Навицкая Ксения Евгеньевна : другие произведения.

Кризис женского персонажа в современной прозе жанров фантастика и фэнтези

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками


  
   Фантастическое направление в литературе является на сегодняшний день широко востребованным и весьма популярным. Книги жанров фантастики и фэнтези - мы не будем вдаваться в подробное описание различий, полагая, что читатель наш с ними знаком не понаслышке, и лучше нас способен классифицировать каждое произведение - выходят из - под пера ежегодно, значительными тиражами, и регулярно пополняют полки магазинов как на пространстве бывшего союза, так и, очевидно, в других странах мира.
  
   Однако же, по прочтении изрядного перечня авторов (как обласканных аудиторией и наградами мэтров жанра, так и молодых, только что издавших свой первый том), мы с прискорбием вынуждены отметить печальную тенденцию, отравляющую - и уже отравившую - многие произведения. Речь идет о кризисе женского персонажа, вне зависимости, будь он - точнее, она - на главных ролях, или же на второстепенных.
   Вероятно, многие сталкивались с этим при чтении - когда в приятно написанном произведении, с четкими, ясными, харизматичными и, в целом, довольно жизнеспособными персонажами мужского пола (формата "вы видели их в метро, узнали в них себя, закадычного друга, парня младшей сестры или двоюродного дедушку") возникает нечто. Именно Нечто - потому что назвать это женщиной или же девушкой не представляется возможным.
   Сразу хотим оговориться, и исключить из перечня вопросов весьма закономерное и логичное - что всегда были авторы, которые писали женский персонаж хорошо, и те, кто делал это плохо, чего тут обсуждать? Действительно, так всегда было и будет, но, как говорится, есть один нюанс - а именно доступность второй категории широкому кругу. Интернет демократичен - каждый может положить в сеть, что хочет, и ничего за это не будет (исключая, конечно, детскую порнографию, экстремистские воззвания и тому подобное, но они к обсуждаемой теме не относятся). Там, где раньше написанное в стол в столе и оседало, теперь оно оказывается в доступе, смотрите, любуйтесь.
   На наш, сугубо личный взгляд, у данного кризиса две стороны, две фундаментальных составляющих, два "-изма" - условно назовем один гиперсимволизмом, а второй, нежно нами любимый - мэрисьюизм. Первый характерен для авторов мужского пола, про второй и говорить не надо.
   Часть первая - благородные доны пишут о прекрасных дамах. Точнее, благородные доны придумывают себе прекрасную даму, наделяя её качествами, не совместимыми с жизнью. Чистый, рафинированный полет фантазии, в психологическом портрете Подружки Главного присутствуют только те черты, которые дорогой автор хотел бы видеть в женщине, и умалчивается о том, чего бы он видеть не хотел. Качества, которые всегда, ВСЕГДА идут в связке друг с другом, простейшая алгоритмическая причинно-следственная цепочка "если-то" рушится - из нее выбрасывается то одно, то другое. Получается в итоге такой, очень сервильный персонаж идеальной женщины по Луркмору, даже если дорогой автор пытался прописать то, что принято называть женщиной с характером. Где характер-то, ау? Где в заявленной правде жизни эта самая правда, эти самые личные дела, которые не всегда имеют отношение к главному герою? Где, черт возьми, жизненная позиция другого человека? Где честность формата "он не понял, о чем она говорит, и переспросил"? Нет ответа.
   На вторых ролях в подобной ситуации оказываются также не люди, а типажи: бой-баба, мудрая старуха, тщеславная сука и т.д. Всего два слова, чтобы описать человека - мало. Автор не дает себе труд задуматься хоть на секунду о том, что остается за кадром у этих женщин, он вычеркивает из них то, что ему не интересно и не важно для повествования, и получает картонный стенд в результате. Или же, что ещё хуже, на наш взгляд, таки задумывается, но при этом использует весьма поверхностные методы и суждения, на них и останавливаясь - что-нибудь формата "а у нее Мужика Нет" или "а у нее В Детстве Убили Всю Семью". Всё. Этого достаточно, это Всем Сразу Всё сделалось понятно, и других причин искать не надо. Формально, "если-то" присутствует, но такое, за которое хочется удавить.
   Таким образом, можно прийти к выводу, что мужская половина авторов даже не пытается понять своих женских персонажей. Хоть раз закрыть глаза и представить, что у автора, простите, есть сиськи и месячный цикл, и закономерные последствия этого. Что это? Шовинизм? Стыд? Глупость? Вся соль в том, что про многих авторов известно - они женаты, и не по одному разу были, или, по крайней мере, состояли хоть однажды в постоянных отношениях. Не можешь или стыдишься хоть раз попытаться взглянуть на мир другими глазами - открой рот и спроси жену "Малыш, а как вы это делаете?". И внезапно окажется, что под Обтягивающее Красное Платье женщины носят лифчик и таки красятся, даже если мужской глаз это не ловит. Открытие. Воистину, не знаешь - не делай, и - себе хотя бы врать не надо.
   Резюмируя, можно привести слова Пушкина, довольно известные - "А моя Татьяна-то замуж выскочила". Доказательство того, что у способного автора с какого-то момента персонаж начинает писать сам себя, и да, может получиться совсем не то, что задумывалось в первоначальной концепции и распределении ролей. Это же прекрасно, не давите - и получите конфетку на выходе. Никто не любит рамки, и человек, существующий в информационной реальности ничем принципиально не отличается от человека в физической в этом смысле.
  
   Вторая же сторона - прекрасные дамы о самих себе. Термин "Мэри Сью" давно и широко известен в интернет-сообществе, предан анафеме и высмеян, и нет нужды повторяться, описывая очевидные недостатки такого подхода. Однако, на наш взгляд, весьма пристального внимания заслуживает один момент, связанный именно с пышным расцветом мэрисьюизма в электронной литературе - а именно Запрещенный Список.
   Под этим выражением подразумевается действительно существующий аналог расстрельного грамматического списка лингвофашистов, столь же регулярно пополняемый. Только, в отличие от перечня слов и выражений, за который ревнители грамматики мгновенно перегрызут горло, этот состоит из словосочетаний, описаний действий, качественных прилагательных и т.д, которые мгновенно превращают персонажа - обычно женского - в кошмарный набор расхожих штампов, а потому к использованию запрещен. Проблема заключается в том, что словосочетания эти описывают подчас движения, которые реально совершаются девочками, девушками, женщинами - к примеру, "убрала прядку за ухо" или "сидела в кресле с ногами". Бывает? Естественно. Вы, Ваша подруга, сестра, подруга сестры так делают, но от этого подобные действия не начинают выглядеть менее мерзостно написанными на бумаге или в окне браузера. Встречая их раз за разом, остается только закатывать глаза, бормотать молитвы и делать пометку в памяти - никогда, ни при каких обстоятельствах не использовать данные сочетания. А их с каждым днем всё больше и больше. И с каждым днем всё меньше и меньше шансов легко, не напрягаясь описать достойно красивую женщину - которые в жизни есть, это факт. И приходится вытаскивать на свет божий всё больше и больше вкусненьких физиологических подробностей, чтобы сделать Её живой - даже если стиль Ваш изначально под это не заточен. Так и получается - страдай, мучайся, переписывай каждую фразу по десять раз, добавляй одно, убирай другое, заставляй видеть обычно незаметное, только не бросай себя в терновый куст. Плевать, что дарование твое весьма скромное, учись с порога делать описания как Гоголь, как Стендаль, как черт с рогами - только не он, не терновый куст, не фиалковые глаза, не босые ноги в кресле, не упругие волнующиеся груди и стройная талия мухи Лидии, боевого мага, телекинетика высшего ранга в свои неполные пятнадцать.
  
  


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"