Читая Евангелие понимаешь, насколько мало мы знаем о самих себе - о человеке.
Тема смерти человека также является загадкой для нашего разума, но, благодаря словам Христа, у нас появляется возможность чуть-чуть приблизиться к разгадке этой тайны.
Прежде чем вести речь о смерти человека, нам
необходимо прояснить вопрос о том, что есть человек в контексте учения Христа, то есть - раскрыть знание о строении человека.
Христос говорит:
"Дух животворит; плоть не пользует нимало". (Ин 6:63).
Апостол Иаков утверждает:
"Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва".(Иак 2:26).
Ясно, что плоть жива благодаря присутствию духа, который и животворит её, то есть оживляет, делает живой.
Плоть мы получили от плотских родителей, а дух?
В послании к евреям, Павел утверждает:
"Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?"(Евр.9.12).
Наш дух, наше "я" сотворено Богом.
Таким образом мы можем сделать вывод, что каждый из нас есть дух, созданный Богом, пребывающий в материальной плоти, которая досталась нам от родителей.
То есть, другими словами, каждый из нас есть воплощённый в материальное тело дух.
Мы не будем рассматривать вопрос о причинах вызвавших воплощение нашего духа, нашего "я" в материю, поскольку это тема отдельного разговора, но заметим только одну весьма важную деталь: воплощение духа в плоть не значит, что дух находится в плоти, а значит только то, что восприятие духа погружено в материальную плоть.
По сути дух есть воспринимающий, то "я" которое воспринимает всё, что доступно его восприятию.
Это "я" воспринимает плоть, и посредством плоти объективную действительность и реагирует на то, что воспринимает.
Это "я" и животворит плоть, делая её живой.
Теперь о смерти
Если человек это дух и плоть, соответственно есть смерть духа и есть смерть плоти.
Действительно, исследуя слова Христа, мы можем обнаружить сведения о двух видах смерти.
Вспомним следующую фразу Спасителя, которую Он произнес в ответ на просьбу ученика отпустить его похоронить отца:"Оставьте мертвым хоронить их мертвецов!".
То есть, Христос называет мертвецом и человека, плоть которого умерла, и тех, чья плоть жива и здорова, но несмотря на их живую плоть, Учитель всё же называет их мертвецами.
Как мы уже выяснили, человек есть сочетание духа и плоти, следовательно Христос называет мертвецами тех, чей дух мёртв.
Сразу необходимо обратить внимание на следующий факт: если плоть умерла, то она просто распадается и рассеивается в окружающем пространстве, а вот смерть духа не значит, что дух исчезает, нет, дух продолжает жить. Ведь те, кого Спаситель назвал духовными мертвецами жили, воспринимали и реагировали на воспринимаемое.
То есть смерть духа это не исчезновение и прекращение бытия, а нечто иное.
В притче Христа о блудном сыне мы находим ответ на наш вопрос о том, что есть смерть духа, смерть нашего "я" , которое и животворит нашу плоть.
Вот основная часть этой притчи:
"У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся".
В притче отец это Бог, а блудный сын это человек - сын Творца.
Вспомните, Христос утверждает:
"Бог есть дух".(Иоан.4.24).
Бог есть дух безтелесный.
Бог безтелесен.
Бог создал по образу и подобию сына - человека.
Если Бог есть Дух, а сын создан по образу и подобию, значит и сын есть дух безтелесный.
Дух, он же человек, покинувший единство, отпавший от Отца и от своих братьев - сынов Божьих, назван в притче мертвым, а вернувшись из блужданий - заблуждений и восстановив, возродив своё единство обрёл жизнь и назван Отцом живым!
Итак, потеря духом человека целостности - единства со своим источником - Творцом есть смерть духа, духовная смерть.
Возрождение целостности, связи с Отцом есть обретение жизни.
Если Бог вездесущ и наполняет Собой всё мироздание, то где же блуждал блудный сын Его?
В своих заблуждениях!
Разум отпавший от своего Источника - Высшего Разума не лишён своей врождённой функции - творить, но поскольку потеряна связь с Богом, с Любовью и Светом, то заблудший разум творит свой мир, мир без любви и света - мир страданий.
Со временем - вкусив горькие плоды собственного творчества, разум - дух - человек возвращается домой, на родину - в Царство Царство Любви и Света.
Подводя итоги, можно предположить, что наша цель в этом мире не только в том, чтобы заботиться о своем теле, которое мы всё равно оставим, но, прежде всего - в возвращении нашего духа, нашего "я" Домой?!
Возможно именно поэтому, многих из нас, со временем тянет на родину, но приехав туда мы все равно не находим покоя.
А может это наше "я", наш дух зовёт нас на нашу истинную РОДИНУ - в состояние счастья?