Я знал людей, жизнь которых в безмолвии напоминала фильм ужасов. Вернее они сами сделали её такой, поскольку совершенно неверно понимали следующие слова из Евангелия:
" Весь мир лежит во зле".
Они убедили себя в том, что весь объективый мир, всё окружающее пространство наполнено не Богом, а силами зла, которые, со всех сторон кольцом, окружают их, пытаясь разрушить и плоть и душу.
А ведь есть известное выражение, раскрывающее один из фундаментальных законов мировоззрения:
" По вере вашей да будет вам".
Вот люди, своей верой и сформировали, соответствующую их убеждениям, окружающую атмосферу, совершенно невыносимую для жизни.
Кстати, само слово атмосфера состоит из двух слов: сфера и атма.
Атма это слово из санскрита и значит оно душа, а сфера это шарообразная часть пространства.
Следовательно атмосфера это сфера атмы, пространство души. И это пространство мы наполняем своими мыслями и эмоциями, то есть сами формируем, лично создаём качество окружающего нас мира.
Смысл выражения "весь мир лежит во зле", много веков тому назад, раскрыли древние христиане.
Климент Александрийский писал:
"И мир который весь во зле лежит означает не творение, но мирских людей, живущих вожделениями".
Дидим Слепец
"Мы знаем, что эти слова, сказанные о мире, подразумевают дурных людей".
То есть, не весь окружающий нас мир лежит во зле, а внутренний, субъективный мир грешников лежит во зле, но этот мир не вокруг нас, а внутри грешников!
Таким образом, нам следует всегда помнить, что Бог вездесущ, а это значит, что свет и любовь Бога всегда и везде и вне нас и внутри нас.
Такая мысль поможет нам создать созидающую благоприятную и благополучную атмосферу для духовной деятельности.
Для этого, лучше всего выучить наизусть следующие строчки из Писания, и при необходимости, произносить их вслух или про себя.
"Дух Господа НАПОЛНЯЕТ вселенную и, как ВСЕ ОБЪЕМЛЮЩИЙ знает всякое слово".(Прем. Сол.1:7).
"Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? Говорит Господь. НЕ НАПОЛНЯЮ ли Я небо и землю?". (Иер. 23:24).
Вывод из этого урока в том, что ни в коем случае не следует, на все сто процентов, доверять собственному уму в толковании Писания, а всегда непременно изучать труды братьев - христиан, что позволит избежать самообмана и многих деструктивных, разрушающих нас заблуждений.
Возвращаясь к воспоминаниям о первых шагах в практике "трезвения ума", помню у меня возникла внутренняя необходимость к осмыслению и раскрытию значения самого этого термина.
То есть возникло твёрдое внутреннее желание вначале глубже раскрыть понимание словосочетания "трезвение ума", а затем уже приступать к практике, теория которой подробно изложена в работах выдающихся исихастов.
Вот над этим я и трудился на первых порах.
Конечно трудом это называть не совсем верно, скорее в данном случае будет более уместно говорить не о труде как усилии, а о занятии любимым делом.
Размышляя над значением слова "трезвение", у меня вначале, почему-то, возникли образы двух состояний ума как пьяного и трезвого человека.
Различие в том, что физиологическое опьянение вызвано употреблением алкоголя, а ум может быть опьянен животной страстью, слепой ревностью, ненавистью, местью, жаждой власти и тому подобным. Но вот последствия и физиологического и ментального пьянства едины в своих разрушающих последствиях.
Беда в том, что последствия физиологическое опьянения человека могут быть нейтрализованы обществом - трезвыми людьми, которые примут надлежащие меры по усмирению дебошира и принудительном его лечении.
А вот кто нейтрализует последствия пьяного ума человека, если подавляющее большинство людей сами нуждаются в помощи?
Трезвых умов единицы!
Получается, что "трезвение ума" это процесс вывода ума из безпробудного многолетнего запоя ложной информацией и возвращение его в естественное, нормальное, здоровое состояние.
Естественное значит созидающее. И это состояние изначального ума, такого ума, каким его создал Бог!
Следовательно трезвение начинается с прекращения употребления ментального алкоголя. Что такое ментальный дурман, вызывающий наркотическое опьянение ума?
Всё, лишённое слова Божьего!
Значит чтобы протрезвиться умом, прозреть, подняться из грязи, вернуть свой человеческий облик необходимо обеспечить ум здоровой и полезной пищей.
Где найти эту пищу?
Христос учит:
" Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда".
(Ин 6:35).
"А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную". (Ин.4:14).
Христос есть Слово Бога, следовательно живая вода и хлеб жизни это Учение Христа. "Трезвение ума" это процесс познания Слова Божьего, Которым есть Христос! Только так можно выбраться, вывести ум из многолетнего безпробудного пьянства.
Трезвый ум это чистый, светлый ум.
Для обретения чистоты необходимо очищение.
Христос утверждает:
"Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам". (Ин 15:3).
Что это за слово?
"Освяти их истиною Твоею; слово Твоё есть истина". (Ин. 17:17).
Слово Бога, Христос есть Истина очищающая и, соответственно, исцеляющая наш ум!
Но правильное питания ума состоит не в том, чтобы несколько раз за день прочитать Писание, а в остальное время не вспоминать о прочитанном.
Питание ума Хлебом Жизни - Словом Божьим состоит в непрерывном удержании внимания на цитате или слове Христа.
И вот тут начинается проявление нашего внутреннего, сокровенного человека!
Читая Евангелие, вдруг ясно, каким-то чудесным образом, воспринимаешь или осознаешь, что некоторые слова Спасителя имеют особенное воздействие.
Определённые цитаты обретают какую то потрясающую глубину и именно эти цитаты, подобно духовному магниту манят к познанию и раскрытию их сокровенного смысла.
Такое впечатление, что кому-то внутри моего сердца, особенно приятны и важны именно эти слова. То есть, внутренний человек радуется истинной пище - Хлебу Жизни, Христу. И эта радость его усиливается в те моменты, когда я читаю самые важные, самые необходимые, именно сейчас, для него слова Спасителя ...