Все клоуны отличаются друг от друга. Ну, знаете, как семьи - по крайней мере, если верить неумирающему классику.
Есть клоуны печального образа, есть и страдающие, есть даже погибающие от свалившихся на них неприятностей... а есть абсолютно несчастливые. Настолько погрязшие в собственных вселенских несчастье, горе и слезах, что благодаря этим отвратительным, юродивым и никому не нужным и не угодным явлениям они, сторонники, работники и мастера цирка, перевоплощения и людского театра, становятся самыми радостными и удачливыми людьми на Земле. Просто-напросто выворачивают наизнанку собственную душу, чтобы раскрыться игральными - а может, гадальными - картами перед теми, для кого они не пустое место. Короче говоря, перед неравнодушными. А если ещё проще: ни перед кем...
В детстве Жоре (справка для тех, кто любит характеры и описания персонажей: Жора - весёлый белобрысый мальчик, который любит носить красную бейсболку и смешные, на два размера больше нужных ему ботинки, поскольку никакие другие его мама-уборщица на рынке достать не смогла) - так вот, в детстве Жоре очень нравилась передача "Клоунский смех". Он бы назвал её "Клоунский нос", потому что в начале, в заставке - точнее, в самом её конце, финале, - показывали крупным планом знаменитого клоуна Пятно. Ещё бы кого-нибудь интересовало Жорино мнение.
Но вернёмся к камере. В тот самый финальный момент она концентрировалась на не менее известном, чем сам клоун Пятно, круглом оранжевом носе - его запатентованном символе и фирменном знаке, марке заслуженного... да что уж там, народного артиста. Такой, знаете, не нос, а чёртово Солнце в миниатюре. Обжигающий шар. Правда, из него, если кому-то из зрителей не повезёт - а приглашать их на своё выступление Пятно очень любил, поскольку не был (во всяком случае, не слыл) мизантропом, - текла, в лучшем случае, вода. А то и что поядовитее. Жора предполагал, что сопли; зелёные такие, вязкие, вонючие... У Жоры явно было что-то с глазами, потому что Пятно никогда не использовал подкрашенные жидкости. Сопли же вовсе жидкостями и не являются. И тем не менее, предположение незаинтересованного в конечном результате зрителя могло оказаться верным... да, это отнюдь не исключено: устами младенца, как известно... Особенно если младенец этот не знает слов вроде "дистиллят"... (Умение с самых ранних лет миллиардов прямоходящих с отставленным большим пальцем разговаривать на матерном языке оставим за скобками.)
Все клоуны отличаются друг от друга. Но суть, как водится, в другом - не в том, о чём говорилось в начале, и в вещи, совершенно противоположной тому, что закладывал автор. Есть знание, а есть подсознание. Первое связано с разумом, сознанием; второе существует помимо нас. ПОДсознание. Как настоящий, человеческий нос ПОД накладным "солнечным" мягким и оранжевым шаром.
Все клоуны отличаются друг от друга... Жора не знал, что Пятно - серийный убийца. Маньяк, отсидевший в тюрьме 17 лет за массовое убийство (это если не считать множественных изнасилований - как мужчин, так и женщин). И народному ещё повезло: влепили ему не по полной, а потом вообще, невиданное дело, сжалились и выпустили на волю "за примерное поведение". Обратно к любимому и любящему людскому обществу. И, кстати говоря, его - Пятно, то есть - вовсе не оправдывает тот факт, что изначально он был категорически, неизменно и стопроцентно доказуемо НЕВИНОВЕН. Когда и кого это интересовало, скажите на милость? А, неважно...
Все клоуны... м-да... Ну вот. Вот и Жора не особенно интересовался судьбой любимого персонажа. Героя. Артиста. Актёра... Великого, можно заявить без стеснения - он сам так всегда делал, - человека. Человека с большой буквы. Артиста - тоже с большой буквы. Престидижитатора с огроменной соответствующей буковки; маг и волшебника, фокусника от сцены. Скромным Пятно никогда не был: видимо, потому и оказался в тех местах, где прокуковал почти до своего ментального совершеннолетия. Не сказать, что не слишком отдалённых, однако, не побоюсь повториться, когда и кого это волновало? Скажите на милость...
Все... Да... И вот. Он, наш Жора, просто смотрел на клоуна - и видел тоже клоуна. Всего лишь клоуна.
Не смешного дядьку, нет.
Не убийцу с топором в одной руке и фаллоимитатором - в другой.
Не мужчину.
Не женщину.
Вообще - не человека...
Он видел клоуна. Просто клоуна. Обычного, потешного, самого обыкновенного, второразрядного, если докопаться до сути - а докопаться надо! - никчёмного клоуна. Хренова смешарика. Обычного скучного и скучающего, подобно всем таким же, как он, клоуна. Клоуна, понимаете? Клоуна...
А клоуны, как известно...
Хотя кого, когда и до какой степени это волновало? Скажите на милость.