Сфинкский : другие произведения.

Бессознательное в русской идее

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Подозреваю, что сие эссе написано сумбурненько... Но как есть. Концепция просматривается. Записал всё в порядке следования мыслей за затянувшимся завтраком.
  
  Открыто для исправлений, пояснений и пр. Да! Много места свободного оставлено для осознания читателей:))) Таки выводы каждый должен делать сам.
  
  Итак... Бессознательное в русской идее.
  
  Непосредственно сам термин "русская идея" введён Фёдором Достоевским в 1860 году. Он стал частью мировой философии после чтения доклада философа Владимира Соловьёва "Русская идея" в Париже в 1888 году. После Октябрьской революции идеология национализма развивалась русской эмиграцией. Ряд авторов внёс как апологетический, так и критический вклад в понимание русской национальной идеи: Иван Ильин, Иван Солоневич, Николай Бердяев, Николай Трубецкой, Георгий Федотов, Николай Устрялов и др.
  
  В целом и общем, русская идея, рассматривается в качестве обращённого в будущее общественного идеала и должна пониматься более узко и определённо, как конкретизация "субъекта русской культуры и государственности".
  
  Рассмотрим эту мысль в философии Бердяева.
  
  У него основополагающим понятием для характеристики русской идеи служит "коммюнотарность" (от франц. commun - община, коммуна), им охватывается как (прежде всего) религиозное, так и мирское содержание понятий "общинности" и "соборности", что резюмируется в идее Богочеловечества. Коммюнотарность антииндивидуалистична. Тут надо заметить: концепция проста: государство-империя, анти-индивидуалистична. Но это концепция фашизма. Для Муссолини не существует в человеке ничего, в отрыве от государства.
  
  Давайте разбираться... Потому что эта концепция начинает заново рулить в мире по мере того, как ультрапавая политика набирает постепенно вес в Европе, прижилась в России и, нле иисключено, что с Дональдом Трампом совершит революционный переворот в США.
  
  Но давайте поговорим о Бердяеве... То как его бросало из стороны в сторону в философии напомиинает мне и "качку" новой российской идеологии.
  
  Что является главной чертой философии Н Бердяева?
  
  Сам Бердяев оценивает следующим образом: "Моя философия есть философия духа. Дух же для меня есть свобода, творческий акт, личность, общение любви. Я утверждаю примат свободы над бытием.". Если шо - Дух: философское понятие, обозначающее и нематериальное начало и оживляющая сущность внутри людей и высшая способность человека, благодаря которой возможно самоопределение личности. Ну а открыл свободу Духа, как непреложный закон Творца, Гегель. "Философия духа" - заключительное произведение, вошедшее в гегелевскую фундаментальную "Энциклопедию философских наук". А суть Закона Творца по Гегелю в том, чтобы понять и выразить истинное не как субстанцию только, но равным образом и как субъект. Субъект в философии, если шо, - носитель действия, тот, кто (или то, что) познаёт, мыслит или действует, в отличие от объекта (как того, на что направлены мысль или действие субъекта), в психологии - активное самосознающее начало душевной жизни, которое противопоставляет себя внешнему миру и своим собственным состояниям, рассматривая их как объект, а в логике субъект это - подлежащее суждения, предмет, о котором что-либо утверждается или отрицается. Так вот в логике философии Гегеля утверждается, что Дух имеет три формы: душу, сознание и разум. Но самая фишка Гегеля в том, что бессознательные формы субъективного духа полностью охватывают проявления души.
  
  Разумеется, философия Гегеля традиционно воспринимается как апофеоз рациональности, предоставляющей право на истину исключительно разуму. Что касается бессознательного, то его, как правило, в этой системе не ищут в силу априорной уверенности в том, что оно не может играть здесь никакой положительной роли. Однако это не совсем так. Наиболее наглядно это проявляется в знаменитой гдегелевской "хитрости разума", состоящей в том, что подлинно разумное содержание истории создается людьми бессознательно: "...живые индивидуумы и народы, ища и добиваясь своего, в то же время оказываются средствами и орудиями чего-то более высокого и далекого, о чем они ничего не знают и что они бессознательно исполняют" (Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории, с. 77).
  
  Улавливаете?
  
  Вообще, термин "бессознательное" используется в философии, пораньше чем в психологии и психоанализе (истоки идеи бессознательного можно усматривать в учении Платона о познании-воспоминании), но для нас сейчас важно, что речь поидет не столько о природе бессознательного, сколько о совокупности психических и духовных процессов и явлений, не входящих в сферу сознания субъекта, то есть в отношении которых отсутствует контроль сознания.
  
  Давайте уравняем "свободу" духа Бердяева с "бессознательным" Гегеля, следом уравняем "суверенитет государства-нации, суверенитет народа в государстве, сувииренитет личности, суверенитет этноса, о котором не додумался Лев Гумилев (у него, кстати, декларируется приоритет нации (этноса) над личностью (что кто догадывается вносит забавную отсылку к нацизму), суверенитет разума, рассмотренном применительно к истории)... и всё это с учетом авторитета Гегеля в философии, бессознательно...без Бога. С ним... разумно. Немного отличается от парадигмы психоанализа Фрейда - у него выстроен не пирамида с Богом, а скорее - круг, полноту которого замыкает коллективный невроз, вызванный обстоятельствами, сходными с теми, которые вызывают детский невроз, тогда как Бог - это просто иллюзия, основанная на желаниях человека.
  
  Ну так вот, если Бог - это субъект в религии, нация в нацизме, государство - в фашизме, мииссия народа или этноса - у Бердяева и Гумилёва, соответственно, то в психоанализе субьъет - это бессознательное. И как и у Гегеля, а он фактически отрицает онтологический статус Бога в пользу "единовластия самосознания", психоанализе тоже предназначен для самопознания человеком себя. Бессознательное нейтрализуется через осознание.
  
  А вот как нейтрализуется бессознательная "свобода Духа" в русской идее - вот о чем и пойдёт речь.
  
  Как я уже говорил, истоки концепции когнитивного бессознательного (современная когнитивная наука взяла на вооружение понятие "бессознательное", трансформировав его в "когнитивное бессознательное" (как в аналитической психологии Юнга)) - в философии Платона. В античной традиции внутренний мир человека и его процессы идентифицируются с душой. По Платону деятельность души находится в сфере бессознательного, она же является вместилищем знаний человека. В момент же её взаимодействия с окружающим миром (извлечения знания) с помощью органов чувств можно говорить о сознательной деятельности. Познание по Платону это процесс извлечения неосознаваемого знания, находящегося в области бессознательного в область осознаваемого.
  
  Теперь давайте вспомним Достоевского и то как по его мнению русская душа бессознательно извлекает знания. Итак, когнитивное бессознательное рассматривается как "комплекс психических структур и процессов, который влияет на переживания, мышление и поведение, но недоступен для феноменального осознания". Среди явлений, относимых к сфере когнитивного бессознательного, можно назвать имплицитное научение, имплицитную память, подпороговое восприятие, прайминг-эф-фекты, автоматичность, экспертное знание, установку, интуитивные компоненты мыслительной деятельности. Но давайте о Достоевском, всё же. Так веселее.
  
  Феномен "русская душа" осмысляется Достоевским в контексте проблемы Россия - Европа, соотносится с важнейшими для творчества писателя темами и идеями: темой христианской веры, "русского Христа" и с "русской идеей". Впервые в творчестве Достоевского словосочетание "русская душа" появляется в романе "Идиот", оно употребляется Мышкиным, рассказывающим о крестьянине, солдате и русской бабе. Следует отметить, что герой не идеализирует русский народ, идеал "русской души" не соотнесён им ни с крестьянином, ни с солдатом, он предстаёт только в образе русской бабы - матери с младенцем. "Русской душе" свойственны крайности - мы увидели это на примере мужика, зарезавшего друга за часы, перекрестясь, и солдата - христопродавца - эти герои в силу своей слабости верят, что Бог, как отец, накажет, но простит. Парадокс состоит в том, что: они и веруют, и совершают преступление.
  
  На самом деле, мысль, как говорится, коня стоит. Она выдержана как в рамках сознательного понимания религиозной доктрины "Испытания" греческим кризисом, переводимым как Суд божий, так и бессознательного понимания термодинамики крайне-неустойчивого равновесия. Дело в том, что в состоянии предела, система начинает действовать по своим внутренним законам, но при этом она чувствительна к начальному состоянию. И если оным рассматривается Божье присутствие, то нет никаких противоречий между понятием малое возмущениие и Дух Божий. Как впрочем и гомеопатического понятия "потенция" (чудодейственная потенция, обнаруженная Ганеманом - уменьшение содержания исходного вещества в препарате, при определённых условиях усиливающие по мнению сторонников гомеопатии его действие). Как впрочем и потенцирование в математике, что есть действие обратное логарифмированию по некоторому основанию, то есть возведение в степень с этим основанием. Одним словом, пользуйся Достоевским терминологией гомеопатии и математики, то спасительна миссия русской души в русской идееи заключалась бы в том, чтобы довести душу до крайней степени что, согласно представлениям Ганемана, сопровождающееся еще и встряхиванием (или растиранием для нерастворимых веществ, таких как кварц или раковины устриц), активирует "витальную энергию" разводимого вещества и усиливает ("потенцирует") его целебные свойства. Забавно! Но никто не проводит такие аналогии. Хотя - всё строго. Истина - это аналогия с корнем.
  
  Корни представляют собой значение, которое при умножении на себя n раз в выражении произведения дает значение, называемое подкоренным выражением. Число n задается индексом в корневом символе.
  
  Как вы решаете корни с силой?
  
  Корни можно преобразовать в степени, возведя подкоренное число в степень дроби, в которой числителем является показатель степени подкоренного выражения, а знаменателем - индекс подкоренного выражения. Вот этим то и занимаются бессознательно гомеопаты, если что... И русские Достоевского - тоже. Возводят свою грешную душу в ситепень непристойности, а потом осознают это. По большому счету также поступает и психоанализ. И что самое важное понять - так поступает и история. Она бессознательно доводит любую идеологию до непристойности, а потом люди осознают, каются и т.д и т.п. Вот и сейчас поперла во всем мире ультраправая националистическая идеология... И в мире и в России. По первому кругу в моей жизни, но по второму в моей ближней памяит памяти.
  
  Цитировать забавно. Цитировать "звезду роусской философии" Николая Бердяева особенно забавно в эпоху, когда опять имеет место усиление ультраправых идей. На сегодняшний день ультраправые партии в странах ЕС - это легальные структурированные движения с идеологиями, приемлемыми для либерального европейского общества.
  
  Смотрите забавную цитату:
  
  "Фашизм есть, конечно, новая и последовательная форма демократии, когда "народ" непосредственно овладевает государством и абсолютизирует его как выражение своей собственной сущности. Фашизм противоположен не столько демократии, которая в своих последовательных формах этатична, сколько аристократизму и либерализму". - (Николай Бердяев. "Я и мир объектов")
  
  Смотрите, что он пишет тут:
  
  "Муссолини говорит, что, когда народ окончательно овладеет государством, государство не нужно будет ограничивать во имя прав угнетенной личности тех или иных социальных групп, и государство станет абсолютным. В коммунизме Маркса и в фашизме Муссолини конфликт личности и общества исчезает по тем же основаниям, это один и тот же тип с точки зрения социальной морфологии. Фашизм есть, конечно, новая и последовательная форма демократии, когда "народ" непосредственно овладевает государством и абсолютизирует его как выражение своей собственной сущности. Фашизм противоположен не столько демократии, которая в своих последовательных формах этатична, сколько аристократизму и либерализму".
  
  И вот ещё цитата... Опять Бердяев, точнее цитата Муссолини у Бердяева:
  
  "Фашизм есть один из предельных результатов демократии, обнаружение ее диалектики. Фашизм противопоставляет себя парламентской либеральной демократии, а не демократии вообще. Муссолини в своей книге о принципах фашизма решительно говорит, что фашизм есть демократия, но демократия авторитарная. Хотя это и может показаться парадоксальным и шокирует адептов стареющих форм демократии, но можно даже утверждать, что фашизм есть один из результатов учения Ж. Ж. Руссо о суверенитете народа." - ( Н. А. Бердяев "Судьба человека в современном мире")
  
  Ебать-копать!.. Дело дошло до суверенитете народа - главной изюмиинке современного ультраправого национализма. Но если у Бенито фашизм еще интернационален, в отличии от Гитлера, то добавив сюда идею соборности привеченную Бердяевым, а это утверждение, что русский народ способен войти в мировую историю при условии объединения им человечества в высшую, единую общность, получаешь своего рода миссионерский (не расистский) нацизм.
  
  Пиздец всему!
  
  И Бердяеву, но не сразу.
  
  Революция 1917 г. разрушила эсхатологический идеал Бердяева и заставила его радикально пересмотреть свои взгляды. Из христианского анархиста он превращается в государственника, защитника консервативных ценностей и социальной иерархии. В этот период его социальная философия очень близка к идеологии фашизма. Но фашизм был общеевропейским явлением и в каждой стране имел свои оригинальные версии. Евразийское течение выступало одной из разновидностей русского фашизма. Политические симпатии Бердяева сближали его с евразийским течением - ультраправым политическим течением русской эмиграции 1920-1930-х гг. Причины сближения Бердяева с евразийцами, вероятно, в крушении религиозно-мистического идеала, который владел воображением философа в годы Первой мировой войны. Под влиянием религиозного возбуждения, овладевшего частью русской интеллигенции в предвоенный период, он уверовал в близость конца истории и наступление тысячелетнего Царства Божьего на земле. Россия, по мнению Бердяева, была призвана выполнить в этом заключительном акте мировой драмы свою историческую миссию - воплотить "Русскую идею", чтобы способствовать объединению Востока и Запада в глобальном религиозно-культурном синтезе.
  
  Таким образом, евразийство становится для него моделью, на основе которой он разрабатывает свою теорию тоталитаризма.
  
  В 1935 году Бердяев пишет в "О профетической миссии слова и мысли: К пониманию свободы":
  
  "Сейчас мир делят на два лагеря - коммунизм и фашизм, и предлагают сделать выбор. Вы обязаны быть коммунистом или фашистом, вы делаетесь фашистом уже тем самым, что вы не коммунист. Под знаком этого деления в сильной степени стоял и съезд писателей. Чтобы бороться за свободу слова и культурного творчества против насилий фашизма, особенно фашизма немецкого, объединились с коммунистами. И, это, конечно, свидетельствует о политической организованности съезда, о зависимости писателей от международной политики, о прагматической полезности условной лжи. В действительности, если интересоваться чистой правдой, то нужно признать, что коммунизм и фашизм - враги, которые как две капли воды похожи друг на друга. Это явления одного порядка. Я предпочитаю коммунизм фашизму по многим причинам, но и тот и другой есть явление господства масс, выдвигающих своих вождей, есть коллективизация сознания и совести, отрицание ценности человеческой личности и свободы духа, абсолютизация государства, которое делается тоталитарным, примат государственного, экономического и технического строительства над творчеством культуры, допущение каких угодно средств для реализации своих целей. Сталинизм есть несомненное перерождение коммунизма в своеобразный русский фашизм."
  
  После окончания Второй мировой войны философ испытывает глубокое разочарование. Но кем оно не овладело? Всеми "взрослыми" дяденьками. И хотя надежда на благоприятный исход борьбы добра со злом не покидает философа до конца жизни, чувство реализма ослабляет эти надежды и веру в осуществимость "Русской идеи".
  
  
  Но давайте копать глубже. Глубже национализма - этнонационализм. И до этого уровня докопался Гумилёв. Но всё по порядку.
  
  Понятие "этничность" определяется исключительно в рамках примордиалистского подхода (от английского слова "primordial" - исконный), который видит в этносах сообщества, создаваемые самой природой, т.е. этническая принадлежность рассматривается как столь же естественная характеристика человека, как возраст или пол. Примордиалисты видят этнические признаки устойчивыми и объективными, считая, что их можно проследить у одного этноса сквозь многие поколения. Это преставление легитимирует процесс производства и воспроизводства этнических стереотипов, утверждая неизменность этнических признаков во времени. В науке примордиалистский подход постепенно маргинализуется, придерживаясь вульгарного, биологизаторского представления об этнических связях - как о связях, основанных на кровном, генетическом родстве. Культурный фактор учитывается, в основном, только тогда, когда кровно-родственный подход не может быть применен или приводит к неудовлетворительным результатам.
  
  Здесь стоит оговориться, что ультраправая идеология в значительной степени иррациональна, в ней мало четких идей и жестких мыслительных конструкций, а посему она постоянно корректируетсяв зависимости от привходящих обстоятельств.
  
  Недостаток рациональности компенсируется за счет элементов романтизма, дарвинизма и даже мистицизма, которые заполняют концептуальные пробелы и усиливают эмоциональное переживание тем, связанных с этничестью. Поэтому для этнонационалистического дискурса характерно использование эмоционально нагруженных терминов и словосочетаний, религиозной и околорелигиозной риторики, отсылок к прошлому, к традициям и предкам, оперирование категориями, свойственными скорее животному миру ("ареал расселения", "скорость размножения", "борьба за пищу").
  
  Примером антирациональной поэтичной риторики, способной заполнять интеллектуальные пробелы, могут служить доводы, которые Александр Проханов привел для опровержения стереотипа о русской лени в эфире радио "Эхо Москвы": "Емеля обладал искусством телекинеза, телепортации, он заставлял двигаться предметы, даже такие большие, как печи. Смейтесь на здоровье - это особая магическая технология, известная в Древней Руси, с помощью которой двигались горы, менялись реки без атомных взрывов. Емеля был типичным представителем - русский маг".
  
  Теперь дошла очередь до Гумилева. И сразу предупрежу - жо коммунистов "позднего розлива" и "путинистов "нового". Вы вскоре поймете.
  
  Теории Гумилева стали стандартом для поколения российских консерваторов, усмотревших в них рецепт для сплава национализма и интернационализма в основополагающую идею превращения Евразии в единую политическую структуру, более-менее в границах СССР.
  
  В 1970 году Гумилев опубликовал статью в журнале "Природа", изложив идею "этноса" - нечто похожее на нацию или этническую группу. Он считал этнос базовым элементом мировой истории и называл национальную или этническую принадлежность универсальным явлением, что свидетельствует о ее глубокой основе. Опираясь на разработанные в лагере теории, Гумилев говорил, что этническая идентичность была не социальным явлением, а биологическим инстинктом, требующим приобрести стереотип поведения в начале жизни. Он говорил, что не бывают людей вне этноса, и любой, кого ни спроси, ответит без колебаний, что он русский, француз, перс, масай и т. д.
  
  Гумилев считал существование этноса результатом проявления пассионарности, инстинкта самоотречения. Этнос от простой смеси языков, религий и исторических опытов отличает наличие общей цели и готовность пожертвовать собой во имя ее достижения. Он говорил, что этнос начинается с действий небольшой группы пассионариев.
  
  Гумилевское евразийство, модное слово в официальных кругах, вдохновило путинский Евразийский союз, о котором он рассказал впервые в 2011 году, через неделю после того, как заявил о намерении вернуться на пост президента. Путин сказал, что Россия объединится с другими бывшими советскими республиками в новый союз, не похожий на предыдущие.
  
  Видно, что политические взгляды формировались в конце 80-х. Это время, когда политические взгляды Гумилева начали придавать в идеологическом смысле легитимность национализму, выросшему из коллапса коммунизма , придав научную (или псевдонаучную) основу для многих теоретиков национализма.
  
  Самым влиятельным другом Гумилева, неоднократно встававшим на его сторону в жестоком противостоянии с другими учеными, был будущий известный консерватор, в 1970-х годах занимавший влиятельный пост в Президиуме Верховного Совета - Анатолий Лукьянов. Постепенно он стал председателем ЦК и председателем Президиума.
  
  Лукьянов защищал Гумилева. Конфликты в академических кругах часто решались по звонку председателя Президиума Верховного совета или председателя ЦК. "Я всегда мог позвонить ленинградским чиновникам, создававшим помехи работе Гумилева, и они бы послушались меня, - говорил Лукьянов. - Это было не ради демонстрации моей силы, просто я понимал значимость работы Гумилева".
  
  Для Лукьянова теории Гумилева представляли собой нечто совершенно новое - не марксизм и не национализм, а некий сплав национализма и интернационализма, с неосознанной симпатией к народу Советского Союза, к тысячелетнему единству внутренней Евразии и с тайным недоверием к Западу.
  
  А Л. Н. Гумилев отстаивает идею о "праве каждого народа" оставаться самим собой и сохранять культурные традиции, унаследованные от предков, т. е. то, что можно образно назвать "душой народа".
  
  Собственно, об этом и современный ультрправыйнационализм. Но в путинском розливе он имеет еще и геополитические ограничениия. Мало быть государством -нация и иметь сувербенитет этноса, так еще надо и геополитическое понимание многополярности в геополитической системе. Тоже верно, но как вы понимаете довести это до понимания можно только через кризисы. В общем-то верно. Кое-кто огребет пииздюдей как "русский мужик" Достоевского и одумается. Но огребет. Причем миссионерская "русская идея" тут лучше описывается мыслью Иоганн Гёте в "Фауст": "Я "".
  
  И это, конечно же имеет отношение и к бердяевскому и достоевскому решению проблемы народа как субъекта национальной культуры. Русский народ - "часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо". А патриоты ещё бочку тянут на новую постановку! Не понимают бессознательное в русской идее.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"