"Перверсия утраты" - есть такая книга. Автор - Сью Леви, южноафриканский тренинговый психоаналитик. Она в своё время вела курс "Травма и беженцы" на основе исследований межпоколенческой передачи травмы апартеида с целью осмысления того, как история повлияла на психику отдельного индивида и нации в целом. В общем - психоаналитический взгляд на коллективную травму. Таким образом речь идёт об отождествление с проблемой, с ситуацией травмирующей сознание человека.
Что такое Перверсия простыми словами?
Философский энциклопедический словарь говорит, что "перверсия" от латинского perversio - извращение. Рerversio, perversus - перевернутый, извращенный - качественные нарушения направленности и способов удовлетворения. Это болезненное отклонение от нормы в сфере инстинктивной жизни. То есть перверсией утраты называется само отождествление с объектом который вдруг внезапно ушёл из жизни человека. Посмотрите на невротика Путина в интервью с Карлсоном... Он отождествляет свое "Я" с историей древней как говно мамонта. С травмирующей историей, замечу.
Как ведет себя человек с психологической травмой?
Переживающий психологическую травму человек часто испытывает чувства злости, вины, стыда, тревоги, безнадежности. А как организм защищается?
К основным защитным механизмам (термин ввел Зигмунд Фрейд) относятся: вытеснение, проекция, замещение, рационализация, реактивное образование, регрессия, сублимация, отрицание.
Вытеснение - жто процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. В результате человек перестает осознавать внутренние конфликты, а также не помнит травматических событий прошлого.
Проекция - приписывание собственных социально нежелательных чувств, желаний, стремлений другим. Этот механизм психологической защиты дает возможность снять с себя ответственность за собственные черты характера и желания, которые кажутся неприемлемыми.
Замещение - истинный объект враждебности замещается гораздо менее угрожающим для субъекта.
Рационализация - человек бессознательно изобретает логичные суждения и умозаключения для объяснения своих неудач. Подобное необходимо для сохранения собственного положительного представления о себе.
Реактивное образование становится механизмом психологической защиты, когда человек демонстрирует действия, противоположные его подлинным переживаниям. В случае данной защитной реакции человек бессознательно проводит трансформацию одного психического состояния в другое (например, ненависть - в любовь, и наоборот).
Регрессия позволяет приспособиться к травмирующей ситуации за счет неосознанного возвращения к привычным с детства формам поведения: плачу, капризам, эмоциональным просьбам, в общественной жизни - к более ранним традиционным в т.ч формам поведения.
Сублимация это бессознательное переключение отрицательной психической энергии на занятия социально-полезным трудом. Сублимация выражается в том, что человек, испытывающий какой-либо невротический конфликт, бессознательно находит замещение внутренней тревожности переключением на другое занятие (творчество, интеллектуальные занятия, рубка дров, уборка квартиры и проч.), одним словом, рассматриваемое или обществом или частью общества социально-полезным трудом. Оно - справедливое, оно требует жертв, оно - сублимация (от лат. sublimo "возносить") возносит, замещая одно чем-то другим. Например, признание ошибок прошлого - будущей идеальнй конструкцией.
Отрицание позволяет игнорировать (отрицать) очевидные факты, защищая психику от травм. Это полный отказ от неприятной информации.
Рассматривая механизмы психологической защиты личности, необходимо понимать следующее:
1) защитные механизмы проявляются на бессознательном уровне, т.е. человек не осознает, что использует механизмы защиты;
2) защитные механизмы не проявляются изолированно, т.е. личностью обычно используется 1-2 механизма защиты;
3) защитные механизмы охраняют человека от захлестывающей его тревоги, напряженности, предотвращают дезорганизацию поведения и помогают сохранить целостность личности.
4) осведомленность человека о существовании у него психологических защит помогает ему лучше понимать и принимать себя.
И вот тогда когда механизмы психологической защиты активированы для адаптации к новой травмиующей ситуации, а точнее к ситуации, с которой человек сознательно не может справится (не знает как), сама травмирующая ситуация становится как бы идеологией сознания, вокруг которой образуется повседневная жизнь человека (психологически травмированного).
В психоанализе самого Фрейда перверсия - фиксированное и стойкое сексуальное поведение (при этом секс у Фрейда не означает только половые отношения, это слово у него связано с латинским seco "разделять" - с Другим, отношения с Другим), расцениваемое как патологическое из-за отклонений в выборе Другого - объекта и/или от нормального для акта взаимодействия.
В политике перверсия должна рассматриваться также...
Я сейчас вспомнил сейчас какое-то блог-интервью с Арестовичем. Ведущий блога зачитывает сообщение от зрителя, который обвиняет Арестовича, разыгрывающег роль кандитдата в президента в хитрости. И Арестовия отяечая на это замечание, сам спрашивает: А вам какого президента надо? Тупого или хитровыебанного?..
Так вот в политике перверсия - это такой способ самообмана и удовлетворения ожиданий, который позволяет зацикливать ожидания, не превращая их в реальность (Другое). Вот такое извращение! Такое преодоление самого себя с помощью... перечисляю выше уже перечисленное: вытеснение, проекция, замещение, рационализация, реактивное образование, регрессия, сублимация, отрицание. Все эти формы психологическоюй защиты от утраты. От нежелания понимать, что в жизни есть вещи, которые в силу природы своей нужно принимать как то, что существует, а не потому что кто-то хочет того. Дерьмо случается в рямом и обратном смысле. Я не знаю почему религия не обозвала дефикацию сатаническим деянием. Дефекация должна происходить ежедневно. Все организмы разные. Например, одни люди испытывают позывы к опорожнению три раза в день, другие - три раза в неделю - и то, и другое может быть совершенно нормальным явлением.
Отправляясь от анальной стадии, выделенной Зигмундом Фрейдом, и несмотря на разнообразие обрядов и верований, человечество удивительно однородно в его внимании к дефекации и уринации. Оно старается не говорить об этом. Это недвусмысленно наличествует в современных цивилизациях. Тем не менее у Дарвина развернута красивая теория о заднице. Он рассмотрел женский таз у человека в качестве наиболее выдающегося вторичного полового признака, а сам зад счел видимым знаком таза.
Поскольку женский таз служит также локомоции и не только, то Дарвин и его прямые последователи неплохо поработали с мировым материалом, вроде стеатопигии у бушменских женщин. Но единого мнения по вопросу о женском заде нет: его форма: это то вторичный, то первичный половой признак, служащий адаптации. Зато сколько было рассмотрено внимательно разных интересных сюжетов, включая провокационные колебания задом женщинами "примитивных" народов. На островах Океании и во многих других регионах девочек такой походке учат с малолетства. А "наши" девочки - сами учатся.
Что забавно - Дарвина во время плавания на "Бигле" поразило следующее: у полинезийцев с архаической культурой абсолютно голые дамы не смущались, когда матросы их разглядывали спереди, но краснели, если кто старался на них взглянуть сзади.
Современные люди точно также боятся разглядывать собственную политику сзади, спереди - сколько угодно, а сзади - только политику Другого.
Почему?
Перверсия утраты с той или иной формой психологической защиты. Посмотрите как невротик Путин (также, впрочем, как и невротики укрофилы или невротики религиозные сионисты) тащится от традиций и истории... И хотя функции истории гораздо больше дефекации и уринации, но в истории, давайте всё же согласимся, остается "отработанный "материал. История образует целостную экзистенцию "низа настоящего". Но в низу - "отработанный" материал. Необходимое сохраняется в настоящем.
А о Путине я бы так сказал: у человека - фекальная тревога. Как и у тех, кто поддерживает его в качестве лидера. А тут всё просто - человек боится, что "обосрётся" в очередный в истории раз. Поэтому и "включил" уже все защитные механизмы. В Евразии маркер фекальной тревоги - отношение к собаке. Есть такой миф: человек, созданный Богом, был в его отсутствие чертом обмазан калом. Собака, оставленная сторожить фигуру еще не готового человека, польстилась на обещанную чертом пеструю шкуру и допустила вредителя к творению Бога. Человек, на самом деле, весь в говне, вся история человечества - в полном говне, но если эта история становится вдруг аргументом, простите... это напоминает как собаки внимательно смотрят под хвост друг другу - не появится ли оттуда на свет контраргумент. При всем при этом, отношение к дурным запахам в биологических и политических традициях терпимое - к своим и нетерпимое - к Другим. И тогда возникает вопрос: А что тут перверсия?