Фашизм - это механизм психологической защиты. Вопрос. Это, действительно, - вопрос. Фашизм, в общем-то радикальная форма государственного корпоративизма. А от чего защищает радикализм? Собственно, этот вопрос можно сформулировать строже. Зачем вводить пределы?
Знаете, есть такое понятие в математике - расходимость. Расходимость - это отсутствие конечного предела, математическое свойство бесконечного ряда (или последовательности), заключающееся в том, что у него отсутствует конечный предел.
Что случается если нет конечного предела?
Неопределенность.
Страх неопределенности лежит в основе многих психологических проблем. Неопределенность, неизвестность вызывает демотивацию. С точки зрения клинической психологии, такое явление называется агнософобией, по мнению бихевиористов (поведенческих психологов), - это всего лишь плохая привычка, неправильно закрепленный паттерн поведения. Например, в детстве каждый раз, когда вы хотели пробовать что-то новое, вас пресекали родители, говоря о том, что вы еще не готовы к изменениям, что вы не справитесь, и у вас всё равно ничего не получится. Со временем вы теряете чувство внутренней опоры, у вас недостаточно внутренних ориентиров, которые помогли бы чувствовать себя комфортно в ситуации неопределенности.
С точки зрения Эго-психологии Э.Эриксона и экзистенциальной психологии, стах неопределенности - это отсутствие базового доверия к миру.
Компенсация этого состояния чаще всего проявляется в гиперконтроле и стремлении всё держать в своих руках, всё предопределить. Вот фашизм и государственный корпоративизм - это как раз о гиперконтроле.
Что я хочу отметить, так то, что "государственный корпоративизм" - это то, что сейчас рулит в мире "национальных государств". Нет, конечно же, корпоративное государство, - это термин, используемый для обозначения одной из государственных форм авторитарного режима (например, в фашистских государствах). Но я говорю не о корпоративном государстве, а о "национальном государстве". Согласно Комитету по науке, образованию и культуре ООН (ЮНЕСКО): Национальное государство - это область, где культурные границы совпадают с политическими границами. Но, простите, нация - это корпорация?
Тогда не надо "стеснятся" - понятие нации это о совокупности граждан, чей коллективный суверенитет и воля образуют государство, т.е. термин "национальное государство" - синонимом термина "современное государство", в котором "либеральное" понимание вносит рационально-ценностную легитимность, основанную на принципах справедливости и разумности национально-государственного строительства, а "консервативное" понимание "национального государства" - концепцию отрицания правового индивидуализма, солидаристскую концепцию права и государства, наряду с идеей верховенства интересов государства-нации. Вместе, смешиваясь или не смешиваясь, а исключая одно-другое, понятие "нация" является основой той или иной корпорации.
Слово само ("корпорация") происходит от латинского слова corpus, обозначающего тело или "группу людей". Уже в древнейшее время существовали различные частные корпорации: союзы с религиозными целями (sodalitates, collegia sodalicia), профессиональные союзы различных ремесленников (pistorum, fabrorum и т. д.). В Средневековье юридическое лицо (корпорация) рассматривалась как фиктивное правовое лицо (persona ficta), созданное властью (государством или феодалом).
Фиктивное правовое лицо! А нация - это "фиктивное лицо"?
Ещё как! История, география,биология говорят нам, что в концепции нации нет ничего естественного - это социальный конструкт. Фиктивное правовое лицо! Но следует пояснить: современная теория права обьясняет понятие "правовая фикция" как то, что оправдано и необходимо обществу, государству, отдельным социальным группам и конкретным индивидам.
Теперь разбираемся с корпоративмизмом, наделенных "правовыми фикциями"...
В современной политологии и социологии корпоративизм является предметом изучения при описании взаимодействия разных групп интересов и государства. Вообще, "корпоративизм" был предложен как альтернатива индивидуализму и классовой борьбе (борьбе социальных классов, непримиримо борющиеся между собою) папой римским Львом XIII в 1891 году. В своём обращении "Rerum Novarum" Лев XIII указывал на взаимную зависимость различных секторов общества и призывал к классовому содействию для сглаживания конфликтов.
Получается - корпоративизм защищает от ориентации на себя и ориентация на обособленный коллектив (абсолютную избранность одних и полную отчуждённость других). Оно того и стоит, казалось бы. Но что-то не так! "Не так" - в отчуждении личности от государства. Помните про "отмирание государства" - одном из положений классического марксизма, постулировавшем, что при социализме (коммунизме) происходит постепенное исчезновение государства? При фашизме происходит постепенное исчезновение "личности". Правда в идеологии итальянского фашизма речь идет о противопоставлении в этом смысле фашизма и либерализма (которым являлся и коммунизм). Кстати, КПСС, ставило целью построить основы коммунистического общества, для чего требовалось создать "коммунистические общественные отношения, основанные на народном самоуправлении с постепенным отмиранием государства".
Забавно, но сам Муссолини, когда то был социалистом, причём очень уважаемым Лениным. Что-то пошло не так. А что?
Я сразу скажу, а потом попытачюсь раскрыть тему - это связано с тем, что называется "примитивной идеализацией".
Примитивная идеализация - психический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Выражается в бессознательном представлении о ком-либо как об идеальном и всемогущем защитнике. Впервые описан психоаналитиком Шандором Ференци. Одним из "побочных эффектов механизма является примитивное обесценивание человека, если его дальнейшая идеализация невозможна. Фашизм - это обесценивание личности, нацизм (немецкая форма фашизма) - это обесценивание других наций и идеализация "своей". И да... Это - "защитный механизм" общества, в котором возникает культ личности, бессознательно защищаемой себя от общества.
Вообще говоря, термин "защитный механизм" (в смысле - психологическая защита) - понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний. Защитные механизмы лежат в основе процессов сопротивления. "Термин был впервые введён Фрейдом в 1894 году в работе "Защитные нейропсихозы" и был использован в ряде его последующих работ для описания борьбы "Я" против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов. Изначально Зигмунд Фрейд подразумевал под ним в первую очередь вытеснение, но в 1926 году, в приложении к работе "Торможения, симптомы и тревожность", он возвращается к старому понятию защиты, утверждая, что его применение имеет свои преимущества, "поскольку мы вводим его для общего обозначения всех техник, которые "Я" использует в конфликте и которые могут привести к неврозу, оставляя слово "вытеснение" для особого способа защиты, лучше всего изученного нами на начальном этапе наших исследований". Функциональное назначение и цель психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречиями между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными (интериоризированными) требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику". Определение из ВИКИ. Всем вроде понятное, но... При чём тут фашизм?
А вот рассуждаем:
"Я не создал фашизм, я извлек его из подсознания итальянцев" - так сказал Бенито Муссолини.
А у него самого, как итальянца? Что мог бы извлечь из подсознания? Вытесненные детские травмы? А как их распознать, если у каждого могут быть " тяжелогосвои"?
Я читал о Муссолини и это единственное, что привлекло внимание как имеющее право на "детскую травму": "По воскресеньям мать водила детей в церковь. Бенито, очень своенравный мальчик, часто мешал богослужению, и его выставляли из церкви. Такое наказание бесило будущего фашиста: он забирался на дерево рядом с церковью и швыр камнями и фруктами в выходивших из неё после службы прихожан".
Бенито Муссолини извлек из своего подсознания фашизм?
Собственно, Муссолини не "изобретал" фашизма. Просто Италия стала первой в мире страной с полностью фашистским правительством. Это произошло во время экономического положения в стране в период сразу после войны - в 1922 году к власти в Италии пришел Бенито Муссолини, а его Partito Nazionale Fascista, основанная 9 ноября 1921 года для реализации праворадикальной идеологии фашизма, в итоге получила парламентское большинство. Точнее Муссолини создал Национальный блок с либералами премьер-министра Джованни Джолитти и Итальянской националистической ассоциацией Энрико Коррадини, в идеологии которбого присутствовали социалистические, синдикалистские и националистические идеи. Самым важным элементом идеологии позднее стала идеология корпоративизмв - учения о единении разных социальных групп в рамках государства, согласно которой элементарными ячейками общества являются определённые социальные группы, а не отдельные лица.
Вот этот момент - корпоративизм является основным в идеологии фашизма.
Трактовок корпоративизма может быть много - партийность, кастовость, национализм, рассизм, гильдийность, религия...
Одна из трактовок корпоративизма - "государственный корпоративизм" получила поддержку в правительстве Муссолини и стала элементом официальной доктрины фашизма. Государственный корпоративизм, как механизм защиты каждого гражданина, обозначает практику государственного регулирования частных и общественных организаций с целью учреждения государства как источника их легитимности и участия чиновников в их управлении.
Корпоративизм, как альтернатива индивидуализму и социальному коллективизму, - вот этот момент я бы хотел отметить.
Может эта картинка из детства
Все мы слышали фразу, что наши проблемы родом из детства. Но есть и несколько самых распространенных, если не сказать общих - пять детских травм, хотя из геометрических соображений я бы определился и с шестой, которая обобщала бы две из нижеперечисленных (потом подумаю...):
Травма лишения
Это обесценивание себя, неумение принимать комплименты и похвалу. А также потребность в спасителе, который будет отвечать за вашу жизнь. Во взрослом возрасте из стаха быть обесцененным, начинаешь разрушать чужие ценности, а свои, ассоциируемые с тем, кого или чего ценишь при ассоциировании, - наделять абсолютными качествами. Причиной этого становится гиперопека родителей, лишение ребенка самостоятельного права выбора. Обесценивание является оружием от неприятных эмоций для того кто обесценивает.
Травма унижения
Проявляется в привычке "заслуживать" любовь добрыми поступками, жертвенностью. Постоянное чувство внутренней неполноценности, страх проявить себя подлинную. Во взрослом возрасте из страха испытать унижение, человек отказывается от каких-то действий. Причина этой травмы кроется в родителях, которые критиковали ребенка и постоянно сравнивали его с другими.
Травма брошенного
Проявляется в детском желании "пропасть", изолироваться от общества. Во взрослой жизни это проявляется в виде чувства собственной ненадобности, глубокой внутренней пустоты, желания контролировать родных, ревности к партнеру. Причиной этого становится отсутствие у ребенка чувства безопасности.
Травма неприятия
Лицам с этой травмой трудно впустить чужих людей в свою жизнь, постоянное чувство ненужности, размытые личные границы. Причиной такой травмы стали эмоционально холодные и часто критиковавшие родители.
Травма измены
Во взрослом возрасте возникает гиперконтроль и страх потерять партнера. Также утрата доверия. Это проявляется как в отстранении, так и в "прилипании". Причиной этого стал отец или мать, ушедшие из семьи, когда потерялся близкий контакт с ребенком.
Пять детских бессознательных травм:
Травма лишения
Травма унижения
Травма брошенного
Травма неприятия
Травма измены
Я не буду говорить о каждой, но введу шестую - квазитравму - Травма идеализации. Сразу оговорюсь - это псевдотравма. Понимаете, если бы мы задумались заполнить пространство без зазоров и перекрытий, то нам бы пришлось вводить такую симметрию, которая одновременно смещала одно и заменяло другим. Вот такая травма и должна дополнить пять детских травм. Строго говоря нужна трансляционная и поворотная симметрия. В теории симметрии применяемые вместе они создают дальний ориентационный порядок, названный квазипериодическим. В психологии это означало бы, что между удаленными структурами психики существует взаимодействие, которое согласовывает расположение и относительную ориентацию структур вполне определенным, хотя и неоднозначным способом. Это позволилило бы рулить то одному, то другому, в зависимости от обстоятельств. Благодаря этому свойству можно говорить о некоторой "запрещенной" (фиктивной) симметрии в поведенческой психологии. Фиктивна она потому, что трансляцию и поворот одновременно можно сделать только в критических условиях, в нормальных - невозможно. Временые требования огранизивают последовательностью
Поэтому бессознательное просто обязано иметь т.н поворотную симметрию 5-го "запрещенного" порядка и в этом смысле быть подобно квазикристаллу. Если такое необычное строение приводит к тому, что квазикристалл является чем-то средним между аморфным и кристаллическим состоянием, то человек - является чем-то средним между животным и разумным животным, а также между взрослым и "внутренним травмированным ребёнком.
Теперь о критических состояниях, в которых можно идеализировать возможность одновременно одно сместить и заменить другим (надо сказать, что в психологии не рубят в теме "кристаллическая решетка", а это - идеализация, математическая абстракция пространственной решетки, а для этого надо просто пояснить всего две специфические операции симметрии - трансляционную (переносную) и поворотную (вращательную): трансляционная симметрия - повторяемость объекта в пространстве через определенное расстояние вдоль прямой, называемой осью трансляции, а поворотная симметрия - свойство обьекта совмещаться с самим собой при вращении на некоторый определенный угол вокруг оси симметрии, далее можно говорить о том, что не будет "слепых" пятен в описании сознательного и бессознательного.
Человеку свойственно себя идеализировать - наделять себя совершенными качествами, которые соответствовали бы ожиданиям, приносящим удовдетворение. А это и соответствет поведению в критических обстоятельствах. Только надо рзазличать идеализацию "высшего" и идеализацию "низшего" в человеке.
Теперь приведем пример - Травма лишения. Это обесценивание себя, неумение принимать комплименты и похвалу. А также потребность в спасителе, который будет отвечать за вашу жизнь. Обесценивание (снижение цены) в психологии - примитивная идеализация.
Примитивная идеализация - психический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Выражается в бессознательном представлении о ком-либо как об идеальном и всемогущем защитнике. Впервые описан психоаналитиком Шандором Ференци. Согласно Ференци, примитивная идеализация у ребёнка приходит на смену всемогущему контролю. Когда ребёнок разочаровывается в идее собственного всемогущества, он обнаруживает, что его безопасность и благополучие зависят от заботящихся о нём взрослых, и начинает приписывать всемогущество им. Одним из "побочных эффектов" механизма является примити́вное обесце́нивание человека, если его дальнейшая идеализация невозможна.
Сначала для ребенка в эту категорию входят только родители - будучи изолированным от внешнего мира, он воспринимает их как своих защитников, которым под силу справиться с любыми реально существующими или абстрактными неприятностями.
С возрастом подобное восприятие мира пропадает, но сам механизм в психике остаётся. По мере взросления и расширения социального круга это качество ребенок перекладывает на других людей. Если люди не "справляются" с такой ролью, идеализация переносится на общество или на любой фетиш. Это заставляет постоянно искать (и находить) новых обладателей "всемогущества" и стараться психологически "слиться" с ними, чтобы обрести чувство безопасности. На практике это не только смещает локус контроля далеко за пределы человека. Проблема так же в том, что объект идеализации на самом деле не идеален и рано или поздно наступает разочарование, сопровождающееся примитивным обесцениванием.
Нарциссические личности организованы вокруг болезненного процесса компенсации собственной неидеальности. Вот весь Бенито Муссолини, а точнее - мальчик забирался на дерево рядом с церковью и швыр камнями и фруктами в выходивших из неё после службы прихожан - он в этом. И та идеология, которую он идеализировал - это таже самая примитивная идеализация, которая выражается в бессознательном представлении о государстве как об идеальном и всемогущем защитнике.
Собсно, т.н "государственники" - это оные фашисты и есть, только стилизованные под культурные запросы, считаюшего себя гуманным общество. А "гуманное" оно только потому, что в нём есть страх перед неопределенностью, который появляется у человека, когда он не может что-то контролировать. Кроме того, страх неопределенности возникает, когда человек постоянно думает о будущем и готовится ко встрече со страхом. Тогда мы тратим много своих ресурсов, чтобы к этому подготовиться и избежать неприятных сюрпризов. При этом все плохое, что мы придумали, может даже не произойти. Что и произошло с коммунизмом и, вероятно произойдёт с капиталистическим просвящённым гумманизмом. Почему "вероятно"?
Я бы уточнил: вероятно произойдет, если психоги, социологи, политологи не разберутся с трансляционной (переносной) и поворотной (вращательной) симметриями. Но вот в чем дело! Дело в том, что разобрамшись, они обнаружат, что они на хрен уже не нужны. Потому, что... Вот прикиньте... Ввели в теорию государства и права понятие "решетка" (государства). Просто по аналогии с упомянутой выше "Кристаллическая решётка". А это - вспомогательный геометрический образ, вводимый для анализа строения кристалла. Решётка имеет сходство с канвой или сеткой, что даёт основание называть точки решётки узлами. Решёткой является совокупность точек, которые возникают из отдельной произвольно выбранной точки кристалла под действием группы трансляции. Это расположение замечательно тем, что относительно каждой точки все остальные расположены совершенно одинаково. Применение к решётке в целом любой из присущих ей трансляций приводит к её параллельному переносу и совмещению. Ввели и всё... И государство, при соблюдении применения последовательно трансляций и поворотов лишается необходимости роли личности во власти. Усё будет работает само собой. Дело только как в анекдоте про Киссенджера, которому приписывают владение в молодости Библейским зоопарком.
Уж правда или нет - не знаю. Но говорят, что Генри Киссинджер - американский государственный деятель, дипломат и эксперт в области международной политики, имел зоопарк, в котором звери и атракционы как-то перекликались с библейским историями. На страницах Ветхого и Нового Заветов - сотни упоминаний самых разных животных. Мир зверей и птиц существует в Писании в тесной связи с человеком и общении с ним. Адам нарекает животным имена, Ной бережно заводит их в ковчег, в псалмах и книге Иова звери и птицы прославляют Бога, напоминая человеку о величии и премудрости Творца. И начиная с первых страниц книги Бытия Библия предлагает нам зоологические такие загадки. Ну типа "Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его?" (Иов 40:20-21). Или - Исаия 11гл. 6-9 ст.: "Волк временами будет жить рядом с ягнёнком, леопард будет лежать с козлёнком. Телёнок, молодой гривастый лев и откормленное животное будут вместе, и маленький мальчик будет водить их. Корова будет пастись с медведицей, и их детёныши будут лежать вместе. Лев будет питаться соломой, как бык. Грудной младенец будет играть над норой кобры, и ребёнок, отнятый от груди, протянет руку к норе ядовитой змеи. Не будут причинять вреда и не будут ничего разрушать на всей моей святой горе, потому что земля будет наполнена знаниями об Иегове, как воды наполняют море". Или, например, в повествовании о сотворении мира дважды упоминается о создании рептилий: в первый раз из воды, во второй - из земли. В русском синодальном тексте они переведены как "пресмыкающиеся" и "гады". Сложность для толкователей вызывает и то, что далее Господь даёт человеку власть "над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле" (Быт. 1:26), но не над пресмыкающимися, явившимися из воды (для них в языке подлинника употреблено другое слово).
Так вот, самым интересным в зоопарке Киссинджера самым популярным атракционом была клетка, в которой жили лев и ягненок. Когда Киссенджера спросили как же ему удалось "ужить" жертву и насильника. А напомню такую трактовку: лев и ягнёнок означают Христа, ягнёнок - жертва Христа, лев - как царь. То Генри Киссинджер ответил:
- Просто надо вовремя кормить льва.
Вот и с фашистами и прочими поборниками "национальных госоударств"... - Кого-то в детстве надо "правильно кормить". А во взрослом возрасте еще и не "подкармливать" их детский неврозы. И тогда... и на хуй будут не нужны ни государства, ни нации, ни грёбанный патриотизм - что еще та "детская травма", если разораться.