Аннотация: Рассказ о моей поездке в женский монастырь.
Монастырская десятина
Все началось с того, что я приняла решение отдавать десятую часть доходов от бизнеса на благие дела, или, иными словами, вносить пожертвования. Решение принято - это здорово. Но встал следующий вопрос: куда или кому пожертвовать?
Через несколько дней, читая "Российскую газету" (? 125 от 9 июля. Прим. ред.), я увидела небольшую заметку, в которой говорилось, что в поселке Мстера (Вязниковский район Владимирской области) восстанавливается женский Ивановский монастырь (одна из его жемчужин - церковь Иоанна Милостивого, построенная сто лет назад), которому нужно помочь. Мне особенно понравилось выражение "деньгами или трудом". Я поняла, что готова помочь и деньгами, и трудом. В церковь я хожу (изредка), а в монастыре ни разу не была, тем более что представилась возможность жить в нем и трудиться.
И подумала я: а как будет вести себя деловая женщина в монастыре? На дворе кризис, грехов полно, да и морально я подустала от борьбы за жизнь.
Дорога
От Нижнего Новгорода до Вязников на автобусе - два с половиной часа, а дальше на местном до Мстеры - еще сорок минут. Мои представления о Мстере, что это небольшая деревенька в три дома с деревянной церквушкой, расположенная в лесу, не оправдались. Поселок очень большой и красивый.
К моему стыду, я даже не удосужилась посмотреть в Интернете про этот поселок (вот она, самоуверенность и гордыня). И только по возвращении в Нижний я нашла информацию, что Мстера, пожалуй, единственное в нашей стране место, где практически каждый второй житель - художник или иконописец. Именно мстерские иконописцы восстанавливали шедевр древнерусской живописи - "Троицу" Андрея Рублева...
Автобус останавливается на площади рядом с Богоявленским мужским монастырем, и сразу за ним женский монастырь Иоанна Милостивого.
День первый - четверг
Перед монастырем из рюкзака я вытащила и повязала платок. "Не буду никого гневить, ведь в Божьи места приехала", - решила я. Так как перед отъездом из Нижнего по телефону предупредила сестер, что еду помогать, меня здесь ждали.
Мне показали комнату, объяснили правила и попросили подождать матушку Фомаиду, так как она определяет, где будет трудиться человек. Матушки Фомаиды не было, а сидеть не хотелось, и я предложила помощь на кухне. Что и определило мое дальнейшее послушание. Когда на ужин собрались все сестры, вместе со мной оказалось девять человек.
Матушка Фомаида, мать Соломея, мать Мария, мать Лидия, послушница Надежда - эти сестры живут постоянно в монастыре. Именно они его восстанавливают. Остальные - приезжие, в том числе и я.
Осознание, что всего пять человек восстанавливают храм и монастырь своими силами и с божьей помощью, пришло через несколько дней. А остаток дня я посвятила наведению порядка на кухне.
День второй - пятница
Подъем в шесть часов утра, но я проснулась раньше. Наблюдаю рассвет, которым в последний раз любовалась, помню, только в молодые годы.
Дальше - умывание, утренняя молитва, завтрак и трудовое послушание. В двенадцать часов обед, можно немного отдохнуть. А потом - снова труд, в половине четвертого - чаепитие, опять трудовое послушание. Ужин в семь вечера, и после него вечерняя молитва. После десяти часов отбой, но строгости в режиме нет. Можно лечь хоть в час ночи, но вставать придется в шесть утра.
Здесь четкое распределение функций: мать Мария заботится о животных (козы, куры, гуси), мать Соломея - о храме, мать Лидия - об огороде и сохранности урожая, послушница Надежда выполняет любые поручения - ей приходится помогать и на кухне, и в храме. Матушка Фомаида - главная во всей обители, она заботится о привлечении денег на строительство храма, обеспечивает жизнедеятельность всех живущих в храме и еще вагон и маленькая тележка всевозможных трудностей, которые постоянно возникают.
За день я успеваю привыкнуть и приспособиться ко всем обитательницам монастыря, помочь приготовить завтрак, обед и ужин и, естественно, перемыть посуду после трапезы, переработать несколько мешков яблок на варенье и компот. К вечеру с непривычки стали болеть ноги от усталости. На вечерней молитве я уже не могла стоять. И вдруг я вспомнила, как недавно по телевизору показывали программу про жизнь известных людей в монастыре. Актриса рассказывала, как она украдкой спала на утренних молитвах, стоя на коленях. Господи, прости меня, но я поступила точно так же. Постелила коврик на пол храма, опустилась на колени и тихо дремала. Практически лежа на коврике, я вспоминала завет моей бабушки: "Когда будут трудные времена, ты, Танюшка, работай побольше и ешь поменьше, никаких дурных мыслей в голове не будет. Так наработаешься, что придешь, упадешь на койку и уснешь". И когда, упав на кровать, я проваливалась в сон, у меня возникло давно утерянное чувство благой усталости. Состояние, когда ты доволен своим трудом и ощущаешь его результаты.
День третий - суббота
На обед собираются все женщины и мужчины. Приезжают и ребята, около десяти человек из соседнего села, из реабилитационного центра "Осознание".
Матушка Фомаида и отец Сергий отдельно, у мужчин - свой стол, а мы, женщины, - за другим. Едим тихо, без разговоров. Трапеза закончена, и отец Сергий неторопливо ведет беседу про Александра Невского. После беседы все встают, читают молитву и расходятся.
Остаток дня мы мыли банки, накладывали в них варенье и переносили в кладовую, а заодно наводили там порядок. Попутно анализирую слова отца Сергия о том, что мужчины и женщины - два разных и несовместимых мира, так как женщины живут чувствами, а мужчины очень рациональны и соединяет их только любовь. Конечно, он прав, у меня в голове возникли образы, что любовь - это как мост и только он соединяет нас: отца и сына, мать и дочь, свекровь и невестку, зятя и тещу, мужа и жену.
На вечерней службе больше не спала. Я ощущала покой в душе во время молитвы и желание молиться. Я вела беседу с Богом и рассказывала о накопившемся у меня на душе и на сердце. Не жаловалась, не просила, не требовала, не умоляла - я беседовала. Стоя на коленях в храме, я вдруг осознала, какой верой обладают эти люди, которые восстанавливают этот храм. Все мои жизненные трудности стали такими маленькими по сравнению с тем мужеством, с каким эти люди несли свой крест. Вот у кого учиться преданности своему предназначению.
День четвертый - воскресенье
Утро. Служба воскресная, поэтому завтрака нет, а будет обед. И я готовлю все самостоятельно, мне доверили кухню и приготовление пищи, помогали девочки из центра "Осознание". Приготовили борщ - настоящий украинский, на второе - вареники с картошкой, девочки сделали очень вкусный салат и компот из свежих яблок. Трапеза растянулась на несколько часов, так как приехали паломники из Коврова. После я слышала слова благодарности за приготовленную пищу. Запомнилось одно выражение: "Господи, борща поела - как дома побывала. Вкусно-то как". Оказывается, я хорошо готовлю и особенно постную пищу. Спасибо кризису, научил. И я училась говорить вместо "спасибо" слова "спаси Господи".
На душе стало светло и тепло, мне захотелось отблагодарить людей. Я замесила тесто, и на ужин мы все вместе пекли плюшки с маком. Было весело, мы смеялись и тихо пели церковные песни.
В понедельник рано утром я должна была уехать. И мысленно подводила итоги пребывания здесь. Приеду ли еще раз? Обязательно. Но когда - не знаю. Загадывать не люблю. Странно: я ехала за одним, а получила несоизмеримо больше. Моя самооценка резко поднялась, и, заметьте, без всяких тренингов и семинаров. Честно заработанным трудом. Ушли сомнения, но появились вопросы, о которых так часто забывают городские жители.