Франсуа VI де Ларошфуко (15 сентября 1613 - 17 марта 1680) - французский политический деятель, принадлежавший к аристократическому роду, видный участник Фронды.
Новобранцу следует иметь в виду, что дедовщина - это очень гибкая социальная система. Это как погода, которая всё время меняется. Не существует таких моделей поведения, к каким не могла бы приспособиться дедовщина.
Поэтому новобранцу надо стремиться к тому, чтобы его поступки стали непрогнозируемыми. Тот, кто нарушит стереотип неожиданной реакцией, выиграет первое сражение за свою честь. Но при этом следует помнить, что ответ также может стать непредсказуемым.
Реакции вновь прибывшего солдата должны быть основаны на уверенности в том, что любые посягательства на его честь не должны остаться без ответа.
Причём здесь нельзя думать об адекватности действий против того, кто хочет проявить власть. Вас немножко ударили и вы немножко ответили. Реакция сразу должна стать максимальной.
Правила и нормы, принятые в гражданской жизни, в армии не действуют и не работают. Разумеется, это требует силы воли и мужества. Но если поступать с опасением - как бы чего не вышло - результат получится прямо противоположным.
В целом следует готовить себя к испытанию мужества и к серьёзным внутренним изменениям своего характера. Практика показывает, что даже 5-10% кавказцев бывают способны подчинить себе весь личный состав части !
Если этих ребят в роте всего один или два человека, то они просто несут службу "так же, как все", но когда их становится больше трёх, уже начинаются проблемы.
Если кавказцев в части относительно немного, но достаточно для образования землячества, то обычно они просто начинают, либо служить сразу в ранге дедов с первых дней службы, либо чисто символически выполняют самые халявные работы, при полной защите и поддержке всего землячества.
При таком раскладе "духам" других национальностей приходится терпеть притеснения от своих старослужащих плюс от кавказцев, независимо от срока их службы.
И второе часто оказывается для них хуже первого. Русский "дух" в российской армии одинок и бесправен, в силу чего вынужден пресмыкаться перед всеми. "Старики" не помогут своим по национальному признаку, наоборот станут издеваться над ними сами.
Такова особенность славянского менталитета в противовес тем же кавказцам, которые из принципа не дадут в обиду землячка. Позорище конечно, но такова реальность.
Традиционно скотское отношение к людям своей национальности, свойственное восточным славянам - русским и украинцам и белорусам в меньшей степени, обрекает их на униженное положение по отношению к сплочённым кавказцам.
Русские, со своим правилом: "бей своих, чтобы чужие боялись", не могут противостоять кавказцам в борьбе за власть в казарме. Жизнь показывает, что чужие не боятся, а наоборот, при таком положении вещей, легко подчиняют себе всех.
По отношению к кавказцам эта стратегия "запугивания чужих", явно не работает. Проблему межнациональных отношений в армии обостряет то, что невозможно избить одного или двух дагестанцев.
За одного сразу встанут все, независимо от того, прав он или нет, сколько времени служит и т.д. А если избить всех, то это уже национализм, и русские снова окажутся в дураках ...
Традиционное противостояние между русскими и кавказскими солдатами упирается опять же в разницу менталитета, которая оказывается слишком велика.
Дело в том, что русский солдат, как правило, систему "дедовщины" воспринимает нормально. Год пашешь за других и унижаешься, год пашут за тебя и унижаешь сам.
Но для кавказцев такая система вызывает категорическое неприятие. Горцы не любят унижаться, ни при каких условиях, и при первой же возможности на дедовщину "забивают".
Фактически, при наличии кавказского землячества, казарма разделяется на два лагеря: русские, которые системно издеваются друг над другом по правилам дедовщины - таковы традиции, и кавказцы, у которых в рамках землячества никто никого не унижает.