Глядя и читая вчера и сегодня про обмен "преступниками" - я имею ввиду историю как Россия и страны Запада обменялись заключенными преступниками (с точки зрения, разумеется, только одной из сторон), я представил себя в роли Порфирия Петровича, персонажа из известного всем романа Ф. М. Достоевского, который выполняет работу следователя, которому поручают раскрыть убийство старухи-процентщицы. Это единственный персонаж романа, у которого нет фамилии. Однако в моем варианте фамилия появится. Следователем будет Порфирий Петрович Фрейд. Только, если в романе русского классика Порфирий Петрович представлен дельный юрист с прекрасной интуицией и знанием человеческой психологии, то в моем эссе - он дознаватель со знаниями (в меру неопределенную) психоанализа. И, хотя, признаться, себя самого в романе Порфирий Петрович сравнивает с клоуном: "...у меня и фигура уж так самим богом устроена, что только комические мысли в других возбуждает; буффон-с...", но как видите, только по форме. По образу т.с, но не по подобию. То есть, все "по-взрослому".
Что сказать по поводу Порфирия Петровича Фрейда?
Вообще говоря, возможность использования шутки в рамках психотерапии продолжает изучаться в рамках психоанализа, но стоит отметить, что зрелый юмор рассматривается как зрелый защитный механизм, позволяющий получить доступ в бессознательное.
Готовы получить его?
Поехали!
Оговорюсь только про "зрелость". Если она ни при делах, то способность шутить в ситуациях "травматических" отношений, в свою очередь, это может отражать и циничную, высокомерную позицию участников аналитического взаимодействия, и просто еще один защитный механизм. Уверен в оценке этого эссе возможны разные мнения. И моё - одно из многих. В принципе любой сведующий в теме заметит, отметит и пояснит, что способ названия эссе свидельствует об иронии. А ирония - это "измененный знак переживания ситуации, с минуса на плюс". Хорошо сказано!.. Ирония превращает то, что для человека тревожно в противоположное. Смысл в этом. Так и есть, но я это сам не анализирую сейчас. А упоминул потому что маргинальый выбор в политике и идеологии - это, на мой взгляд, в психоанализе было бы оценено как превращение тревожного в противоположное. А в рамках темы достоевщины - "преступление" и "наказания" (обратите внимание на кавычки) в самонакозание.
Люди выбирает служить политическим режимам, сопротивляться или адаптироваться с ними, быть в меру возможности независимым - самому по себе... Как поется в песне на стихи Левитанского: "Каждый выбирает для себя - женщину, религию, дорогу, дьяволу служить или пророку... Меру окончательной расплаты каждый выбирает по себе". Я выделю сразу же главное: маргинальный политический и идеологический выбор людей, вызывающе стоящих на край социальной системы или системы межличностных отношений, определяет невроз навязчивых состояний.
Невроз - "звено желания на пути невозможного". Тоже неплохо и сказано! И я заковычил в эти слова только потому, чтобы в них есть т.с художественный дух. Шутка.
Это эссе будет посвящена конкретному вопросу: обсессивно-компульсивной невротической структуре и взаимосвязи желания, соотнося его с проявлениями психики как симптома таких навязчивых состояний как вина, сомнение и страдание за мысль. Наконец, в эссе речь пойдёт о сложном отношении навязчивого со своим желанием как проблемным прототипом в амбивалентном выборе субъекта желать или не желать, зависимости от Другого, нахождения себя в ловушке чужого требования.
Концепция невроза навязчивых состояний, а это термин, введенный Фрейдом для обозначения расстройства, причиняющего субъекту психические страдания, касается смущения субъекта своим вытесненным желанием. Он обозначил невроз навязчивых состояний, используя термин Zwangsneurosis. Слово Zwang относится к некоему внутреннему принуждению, императивному внутреннему принуждению и силе.
Что заставляет людей типа Навальный, Кара-Мурза, Яшин и добавьте к ним маргиналов с противоположной стороны баррикады, готовых пострадать и безусловно реализовывать свои желания в мыслях и действиях?
Для лучшего понимания вышеупомянутой структуры уместно пояснить, что Фрейд концептуализирует невроз навязчивых состояний через страдание мыслей, которое рассматривается ими как источник удовольствия и удовлетворения, когда субъект не хочет отказываться от этого симптома, в отличие от истерии, когда симптом появляется как источник неудовольствия. . Навязчивый защитный механизм, вытеснение (классический невроз) основан на идее самонаказания по поводу случившегося в период, называемый Фрейдом периодом "детской безнравственности". В это время развития есть такие моменты, которые способны произвести зародыш позднейшего невроза. Если перевести разговор в сексуальную плоскость, то речь о том, что переживание агрессивности по отношению к противоположному полу (или шире - к "другому", "секс" предположительно связано с лат. seco "разделять"), позже превращается в действия, которые способствуют самонаказанию.
Навязчивый симптом страдальца за правду, как в случае с Иисусом Христом, на мой взгляд тоже страдавшим навязчивым синромом строится уже из его организованности и чистоты, поскольку субъект считает себя особенным в своей любви к себе и думает, что он лучше другого из-за своего неповрежденного состояния совершенства, цепляясь за симптом как замещающее удовлетворение.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя... (самонаказание - примечание Сфинкского)