Новиков Юрий Витальевич : другие произведения.

Добро - бескорыстно, зло - ради выгоды?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно

  Многие люди почему-то уверены, что настоящее добро обязательно делается бескорыстно, без всякой выгоды, просто по велению сердца. А любое вознаграждение резко обесценивает сделанное добро, более того, обижает и унижает человека, который это добро делает.
  
  Конечно, в жизни бывают и такие ситуации, которые подтверждают это убеждение.
  
  Например, мужчина помогает женщине надеть пальто, а она суёт ему в руку купюру. Или кто-то переводит старушку через дорогу, а старушка в благодарность даёт монетку. В подобных случаях получается, что сделавший добро человек ставится на один уровень с прислугой, лакеем или уличным попрошайкой. Конечно, многим это будет неприятно и, возможно, они впредь воздержатся от делания добра.
  
  А бывает ещё и так, что добро делается человеком исключительно ради славы, для угождения начальству, для получения разных привилегий и большого богатства. В таких случаях заслуга человека, сделавшего добро, действительно сильно обесценивается. В результате на посмертном суде такое добро будет учтено этому благодетелю с очень большой скидкой.
  
  Но есть ведь и совсем другие ситуации.
  
  Например, мальчик находит на улице сумку с большими деньгами. Затратив немало сил и времени, он разыскивает владельца и возвращает ему сумку. А в благодарность получает всего-навсего конфетку. Хотя по справедливости должен был бы получить хотя бы небольшую часть найденной суммы. И это нисколько не снизило бы ценность сделанного им добра. Зато хозяин сумки тогда не повёл бы себя, как самый обыкновенный паразит, то есть служитель зла. А теперь мальчик уже десять раз подумает, прежде чем помогать таким неблагодарным людям.
  
  Второй пример. В крупной компании проводится конкурс работников. Участники конкурса должны решить интересную и важную задачу, за которую компания получит многие миллионы. И вот конкурс завершён. Победителя поздравляет директор и вручает ему... красочный альбом по истории компании. После чего победитель конкурса тут же увольняется и переходит в компанию конкурента. И правильно делает, потому что прежнее руководство опять же выбрало путь паразитизма, служения злу. Если по справедливости, то такой талантливый работник за сделанное добро должен был бы получить повышение по службе и большую премию.
  
  Ещё пример. Государство устанавливает безобразно низкие зарплаты медикам и учителям. А в ответ на недоуменные вопросы работников ещё и стыдит их. Мол, вы выбрали такую благородную профессию, вы делаете добро людям, выполняете такую высокую миссию, но при этом вы бессовестно корыстны, хотите ещё и большие деньги получать. Если же вам нужен высокий доход, идите в бизнес, работайте курьерами или продавцами. В данном случае яркий пример паразитизма демонстрирует уже государственная власть. За нужную людям и качественную работу оно должно платить много, иначе все работники разбегутся, а делать добро будет уже просто некому.
  
  Так что добро совсем не обязано быть абсолютно бескорыстным. Более того, к бескорыстному добру, к отказу от вознаграждения надо относиться, как к большой редкости, подарку судьбы, к настоящему чуду, а не как к обыденности, не как к должному. И благодарить за такое добро надо хотя бы добрыми словами, хорошим отношением, ответными услугами. А вот во всех остальных случаях любое сделанное добро обязательно должно хорошо оплачиваться. От этого оно вовсе не станет менее ценным и, тем более, не превратится в зло.
  
  А теперь посмотрим, как обстоят дела со злом, в котором почему-то принято искать исключительно корыстные мотивы, обязательную большую выгоду.
  
  Конечно, можно привести множество примеров корыстного зла. Здесь и воровство, и взяточничество, и мошенничество, и казнокрадство. Здесь и разорение конкурентов, и ростовщичество, и захватнические войны, и уличные грабежи, и вредные для экологии производства. Всё так. Но ведь только подобными примерами зло вовсе не ограничивается.
  
  Зло вполне может делаться и полностью бескорыстно. Например, побудительными причинами к совершению зла могут выступать зависть, обида, месть, ревность, желание унизить, глупость, идеологические догмы, даже психические расстройства. Более того, человек, совершающий зло по подобным мотивам, может не только не получать выгоды, но ещё и тратить много своих денег ради достижения злых целей. Да что там деньги! Злодей может даже рисковать своей репутацией, своим здоровьем, своей свободой, а порой и самой жизнью. Лишь бы нанести кому-то вред, лишь бы разрушить чью-то жизнь, лишь бы помешать кому-то достичь успеха.
  
  Примеров такого бескорыстного зла существует очень много. Мы же остановимся здесь только на трёх самых бесспорных примерах.
  
  Первый пример - самоубийство. Это безусловно большое зло. Человек не имеет права самовольно прекращать свою земную жизнь, наносить вред своему организму, созданному Богом. И это зло всегда совершается совершенно бескорыстно, так как ни один самоубийца не получает в результате никакой выгоды, не становится богаче. Он также не получает никаких преимуществ при оценке своей жизни Богом, наоборот, этот грех сильно отягощает судьбу его души.
  
  Второй пример - это убийство на дуэли. Победитель дуэли становится убийцей, то есть совершает большое зло. Но при этом он, как правило, не получает никакого вознаграждения. Более того, впоследствии ему могут жестоко мстить родственники или друзья убитого. Его также может сурово наказать власть, если она запрещает дуэли. А в некоторых странах за любое убийство предусмотрено вообще только одно наказание - смертная казнь.
  
  Третий пример - наркомания. Наркоман не получает никакого материального дохода от своей пагубной страсти. Более того, он ещё и тратит кучу денег, чтобы достать всё большую дозу наркотиков. При этом он активно губит своё здоровье и сильно укорачивает свою жизнь. Так что наркоманию также вполне можно отнести к бескорыстному злу.
  
  Получается, что зло далеко не всегда совершается из-за выгоды, оно порой даже наносит большой урон и вред делающему это зло. Поэтому искать в действиях любого злодея выгоду совершенно неверно.
  
  Какой же вывод можно сделать из всего сказанного? Не стоит жёстко противопоставлять деньги и добро. Не стоит также жёстко связывать деньги и зло. Далеко не всё, что сделано бескорыстно, является добром. И точно так же, далеко не всё, сделанное за вознаграждение, оказывается злом.
  
  Стремление к обеспеченной жизни - вовсе не грех, это норма. Важна только мера, а также то, путём добра или зла достигается богатство. Надо всегда помнить, что Богу противны не только безудержное обогащение, излишняя роскошь, но и неоправданные аскетизм и нищета. Поэтому общество в идеале должно быть построено так, чтобы делать добро было выгодно, чтобы добрые люди были обеспечены всем необходимым. А вот зло должно быть невыгодным, злые дела должны наказываться штрафами, конфискацией имущества, тюрьмой. При этом бескорыстие ни в коем случае не может служить оправданием совершённых гадостей и мерзостей.
  
  Важно также понимать, что при оценке жизни человека на посмертном суде самое важное - это то, сделал человек добро или зло. А вот мотивация его поступков - только второстепенный фактор. Сам факт вознаграждения принципиально ничего не меняет. При этом самое бескорыстное зло неизмеримо хуже самого корыстного добра.


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"