"Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
И враги человеку - домашние его".
В данном высказывании Спасителя обратим внимание на два символа: "меч" и "земля".
Павел раскрывает значение первого образа - "меча" в следующей цитате:
"И шлём спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие".
Слово Бога это Христос, следовательно меч духовный это учение Христа, которое, образно выражаясь, подобно мечу рассекает человечество на две части: принявших учение и отвергнувших.
Но такое толкование неполное, так как отражает только внешний смысловой аспект, поскольку затрагивает межличностные отношения индивидуумов.
Для практики духовной жизни более важен внутренний аспект слов Христа, поскольку именно внутренний мир является причиной событий во внешнем, но не наоборот.
Именно к этому аспекту и относятся слова Спасителя:
"И враги человеку - домашние его".
Далее нам следует понять символизм ещё одного слова - "земля" в контексте внутренней реальности человеческой души.
В Писании это слово иногда используется в притчах не в буквальном смысле, а как метафора имеющая непосредственное отношение к нашему разговору.
В одной из таких притч мы и находим искомый ответ.
Христос, объясняя ученикам смысл притчи "о сеятеле", говорит следующее:
"А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего" (Мф. 13:19-23).
В данном случае земля это метафора внутреннего мира - сознания человека.
Семена это конечно же знания которые, подобно семени, попадают в сознание и если укореняются, то в установленные сроки приносят соответствующие плоды - желания, эмоции, мысли и так далее.
Таким образом, учитывая вышесказанное, фразу Христа:
"И враги человеку - домашние его" можно истолковать таким образом:
Знания изложенные в учении Спасителя, попадая в ум человека, укореняются и затем подобно мечу разделяют в осознании человека прежний образ жизни и новый образ жизни.
На следующем этапе происходит внутренний конфликт между старым деструктивным мировоззрением и новым - созидательным.
Носителем мировоззрения является личность.
Если в сознании присутствуют два мировоззрения - старое и новое, значит должно быть и два их носителя.
Действительно, в своём внутреннем мире мы можем констатировать этот факт и обнаружить в себе две противодействующие между собой личности.
Одна является ярым сторонником старого мировоззрения, а вторая приняла мировоззрение, в основании которого учение Христа.
Эти две личности, враждующие между собой, названы в Евангелии соответственно душевным, внешним, ветхим человеком и, противоположным ему - духовным, внутренним, новым человеком.
Если сознание это наш дом, то те две личности, которые живут в этом нашем доме, и есть наши домашние.
Кстати каждая личность, питаясь нашей жизненной энергией, постоянно производит своё потомство, численность которого может составлять сотни хороших или плохих мыслей, желаний, эмоций, слов за день! Ну а некоторые могут и за час! Именно о потомстве одной из этих наших "квартиранток" Христос и говорит:"И враги человеку - домашние его".
По сути с этого опознания и разделения в самом себе посредством понимания двух личностей и начинается осознанная духовная эволюция человека, в основе которой лежит фундаментальный принцип свободы выбора, и цель которой - воскресение истинного "Я".
Это и есть процесс создания человека, в котором мы принимаем непосредственное участие и от каждого из нас многое зависит в обоих мирах - внутреннем и внешнем.
Хочется вспомнить ещё одну, весьма важную для внутреннего роста, цитату из Библии и предложить читателю на досуге
основательно поразмыслить над одним из аспектов её глубокого смысла, приняв во внимание, что земля это сознание.
Цитата следующая:
"Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.