В истории христианства были многие тысячи случаев, когда верующие оставляли свои семьи и уходили из родного дома искать Христа и Царство Небесное, оправдывая свой поступок следующими словами из Писания:
"И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную".( Мф 19:28).
Например у человека могут быть больные или
преклонного возраста родители, младшие братья и
сёстры, нуждающиеся в материальной поддержке, но он, несмотря на такие семейные обстоятельства, полон твёрдой решимости посвятить себя Богу, что в его понимании значит - уйти в монастырь или стать отшельником. И такой поступок, по его глубочайшему убеждению, является великой жертвой Богу.
Имеет ли право христианин уходить из дома и оставлять на произвол судьбы своих родных и близких?
Рассмотрим некоторые цитаты из Писания, которые имеют непосредственное отношение к данной теме.
Апостол Павел утверждает:
"Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу". (1Тим 5:4).
"Если же кто не заботится о своих родственниках, и прежде всего о своей семье, тот отрекся от веры и хуже неверующего". (1Тим. 5:8).
Оказывается, что бросить семью и отправиться восвояси значит стать хуже идолопоклонника, поэтому ни о каком успехе, на поприще богопознания, и речи быть не может!
На первый взгляд кажется, что мы пришли к противоречию, поскольку
с одной стороны Писание требует от нас оставить всё и отправиться на поиски Христа, а с другой - Евангелие очень строго велит нам заботиться о близких и родных!
Возможно ли человеку выполнить эти две заповеди и не нарушить ни одну из них?
Конечно!
Главнейшее предназначение человека Спаситель выразил в следующем предложении:
"Ищите прежде Царствия Божьего, а остальное вам приложится".
Допустим человек принял верное решение - посвятить свою жизнь поискам Царствия Божьего.
Где же ему искать это Царство? Куда именно отправляться на поиски?
Отвечает Христос:
" Царство Божие внутри вас есть".
Если Царство Небесное внутри нас есть, значит идти то никуда и не надо, поскольку оно не во внешней реальности, а во внутренней - в нашем сознании.
А Христа где искать?
Христос утверждает:
"Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною".
Тихон Задонский объясняет:
"Успокой и утишь ум и сердце твое от похотей плотских и шума мирских вожделений. От всего этого отвратись и внимай Ему одному. Тогда воистину познаешь, что Он возле тебя стоит и стучит в двери сердца твоего... Ищи везде Того, Который везде есть, и, оставив всё, одного Его ищи. И тогда непременно найдешь".
"Оставив всё" - значит оставить всё греховное, то есть всё кроме заповедей Господних, одна из которых как раз и требует от нас заботится о родных и близких людях.
Таким образом ясно, что и Царство Божие и Христос находятся во внутреннем мире человека, а значит нет никакой необходимости искать эти сокровища в объективной реальности.
Тем же, кто собирается искать самого Бога, крайне важно знать следующие цитаты из Писания о том, где именно можно Его найти.
В книге Деяний святых апостолов, читаем:
"Однако Всевышний обитает не в доме, построенном руками человеческими, ибо, как говорит пророк: "Небеса - Мой престол, а земля - подножие Моё. Какой дом вы построите Мне? - говорит Господь, - или, где место покоя Моего? Не Моей ли рукой сотворено всё это?" (Деяния гл.7).
"Так как Бог, сотворивший мир и всё, чем полон он, есть Господь небес и земли, то Он не живёт в храмах, построенных руками человеческими, и не руки человеческие служат Ему службу, ибо Он никогда ни в чём не нуждается. Это Он даёт всё человеку - и жизнь, и дыхание...
...Чтобы они искали Бога; и возможно, они устремятся к Нему и найдут Его: ведь Он так близко от каждого из нас. Ибо в Нём мы живём, и движемся и существуем". (Деяния гл.17).
Бог вездесущ, поэтому понятно, что искать Его можно независимо от местопребывания нашей плоти.
Почему же так важно быть милосердным и заботиться о родных и близких?
Милосердие это высочайшая форма проявления любви.
А вся суть учения Христа сосредоточена в двух заповедях.
Первая - любить Бога, и вторая - любить создания Божьи. Иными словами, вся сущность христианства в любви, которая проявляет себя прежде всего в милосердии.
Именно поэтому апостол Павел и утверждал, что человек без любви есть ничто.
"Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы". (Кор 13:1-9).
Подводя итоги можно констатировать, что поиск Бога, Царства Небесного и Христа не зависит от нашего положения в объективном пространстве и времени, поскольку Творец, Христос и Царство Божие не ограничены временем и пространством, а следовательно этот поиск не может стать препятствием для выполнения заповеди о заботе о родных и близких людях.
Что касается монастыря...
Если изучать информацию по этимологии этого слова, то почти все доступные источники утверждают, что слово это имеет греческое происхождение от моно - одинокий. Таким образом сложилось убеждение, что монастырь это убежище от общества для людей, ищущих одиночества.
Когда-то я, читая Киево - Печерский патерик, обратил внимание, что в древности писали не монастырь, а манастырь.
Так вот, все, кто интересуется связью русского языка и санскрита, знают сколько похожих слов, понятий и определений существует в обоих языках, что даёт основание предполагать глубочайшее влияние санскрита на русский и, возможно, наоборот.
В словарях слову манас соответствуют такие понятия как разум, дух, душа.
Ну а древнее слово тырь имеет несколько значений, одно из которых приобретай, бери, достигай.
Следовательно манастырь имеет отношения не к одиночеству, а скорее всего к духу и разуму человека. Манас - тырь можно перевести как процесс обретения разума и постижения духа.
Думаю такая интерпретация не только освобождает от деструктивной необходимости покидать общество, но и позволяет созидающе влиять на его жизнь, чего и требует от нас Господь:
"Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного". (Матф 5:16)