Те, кто называл улицы в прошлом, не задумывались о политике, поэтому и названия были простыми и незатейливыми: Станичная, Дмитриевская, Старокладбищенская - это дореволюционные названия Петропавловских улиц. Революция в виде полуграмотных в большинстве своем революционеров потребовала повсеместной политкорректности. И вот все те же улицы переименованы в улицы Крупской, Красноармейскую и Карла Маркса. В советское время вообще было очень модно все называть в соответствии с идеологией: была улица Торговая, с приходом советской власти стала Октябрьская, в 1929 - Сталина, в 1961 - Интернациональная (как раз когда Сталина вынесли из Мавзолея: перестал быть идолом - и вся страна стала активно переписывать историю).
Современные реконструкторы истории мало чем отличаются от советских идеологов: всеми силами стараются зачеркнуть ненавистное прошлое, как когда-то это сделали их предшественники. И, надо сказать, проводят свои ономастические кульбиты не вполне грамотно, "стирая" корректные, родные горожанам названия. К слову сказать, переименования улиц должны производиться органами местного самоуправления в соответствии с мнением населения, а не самоуправно (Закон РК от 08.12.1993 года "Об административно-территориальном устройстве РК", ст.13, п.4). Вероятно, мнение населения подменяется мнением узкой комиссии ономастов - "знатоков" истории. Скажите, ну кому из горожан пришло бы в голову трижды за десятилетие менять название одной и той же улицы: в 1996 улица неугодного философа Маркса стала Университетской, а в 2006, когда жители привыкли уже к новому названию, - стала Абая (хотя такая улица на тот момент уже была и две одноименных улицы некоторое время пересекались). Переименование было символичным - дескать, улицы Пушкина и Абая должны пересекаться, как символ дружбы двух великих литераторов...
Что ж, раз каждая улица - символ чего-либо, хотелось бы задать несколько вопросов нашим переименователям. Как же так получилось, что теперь улица Абая встречается с Советской и Комсомольской? Кстати, а отчего их все еще не переназвали? Почему среди стольких переименований (с 1993 года в Петропавловске переименованы более 30 улиц), были вычеркнуты известная благотворительница и защитница бездомных Надежда Крупская; Валериан Куйбышев, который в Петропавловске долгое время жил и работал (умер, кстати, от сердечного приступа, когда были расстреляны его жена и братья, - выходит он жертва тоталитарного режима, а у нас таким - памятник); или загубленный Сталиным Сергей Киров? И почему ономасты-символисты оставили нам чекиста Леонида Лазутина, советского идеолога Михаила Калинина, разбойника и убийцу Емельяна Пугачева, не меньшего злодея Степана Разина и предателя Павлика Морозова? Ни дать ни взять - провокация!
Хуже того, есть в нашем городе улица имени Петра Лазаревича Войкова, который был одним из организаторов расстрела царской семьи и собственноручно (чем потом хвастался) убивал великих княгинь Ольгу и Татьяну выстрелами в низ живота "чтобы больнее было царским выродкам". Затем он же подписал приказ о выделении большого количества серной кислоты, для полного уничтожения тел. Вот что о Войкове писал современник Георгий Беседовский: "Глагол "расстрелять" был его любимым словом. Он пускал его в ход кстати и некстати, по любому поводу. О периоде военного коммунизма он вспоминал всегда с глубоким вздохом, говоря о нем как об эпохе, "дававшей простор энергии, решительности, инициативе". Улица Войкова есть также в Алматы и Кызылорде. Сколько человек живет на улице имени этого убийцы, которому Казахстан, слава богу, ничем не обязан?
А улица Сакко и Ванцетти помимо Петропавловска есть и в Кокшетау и Астане. Для незнакомых с историей этих двух фамилий итальянское происхождение рисует нечто далекое и романтичное, а на деле - это итальянские рабочие-анархисты, казненные в США за убийство трех инкассаторов и известные тем, что суд над ними вызвал волну протестов по всему миру, так как рабочие-социалисты считали суд скорее политическим и бездоказательным. Однако вина по крайней мере одного из них - Сакко - была целиком доказана (правда уже после казни).
Зачем Петропавловску улица Устима Кармелюка, разбойника и убийцы из Литинского уезда, которого на Украине возвели в ранг народного героя (там и Степана Бандеру народным героем назначили)? Или революционера Ярослава Гашека, который в Петропавловске был в составе 5-ой Красной Армии одним из руководителей политотдела, и хоть и был он великим пересмешником и автором "Швейка", - в числе других участвовал в расстрелах, в том числе расстреливал священнослужителей в рот (смертельная пародия на причастие).
Среди прочих недоразумений можно отметить Мопровскую улицу (МОПР - международная организация помощи революционерам, служившая прикрытием для деятельности спецслужб), Коминтерна, Вильямса, Тэльмана, Урицкого... Как же наши переименователи допустили, что в Петропавловске есть такие, мягко говоря, неприятные символы, а вот всемирно известный писатель-фантаст Александр Казанцев, учившийся и написавший свои первые рассказы в Петропавловске, не отмечен даже мемориальной доской, забыли также Петра Ершова, первого почетного гражданина Петропавловска Петра Зенкова, построившего на свои средства церковь. Всего 3 улицы носят имена почетных граждан Петропавловска, коих на сегодняшний день насчитывается 26...
На мой взгляд, нужно лишить местные органы самоуправления возможности по своему усмотрению переименовывать названия городских улиц. Да и вообще остановить переименовательный бум. Пусть уж все остается как есть: иначе выходит, что менять название нужно чуть ли не у каждой второй улицы, а это не только хлопотно, но и дорого - ведь любое переименование приводит к тому, что все справочники, карты, путеводители, юридические адреса - необходимо менять на новые. А чтобы избежать аномалий и будущих ошибок в ономастике - заставить чиновников в совершенстве учить не только родной язык, но и историю.
О РЕКОНСТРУКЦИИ ИСТОРИИ И ПАМЯТНИКОВ...
На реставрацию исторического памятника-резиденции Абылай хана в Петропавловске было выделено более 500 миллионов тенге. Ставка Аблая представляет из себя двухэтажное здание общей площадью около 1000 кв.м, помимо того, воссозданы, а фактически - заново построены баня и гостевой дом. Внутреннее убранство резиденции включает в себя и мебель из ценных пород дерева, и экспозицию старинного оружия, национальные одежды и украшения. Сердцем комплекса станет памятник хану Аблаю на коне... Прекрасный пример бережного отношения к истории. Не стоит даже обращать внимания на то, что восстановленный комплекс "резиденцией" никогда не был, а был казармой и построен был в 1823 году, а то, что считается резиденцией хана - когда-то находилось на этом самом месте, и назвать воссозданную "казарму" резиденцией было бы также неграмотно, как драмтеатр им. Погодина - восстановленным Вознесенским собором, на месте которого он стоит.
Интересно, какую версию истории будут слушать водимые в последствие на экскурсии школьники и студенты? Неужели североказахстанские историки будут рассказывать, что именно в этих стенах когда-то останавливался великий хан, или все же будут внушать недоумение и правдиво рассказывать, что, дескать, казарму 19-го века восстановили потому, что историки голосованием решили, что когда-то именно на этом месте находился деревянный летний домик - ханская ставка, хотя никаких прямых доказательств тому нет. Впрочем, спорить об этом довольно бесполезно: если уж задались историки найти в Петропавловске ставку хана Аблая - найдут все равно, каким бы спорным этот факт не был, - как когда-то советские историки, исследуя биографию Ленина, приписывали ему нахождение в сотнях мест (причем иногда одновременно), где он даже теоретически быть не мог. Но памятник-то Ленину в каждом городе стоял - значит, должно было этот самый город с этим самым Лениным что-то связывать...
С культурной точки зрения красивый музей-резиденция - не лишняя достопримечательность для города, однако исторические неувязочки придают кисловатый вкус при соприкосновении с такой историей.
На фоне шикарной реставрации остальные памятники Петропавловска как будто в опале у государства - они умирают молча. Мельница Муратова, красивейшее столетнее здание оставлено погибать от ветхости - выбиты стекла, выломан кирпич, без всяких намеков на "охрану государства" - вход свободен, спят бомжи; дом купца Смолина, где в 1891 году бывал Николай II (тогда еще наследник престола), а в 1919 году располагался штаб Тухачевского, в 2002 году снесен вместе с мемориальными табличками и статусом "памятник архитектуры" - прямо-таки неуважение к истории. А сколько памятников уже постигла эта участь, пока десятки миллионов тенге идут на воздвижение новых? Создается ощущение, что в погоне за освоением выделенных по программе "культурное наследие" денег из бюджета, наши ономасты, архитекторы и чиновники от благоустройства (три основных инстанции ответственных за ввод в эксплуатацию и обслуживание памятников и культурных сооружений) забывают о собственно цели своей работы. В итоге, наскоро наштамповав памятники, в основном приуроченные к круглым датам, о них забывают до следующих юбилеев: мемориал Пятый Лог - место расстрелов в 1918 - 1930 годах - напрочь зарос травой, братская могила жертв бело-чешского мятежа с монументом, увенчанным красной звездой, изрисована граффити, находится в неэстетическом состоянии и привлекает выпивох, полузабыт сквер с бюстом Ш.Уалиханова, мемориальный комплекс И.Шухова, "лицо" памятника Насти Прокофичевой, замученной белогвардейцами, залеплено краской. Памятники Ленину и Куйбышеву (созданные кстати на деньги Петропавловских рабочих - наших родителей) защищать не стану - давно сосланы в глубь парка, и, конечно, никем не охраняемые, они теперь как будто на своих местах. Их время прошло.
Вечный огонь есть в каждом городе. Это память о тридцати миллионах воинах, которые своей жизнью пожертвовали ради нашей нынешней благополучной мирной сытости. В Петропавловске - горит только с 7 по 11 мая ежегодно. Невечный огонь слишком дорого обходится государству - 32 килограмма газа в сутки. Если учесть, что всего жители города потребляют около 370-410 тонн емкостного газа в месяц (данные ТОО "Центральное газоснабжение г. Петропавловск") Вечный огонь мог бы занимать 1/500 долю или 0,2% от общего количества сжигаемого Петропавловском газа. Нетрудно подсчитать, что в данном случае "вечная память" обошлась бы государству примерно в 50 тысяч тенге в месяц, плюс несколько тысяч на обслуживание, это чуть больше полумиллиона в год. Но ведь это символ того, что "никто не забыт..." А раз огонь не горит - символика нарушена. По выражению бывшего начальника управления благоустройства Петропавловска Б.Хайнетова "у государства сейчас совсем другой подход к этому вопросу - некоммунистический, нельзя расходовать деньги налогоплательщиков куда попало (вспомните цифру в начале темы)". Выходит, у нас теперь другие символы...
Надеюсь, что написанное выше не послужит руководством к действию, и длительных заседаний по поводу новых переименований, сноса памятников и воздвижения новых - не будет. Ведь небольшой исторический анализ, лишь способ показать, что практически всегда и везде можно найти исторические и идеологические несправедливости, а политкорректность - штука продажная, малейшие изменения в политжизни общества и снова - переименуют, перепишут, переделают, снесут и перестроят. И, выходит, верна формула Сулейменова: "С ростом национального самосознания наука нередко становится на службу казенному патриотизму, тогда историография начинает отходить от истории".