Телесериал про бабушку. Серия 12. Старшая внучка идёт в школу.
27.05.2011
--
Веранда в квартире Бориса. Таточка лежит на кровати Бориса. Над кроватью - светящийся циферблат часов и палас с изображением улицы восточного города, по которой идёт караван верблюдов. Звуки "Шехерезады".
Таточка: "С вечера дядю Борю вызвали на радиостанцию. Кроме него никто не может помочь дежурным. Бабушка ворчит по привычке, но мы с ней гордимся дядей Борей. Его кровать освободилась, и мне постелили на веранде. Здесь пахнет хвоей и сиренью, часы над головой напоминают о путешествиях - мне кажется, в штурманской кабине корабля такие. А палас - об Ашхабаде, про который много рассказывают бабушка и мама и о Баку, куда дядя Боря пионером ездил на слёт радиолюбителей и где родилась тётя Лючия. Мне бы так хотелось там побывать..."
Под звуки "Шехерезады" Таточка засыпает, ей снятся слегка надменные, словно танцующие верблюды в караване, один из них уносит её на спине в ночную пустыню.
--
Камера показывает красивую плетёную корзиночку с розовым подёрнутым белым налётом виноградом и роскошными грушами. За столом - бабушка, Лючия, Борис, Таточка и сухощавая сутулая старушка с волнистыми седыми волосами до плеч. Она одета в крепдешиновое тёмное платье в мелкий рисунок с кружевным воротником, в морщинистой руке - носовой платок, другой рукой она засовывает в нос дольку чеснока: "Простудилась в поезде, такие сквозняки..."
Лючия: "Мамник, накинь шаль, здесь тоже сквозит".
Тамара Павловна (мама Лючии): "Нет, здесь гораздо меньше, и потом сегодня тепло".
Таточка не сводит глаз с Тамары Павловны. Зрителю: "Она живёт в городе, где есть минареты и верблюды, где по улицам ходит Рашид Бейбутов".
Тамара Павловна, заметив пристальное внимание Таточки, улыбается ей по - детски добродушной улыбкой".
Лючия - бабушке: "Представляете, на днях открываю дверь на звонок, на пороге - бритый под ноль мужчина улыбается. Я подумала, что это вернулся отец Бориса, они так похожи... Даже мороз по коже. А это Борис побрился под ноль".
3. Лия в модном белоснежном пыльнике и Таточка с роскошным букетом белоснежных флоксов бегут по улице к школе. Перед входом в двухэтажную новую школу толпа волнующихся родителей и детей. Море цветов.
Одну из учительниц окружает огромная толпа первоклассников.
Лия - одной из учительниц: "Моя дочь - Наташа Виденчева, в какой класс нам идти?"
Учительница: "1-ый В".
К Лии подходит соседка по даче, учительница: "Лия Викторовна, идите в класс Александры Андреевны, это лучшая учительница начальных классов Мытищинского района".
Лия с опаской приближается к толпе. В центре её красивая брюнетка с гладко убранными в узел волосами, большими серыми глазами, с яркой помадой на губах и ярким маникюром. На ней ослепительно- белая простая штапельная блузка, прямая чёрная юбка и чёрные туфли на небольшом каблуке. Лицо её сразу выделяется среди других внутренним светом, добротой и простодушной уверенностью в своей неотразимости. Все лица обращены к ней с надеждой.
Голос одной из родительниц: "Мне сказали, что больше записываться нельзя, я 45-я"
Лия: "Натуля, может, в другой класс запишемся?"
Наташа: "Нет, только к Александре Андреевне!"
Лия подходит к Александре Андреевне и тихо с ней разговаривает. Александра Андреевна кивает. Она поворачивается и идёт в класс. Море цветов следует за ней, вливаясь в двери.
Наташа - одной из девочек в толпе: "Мне бабушка на прошлой неделе сказала - Натуля, кончилась твоя вольная жизнь, ты в школу идёшь учиться. А какая-то женщина на улице спросила, хочу ли я в школу. Я ответила, что не хочу".
Первоклашки рассаживаются за парты. Цветы их лежат на подоконниках и в конце класса на полу. Александра Андреевна всех пересаживает. Таточка оказывается за партой с бритым наголо голубоглазым бледнокожим мальчиком, голова которого заляпана зелёнкой.
Александра Андреевна: "Здравствуйте, меня зовут Александра Андреевна. Сейчас я назову вам несколько правил, которые надо соблюдать в школе и классе".
Дверь открывается, и в неё вталкивается кем-то оставшимся в коридоре ещё один очаровательный первоклассник.
Александра Андреевна выходит, что-то говорит за дверь, вздыхает и сажает первоклассника за парту, за которой уже сидят два ученика.
Звучит "Школьный вальс" ("Давно друзья весёлые, простились мы со школою..."). Александра Андреевна объясняет правила поведения, производит перекличку, затем мы слышим её слова:
"В нашей стране каждый человек имеет право на обучение и каждый может стать тем, кем хочет. За границей, в странах капитала, могут учиться только сынки падишаха, а у нас - каждый, бесплатно.
Теперь я научу вас здороваться. Смотрите, как иногда здороваются ученики". Александра Андреевна от дверей бежит, махая рукой воображаемой учительнице: "Здрассьте, Александра Андреевна!". Так нельзя здороваться с учителями. Надо остановиться, слегка наклонить голову, и чётко сказать: "Здравствуйте, Александра Андреевна". Должно быть видно, что вы уважаете человека, с которым здороваетесь, можно даже слегка приветливо ему улыбнуться, показать, что вы рады его видеть. Можно так здороваться и не только с учителями, но и вообще с людьми".
Наташа поднимает руку. Улыбчивая девочка в соседнем ряду, глядя на неё, тоже поднимает руку.
Александра Андреевна: "Да, забыла сказать, чтобы задать вопрос, надо поднять руку, а когда разрешу задать вопрос, надо встать. Виденчева, что ты хотела спросить?"
Наташа: "А когда можно яблоко съесть? Мне бабушка на завтрак дала яблоко, а я не знаю, на какой перемене его съесть"
Александра Андреевна (улыбается): "У вас была одна перемена, тогда можно было, а сейчас урок закончится, и вы пойдёте домой".
--
Две первоклассницы в белых фартуках, с белыми бантами в волосах изо всех сил лупят друг друга, царапаются и дёргают за волосы. Одна из них Наташа.
Наташа: "Отдай карандаш! Мне бабушка сказала, чтобы я никому карандаши не раздавала, особенно цветные!"
Другая девочка: "Этот карандаш мой!"
Наташа: "Нет, не твой, это мой карандаш!"
Входит Александра Андреевна. Класс встаёт.
Александра Андреевна: "Что случилось? Виденчева, Назарова, почему у вас лица расцарапаны?"
Вика и Наташа переглядываются, молча опускают глаза.
Александра Андреевна: "Дело ваше. Приступим к уроку".
--
Высоколобый первоклассник с умными голубыми глазами изо всех сил тянет на себя шарф. За другой конец держится Наташа. У неё на рукаве красная повязка.
Наташа: "Я дежурная! Класс в перемену надо проветрить. Все должны выйти из класса!"
Шарф рвётся посередине и парочка разлетается в противоположные стороны.
--
В класс входят женщина с разорванным шарфом в руке и Александра Андреевна. Наташа смотрит на женщину как кролик на удава. У женщины большие тёмные горящие глаза. Отчего они горят пока неясно. Может, от гнева, шарф жалко и сына обидели, может от полноты жизни.
Александра Андреевна: "Вот эта девочка порвала шарф вашего сына. Он не хотел выйти из класса в перемену. Вообще Виденчева у нас редко дерётся".
Наташа: "Извините, пожалуйста".
Женщина с шарфом молча теплеет глазами.
--
Александра Андреевна ведёт свой класс по сентябрьскому лиственному лесу. "Времена года" Чайковского. Александра Андреевна что-то задушевно рассказывает. Дети слушают как зачарованные, почти никто не отвлекается и не бегает. Собирают листья для гербария.
--
Дача, где Лия снимает комнату. Наташа играет с козлятами. Особенно ей нравится беленькая козочка. Потом она собирает их и ведёт на соседнюю улицу к старушке-хозяйке.
Старушка: "Спасибо тебе, милая, жалеешь ты меня, помогаешь. Мне и заплатить-то тебе нечем".
Наташа: "Ну что вы, Анна Ивановна, мне просто нравится с ними играть. Они такие милые".
Анна Ивановна: "У меня сейчас куры не несутся. Если начнут нестись, подарю тебе несколько яичек".
Наташа: "Да не надо, что вы, я же просто играю с ними".
--
На железнодорожной платформе Чкаловская полно народу. Лётчики, механики входят и выходят из буфета. Некоторые с нарядными жёнами. Смеркается, за соснами загораются огни антенн радиостанции. В полутьме ещё виден сарай у товарного тупика.
Наташа с бабушкой тоже стоят на платформе.
Наташа: "В этом сарае, может быть, сундуки с драгоценностями. А товарные вагоны, которые иногда останавливаются около сарая, отправятся в жаркие страны с пальмами, попугаями и пиратами".
Подходит электричка. Наташа садится у окна. В окне проплывают неясные огни, звёздное небо то закрывается тучами, то освобождается от них, туманы принимают фантастические формы над лугами и навевают сны. Проплывают мосты, пруды с отражающимся небом, всё сонно, уютно и не совсем реально. Наташа смотрит в окно как зачарованная.
--
Участок вокруг дома. Лия и Наташа.
Наташа: "У нас все девочки умеют прыгать через верёвочку. А у меня не получается".
Лия идёт в дом, возвращается с бельевой верёвкой и показывает, как надо прыгать. У Наташи не получается.
Наташа: "Надо купить настоящие прыгалки, с деревянными ручками, тогда получится".
Лия: "Давай купим".
Наташа: "А ты будешь меня учить прыгать?"
Лия: "А чего там учить? Буду, конечно".
--
Чкаловская. Гурьба девочек, во главе которой девушка лет 15-ти. Они все веселы просто потому, что молоды, и слегка завидуют старшей, Любе. У неё есть пудреница с зеркалом, и она время от времени победоносно в него смотрит.
Кто-то кричит вслед стайке: "Куда идёте?"
Люба: "Наташе прыгалки в военторге покупать".
12. Участок вокруг дома, где живёт Лия. Она прыгает через белоснежные прыгалки с ярко-жёлтыми деревянными ручками. Наташа заворожено смотрит.
--
Школьный коридор, перемена. Пробегают в обоих направлениях мальчики. Девочки чинно играют в "ручеек". Наташа не играет. Она стоит в углу у батареи.
Одна из девочек: "Пойдём с нами, что ты там стоишь?"
Наташа: "Я не умею".
"Так мы научим! Чего там уметь?"
Наташа двумя руками вцепляется в батарею. Несколько девочек стараются её оторвать. Наконец это удаётся. Наташа входит во вкус игры, но перемена кончается.
--
Урок пенья в 1-ом классе. Дети с Александрой Андреевной вдохновенно поют:
"По долинам и по взгорьям
Шла дивизия вперёд,
Чтобы с бою взять Приморье,
Белой армии оплот..."
Глаза горят. Готовы вскочить на коней и нестись в атаку.
--
Наташа возвращается домой. Звучит та же песня в исполнении хоря Александрова. По улице, обгоняя Наташу, проносится красноармейская конница с шашками наголо. Наташа смотрит им вслед. Одна из всадниц - Наташа, она держит в правой руке готовую к бою саблю. С саблей контрастирует белый бант на голове.
--
Наташа стоит на крыльце дома. Оно мокрое, моросит осенний дождь, над посёлком пролетает стая птиц.
Наташа: "Всегда любила осень. Но у меня ничего не получается с чистописанием! Хоть плачь! (плачет).
Я давно, лет с пяти, пишу печатными буквами, и мне трудно переучиваться. Что же теперь будет? У меня снова тройка по чистописанию! И с этим пером номер 11 и чернилами такое мученье". В дверях появляется бабушка:
"Натуля, пойдём заниматься чистописанием. От него никуда не уйдёшь. Я тебе помогу".
--
Наташа обметает веником валенки на крыльце незнакомого дома. Морозный хруст шагов. Стучит. Дверь открывается. На пороге женщина.
Наташа: "Вы - мама Лиды Ипатовой? Я пришла поздравить Лиду и вас с её днём рождения".
Входит в прихожую. К ней выбегает нарядная светловолосая Лида. Там на крюке висит туша свиньи. Наташа в шоке. Женщина замечает это и говорит: "Мы специально ко дню рождения Лидочки кабанчика зарезали".
--
В классе. Наташа и монголоидная еврейка плачут над своими тетрадками. Им поставили "хорошо" вместо "отлично".
Александра Андреевна: "Виденчева, Сирис, перестаньте плакать. Это не последняя контрольная в вашей жизни, вы ещё успеете исправить отметки до Нового года. Я вот с Ваней Прониным не знаю что делать. Во-первых он на своей тетради блины печёт - вся в жирных пятнах. Вот, посмотрите. И сколько исправлений! Ваня, ну что мне с тобой делать?"
Смеётся, показывает классу тетрадь с исправлениями.
Класс тоже смеётся. Ваня, весь красный, вскакивает из-за парты, начинает взбираться на Александру Андреевну, как на дерево, чтобы отобрать тетрадку. Класс сочувственно умолкает, и Александра Андреевна тоже.
--
Класс молча стоит за партами. Александра Андреевна сидит за столом.
Наташа - зрителю: "Иногда нас ставят столбом за какие-нибудь провинности. Кто-то переносит это тяжело. Я - нет. Мне нравится стоять и мечтать о чём-нибудь или вспоминать прочитанные книжки. Точно знаешь, что не вызовут к доске - я волнуюсь у доски, боюсь ошибиться".
--
Наташа выходит на крыльцо дома. В дырку в заборе от соседа - лесничего лезет огромный красивый петух.
Наташа: "Я - не трусиха. Но этот петух так дерётся! Дружок на привязи. Что же делать?"
Петух наслаждается впечатлением, которое производит на Наташу.
В полуоткрытую дверь выходит на крыльцо вслед за Наташей одноглазый кот. Он стал огромный, налитой мускулами. Самодовольно потягивается, видит петуха и неспешно направляется к нему навстречу. Петух, сохраняя всё своё достоинство, разворачивается и исчезает через дырку в заборе.
--
Коридор на втором этаже школы. Девочки - первоклассницы в белых майках и коротких сатиновых трусах, в белых носочках и тапочках на занятии балетного кружка. Нет зеркальных стен и поручней. Пол деревянный, крашеный. За окном медленно падает снег.
Занятия ведёт красивая брюнетка, слегка похожая на Элину Быстрицкую. У неё большие горящие карие глаза, тяжёлый узел волос на затылке. Балетная фигура, маленькие кисти рук и ступни ног. Она ходит вдоль ряда девочек, поправляет руки и ноги, хвалит Наташу и Ларису. Девочки заворожено провожают её глазами.
Руководительница кружка: "К Новому году поставим первую миниатюру для утренника. Солистками будут Наташа Виденчева, Зоя Столпер и Лариса Сирис. Неплохо бы мальчиками разжиться, да где ж их взять? Перерыв десять минут".
Наташа прогуливается вдоль стены и вдруг замирает у стенгазеты.
Наташа: "Мои стихи напечатали! Про осень! Во взрослой школьной газете! Я там, конечно, подражаю Некрасову, но всё равно, я не ожидала такого счастья!"
--
Звуки рояля. Старательно украшенный самодельными снежинками из бумажных салфеток коридор второго этажа. По стенам - родители и нарядные дети, у ёлки - Дед Мороз и Снегурочка. Рядом - взволнованная руководительница балетного кружка.
Все девочки кружка, одетые в накрахмаленную марлю с блёстками из фольги, танцуют и поют:
"Мы белые снежиночки
Слетелися сюда,
Легки мы как пушиночки,
Холодные всегда!"
Три солистки выходят из круга "снежинок" и самозабвенно изображают нечто более сложное. Недовольных зрелищем нет.
--
Крики за кадром: "Давай, давай, ну давай же!"
Кумачовая полоска с надписью "Финиш". К ней рвётся группа лыжниц-лидеров. Среди сражающихся за первенство - Виденчева. Лицо её красно, глаза посветлели от напряжения. Наконец финиш. Наташа кружит, постепенно приходя в себя.
Лида Ипатова: "Наташа! Ты третья. Не расстраивайся. Сезон только начинается. Ещё будешь первой, вот увидишь!"
--
Наташа смотрит с восторгом на свою тетрадь в развороте под стеклом на стенде в школе. Над стендом надпись: "Лучшие прописи".
Наташа: "Мы с бабусей очень старались. Иногда я приходила в отчаяние. Но мы победили! Мне теперь нравится писать пером, чернилами!"
--
Комната в доме, где живут Лия, Наташа и бабушка. Большая ёлка в углу. Около неё - постель Наташи. У постели - книги, альбом с рисунками, коробка с акварельными красками, конфеты, жареный арахис и яблоки.
Наташа: "Мне так нравится болеть! Мне никогда не хотелось в школу! Ни до поступления в первый класс, ни сейчас, когда я там учусь. Пока болею свинкой - а болезнь-то пустяковая, только щёки распухли и больно есть орехи, - я могу сколько хочу читать. Писать дневник природы, рисовать, слушать радио! Мне так нравится дома!"
--
Входит бабушка: "Там дядя Шура приехал, ананас привёз".
В дверях появляется улыбающийся дядя Саша с ананасом: "Кто это тут болеть вздумал?"
Наташа сияет ему в ответ. Бабушка отрезает несколько кусков ананаса и все вдыхают его аромат. Накрывает на стол.
Дядя Саша сосредоточенно просматривает рисунки. Мрачнеет. Думает. Среди них нет рисунков с натуры. Это обычные детские рисунки- выдумки, в придуманных костюмах, сюжеты взяты из книг или телевизионных постановок. Акварели в основном изображают лес, довольно неумело.
Дядя Саша - зрителю: "Я всю жизнь хотел стать художником. Всё свободное время я рисую и пишу маслом. Моя лучшая работа - копия картины Репина "Иван Грозный убивает своего сына". На жизнь заработать, будучи художником, трудно. Я не хочу, чтобы Наташа стала художницей. Когда я встретил Клаву, мы поженились, и у нас родилось двое детей, мне пришлось какое-то время вообще не писать, хотя до этого я кончил художественное училище и ездил на этюды на Алтай, на Кавказ и в Крым. Что мне сказать, чтобы не обидеть дочку любимой племянницы? Каждый талант, даже крохотный, можно развить, но надо ли? Не для мучений ли он будет развит? Творчество всегда идёт рука об руку с нищетой, страданиями, унижениями. Я - инженер. Меня ценят как инженера. Я содержу семью как инженер. А занятия живописью превратились в хобби, и это мучает меня. Я всегда хочу писать, но по ночам мы заседаем, днём я работаю, и только в отпуск могу позволить себе писать этюды".
Наташе: "Рисунки хорошие. Цвета хорошо согласованы. Мне больше всего нравится этот пейзаж".
Наташа - зрителю: "Но это не пейзаж! Это палитра, я здесь смешивала акварельные краски! Сказать? Не надо. Я чудила на этой палитре, в какой-то момент хотела изобразить несколько деревьев. Но это всё-таки палитра, а не акварель. Не надо говорить ему об этом. Пусть думает, что я рада его словам".
--
Раннее зимнее утро. Безлюдная улица. Мимо редких фонарей движется фигурка с портфелем. Это Наташа.
Наташа: "Мне почему-то надо прийти в школу одной из первых. Я не могу этого объяснить. Мне нравиться войти в пустой тёмный класс, зажечь свет и убедиться, что не опоздала на урок, а пришла задолго до него. Я всегда очень боюсь, что вызовут к доске, а я что-нибудь забуду или не соображу в решении задачи по арифметике, например. В чтении-то я ничего не боюсь, я там первое полугодие притворялась, чтобы не выделяться, и вместе со всеми читала по слогам, нараспев (улыбается). Я не считаю себя умной. Я серьёзна, усидчива, но не очень сообразительна, а пробиваться в жизни придётся самой. Вот я и иду в школу заранее. Чтобы настроиться на урок, проснуться, что ли".
Наташа подходит к школе. Двухэтажное здание ещё темно, сторож не открыл входную дверь. Наташа стоит у входа, ждёт, когда откроют. Во двор входят ещё девочки, они такие же старательные, как Наташа.
--
Спортплощадка перед школой. Дети играют в мяч. Наташа сидит на скамейке, наблюдает за игрой и ест яблоко.
Одна из девочек зовёт её играть. Наташа робко присоединяется, потом входит во вкус - у неё начинает получаться. На лице её - все оттенки счастья в движении.
Наташа - зрителю: "Я всегда считала себя книжной, неловкой. Балетный кружок - это другое, там строго опредёлённые, заранее рассчитанные движения. И лыжи тоже. И вдруг у меня получается игра в мяч! Мне казалось, что это невозможно!"
После игры, потрясённая, Наташа идёт домой. Неожиданно она замечает, что у неё в руке нет портфеля. Лицо её тут же становится глубоко несчастным, и она кубарем несётся по улице обратно и обретает равновесие, только обняв портфель, который мирно дожидается её на том месте, где его оставили - у лавки, на которой она сидела перед игрой в мяч.
--
По майской улице бежит вприпрыжку Наташа. Всё цветёт. Наташа в белом фартуке, белых носках, с белым бантом в волосах. Звучит радостный весенний вальс Штрауса. В одной руке портфель, в другой - маленький листочек бумаги, свидетельство об окончании первого класса. Глаза девочки горят восторгом. Она останавливается и разворачивает бумажку. Зритель видит, что в свидетельстве - все оценки "отлично". Это бесконечно важно для Наташи.
Наташа: "Но как же это было трудно! Сколько пролито слёз! Какой ужас! Ещё девять лет учиться! Можно сойти с ума! А домашних заданий с каждым годом всё больше будут задавать! Неужели это можно преодолеть?"
Бережно сворачивает вдвое, как и было, бумажку с оценками, и, подпрыгивая, продолжает свой бег. Звучит вальс Штрауса. Цветут сады.
--
Комната под крышей. Наташа сидит за письменным столом и лепит из пластилина дом и сад с фигурками. Она одета в сарафан - жаркое лето.
Наташа: "На этот раз мы решили поселиться подальше от сырости и не угадали - лето жаркое. Железная крыша раскалена. В открытое окно летят мухи и с утра до ночи слышны "Валенки" Руслановой. У меня от жары снова кровь из носа. А так ничего. Почти весь день я у Ириши. Там "Валенки" слышно меньше. Она подарила мне детский парфюмерный набор. Вот он - в белой коробке, оклеенной внутри шёлком - мыло в виде розового слоника и флакон духов в виде шарика, на котором сидит котёнок. Мне не верилось, что это возможно - чтобы у меня было такое мыло! Я им не моюсь, только смотрю".
--
Вальс из "Щелкунчика". Наташа танцует в саду, среди деревьев, пытаясь изобразить балетные па. Это напоминает прыжки жеребёнка. Хорошо чувствует музыку, двигается ритмично, движения гибки, но ни на что не похожи. Ириша с мальчиком лет десяти наблюдают происходящее. Мальчик фотографирует.
--
С крыльца дома Ниловых под ручку спускается пара. Она - некрасивая, но нарядно одетая, с бусами из мелких разноцветных крупинок. У него один глаз искусственный.
Наташа провожает их глазами к калитке: "Наверно, это ужасно - быть одинокой, но они так явно равнодушны друг к другу, почему они не видят этого, сказать, что ли?"
--
Грохот мотоцикла на тихой улице. К калитке подкатывает знакомый мотоцикл защитного цвета с коляской. Артём приехал один, без Евы Иосифовны.
Наташа: "Дядя Тёма, прокатишь?"
Тот кивает.
Таточка, сияя, забирается в коляску. Мотоцикл несётся по тенистым улицам, заросшим травой. Рассыпаются по сторонам редкие велосипедисты.