Надар Элькис : другие произведения.

Йосеф праведный

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Караван ишмаэлитян с Йосефом, которого братья "уступили", по совету Йегуды, всего за 20 серебреников, прибыл в Египет. Его выставили на продажу, скорее всего, на некоем предназначенном для таких целей невольничьем рынке. Там на удивление красивого юношу заприметил царедворец фараона, начальник палачей, египтянин по имени Потифар. Он, не торгуясь, заплатил нужную сумму, кстати, не очень большую, так как продавцы поскорее хотели избавиться от Йосефа, подозревая, что дело, в которое ввязались они, не очень чисто.
  
  Потифар купил Йосефа в качестве прислуги по дому, но вскоре он увидел, что за какую бы работу ни брался его новый раб, все у него получалось как надо и наилучшим образом. Так происходило потому, говорит нам Тора, что "был Бог с Йосефом". Йосеф коренным образом отличался от других рабов Потифара. Он, к его удивлению, ничего не крал и заботился о хозяйском имуществе, как о своем собственном. А самое главное, этого нельзя было не заметить, успех повсюду следовал за Йосефом. Очень скоро Потифар понял, что лучшего управляющего для своего дома ему не найти.
  
  "И было, с тех пор, как он назначил его над домом своим и над всем, что у него было, Бог благословил дом египтянина ради Йосефа, и благословение Бога было на всем, что у него дома и в поле. И оставил он все, что у него, в руке Йосефа, и не ведал при нем ничем".
  
  Раши считает, что на возвышение Йосефа от простого раба до управляющего домом Потифара ушел один год. Скорее всего, больше. Но это не столь важно. Йосеф возмужал и достиг пика своей красоты. И красивым ликом и стройным станом он очень походил на свою мать Рахель. Вполне естественно, что женщины, прислуживающие в доме Потифара, не могли отвести от него глаз. Йосеф немного ошалел от свалившихся на него благ. Он забыл, что, на самом деле, он раб, и никакой его исключительный статус в доме у Потифара не изменит этой реальности. Ему нравилась его жизнь: он хорошо ел, пил дорогое вино и сладко спал в роскошной постели, а еще на него заглядываются все женщины, и он еще больше стал следить за собой и завивать волосы. Увидел это Господь и нахмурился: "Отец твой находится в трауре, а ты завиваешь себе волосы? Я натравлю на тебя медведя!" - так прокомментировал сытую и вольную жизнь Йосефа в доме Потифара Раши. И как только произнес Всевышний эти слова, тотчас "подняла жена его господина глаза свои на Йосефа".
  
  Настоящим наказанием стало присутствие в доме Йосефа для жены Потифара Зулейки. Она влюбилась в него с первого взгляда. И воспылала страстью и ничего не могла поделать с вожделением своим. Ее муж Потифар был евнухом (1) и по этой причине, скорее всего, не мог ей доставить ни обычных супружеских радостей, ни дать ей детей. Женой Потифар обзавелся исключительно для престижа.
  
  Существует такое предание, что Зулейка стала домогаться Йосефа не потому, что обуяла ее обычная похоть, но потому, что якобы предсказали ей астрологи общее потомство с Йосефом. Зулейка приняла это предсказание на свой счет, однако речь шла о браке Йосефа с ее "дочерью" Аснат. Здесь явное недоразумение и путаница. Автор комментария перепутал евнуха Потифара со жрецом из города Он Поти Фером. Именно в семье Поти Фера росла девочка, которую родила Дина, которую Яаков бросил на улице и которой суждено было стать женой Йосефа. Если же Аснат стала приемной дочерью Зулейки, то совершенно непонятно, где скрывалась десятилетняя девочка во время пребывания Йосефа в доме. Так что ошиблись астрологи, не могло быть у Йосефа и Зулейки общих потомков, разве только не соблазнит она сама, в конце концов, красивого раба.
  
  И с настойчивостью, не растратившей себя на амурные похождения женщины, Зулейка принялась за дело. Она трижды на день меняла свои наряды, дарила Йосефу дорогие подарки, предлагала ему немалые деньги, подсыпала в еду любовные снадобья, умоляла его и грозилась ему, но Йосеф оставался холоден и даже не смотрел в ее сторону. Зулейка не могла ни есть, ни спать.
  
  Вскоре ее подруги заметили, что на ней лица нет.
  
  - Что у тебя болит? Ты всегда была такой крепкой, - участливо спрашивали, пришедшие навестить ее женщины.
  
  - Я покажу вам причину моего нездоровья, - отвечала им Зулейка.
  
  Она поставила перед ними чашу с цитрусовыми фруктами и дала по специальному ножичку для очистки плодов. Подружки дружно заработали ножами, и в этот момент Зулейка позвала:
  
  - Йосеф, иди сюда!
  
  Когда юноша вошел, женщины подняли на него глаза и были так поражены, что не заметили как порезали себе пальцы. Зулейка обратила внимание на кровь на фруктах в руках женщин.
  
  - Вы только раз увидели его и порезали себе пальцы, каково же мне страдать так изо дня в день? - обреченно проговорила хозяйка дома.
  
  - Он же твой раб! - позавидовали ей подружки. - Прикажи ему - и он не сможет отказать тебе!
  
  - Он не желает меня слушать и не замечает меня, - вздохнула Зулейка.
  
  Время шло, а Зулейка снова и снова пыталась соблазнить Йосефа. И вот наступил день, когда начинался ежегодный разлив реки Нил. По этому случаю, египтяне всегда устраивали шумный и веселый праздник с арфами, тимпанами, танцами, балаганами и ярмарками. Все домашние Потифара с ним во главе отправились на фестиваль. В доме остались только Йосеф, не захотевший принимать участие в языческих гуляниях, и Зулейка, сославшись на свое уже привычное для всех нездоровье.
  
  Когда в доме все стихло, разукрашенная, разнаряженная и благоухающая Зулейка предстала перед Йосефом.
  
  - Не бойся! - страстно простонала она. - Мы совершенно одни. Ложись со мной!
  
  Вот на этом самом месте некоторые комментаторы мужского пола сдались. Написано в Торе, что вошел Йосеф в дом "делать свое дело". За этими словами, решили они, скрывается намерение Йосефа все-таки уступить и переспать с Зулейкой. Но только лишь сорвала она с него одежды, как предстал перед ним образ его отца, смотревший на него с укоризной. И бежал Йосеф, устыдившись, в чем был, а одежда его осталась в руках Зулейки.
  
  Побег Йосефа стал последней каплей, переполнившей чашу унижений Зулейки. Она стала громко кричать и звать слуг на помощь.
  
  - Смотрите! - вопила она в бешенстве. - Привел он (Потифар) к нам человека, еврея, чтобы насмехаться над нами! Пришел он ко мне, чтобы лечь со мной, но я закричала громким голосом. И вот, услышав, что я подняла голос свой и закричала, оставил он одежду свою при мне и убежал.
  
  Когда вернулся Потифар, Зулейка сунула ему под нос одежду Йосефа.
  
  - Полюбуйся, кого привел ты в дом!
  
  Очень разгневался Потифар. А все домашние, слуги и рабы стали науськивать его против еврея. Они не могли простить Йосефу того положения, которое он, еще совсем молодой человек, добился не заслужено, по их мнению, в доме у хозяина их. Перед нами первый, зафиксированный письменно, пример юдофобии.
  
  Над Йосефом нависла нешуточная угроза. Его вполне могли предать смерти. По некоторым рассказам дело Йосефа разбиралось в суде. Верховный судья потребовал, чтобы принесли одежду Йосефа, которую он оставил в руках Зулейки.
  
  - Если правду говорит госпожа Зулейка, - объяснил всем присутствующим судья, - что сорвала она одежду с раба, когда он убегал от нее, то прореха должна быть на спине. Если же правду говорит раб, что Зулейка сорвала с него одежду, чтобы возбудить в нем похоть, то порвана одежда будет впереди.
  
  Одежду развернули, и все увидели, что порвана она именно спереди. Значит, правду говорил все-таки Йосеф. Смертной казни Йосеф избежал, но в тюрьму, тем не менее, все равно угодил, чтобы не забывал, что он раб, а не свободный человек (2).
  
  Но Господь не оставил Йосефа. В тюрьме он приглянулся тамошнему начальнику.
  
  "И передал начальник темницы во власть Йосефу всех узников, которые в темнице, и во всем, что там делали, он был распорядителем. Начальник темницы не смотрел ни за чем, что в руке его, так как Бог был с ним, и всему, что делал он, Бог давал успех".
  
  Почему все эти неприятности произошли с Йосефом? Отчего его возжелала и преследовала Зулейка? Потому что он ел и пил и завивал волосы, как сказал Раши. Йосеф успокоился и был вполне удовлетворен своей жизнью. Годы летят быстро. Так могла незаметно и жизнь пройти, а у него в жизни была совсем другая миссия. Как увидел Господь, что доволен всем Йосеф, тут же создал ему противника в лице Зулейки. И возвела она глаза свои на Йосефа.... Почему Господь допустил это? Потому что настало время Йосифу покинуть дом Потифара.
  
  
  
  (1) В 39:1 сказано: "Потифар, царедворец фараона". Слово "сарис", переведенное как "царедворец", означает также "евнух".
  (2) Скорее всего, Потифар его просто удалил из дома от греха подальше. Он всегда хорошо относился к Йосефу, возможно, и сам имел виды на него. Он, как начальник палачей, определил его надзирателем в тюрьму. Но это всего лишь версия.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"