Есть экзистенциальный страх смерти, который одновременно мешает и помогает посмотреть на существующее положение вещей честно и прямо, с чувством "как в последний раз". Ирвин Ялом писал, что страх смерти - это на самом деле страх жизни и одновременно её желание. То есть глубокий внутриличностный конфликт между желанием жить, исходя из своего внутреннего видения жизни, ценностей, целей и стремлений, и одновременно с этим - страх, напряжение от того, что́ для этого придется предпринять, найти в себе, открыть другим и реализовать. Есть экзистенциальная тошнота - вспоминаем "тошноту" Жан-Поль Сартра - это тошнота, от которой не тошнит. Есть экзистенциальные вопросы - это вопросы о бытии и его смысле. В чем смысл жизни? Существует ли свобода? Как жить осознавая неизбежность смерти? Есть экзистенциальный кризис, характеризующийся ощущением, что жизнь лишена смысла. И вот я хочу ввести новое понятие "экзистенциальный Крым". Тот Крым, который наш. То что он существует "нашим" - это экзистенция.
Что означает слово "экзистенциальный"?
Латинское существительное existentia по-русски значит "существование" - то, что есть. В английском языке то же самое значит слово existence. Соответственно, прилагательное "экзистенциальный" восходит к латинскому existentialis - "относящийся к существованию". Датский философ Сёрен Кьеркегор, родоначальник экзистенциальной философии первым из западных философов отказался от объективного понятия истины и заявил, что истина экзистенциальна, т.е. личностна, уникальна для каждого человека. Она должна быть не понята умом, а пережита. До появления экзистенциальной философии считалось, что человеческой жизнью руководят высшие силы. А после выяснилось - не они, а экзистенциальные кризисы с их страхами за существование. Хотя, если разобраться, то речь о тех же высших силах, но уже на другом языке, ибо слово кризис (др. -греч. κρίσις - суд, приговор, решение; поворотный пункт) - переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации. В Священном Писании слово "кризис" употребляется многократно. Но преводится на русский язык как суд. То есть, кризис можно и нужно понимать как Суд Божий, который вершится и над отдельным человеком, и над целым обществом. Наверно, именно поэтому Кьеркегор и считал, что существование человека вообще не может быть не-кризисным.
Экзистенции - это непосредственно переживаемое человеческое существование. Экзистенция есть непосредственное единство рефлексии-в-себе и рефлексии-в-другом. Отсюда следует, что экзистенция есть неопределённое множество существующего. Вот каково отношение российского человека к Крыму?
Крым - наш. Нет! Это определение его таковым. А вопрос нацелен на раскладку того, что конституирует такую экзистенцию. Что определяет его "нашим". Взаимосвязь то что чем является и того, что делает являющимся и именуется экзистенциальностью. Кьеркегор утверждал: "Экзистенция, подобно движению, остаётся весьма трудным для рассмотрения предметом. Как только я начинаю её мыслить, я тотчас же отменяю эту экзистенцию, а это значит, что я перестаю и мыслить её."
Говорят, что если современного человека, воспитанного на информации извне, оставить без сотового телефона, компьютера и прочих радостей цивилизации, у него появятся все признаки нарастающей клаустрофобии в виде чувства измененной реальности. Вот тоже самое связано с пониманием утверждения, которое лежит в основе экзистенциальной философии: Существование предшествует сущности - то есть человек сначала существует (появляется и занимает место в неосмысленном, грубо вещественном мире), а только потом он определяется - входит в область подлинных сущностей и смыслов - нет никакой заранее предустановленной природы вещей: ты сам определяешь, кем тебе быть, то с этим с этим уже связываются все экзистенциальные: страх смерти, тошнота, кризис...
Как только начнёшь думать, что с учетом, что существование предшествует сущности, о том, что экзистенциальный Крым наш, он им перестет быть. Чтобы он опять стал "нашим" нужно...
Вот есть такой фильм "Экзистенция" - кинофильм режиссёра Дэвида Кроненберга. Название фильма можно дословно перевести как "Существование", в оригинале пишется "eXistenZ", где между буквами X и Z стоит слово "isten", которое в переводе с венгерского означает "бог". А официальный слоган фильма: "Играй в это. Живи этим. Убей за это". Герои "Экзистенции" прекрасно знают, что мир вокруг них это виртуальная реальность, и воспринимают себя и других как персонажей компьютерной игры, поэтому они убивают - легко, красиво и не терзаясь моральными вопросами. Игра есть игра, а смерть необходимая часть для развития ее сюжета. Окружающий мир кажется им системой кривых зеркал, порталов, через которые они переходят от одной сцены к другой. Только вот смогут ли они в финале отличить, где заканчивается виртуальность и начинается реальный мир, и ответить на главный коварный вопрос, который поставлен даже не как "где они сейчас", а как "кто они сейчас"?
Вот они и начинают играть, под воздействием событий то возвращаясь в реальность, то снова уходя в игру. Но особенность игры в том, что участникам трудно определить, играют ли они в игру или живут реальной жизнью. Под конец приключения становятся настолько запутанными, что определить, где именно находятся игроки, становится практически невозможно. И более того заканчивается фильм после сакраментальным вопросом одного из участников игры: "А игра-то закончилась?".
Если разобраться этот вопрос доводит до экзистенциального кризиса (читай - Божьего Суда), характеризующийся ощущением, что жизнь не лишена смысла, только когда "играешь". А если не "играешь"?