Николаев Олег : другие произведения.

Мастер и Маргарита. Тайные смыслы. Читаем грамотно. Персонажи. Воланд

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  ВОЛАНД - один из главных героев романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита".
  
  В поэме Гёте "Фауст" мы встречаем это же имя, которое носит Мефистофель. Имя "Воланд" звучит всего один раз, когда Мефистофель просит нечистую силу расступиться и дать ему дорогу: "Дворянин Воланд идёт!"
  
  Воланд, Велунд, Вёлунд, Вёлюнд (Weyland) - персонаж мифов и литературы Европы. После того, как язычество было вытеснено христианством, он, как и многие другие языческие боги, приобретает бесовские черты, превратившись в Сатану или же его ближайшего приспешника.
  
  Велунд-Дьявол христианского времени унаследовал многие черты: загадочное могущество, контроль над огнём, а также хромоту, которая имеет ту же природу, что и хромота бога-кузнеца Гефеста.
  
  Имя Воланд, кроме "Фауста" и "Мастера и Маргариты", появляется и в других литературных произведениях, например - древнеисландской "Песне о Велунде" в "Старшей Эдде" (записана в XIII веке), "Паке с Холмов" Киплинга.
  
  В редакции романа "Мастер и Маргарита" 1929-1930 гг. имя Воланд воспроизводилось полностью латиницей на его визитной карточке: "D-r Theodor Voland". В окончательном тексте Булгаков от латиницы отказался: Иван Бездомный на Патриарших запоминает только начальную букву фамилии - W.
  
  ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ВОЛАНДЕ В РОМАНЕ "МАСТЕР И МАРГАРИТА"
  
  С самого начала романа отношение к Воланду у читателя складывается неоднозначное. Да, читатель сразу начинает подозревать, что Воланд - это Сатана во всём его обличии. Воланд сразу обращает на себя внимание. И это не мудрено, так как сцены посещения Москвы Воландом наиболее яркие и запоминающиеся. Воланд в них наказует зло, не отказывая в удовольствии и читателям посмеяться и молча поиронизировать вместе с ним над недалёкими алчными москвичами и их пороками.
  
  Воланд поддерживает Маргариту в её "любви" к тихому мастеру, который сам "мухи не обидит", но пишет роман о гуманисте Христе и его ученике Пилате.
  Воланд чуть ли не единственный, у кого творчество мастера, его роман про Понтия Пилата находит признание.
  
  Плюс Воланд даёт мастеру и Маргарите посмертный покой, предоставляя им возможность полноты наслаждения друг другом и общения с друзьями, которого они не знали при жизни на Земле. Ну что ещё нужно этим людям?
  
  И вроде сами собой напрашиваются "очевидные выводы". Вроде тех, что Воланд - "князь мира сего", но он совсем не страшный, и даже в чём-то несчастный, вызывающий к себе жалость определённой неустроенностью его бытия. Свою одинокую судьбу он ни с кем не может разделить. Воланду приходится постоянно общаться со всяким отребьем, не вызывающей уважения. Кроме того, у него болит колено, которое выздоровеет лет через триста и т.п. Ну прямо как у простого смертного...
  
  И если его не злить, подобно незадачливому барону Майгелю, по неведению решившему "настучать" на Воланда в НКВД, если не путаться самонадеянно у него под ногами, как то делали Берлиоз и администрация театра "Варьете", если с уважением относиться к членам его свиты, соответственно их иерархическому статусу, выстроенному из их способностей и навыков оказать то или иное воздействие на окружающих и на стечение обстоятельств, то с Воландом вполне можно договориться о взаимовыгодном сотрудничестве.
  
  После этого якобы можно жить в своё удовольствие припеваючи под его властью, а по смерти обрести не возмущаемый никем покой подобно мастеру и Маргарите. О покое мы ещё поговорим...
  
  Но так ли зло обаятельно?
  
  ВОЛАНД - ИСКУСНЫЙ ПРОВОДНИК АТЕИЗМА И НЕВЕЖЕСТВА
  
  В романе "Мастер и Маргарита" Воланд очень искусно подталкивает персонажей романа к атеизму, поощряя их невежество. Вот один пример, когда мастер появляется перед Воландом после знаменитого бала Сатаны.
  
  После опустошения второго стакана "благородного" спиртного, предложенного мастеру Воландом, дабы тот взбодрился, Воланд начал разговор с появившимся пришельцем:
  
  "- Ну вот, это другое дело, - сказал Воланд, прищуриваясь, - теперь по-говорим. Кто вы такой?
  
  - Я теперь никто, - ответил мастер, и улыбка искривила его рот.
  
  - Откуда вы сейчас?
  
  - Из дома скорби. Я душевнобольной, - ответил пришелец.
  
  Этих слов Маргарита не вынесла и заплакала вновь. Потом, вытерев глаза, она вскричала:
  
  - Ужасные слова! Ужасные слова! Он мастер, мессир, я вас предупреждаю об этом. Вылечите его, он стоит этого.
  
  - Вы знаете, с кем вы сейчас говорите, - спросил у пришедшего Воланд, - у кого вы находитесь?
  
  - Знаю, - ответил мастер, - моим соседом в сумасшедшем доме был этот мальчик, Иван Бездомный. Он рассказал мне о вас.
  
  - Как же, как же, - отозвался Воланд, - я имел удовольствие встретиться с этим молодым человеком на Патриарших прудах. Он едва не свёл меня с ума, доказывая, что меня нету! Но вы-то верите, что это действительно я?
  
  - Приходится верить, - сказал пришелец, - но, конечно, гораздо спокойнее было бы считать вас плодом галлюцинации. Извините меня, - спохватившись, прибавил мастер.
  
  - Ну, что же, если спокойнее, то и считайте, - вежливо ответил Воланд.
  
  - Нет, нет, - испугано говорила Маргарита и трясла мастера за плечо, - опомнись! Перед тобою действительно он!
  
  Кот ввязался и тут:
  
  - А я действительно похож на галлюцинацию".
  
  Здесь ключевая фраза Воланда: "Ну, что же, если спокойнее, то и считайте". То есть, если мастеру кажется, что Воланд - это плод воображения, то пусть так и будет, если ему так спокойнее.
  
  В этом и заключает суть манипуляции Воланда. Он не предлагает мастеру всё-таки разобраться и понять, что он существует на самом деле, а предлагает мастеру остановиться на удобном для него же (мастеру) варианту. Мол, нет Воланда, ну и ладно.
  
  В этом и заключается атеизм и невежество.
  
  Невежество - это не незнание. Невежество - это НЕЖЕЛАНИЕ знать, разобраться в сути вещей и явлений. Удобнее и комфортнее остаться в своих же иллюзиях. И мастер в этом эпизоде проявляет это невежество в полной мере.
  
  Ирония ещё в том, что Воланд сам предлагает мастеру разобраться в этом вопросе, но мастер выбирает лёгкий путь. Маргарита в этом отношении идёт чуть дальше. Она верит и знает, что Воланд реально существует.
  
  Соответственно провозглашённое Воландом (Сатаной) разрешение пребывать при каком угодно мнении безотносительно к тому, истинно это мнение либо ложно, вызывает радостный отклик во всякой демонической душе, воспринимающей это как некую свободу, которой она очень дорожит. Как свободу своего мнения, мировоззрения, вероисповедания. "Моя свобода выше знания" - вот девиз невежественных людей. Это обстоятельство и объясняет как саму популярность романа "Мастер и Маргарита", так и одну из причин того, почему радио "Свобода" провозгласила его "романом ХХ века".
  
  И погибший в начале романа Михаил Александрович Берлиоз тоже придерживался тех мнений, каких ему хотелось по его нравам... И как он закончил?
  
  И почему ему отрезало именно голову? И почему эта голова потом пропала на похоронах? Потому что тоже не хотел разбираться в важных для него вопросах, думать этой самой головой. Вот её и отняли... Зачем она невежественному человеку?
  
  (Продолжение следует)
  
  Литература:
  
  [1] Внутренний предиктор СССР. "Мастер и Маргарита": гимн демонизму, либо Евангелие беззаветной веры?
  [2] Владимир Козаровецкий. "Шекспир - Пушкин - Булгаков"
  [3] Альфред Барков. Роман Булгакова мастер и Маргарита: альтернативное прочтение
  [4] Георгий Лесскис. Триптих М.А. Булгакова о русской революции: "Белая гвардия"; "Записки покойника"; "Мастер и Маргарита". Комментарии.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"