"Прекрасно то, что нравится независимо от смысла." - написал Иммануил Кант. Мне нравится этот дядька. Точнее упомянутая его мысль. В нашей природе заложено тяготение к заведомо пустым желаниям. Поэтому! Кстати, это тоже сказал родоначальник немецкой классической философии. А вот в природе полит.бюрократа заложено не просто тяготение, а амбиции. В психологии таковые называются индивидуацией - развитием своего собственного "Я".
Вот о нём и пойдёт речь - об "Я" одного амбициозного представителя власти, отметившегося сегодня в эфире манипуляциями (в лучшем случае, в худшем - глупостью).
Полагаю, многие согласятся - русский человек не только в сказках может доверить дураку власть над собой. Но в сказках дурака отличает то, что он не понимает ценность или полезность тех или иных вещей... ну там денег, алмазов, печки или золота, может обменять козу на какую-нибудь хуйню. А про явь и говорить не стоит - дурак не ценит даже свою работу: готов пахать, как раб на галерах, с утра до ночи, а брать в уплату за труд вместо денег "геморой или сиротку несчастную". Короче, вопрос: Что же делать с дураками, вносящими соответствующий своему уровню вклад в философию и политологию?
Спрашиваю, потому что сегодня губернатор Калиниградской области - Антон Андреевич Алиха́нов, выступая на съезде политологов в Светлогорске, рассуждая "о больших смыслах" в геополитике, нетипично для важных чиновников "присунул" мыслю про Имануила Канта. Якобы почтенный старикан, положивший начало немецкой классической философии, имеет почти прямое отношение к тому глобальному хаосу, глобальному периодическому миру, с которым мы сейчас сталкиваемся. Больше того, он имеет прямое отношение к военному конфликту на Украине. Якобы, воплощенный на практике практический императив этого философа приводит к эскалации глобально непрекращающейся серии локальных конфликтов по всему миру и перерастает в итоге в тотальную войну. Ну и обвинил "подсудного" себе философа в тот, что тот прокачивая немецкую волю, одновременно отрезал её от бога и высших ценностей.
Ну, разумеется, Губернатор привел и формулировку категорического императива: "Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом". На ней и оттоптался.
По ходу осмысливания его, губернатор сделал вывод, что категорический императив признает этичным любое поведение, которое некто готов разрешить не только себе, но и другим. И, в принципе, это звучит для самого губернатора благородно, но ровным счетом до тех пор, пока такая позиция не становится позицией сильного.
Я, конечно, могу понять губернатора - Светлогорск, курорт, море, сосны, пальмы, женщины и спиртное, но...
Но, вообще говоря, сам Кант представлял не одну, а три формулировки категорического императива и, более того, включил дополнительный вариант для первой и третьей формулировок, чтобы сделать их более наглядными и практичными в применении честными, но далекими от "чистого разума" бюргерами.
Эти формулировки включают:
Первая формулировка: "Действуй только в соответствии с тем принципом, посредством которого ты можешь в то же время желать, чтобы он стал всеобщим законом".
Вторая формулировка: "Поступай так, чтобы использовать человечество как в своей личности, так и в личности каждого другого, всегда одновременно с целью, а не просто так, как средство".
Третья формулировка: "Идея воли каждого разумного существа как воли, дающей всеобщий закон" или "Не выбирать иначе, чем так, чтобы максимы своего выбора были в то же время вместе с ним в той же воле, что и всеобщий закон".
Три же формулировки потому, что согласно Канту, наш разум, желая знать безусловное, мыслит три идеи. И в каждой формулировка мыслится та, другая или третья идея отдельно. Но воспринимать надо все три идеи во всех трех формулировках. А не вот это вот как нетипичный губернатор Алиханов.
Вот они три идеи: человек стремится познать сначала идею души (полноты явлений мыслящего субъекта), затем идею универсума (полноты явлений бытия мира) и, наконец, идею Бога (высшего единства всех явлений мышления и бытия).
Что добавить? Слово "подсудимому":
Иммануил Кант в примечании в "Критике чистого разума" формулирует особенность собственного "Я" дурака: "Недостаток способности суждения есть собственно то, что называют глупостью; против этого недостатка нет лекарства". Иначе говоря, "дурака выучить - что мертвого вылечить".