И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?
" Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано". (Матф.13:11).
Христос, на вопрос учеников о том, почему Он говорит притчами, отвечает:
" вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют". (Марк.4:11-12).
Таким образом, согласно Мессии, есть люди способные воспринимать непосредственно знания, а остальным, для передачи знаний, необходимо говорить притчами, и таких людей Христос называет внешними.
Тем кто одарён способностью понимать Христа без притч, Мессия говорит:
" Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат". (Матф.13:16).
Поскольку тех, кого Христос учит притчами, Он называет внешними, то тех, кто имеет "блаженны очи, что видят, и уши, что слышат", мы можем называть внутренними учениками Христа.
Таким образом христиан можно разделить на две группы: внешние и внутренние.
Соответственно есть и два способа передачи знаний: для людей внешнего круга и для людей внутреннего круга.
Марк пишет следующее об этих двух методах обучения, которые использовал Христос:
"И таковыми многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать. Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все". (Марк.4:33-34).
Павел также обучает в соответствии с уровнем учеников:
" И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские".
(1Кор.3:1-3).
Следовательно Павел подтверждает существование двух видов учеников: духовных и плотских, а методы обучения апостол образно называет "молоком" и "твёрдой пищей"
Апостол следующим образом определяет плотских христиан:
"Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете? Ибо когда один говорит: "я Павлов", а другой: "я Аполлосов", то не плотские ли вы?". (1Кор.3:3-4).
Павел упрекает внешних, плотских верующих в том, что они раскалывают Церковь:
" Ибо от Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры.
Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов". Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?".
(1Кор.1:11-13).
То есть, различные секты, течения и направления, разделяющие единую церковь Христа, создаются внешними, плотскими христианами.
Апостол учит:
"Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь". (Кол.1:24).
Церковь это Тело Христа, поэтому люди внутреннего круга понимают, что создавая различные течения в христианстве, мы разделяем Тело Христа, а этого ни в коем случае делать нельзя!
Внешних Павел называет не только плотскими, но и душевными:
"Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская
ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое". (Иак.3:15).
Действительно, мы видим, что представители различных направлений в христианстве, расколов единую Церковь Христа, так и не смогли объединить верующих и вот уже на протяжении многих веков продолжают доказывать друг другу свою правоту, и о таких христианах апостол говорит:
"Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа". (Иуд.1:19).
Нам необходимо не разделять верующих, а объединять, поскольку:
"Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом". (1Кор.12:13).
Церковь Христа это собрание верующих обретающих единство в Духе.
Павел раскрывает сущностные различия между внешними и внутренними учениками:
"Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно".
(1Кор.2:14).
Христос объясняет:
"потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите,
ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их". (Матф.13:13-15).
Почему же огрубело сердце людей, сделав их внешними - глухими и слепыми в восприятии истины?
Находим ответ в Писании:
"А их идолы - серебро и золото, дело рук человеческих.
Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят;
есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют;
есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят; и они не издают голоса гортанью своею.
Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них".
(Псалм.113:12-16).
Люди надеющиеся не на Творца, а на идолы - слепые и глухие материальные ресурсы,обретают подобие своим идолам, то есть становятся слепыми и глухими в восприятии истины.
Возвращаясь к тому, что Спаситель называет людей внешними, необходимо привести несколько выражений Христа, которые могут внести ясность в смысл этого слова:
"а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов".(Матф.8:12).
"Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов". (Матф.22:13).
"а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
(Матф.25:30).
Тьма внешняя это всё то, что находится вне Бога. Следовательно, если внешнее есть тьма, то внутреннее - всё то, что в Боге, есть Свет.
Поэтому и существует термины сыны света и сыны ночи.
Павел говорит:
"Ибо все вы - сыны света и сыны дня: мы - не сыны ночи, ни тьмы".
(1Фесс.5:5).
Иоанн раскрывает нам главный признак сынов света, людей внутреннего круга:
"Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме".(1Иоан.2:9).
"Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна".(1Иоан.2:10).
Почему же люди внутреннего круга, в отличии от внешних, плотских, душевных, одарены Богом способностью понимать суть учения?
Находим ответ в Писании:
" если будешь призывать знание и взывать к разуму;
если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище,
то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге.
Ибо Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум".
(Притч.2:3-6).
Богопознание это и есть главное сокровище духовных людей, то сокровище, которое они ищут всю свою жизнь.
Христос говорит:
"Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят".
(Матф.7:6-7).
Внутренние люди ищут Богопознания и находят Его.
Внешние люди не ищут Богопознания и не находят Его.
Итак каждый, жизненные ценности которого находятся не в Боге , а вне Бога, тот и есть внешним человеком, поскольку сокровища, которые он ищет, находятся вне Бога.
Соответственно внутренним человеком есть тот, для кого все его сокровища - жизненные цели не вне, а внутри Бога.
Кто что ценит, то и ищет; а что ищет то и находит!