Аннотация: ["Античная" речь, сделанная - и прочтённая - по заданию препода журфака МГУ, где я имел радость учиться.]
Григорий Неделько
Речь в защиту Раскольникова
Господа, скоро вам предстоит принять решение, которое решит судьбу, - однако я не говорю о ценной, но банальной судьбе одного человека, а о судьбе всего русского общества. Кто по-вашему этот юноша? Да, это Родион Романович Раскольников, студент и разночинец, человек, у коего практически не осталось средств к существованию и коий живёт лишь на пособия матери...
Нет, я не пытаюсь вызвать в вашем сердце жалость - не это моя задача, моя задача в другом. Вспомните, почему здесь присутствует господин Раскольников, - потому что его обвиняют в самом страшном преступлении из всех возможных - убийстве человека, но давайте заострим внимание на этом моменте.
Кого он убил? Безобидную старушку, которая не делала никому зла? Или алчную процентщицу, с чьей подачи многие, такие же бедные и умирающие с голоду студенты и безработные люди ещё больше приближались к тому краю, что мы зовём краем смерти, границей небытия? Кто, забыв самое важное для человека слово, - "сострадание", - давал в долг несчастным людям деньги под такие проценты, которые они не могли выплатить, а значит, вскоре бы непременно настал момент, когда им пришлось бы расплачиваться с сией "безобидной старушкой" собственным имуществом: убогой квартиркой, двумя обветшалыми книжками, одним сломанным стулом да небольшим поцарапанным столиком. И отнюдь не все имели, чем расплатиться, однако у них не было выхода: либо смерть, которая не принесёт ни им, ни обществу пользы, а лишь уберёт из озерца человеческого рода ещё одну - очередную - каплю, либо заём. И они выбирали последнее, ведь на самом деле выбора у них не было.
А теперь решите вот какой вопрос: когда срок возврата денег истёк, а заёмщик не в состоянии возместить долг, какое решение примет заимодавец?.. И отрабатывание долга - это самый безобидный вариант... Осознали ли вы теперь, благодаря - да, именно благодаря - кому земля русская лишилась этой "безобидной старушки", которая внутри, под ничего не значащим сором, что мы называем личностью, оказалась не кем иным, как обычным, но очень опасным животным, не обладающим человеческой разумностью, животным, желающим подчинить себе других людей и за их счёт удовлетворить свои потребности, и совершенно не те, к которым мы привыкли, а потребности, именуемые моральным и материальным превосходством. По сути "бедняки" для "безобидной старушки" не больше, чем рабы, а может, и меньше, ибо рабы, несмотря на то, что они не обладали ни правом голоса, ни каким-либо социальным статусом, воспринимались помещиками как люди, люди второго или третьего сорта, но всё же люди. Здесь же имеет место непозволительное и страшное отношение не просто к
человеку, а к тому человеку, жизнь и судьба коего полностью в твоей власти, отношение к нему как к орудию, бесчувственному и древнему механизму вроде катапульты, и вызвано было подобное отношение вовсе не необходимостью.
Да, как ни сложно это признать, но есть моменты, когда человечное обращение с человеком приносит нам лишь боль и потери, поэтому иногда нам приходится переступать через свой зрелый разум, через свои основополагающие моральные нормы, наконец, через свою волю, чтобы защитить себя и своих близких, - что поделаешь, людской род, обретя разум, не потерял вместе с тем все животные придатки и продолжает быть "стадным" существом и существом, легко подвергаемым эмоциональному воздействию. Но не для того, чтобы оберечь кого-то, давала наша "безобидная старушка" в долг деньги - мы уже выяснили истинную причину этого поступка, и он - вы не находите? - стоит на другом конце хорошего и плохого, нежели мотивации, подвигнувшие кого-то на мгновение забыть о своём человеческом происхождении, дабы явиться опорой для нуждающегося в этом.
А сейчас ещё раз проанализируем поведение господина Раскольникова, но уже опираясь на абсолютно другие, только что нами открытые факты. Также уделим внимание лёгкой эмоциональной возбудимости homo sapiens'a и задумаемся на минутку: мог ли господин Раскольников иначе отреагировать на поведение "безобидной старушки", делающей из своих заёмщиков рабов (в прямом смысле)? И не забудьте в особенности учесть тот факт, что желание свершить справедливость, естественное желание для каждого нормального человека, не отгородившегося от прочего мира эгоизмом, - так вот, это желание долгое время сдерживалось господином Раскольниковым, ибо он не был уверен в его правильности, а сомнения - ещё один признак здорового и, главное, здравомыслящего человека. В участок же после этого он не явился по двум причинам: одна - то же эмоциональное воздействие, оказанное произошедшим, - согласитесь, не всякий Божий день с живым и мыслящим существом случается то, что случилось с господином Раскольниковым, и потому, будучи всё тем же обыкновенным, похожим на нас с вами и к тому же облад
ающим тонкой психической структурой человеком, он не смог противиться своей натуре, хотя, уверен, страстно желал побороть её. И вторая причина - страх, тот страх, что порой невидимой и неизъяснимой волной накатывает на нас и укрывает в своих объятиях, - когда мы идём на работу, когда сидим дома перед камином с книжкой, когда едим, когда спим, когда встречаемся с кем-то или откуда-то уходим - всегда.
Страх нужен, потому что он рождает сомнение, а следовательно - человечность, однако возникают ситуации, когда страх не просто бесполезен, а вреден или даже опасен, но что-либо поделать с ним мы не в силах, так как, повторюсь, мы не выросли в ментальном плане настолько, чтобы контролировать любой свой эмоциональный всплеск. И, в заключение, обратимся к Лизавете, сестре так называемой "безобидной старушки": сколько ей, Лизавете, пришлось перенести горя, страданий, разочарований, сколькое она не приобрела, а навсегда утратила по вине
родной!.. Жалеть умеют практически все, а помогать - единицы. Как нам известно, господин Расколькинков тоже был неравнодушен к несчастной судьбе Лизаветы, поэтому её убийство не должно и не может расцениваться как убийство - это та помощь, на которую не была способна сама Лизавета, это было освобождение, а отнюдь не убийство, как сие воспринимают на первый взгляд. Лизавета была стеснительной и нерешительной - ей не хватило бы смелости убежать от сестры, да и, убежав, она бы, конечно, не оградила себя от нападок, издевательств и использования - использования в качестве вещи, орудия (ничего не напоминает?) - родной сестрой; а посему единственным выходом для Лизаветы являлась смерть, уход из этой реальности в другую - более справедливую.
Я уже говорил о человеческом страхе, коий как раз и мешал Лизавете вырваться на свободу, но для господина Раскольникова страх быть обвинённым в преступном деянии имел гораздо меньшее значение, чем судьба другого человека, человека хорошего и не заслуживающего той жесткости и несправедливости, с которыми он прожил почти всё отпущенное ему время. Господин Раскольников не преступник - он добродетельный герой, не побоявшийся последствий тех поступков, которые, как он верно полагал, принесли бы русскому и мировому обществу одно добро. Возможно, господин Раскольников, исполняя заветное желание Лизаветы, и совершал в некоторой степени бесконтрольные поступки, но то, что подсказало ему подсознание в отношении Лизаветы (а подсознание хранит самые важные знания и мысли, которые никогда никуда не исчезнут), - таким образом, подсказанное ему подсознанием в точности соответствовало действительности. Убеждения же господина Раскольникова и его философская точка зрения доказывают, что он неравнодушен не только к судьбе своего народа, но и к судьбе человечества в целом, ибо, сомневаясь в том, кто он: "тварь дрожащая" или "право имеет" - он сомневался также и во всех людях, ибо в своём монологе, о котором поведал нам господин Раскольников, он говорил о человеке вообще, а не только о себе. И, осуществив свою пробу, он пришёл к такому важному решению, которое, возможно, зрело бы ещё очень долго в умах и, есть вероятность, никогда бы так и не созрело.
Что же касается потерянной человеческой жизни в ходе решения этого глобального и жизненно-важного для всех вопроса, то мы уже упоминали, от кого именно избавил мир господин Раскольников. В момент же совершения "пробы" - будем называть её так, тем более что господин Раскольников сам употребил это выражение, - во время "пробы" он не мог сформулировать своё философское, так нам всем необходимое мировоззрение, хотя в тот момент осознавал его полностью и понимал всю потребность людского рода в этом мировоззрении. В душевном же состоянии господина Раскольникова виновата исключительно его и наша жизнь, описывать которую не имеет смысла, поскольку каждый из нас встречается с ней ежесекундно и повсеместно.
Итак, господа, прошу вас, вообразите, какого зла лишился мир в образе "безобидной старушки" и какого зла, имеющего тот же источник, что и первое, мной названное, сумела избежать невинная душа Лизаветы, чистая и
человечная. Теперь же представьте, что источник зла существовал бы до сих пор и, вероятно, не исчез бы вовеки веков, ибо был слишком огромен. Ответь же - не мне, а самим себе: кто заставил его исчезнуть, и кто спас бессмертную душу невиновного?
И только ответив на два этих вопроса, давайте ответ на иной вопрос, вопрос, ради которого все мы собрались, вопрос морали и сострадания, вопрос
справедливости и человечности.
XIX век
[С одной стороны, это всего-навсего ораторская речь с использованием античных ораторских приёмов, которую мне надо было написать в качестве домашнего задания по предметы введение в мировую журналистику - но с другой стороны, это философские размышления. Воспринимайте сей текст, как вам ближе.]