Сфинкский : другие произведения.

Экзистенциальный "Крым"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Есть экзистенциальный страх смерти, который одновременно мешает и помогает посмотреть на существующее положение вещей честно и прямо, с чувством "как в последний раз", который на самом деле страх жизни и одновременно её желание (то есть глубокий внутриличностный конфликт между желанием жить, исходя из своего внутреннего видения жизни, ценностей, целей и стремлений, и одновременно с этим - страх, напряжение от того, что́ для этого придется предпринять, найти в себе, открыть другим и реализовать). Есть экзистенциальная тошнота - вспоминаем "тошноту" Жан-Поль Сартра - это тошнота, от которой не тошнит. Есть экзистенциальные вопросы - это вопросы о бытии и его смысле. В чем смысл жизни? Существует ли свобода? Как жить осознавая неизбежность смерти? Есть экзистенциальный кризис, характеризующийся ощущением, что жизнь лишена смысла. И вот я хочу ввести новое понятие "экзистенциальный "Крым". Тот Крым, который "наш". Не важно - российский, украинский, татарский, турецкий... Наш! То что он существует "нашим" - это экзистенция.
  
  Что означает слово "экзистенциальный"?
  
  Латинское существительное existentia по-русски значит "существование" - то, что есть. В английском языке то же самое значит слово existence. Соответственно, прилагательное "экзистенциальный" восходит к латинскому existentialis - "относящийся к существованию". Датский философ Сёрен Кьеркегор, родоначальник экзистенциальной философии первым из западных философов отказался от объективного понятия истины и заявил, что истина экзистенциальна, т.е. личностна, уникальна для каждого человека. Она должна быть не понята умом, а пережита. До появления экзистенциальной философии считалось, что человеческой жизнью руководят высшие силы. А после выяснилось - не они, а экзистенциальные кризисы с их страхами за существование. Хотя, если разобраться, то речь о тех же высших силах, но уже на другом языке, ибо слово кризис (др. -греч. κρίσις - суд, приговор, решение; поворотный пункт) - переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации. В Священном Писании слово "кризис" употребляется многократно. Но преводится на русский язык как суд. То есть, кризис можно и нужно понимать как Суд Божий, который вершится и над отдельным человеком, и над целым обществом. Наверно, именно поэтому Кьеркегор и считал, что существование человека вообще не может быть не-кризисным.
  
  Экзистенции - это непосредственно переживаемое человеческое существование. Экзистенция есть непосредственное единство рефлексии-в-себе и рефлексии-в-другом. Отсюда следует, что экзистенция есть неопределённое множество существующего. Вот каково отношение российского человека к Крыму?
  
  Крым - наш. Нет! Это определение его таковым. А вопрос нацелен на раскладку того, что конституирует такую экзистенцию. Что определяет его "нашим". Взаимосвязь то что чем является и того, что делает являющимся и именуется экзистенциальностью. Кьеркегор утверждал: "Экзистенция, подобно движению, остаётся весьма трудным для рассмотрения предметом. Как только я начинаю её мыслить, я тотчас же отменяю эту экзистенцию, а это значит, что я перестаю и мыслить её."
  
  Говорят, что если современного человека, воспитанного на информации извне, оставить без сотового телефона, компьютера и прочих радостей цивилизации, у него появятся все признаки нарастающей клаустрофобии в виде чувства измененной реальности. Вот тоже самое связано с пониманием утверждения, которое лежит в основе экзистенциальной философии: Существование предшествует сущности - то есть человек сначала существует (появляется и занимает место в неосмысленном, грубо вещественном мире), а только потом он определяется - входит в область подлинных сущностей и смыслов - нет никакой заранее предустановленной природы вещей: ты сам определяешь, кем тебе быть, то с этим с этим уже связываются все экзистенциальные: страх смерти, тошнота, кризис...
  
  Как только начнёшь думать, что с учетом, что существование предшествует сущности, о том, что экзистенциальный Крым наш, он им перестает быть. И Аляска, и Гонконг, и Боденское озеро, и перешеек между Гибралтаром и Испанией, плюс все спорные территории. "Крым" одним словом. Территория государства обычно рассматривается как неотъемлемая часть самого государства. Но государство - это абстракция. Также как и нация - чистая абстракция, вытесняющая одновременно и биологическую конкретику родства, и конкретику добровольного политического объединения. А сама политика - этакая "чёрная месса", обряд, который служит государству, лишая человека наглядной связи с реальной действительностью. Кстати - вопрос, что это хисторик Путин не рассказал хисторику Карлсону про Аляску? Знатная история. Знатная чёрная месса и профанация действительности! В Средние века отправление чёрной мессы было стандартным обвинением, выдвигаемым официальной церковью на судебных процессах против еретических сект (например, катаров), ведьм и колдунов, а также неугодных организаций (таких как орден тамплиеров). Чем этот обряд не современные политические идеологии?
  
  А история знатная! Русская Америка возникла 230 лет назад. 22 октября 1784 года экспедиция под началом иркутского купца Григория Шелихова основала первое постоянное поселение на острове Кадьяк у берегов Аляски... Аляска тоже был нашим "Крымом". Вот и Закарпатская Украина тоже - тоже была "нашей" венгерской. Была!.. Чтобы всё это опять стало "нашим" нужно...
  
   Нужно причастие! А для причастия нужна реальность символизирующая сверхреальность. В Средние века использовалась жаба, лягушка, но в принципе нужен просто кусочек сырого мяса. Опять же Причастие - это христианское таинство, во время которого верующий вкушает белый хлеб и вино, символизирующие тело и кровь Иисуса Христа. На причастии происходит пресуществление реальности (превращение) хлеба и вина в сверхреальность в Тело и Кровь Христовы. Политика и идеология тоже представляет некие идеалы. А желания, которые им предшествуют - это экзистенция, понятие обозначающая непосредственно переживаемое человеческое существование.
  
  Есть такой фильм "Экзистенция" - кинофильм режиссёра Дэвида Кроненберга. Название фильма можно дословно перевести как "Существование", в оригинале пишется "eXistenZ" (именно с выделением eX и Z, где между буквами X и Z стоит слово "isten", которое этимологически связано с древнееврейским "emet" в значении нечто надежное, верное", "нечто истинное". Источником и носителем Истины обычно считается Бог. Экс - означает прошлый, бывший. Большой латинской буквой Z в математике обозначают множество целых чисел. Это множество не имеет ни начала, ни конца, потому что целыми могут быть как положительные числа, так и отрицательные. Вместе получается... Попытайтесь сами найти признаки экзистенциализма!.. Я же понял так: истина должна быть понята не умом, а пережита каждым. А для этго нужно одно сравнивать с другим. Официальный слоган фильма: "Играй в это. Живи этим. Убей за это". Сюжет фильма довольно прост и невероятно сложен одновременно, если представить себя на месте героев или на месте сценариста - "что бы сделали вы с ними в подобной ситуации?". В мире будущего создаётся игровая приставка "Экзистенция", источником энергии которой является работа тела человека. Во время презентации совершается покушение на главную героиню - создательницу виртуальных компьютерных игр, в которые можно играть, чьё тело используется приставкой. В результате повреждён оригинал "Экзистенции" и, чтобы выяснить степень поломки, героиня вместе со своим телохранителем скрываются от погони, то уходя в реальность, то снова возвращаясь в игру под воздействием событий. Границы между реальной жизнью и игрой настолько размыты, что это на усмотрение зрителей.
  
  Вот они и начинают играть, под воздействием событий то возвращаясь в реальность, то снова уходя в игру. Но особенность игры в том, что участникам трудно определить, играют ли они в игру или живут реальной жизнью. Под конец приключения становятся настолько запутанными, что определить, где именно находятся игроки, становится практически невозможно. И более того заканчивается фильм после сакраментальным вопросом одного из участников игры: "А игра-то закончилась?".
  
  Если разбираться, становится очевидным, что этот вопрос доводит до экзистенциального кризиса, характеризующегося ощущением, что жизнь не лишена смысла, только когда "играешь". А если не "играешь"?
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"