Каждый из нас недоволен сложившейся ситуацией по-своему.
Нет, ребята, все не так.
Все не так, ребята!
В. Высоцкий.
1. Прелюдия.
Замечание.
Ежели Прелюдия покажется читателю скучной и занудной, он может сразу перейти к п.2 "Начало" и начинать читать оттуда.
Я как-то подумал. Подумал и забыл. А потом опять подумал, и раз и другой, - и вот
о чем:
если оглянуться назад и спросить себя: как я относился к жизненным перипетиям - ведь говорит народ "жизнь прожить - не поле перейти", так как я оценивал все происходившее со мной, какие оценки себе выставлял, насколько чувствовал себя на месте и "в своей тарелке" в этой жизненной каше и какие оценки себе выставлял?
И подумав как следует, понял, почему я подсознательно не любил обсуждать с собой эту тему (ну, а уж с другими и подавно) - у меня получались одни двойки, если оценивать по пятибальной системе.
Никогда (или почти никогда) на жизненных тропках, протоптанных мною и по воле родителей, и всесильного государства, и активных и пассивных, умных или дурашливых друзей и приятелей, каковых много бывает в молодости, и (что не так часто получалось) по собственной воле, я не был удовлетворен сложившимися обстоятельствами: все получалось на двойку, слава Богу, что не на кол.
Все казалось мне каким-то ненастоящим, временным и во всем был какой-то напряг, говоря словами народными - все "не как у людей".
Долгие годы жизни я не понимал, что "как у людей" - это показуха, защитная реакция от злословия, которым наши близкие, да и дальние так любят заниматься.
Но даже тогда, когда с годами я, простодушный человек, это понял и прочувствовал, и не формально, а своей собственной шкурой, это все равно не изменило выставленных мною себе оценок.
Все, мною достигнутое, все мои житейские роли, которые мы в своем социальном театре осознанно или нечаянно, несознательно исполняем: ребенка, юноши, ученика такого-то класса, студента, итак далее - мужа, если случится, отца семейства, раньше в СССР - кормильца, а при суровом капитализме как получится, у меня, как мне казалось, получались не как следует, все какое-то ненастоящее, временное и не основательное.
И так я все это расценивал и часто по этому поводу вздыхал и расстраивался.
- Эх, - говорил я себе, уподобляясь героям классических наших пьес, - непутевый ты человек!
И вот только теперь, на старости, как говорится, лет, я, наконец, понял, что расстраивался зря и понапрасну, будучи в этом смысле дурачком и наивным типом, в отличие от большинства нормальных индивидуумов, которым такие странные впечатления и в голову не приходят.
Они хватают старуху-жизнь как она есть за все ее прелести и глупостями не заморачиваются.
Вся штука в том, что жизнь - она всегда непутевая, так уж она замешана, с какого бока не подойди.
А почему так получается, как вы думаете?
Чтобы хоть немного в этом разобраться, давайте прикинем, почему человеку может казаться, что "опять все идет не так".
Похоже, это связано с вопросом, что означает для того или иного индивидуума, т.е. для нас (как в этом случае говорят), представление о том, как все должно быть "так".
Откуда мы взяли, а как оно вообще должно быть, чтобы мы сказали:
- Да, вот оно, это так!
Ответ известен: из старинных обычаев своего родного этноса, впитанных нами с молоком матери, и матери ее матери, т.е. отчасти уже генетически, из сказок, преданий, мифов, киносериалов и тому подобных сомнительны источников.
Именно поэтому, несмотря ни на что, в реальности этого вообще не может быть.
В реальности ведь все никогда не бывает "как в сказке", на то она и реальность.
А человеку, особенно в условиях комфорта, отсутствия занятости и при избытке пищи, хочется еще и сказки наяву.
Говоря честно, порой мы и сами не знаем, чего нам хочется.
Вот реалиям жизни ничего и не остается, как дать нам в лоб разок-другой.
Ну, а уж как она может быстро привести вас к общему знаменателю, не стоит и говорить.
В свете сказанного каждый из нас мог бы себе поразмыслить (если есть чем), какому именно мифу или басне не соответствует в его жизни то, что идет "не путем".
И что его главным образом удручает, и попытаться, как говорится, внести коррективы, то есть по возможности наплюнуть на это несоответствие надуманному идеалу, если, например, это не нарушает материальных основ существования.
Самое смешное в том, что я выше написал - это то, что это совет из сказки, из легенды.
Горький опыт показывает, что в реальности выполнить его невозможно.
Мы, увы, знаем, и не только по Шекспиру, что в жизни никакой Отелло с этим не справится!
Так пусть оно идет как идет, тем более, что от нас оно и не зависит.
Мы не знаем, как оно идет, куда и зачем катится.
Но, заметьте, хотим ли мы этого или нет, мы имеем в жизненной каше свой собственный частный интерес, который, собственно, нас определяет и отделяет от остальных, причем как именно и почему, большинство не представляет и об этом вообще не заморачивается.
Но и тот, кто в состоянии или по крайней мере пытается это осознать, находится не в лучшем положении, так как никакая научная классификация не помогает, и в результате он понимает еще меньше, чем обычный пополоид.
Это грустно, но это факт.
А такого рода грустных фактов на свете хоть пруд пруди!
А с другой стороны, если бы все можно было как-то понять и объяснить с логических позиций и, так сказать, истолковать до конца - это ж было бы неинтересно!
Исчезла бы таинственная и непостижимая и неуловимая суть жизни и вообще существования всего на свете.
То есть что?
А вот - главное в жизни - это ее удивительная таинственность!
Пусть так, но хотя она и не укладывается ни в какие схемы, но какие-то правила установить надо.
Отсюда следуют сразу и прежде всего полиция, юстиция и тюрьма!
А уж потом политики и прочие бездельники - президенты, сенаторы, плясуны и канатоходцы, т.е. деятели искусства. Эти последние хотели "пробуждать в нас чувства добрые". Но когда по прошествии тысячелетий их перестали воспринимать как клоунов, они возомнили себя новыми пророками и пытаются через свои кривляния объяснить нам, наконец, что это за штука - жизнь.
Но, знаете, если я, например, не из офисного бульона бездельник и нахлебник на общественном теле, а чего-то, черт возьми, делаю и пашу как папа Карло, а потом приду домой - и смотрю на их мазню и сексуальное кривлянье - мне становится так ясно, что эта публика явно не в себе.
Очень похоже на то, что первую скрипку играют ныне шизанутые, которых величают продвинутыми.
Как бы нам всем не продвинуться!
Ребята, не будем каркать!
Бог не фраер.
Ну, а теперь спросим себя, что же нам в жизни приносит удовольствие, кроме жратвы, выпивки, комфорта и секса.
(Секус этот я намеренно поставил в конце, как очень скандального парня, который вечно и во все исторические времена выходил из всяких рамок и с которым вечно возня и неприятности по службе.)
Раньше это было бы нечто возвышенное, и прежде всего оно непременно опиралось на некоторые верования, по меньшей мере на веру в красоту и гармонию сущего.
Так что можно было получить удовольствие и без стакана, например, от музыки.
Кому от гопака, а кому и от свадебного марша.
А то и - ах! - просто от красоты природного пейзажа.
При этом, заметьте, иногда из окна квартиры он смотрится лучше, чем на поляне от костра с шашлыками.
А теперь современные толерасты и педерасты все это замарали, замазали и отменили.
А каков же их сумрачный, полубольной и шутовской наркотический мир, представить, видимо, можно по их "творениям": мрачным полутемным кинофильмам, идиотским инсталляциям вместо живописи, воплям и мычанию вместо музыки.
К этому прибавить просто нечего. От этого надо бы отнять. Но это невозможно.
Увы, похоже, друзья мои, братья и сестры, что поезд времени уже ушел.
Но может быть, следуя диалектике, он все же еще вернется по какой-то немыслимой спирали на новом уровне исторического развития?
Исторического?
А нынешние скептики от истории и философии говорят, что и по вовсе нет на самом деле никакого исторического развития, а есть, может быть, некоторое топтание среди грязи на одном и том же месте, но в разных галошах.
Стрела времени, движение вперед - все это иудейские сионские мудрецы в библии придумали.
И Карл Маркс туда же с тем же пониманием вопроса.
Боже мой! До чего же я договорился?
Надо же остановиться и перейти к чему-нибудь конкретному!
Душещипательная история.
Если оставить этот вышеизложенный (говоря канцелярским языком) текст, как он есть, и прилепив к нему заголовок, выставить на прочтение читателю (как ни мало его, а все же он находится), то большинство взглянувших бегло пробежать начало подумает: "опять хвилософия всякая" и, поди, дальше и читать не станет.
А?
Но если это всего-навсего прелюдия к некоей следующей за ним басне, обещанной читателю в заголовке, то это ж совсем другое дело!
Как говорил наш великий поэт в одном из стихотворений
- Плывем...Куда ж нам плыть?
Представляете, как велика у человека свобода воли, которая постоянно зудит и принуждает что-то сделать?
Казалось бы: отдохни, приляг на кушетку, глянь в ящик надоедный, прими, наконец, стаканчик.
Так нет!
Но, друзья мои, и прелюдия должна быть, кстати, и хоть как-то логически связана с самим произведением.
Вот одно время в операх, начиная с самого Карла Марии фон Вебера, увертюра, хоть и являлась прелестным самостоятельным малым симфоническим произведением, но содержала все основные музыкальные мотивы, которые последуют затем в самом оперном спектакле.
Правда, со временем некоторые композиторы стали пренебрегать этим правилом. Иной раз они меняли увертюры, переставляя их из одной оперы в другую.
Но не берите в голову, это я так, к слову, как говорится.
Как мне кажется, есть у человека основные свойства характера, которым он наделен от рождения, так сказать, в подарок от мамы.
И ничего с этим не поделаешь. Окружающие могут это использовать в своих интересах.
Это:
- ум или глупость,
- простодушие или коварство,
- порядочность или подлость,
- щедрость или жадность,
- доброта или злобность,
- завистливость или отсутствие ее.
Представим себе человека, который умен, простодушен, доверчив, порядочен, добрый, щедрый и лишен начисто зависти.
Где бы он был?
Ну, на том Свете - в раю.
Но на земле, наверняка, либо в местах заключения, либо содержался в одной из социальных форм современного рабства.
Для таких экземпляров дяди с Уолл-Стрита и выдумали кредит.
Ибо мир, увы, жесток.
Наш герой был более менее нормальным человеком и обладал массой всяческих недостатков, включая не только перечисленные выше, но и еще всякие прибамбасы, но он имел два главных качества из перечисленных выше:
Он был умен но, увы, неисправимо простодушен. А из этого проистекала и его честность и порядочность.
А от этого, как вы знаете, бывает много разных жизненных неприятностей и неурядиц.
Такой человек в обществе себе подобных индивидуумов никогда не займет приличной должности по службе, хоть в научном учреждении, хоть в чиновном мире, и квартирку хорошую не схлопочет, жена только рукой махнет, примолвив
- Умный, а дурак!
И с бизнесом (как сейчас нынешние) провалится. Но как умный человек, за это он и не брался никогда. Вот если только светило подмогнуть какому-либо жучку из друзей или приятелей. Будучи он молод, как и все имел множество друзей, ибо характеру был общительного. Не совсем экстраверт, но иной раз, когда дела шли не слишком плохо, близок к этому.
Кстати сказать, как и большинство у нас на Руси, выпить и закусить был он не дурак!
Ба, совсем забыл добавить: вдобавок ко всем недостаткам он был действительно щедрым человеком.
А это, как вы хорошо знаете, большая редкость.
Обычно-то мы за червонец удавимся.
В крови это у нас.
А тут - на тебе!
Ну, ближний круг и дети это знали и на этом ездили по возможности.
Трудно сказать, как сурово они к нему отнеслись бы, как бы не это.
Потому как иной раз от родственников - добра не жди. Это мы все тоже хорошо знаем.
Ба, но что это я: все "он", до "он". А как звали то его?
Правда, в советское время, при котором ему случилось родиться, не было батюшки-попа, каковой в церковной книге отыскал бы ему походящее имя.
Так что приходится делать выбор автору.
Но вот что любопытно. Подумал я (как автор), подумал - прямо хоть лезь в святцы!
Все обычные обиходные имена-то у нас библейские, просто искаженные в русском просторечьи.
Ну, например, Федор. Что это за имя? Подходит ли оно нам с вами, читатель?
Посмотрим в Википедии.
Фёдор - мужское русское личное имя греческого происхождения; восходит к греч.Θεόδωρος ("дарованный Богом", "Божий дар").
Ну, что ж, пусть будет Федя!
Феде нашему было даровано Господом Богом пожить во второй половине 20 и первой половине 21-го веков.
Выиграл он или проиграл по сравнению с другими Федорами, которым было или будет даровано пожить в другие временные отрезки нашей истории?
Этого, кроме самого дарителя, т.е. Всевышнего, никто не может знать, я думаю.
2. Начало.
Нет, не нравится мне что-то это имя.
Когда артелью шабашили, посылали Федьку за пивом.
Дело, конечно, не в этом, но как-то оно, это имя, не идет к нашей манере повествования.
Конечно, это был Боря (то есть, значит, Борькой его звали).
Борис Борисович Берухнулли.
Обратите внимание - три "Б"!
Что скажут нам на это астрологи?
Но, Боже, откуда фамиль-то такая?
Не знаю.
И вы знаете, у Бори даже приятеля-то такого Феди не было.
Максим был, Ванька-Сыч был, Феликс Абрамович был (тоже свой в доску), а Федьки не было.
А вот скажите, как авторы приклеивают имена своим героям? Где они их крестили, в какие святцы записывали?
Может, кидали бумажки с именами в шапку и просили сынишку вытащить оттуда своего заветного героя?
Конечно, рассуждая мистически, видим здесь руку судьбы.
Откуда такая фамилия, Боря точно у родителей так и не смог дознаться. Отец говорил так небрежно:
- Что-то итальянское. Видно давным-давно в Гоголевские времена заезжал к помещику в гости заезжий итальянец и ненароком поигрался с дворней.
- Может и так, - кивала мать, - бабушка слышала от прабабушки, что наша родня в дворне издавна содержалась.
Но на этом генеалогические исследовании и прерывались, поскольку после столь бурных исторических событий, которыми Россию Бог не обделил, а даже, может быть, и отпустил через меру - никаких следов и, тем более каких-либо бумаг и документов с той поры не осталось.
История-мать иной раз так бурно возьмется и все пашет-пашет, а потом вдруг плюнет и враз все бросит, так, что моментально все бурьяном зарастает. Словно и не было ничего.
Боря наш был родом-то из Боровска. Это недалече здесь под Москвой-матушкой.
Электричкой с Киевского вокзала на Калугу, Малоярославец до ст. Балабаново (прим.1час 45мин), дальше на маршрутке примерно полчаса. Итого 2. Не так-то много, но и не так мало, как посмотреть.
Если каждый день из своей Боровской халупы на работу мотать, то это накладно.
Но Боря, не будь дурак, смекнул и устроился экспедитором на складе по графику сутки-трое.
Раз в три дня прокатиться а ля турист - за удовольствие для разнообразия.
А ведь как оно все вышло-то?
Поначалу после окончания института Борис Борисович поболтался без дела годик-другой в вольном реме дома у родителей, но ведь есть-пить-то надо.
И вот папе Берухнулли не без труда и при помощи знакомств (и откатить пришлось маленько) удалось пристроить нашего героя в администрацию муниципального образования городского поселения города Боровска младшим экспертом отдела муниципального хозяйства.
Все бы ничего, но жизнь розами не везде усеяна и лукавый не дремлет.
Молодой Берухнулли постепенно увлекся своей начальницей Леной, старшим экспертом отдела, тоже еще достаточно молодой привлекательной особой.
Читатель, вероятно, уже догадывается, что Елена Викторовна однако была замужем.
Но ведь мы знаем, как молодым особам приятно внимание свежего муниципального коллеги, причем поначалу оказываемое совершенно невзначай.
Незначительная приятственная улыбка, цветочек к празднику, и т.п. и т.д.
Однажды они как-то вместе шли с работы.
Боровск не так уж велик, так что жили они недалеко друг от друга (по московским меркам) и Боря как бы даже и не провожал начальницу, а просто по дороге, и вдруг налетела неожиданная туча и ливнем полило на них. Лена этого не ожидала и по такой погоде зонтика не взяла, да и Боря тоже.
Они припустились бежать и чтобы насквозь не промокнуть забежали в кафе по дороге (замечательная маленькая кафушка, одна из трех в Боровске).
Взяли по кофе и переждали, пока ливень утихнет.
За кофием заговорились как-то незаметно о том о сем.
Вот и все, собственно.
Но случайно мимо проходила соседка и увидела, как "молодые" после дождя выходили из кафе.
Но вы же знаете соседок!
Так постепенно по воле судьбы вокруг них начала образовываться некая аура, возникать некоторый легкий водоворот общественного мнения.
А из истории известно, что постепенно в этот водоворот втягивается все больше участников, общее мнение начинает влиять и на самих актеров, и постепенно кое-кто может и утонуть.
А тут еще плюс к тому (или минус) Вася Веревочкин (муж Елены Викторовны) начал попивать. Он при этом все оправдывался, что работа такая.
Все одно к одному.
Он и до этого прикладывался к рюмке иной раз. А тут что-то пошло уж слишком круто.
Однажды в воскресенье летним утром нашей молодой муниципальной чиновнице пришло в голову пойти куда-нить отдохнуть на лоне, так сказать, развеяться от нудных коммунальных забот, купнуться и позагорать.
Хотя, собственно говоря, в Боровске это не проблема. Поскольку данное поселение городского типа по существу является большим селом с множеством лепящихся к реке там и сям домишек огородного типа (не считая разрекламированных "святых" мест, церковных сооружений и храмов).
(Любопытно, что в этом городе Боровске имеется более десятка разных улиц с советскими названиями (как и везде у нас в подобных городишках) такими, как Красноармейская, Революции, Победы и, конечно пл. и ул. Ленина.)
Поэтому когда наша героиня принялась изо всех сил будить своего благоверного, который после вечерних возлияний никак не хотел восстать ото сна, он просыпаясь начал всячески отнекиваться.
- Куда нам тащиться? - Возражал он, в каком-то смысле логично. - Вон с мамой иди на огород кусты подвязать, заодно и позагораете.
- Нет, Вася, это не то.- Возражала женская половина.- Это не то, что ты говоришь! Сам иди так-то загорать с мамой...Да и искупаться охота.
- В нашей Протве в ее воде не очень-то искупаешься! Вон под душем и приятнее и гигиеничнее. Я как раз позавчера его наладил.
Васе с похмелья так не хотелось куда-то тащиться, да и вообще мужики лежебоки в этом смысле. Им бы на рыбалку, т.е. выпить и закусить с рыбаком-собутыльником.
- Ну, не хочешь, не надо! - Резюмировала Елена, видя, что муж не поддается и даже снова плюхнулся на подушку.
- Я пойду без тебя. Мы еще вчера с Машей договорились как бы на пикник.
Последняя фраза произвела волшебный эффект.
- Пикник - это другое дело. Что ж ты сразу не сказала?
Он ожил, зашевелился и начал восставать ото сна в прямом и переносном смысле.
- Но, Вася, ради Бога, не набирайся сверх меры! А то в прошлый раз...
- Нет, Лена, нет, клянусь тебе! С меня хватит и вчерашнего. Мне надо просто прийти в себя и рассеяться. Пару рюмок максимум! ... А кто там будет?
- Маша со своим парнем, Люся из Торгового центра, ты ее знаешь, Володька Хлопов и еще кто-то, не помню.
Елена утаила, что в компании в числе "еще кого-то" будет и известный нам Боря Берухнулли.
Боря же наш в предверии упомянутого пикника находился в сомнениях и расстроенных чувствах. Ему не нравилось, как все оно складывается, не нравилось и свое двойственное положение, хотя ведь ничего, собственно, и не обозначилось.
- Зачем я согласился пойти на этот чертов "пикник", ведь ничто и никто меня не обязывало? - Терзал он себя.
Но тут же приходила и подленькая мысль "а кто тебе мешает не выполнить свое обещание и не ходить на него?"
Эта мысль почему-то казалась ему подленькой.
На самом же деле она-то и была единственно правильной.
Вот так нам всегда очень хочется влипнуть во что-нибудь.
А потом мы думаем, как это оно все опять идет не путем.
Ну оглянись Боря окрест. Нешто мало девок на белом свете?
Так нет. Подай нам чего не надо!
Итак господа, пикник состоялся.
Выбрали неплохое и не слишком замусоренное местечко на левом берегу Протвы вверх по течению, считая от центра славного городского поселения Боровск.
Казалось, Боре нечего было бояться. Все протекало очень мирно и я бы сказал дружелюбно. Погода благоприятствовала намерениям наших пикникистов.
По настоянию женской составляющей общества в употребление (по крайней мере сначала) шли только мягкие напитки.
Народ загорал, пропускал по стаканчику и трепался на разные подходящие по случаю и просто подвернувшиеся под руку темы.
Но искупаться пока что-то никто не решился, поскольку кристальная чистота воды так, чтобы близ берега все дно до каждого камушка было видно, давно уже не являлась отличительным свойством Протвы в этих местах.
Поговорили со вздохом и об этом.
Иван Семенович (старший эксперт муниципии) как человек постарше и с опытом пустился вспоминать, как он мальчишкой бывало давным-давно носился с пацанами в этих местах и как он однажды чуть не утонул в водовороте среди коряг.
- Ох, и оставалось мне от матери! Бывало, мать приходит с работы поздно, а я опять всю одежку подрал и перепачкал. Тут ей и прибраться надо и покормить нас и отвесить нам пару тумаков.
- А что ж отец-то? - поинтересовался Боря.
- Отца не было, ушел он от нас. Но я в этом тогда не очень понимал...Было-не было. Давай-ка по рюмочке.
Солнце жарило вовсю.
Марина спряталась под тень большого зонта, который Вася не без труда установил в центр довольно живописной полянки, избранной компанией для пикника.
Люська с Машей все же решились окунуться и стояли в задумчивости у края "прохладных вод".
Иван Семенович с Василием во всю сражались с костром, в котором следовало наделать углей для шашлыка, дули на него, раздувая щеки, и носились туда и сюда с "дровами" в виде палок и сучьев.
Боря с Леной тихо беседовали, присев на пенек в некоторой тени у края полянки.
- Конечно, работа у нас довольно рутинная, как Вы заметили.
- Ой, слава Богу, что хоть такая-то есть, - откликнулся собеседник, - особенно здесь, не в Москве.
- Как раньше говорили: "на местах", - усмехнулась Лена.
- Да, мне повезло сразу в двух смыслах.
- Это как?- Не поняла собеседница.
- Ну, во-первых, на работу устроился. И, во-вторых, при столь приятной начальнице!
- Спасибо за комплимент! Но Вы не задавайтесь, я ведь могу и строгой начальницей быть!
- Что Вы, Елена Васильевна! Но, честно говоря, Вы мне очень симпатичны. Я готов для Вас все сделать!
- Ну уж и все!
- Если не все, то хоть половину этого! Хотите, я буду часть Ваших бумаг редактировать, что-то переписывать, перепечатывать, копировать.
- Вообще-то я и сама справляюсь. Но все же спасибо, при случае воспользуюсь Вашим предложением.
- Послушайте, Елена Васильевна, у меня есть предложение. Что все здесь сидеть в Боровске! Давайте махнем как-нибудь в выходной в Москву, в театр!
- Борис, мне кажется вы не так много выпили? Вы не забываете, что я все же замужем?
- Ох, ради Бога, простите, простите! Не знаю, что на меня нашло. Может быть, от жары?
От этой неловкости собеседника возникла томительная пауза.
Однако в отличие от мужчин женщины умеют тактично выправить любую житейскую ситуацию.