И. Скажите пожалуйста, почему в христианстве нет единства, почему существует множество различных сект и направлений? Ведь религия должна объединять людей, а не разделять!
Ведь Спаситель снизошёл в наш мир для того, чтобы люди обрели единство, а не множество?
О. А как вы объясняете этот парадокс ?
И. Люди индивидуальны, каждый человек воспринимает информацию по-своему, наверное это порождает различия в понимании Нового Завета. Люди, с похожими взглядами, объединяются в сообщества и, таким образом, возникают отдельные направления в христианстве.
О. Вы слишком торопитесь в своих выводах и возможно упустили главное.
Давайте вначале определимся с основными понятиями.
И. Что вы имеете ввиду?
О. В вашем вопросе присутствует два важных термина - христианство и христиане. Нам необходимо попытаться понять, что такое христианство в его исконном значении, что значит быть христианином, и лишь затем рассматривать зарождение новых течений. Согласны?
И. Да, конечно.
О. Итак, что такое христианство?
И. Христианство это наша религия, наше понимание Творца и мироздания.
О. Что значит словосочетание - "наше понимание"?
И. Многих людей, всех кто интересуется этим вопросом.
О. Я задам вопрос по-другому - что слово религия значит для вас?
И. Религия это комплекс определённых знаний о Боге, которые использует человек для выхода на более правильный уровень взаимодействия с реальностью.
О. Значит христианство это комплекс знаний?
И. Да. Это учение.
О. Кто является источником христианского учения? Кто создал это учение?
И. Христос, христианство это учение Христа.
О. Давайте более точно определим, что такое учение Христа?
И. Это слова Христа, сохранённые в Новом Завете.
О. Если христианство это учение Христа, то возможно, ваше выражение - "христианство это наша религия", не совсем верно?!
И. Да, наверное правильнее будет сказать, что христианство это наука созданная Христом и открытая нам для того, чтобы мы могли жить более счастливой жизнью.
О. Итак, мы выяснили, что христианство это учение Христа, христианство это наука, которая содержится в словах Христа.
Скажите, а толкование людьми учения Христа это тоже христианство?
И. Нет, толкования и комментарии людей это не христианство,это всего лишь слова обычных несовершенных людей, с определённым уровнем развития.
О. Следовательно, есть учение Христа - слова Иисуса, и есть высказывания людей об учении Христа, которые в меру своих умственных способностей, стараются понять и объяснить это учение себе и другим.
Вы осознаёте, какое кардинальное различие существует между словами Христа и объяснениями людей, пытающихся понять слова Христа?
И. Да.
О. Вы понимаете, что люди несовершенны и вместо того, чтобы следовать совершенному учению Христа, начали создавать свои, ошибочные теории, результатом чего являются многочисленные и непрекращающиеся споры между приверженцами различных догм, но какое отношение эти дискуссии имеют к словам Христа?
И. Никакого, но почему так происходит на протяжении тысячелетий?
О. Потому что бесконечно обсуждать заповеди легче чем их выполнять. Люди ленивы и хитры, они пытаются избежать усилия в улучшении себя и вместо этого пытаются улучшить других, доказывая своё превосходство в понимании слов Христа.
И. Но почему?
О. Человек забывает суть учения Христа и легко поддаётся обманчивому чувству совершенного понимания, которое порождает стремление поучать окружающих.
Христос предвидел этот вариант развития событий и поэтому сказал:
"А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас учитель - Христос, все же вы - братья; И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец,Который на небесах; И не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос".
И. Да, Христос отлично понимал, что люди попытаются уйти от реальных дел к пустословию.
О. Для лучшего понимания, в нашей беседе о христианстве, можно выделить три важных аспекта:
1. Христос,
2. слова Христа - христианство,
3. ученики Христа - христиане.
Согласны?
И. Да, эти аспекты создают единство религиозной жизни человека.
О. Но нам необходимо не забывать о сущности каждого аспекта, чтобы понимать их отличия и связи.
Вы спрашивали о различных направлениях в христианстве и о причинах их возникновения, но если учитывать, что христианство это слова Христа, а не чьё-то толкование этих слов, какой вывод можно сделать?
И. Теперь мне стало ясно, что в христианстве нет противоречий и разных течений,потому что христианство это слова Христа, Его учение, и в этом учении нет никаких упоминаний ни о православии, ни о католицизме, ни о протестантстве, ни о сотнях других общин.
О. В христианстве нет противоречий и разногласий, потому что в Нагорной проповеди нет внутренних противоречий, потому что в словах Христа: "люби ближнего своего, как самого себя" нет разногласий.
Разногласия присутствуют в комментариях людей на слова Христа, но это не христианство, потому что это не слова Христа.
И. Вы говорите комментарии людей, а не комментарии христиан, почему?
О. Христиане это ученики Христа и Он даёт определение, кто именно является Его учеником: "кто любит Меня, тот соблюдет слово Моё", "нелюбящий Меня не соблюдет слов Моих", " если заповеди Мои соблюдете,пребудете в любви Моей, как Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви".
Следовательно, христианином является тот, кто соблюдает заповеди Христа, то есть праведник.
Христиане не комментируют слова Учителя, согласно своим умственным качествам, а выполняют. Знать и анализировать заповеди ещё не даёт права называть себя учеником Христа - христианином.
Только лишь выполнение заповедей является признаком христиан.
Христианина интересует два вопроса:
1.Изучение заповедей Христа
2. Воплощение в жизнь заповедей Христа. Вот и всё.
И. А собрания?
О. Христиане встречаются и собираются вместе, чтобы поделиться своим опытом в праведности, чтобы помочь друг другу преодолеть грехи, чтобы избавиться от жадности, агрессии,страсти и других болезней. Христиане не создают новых путей в христианстве, потому что путь единственный - праведность, и этот путь уже создан Христом, нам осталось просто ступить на этот путь, а не искать другой, других путей нет.
Поэтому христианство едино в своей сущности - в словах Христа, а христиане едины в праведности.
И. Но если христиане это праведники, то как же все остальные люди называющие себя христианами, кто они, как их называть?
О. Люди которые, осознанно или нет, обманывают сами себя и окружающих. Христиане живут в согласии с заповедями Христа, а люди действующие неправедно, не имеют морального права называть себя так.
Сущность христиан в человечности. Человечность это сочетание света понимания и тепла безусловной любви. Если же эти качества отсутствуют в существе, то его нельзя называть ни христианином, ни...
И. Человеком?
О. Да, поэтому нам необходимо искать эти качества в себе, беречь их и взращивать, только в этом случае мы преобразимся в христианина и в истинного человека, созданного по образу и подобию Творца.
И. Значит праведность это не только главное качество христианина, но и простого человека? Значит стать человеком это стать христианином, а христианин это и есть человек, созданный по образу и подобию Творца?
Я вспоминаю историю о древнем мудреце, который, со свечой в руке, искал, среди белого дня, человека, а люди смеялись над ним. Люди не понимали, что они не являются людьми.
О. Для нас человек это определённая, привычная для нашего общества биологическая форма жизни, но человек это не только форма, человек это невидимая сущность.
Эта сущность,возможно, пока что отсутствует у некоторых из нас, понимаете?
И. Эта сущность может присутствовать в другой, непривычной для нас форме, иметь другую внешность, но это всё-таки будет человек?!
О. Верно, поэтому слово лицемерие буквально подразумевает изучение кого-то по лицу,то есть по внешней оболочке и это ошибочное восприятие существ.
И. Человек это невидимая для глаз человечность и если она отсутствует,то это уже не человек?
О. Ещё не человек!
И. Какая главная ошибка подстерегает людей на пути к истине?
О. Главная ошибка людей в том, что они ищут истину.
И. Но разве не это цель нашей жизни? Разве человек не рождён для того, чтобы найти истину?
О. Нет, поиск истины не наша цель.
И. Почему?
О. Потому что истина уже найдена, Христос нашёл истину, а цель христианина не искать истину, а воплощать истину в реальность.
Истина это движение навстречу Богу. Движение к Богу возможно только на пути праведности, поэтому искать истину значит искать праведность в себе, а найти истину значит найти праведность в самом себе и позволить ей жить.
И. Поэтому Христос говорит: "Я есть Путь и Жизнь и Истина".
О. Путь это движение. Единственно правильное движение во всей вселенной это движение к Творцу.
Приближение к Богу доступно лишь тому, кто увеличивает своё уподобление Ему, тому у кого есть что-то общее с Богом - то что роднит его с Богом.
И. Праведность! И в человеке и в Боге присутствует праведность, рост праведности это и есть приближение к Творцу?!
О. Да, потому что Бог это свет и любовь. Рост света и любви в нашей душе позволят приблизиться к Творцу.
И. Жизнь Творца в нашей душе это и есть реальная Жизнь!
О. Да, праведность это взращивание божественных качеств в саду нашей души.
Благодаря росту и развитию божественных качеств в душе, человек приобретает богоподобие, он становится похожим на Бога праведной жизнью и любовью к божественным законам. Бог живёт в нашей праведности, праведность делает человека живым, это и есть Истина!
И. Но если христианин должен изучать только слова Христа, то ему придётся избегать общества, чтобы не попасть под влияние ложных теорий, созданных людьми?
О. Во первых - общество имеет важнейшее значение в жизни христиан, потому что общество это единственная сфера реализации учения Христа.
Христианин изучает искусство праведности по словам Христа, но реализация этого искусства возможна лишь в общественной деятельности. Только живя среди людей можно познать свои позитивные и негативные качества, чтобы затем нейтрализовать некоторые из них. Только во взаимодействии с людьми можно получить ценные знания о степени своей реальной силы - оставаться праведником в разных жизненных ситуациях и не впасть в самообман.
Уход в одиночество это проявление страха перед самопознанием и возможным проявлением неприятия определённых качеств других людей.
И. Неприятие вызывает агрессию?
О. Да, и если вы уйдёте от людей, то так и не узнаете, что в вас присутствует агрессия к людям обладающим другим уровнем самоосознания нежели вы.
И. А не увидев агрессию в себе, я не смогу от неё избавиться?
О . Потому что, вы даже не будете подозревать о её присутствии в вашей душе.
И. Значит общество это источник самопознания в реальном взаимодействии с людьми?
О. Да, живя отшельником вы сможете быть уравновешенным, но стоит вам спуститься к реалиям обычной жизни, как вы сразу узнаете о своих недостатках.
Во-вторых, и это главное, Христос говорит:
"Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет".
Следовательно, функция духовного света в мироустройстве - дарить ясность окружающим.
И. Подводя итоги нашей беседы, можно сделать вывод, что главная задача христиан - в изучении слов Христа, а не только комментариев и трактовок на Его слова. И надо понимать, что достаточно называть себя просто христианами, без добавления различных приставок, которые разделяют христиан на отдельные группы?!
О. Изучение слов Христа очень важно, но ещё более важно - выполнение Его слов, потому что, только лишь благодаря практике наш разум обретает способность трансформировать данную реальность и достичь прикосновения к Богу.