1. Как сказал Блейк: "Дурак видит дерево совсем не так, как мудрец".
Дело не в "дураках". (И дурак, и мудрец сидит в каждом) КАЖДЫЙ видит свое дерево. Для птиц - это дом, для путника - укрытие в жару и ливень; для влюбленных - заветное место тайных встреч; для вора - примета зарытого им клада...
Более того: Каждый видит КАЖДЫЙ РАЗ другое дерево. Утром - одно, вечером - другое. Летом и зимой, весной и осенью. Когда он счастлив, и когда устал и все надоело...
Как в одном хокку: Над домом вновь взошла полная луна. Но вот расцвела слива - И луна уже не та.
Дело же не в "реальности". А в уровне ее восприятия. Обычно реальность закрыта от нас завесой слов и понятий. В таком обыденном, "вербализированном" восприятии, - дерево всегда одно и то же. А для Моне и Руанский собор, и тополя, и простой стог сена - всегда разный; и всегда - ДРУГОЙ.
2. Очевидность в том, что солнце всходит и заходит. И подвергать это сомнению может только дебил или шутник. Восклицать, что все наоборот: солнце неподвижно, а мы вместе с землей все время изворачиваемся по отношению к нему каким-то идиотским образом, - это КЛИНИКА.
Различия в духовном (просветленном) и привычном видении еще больше, еще глубже. Эта пропасть преодолевается не убеждениями и доказательствами, а только ЛИЧНЫМ опытом. Поэтому все (условно) просветленные утверждения (взгляд на Матрицу извне, а не изнутри) носят парадоксальный характер и служат лишь указателями, ориентирами. Сами же по себе они представляют мало ценности и смысла. Однако, попав в канонизированные тексты (Писание), они трактуются многозначительно и душеполезно , но трактовки эти не имеют никакого отношения к подлинному их смыслу.
В самом нелепом положении оказывается в этом смысле христианство. Логии (речения) Иисуса более чем наполовину обречены на ложное понимание мирским умом.
(А именно таков ум подавляющего большинства верующих и современного духовенства. Времена, когда Мейстер Экхарт занимал высокое положение в церкви, а на его лекции и проповеди собирался весь цвет тогдашней Германии и Франции, - канули в лету).
Так что преображение человека (постепенное или мгновенное, великое или малое, полное или частичное) всегда сказывается в преображении его восприятия. Вмести с ним меняется и его представления (о добре и зле, жизни и смерти; о мире и самом себе) во всей их совокупности. Истинность восприятия не столько относительна, сколько иерархична. Потому стремление к истине - это подлинный труд души.