Дорогие братья и сестры, сегодня в Евангельском чтении мы слышали притчу о неразумном богаче.
Мы можем увидеть из Евангельского повествования, что Господа снова окружила толпа народа, люди вновь и вновь хотели испить живой воды, текущей из Его уст, а не мертвой воды текущей из уст книжников и фарисеев. Один человек, находящийся среди толпы, говорит Господу: скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство(Лк. 12:13). На что Господь ему ответил: кто поставил Меня судить или делить вас?...смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения(ст.14-15). После этих слов Господь произнес притчу о неразумно богаче.
История этой притчи у всех на слуху, многим она известна. Один человек имел богатое и обширное имение, у него были плодоносные поля, приносящие обильные урожаи. Однажды, поля принесли ему обильный урожай. Естественно, что это вызвало у богача большую радость, радость же сменилась на чувство жадности. Он рассуждал сам с собою: что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих?Посмотрите, как скоро он начинает думать о том, что же делать с этими плодам, в какое место их убрать.
Что же происходит дальше? Богача, словно озарило, когда он понял, что же ему делать со своим урожаем: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Жадность, скопидомство, чувство выгоды охватывает сердце богача, все его существо. Он уже не думает о том, чтобы раздать часть своего имущества сирым и голодным. Он думает только о накоплении и приумножении своего богатства. Мысли его простираются дальше, он мечтает о многих и долгих годах жизни, а том, что это богатство принесет ему огромную пользу в будущем, о том, что уже не нужно трудиться в этой жизни, а нужно пребывать в приятном успокоении от сознания того, что он имеет настолько большие житницы. Более того, в его словах мы можем услышать страшные и ужасные мысли для сознания христианина. Богач относит эти слова к своей душе. Он говорит: душа!... покойся, ешь, пей, веселись. В этих слова мы можем услышать голос падшей человеческой природы, можем увидеть всю глубину падения человека, всю его устремленность ко греху и поражающую воображение слепоту человека.
Обратимся взорами к современности, к окружающему нас миру. Как часто, оглядываясь вокруг себя, мы видим секуляризованный мир, обмирщенное христианство. Образ богача, так ярко нарисованного в этой притче, полностью раскрывает перед нами всю идеологию, всю устремленность окружающего нас мира. Знакомый с историей человек знает, что обмирщенность на протяжении истории окружала христианство. Часто случалось так, что проникала она и церковное сообщество. Сегодня, как и в прошлом, мы встречаемся со страшной проблемой, которая проникла и в сознание христиан, с тем, что многие христиане ищут уже не горнее, небесное царство, а дольнее, земное государство с обилием благ и комфортных условий. Земные блага века сего закрывают наши глаза, не дают нам видеть реальность такой, какая она есть на самом деле. К сожалению, мир пестрит фантиками и обертками, рекламой и лозунгами, которые только прекрасны на вид, в сущности же своей они не несут ничего. Поэтому мы часто можем видеть христиан только по имени, только по названию, а не таковых по сущности.
Что же говорит Господь богачу, а в его лице и все нам? Безумный!в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Посмотрите Господь называет таких людей безумными т.е. не имеющими ума, глупцами. Разве это не так? Разве не поступает глупо тот, кто думает продлить свою жизнь, прожить ее с шиком и блеском, с танцами и песнями? А ведь многие так думают! Жизнь дана один раз, поэтому душа! Ешь, пей, веселись... Кто из этих людей продлил свою жизнь хоть на одну минуту, кто увеличил свой рост хоть на один локоть?
Многие люди полагают, что реальна только эта жизнь, но перед лицом смерти она становится лишь фантиком, мимолетным дуновением, листом падающем с дерева. Тогда и осознает человек реальность вечности, когда осознает близкое дыхание смерти рядом с собой, тогда мы сможем понять всю тщетность наших устремлений, не согласных с Евангелием. Земная жизнь не может и не должны быть для нас самоцелью, она ценна только когда освящается Духом и Истиной, только когда мы творим дела любви и несем слова Христа в мир - вот когда она ценна и важна, но никак не сама по себе.
С таким сознанием своей миссии, своей цели в жизни человек-христианин богатеет духовно, богатеет в Бога. И недаром Христос говорит нам в Евангелии: ищите прежде Царствия Божия и правды его, а все остальное приложится вам. Аминь.