|
Уже не в первый раз, при поиске материала по славянской мифологии, мне попадается упоминание славянского бога солнца Ра. Когда об этом со сцены говорил Михаил Задорнов, я думал - он прикалывается. Но часть отечественных юмористов, похоже, восприняли его шутки всерьез. Мне стало интересно, и я решил покопаться в этом вопросе. Результат этих "раскопок" перед вами.
Постановка вопроса: согласно современному мифу Ра - это древнее славянское имя бога солнца. Основанием для этого утверждения является ссылка на позднюю египетскую мифологию с претензией на первоисточник. Чем подкреплены эти претензии? Ссылкой на Атлантиду, жители которой, спасшись от катастрофы, стали двумя разными народами: египтянами и славянами. Любопытно...
Помимо атлантов, весомым аргументом оказывается созвучие имени древнего бога Ра и слога "ра" в современном русском языке. Например: радуга - дуга солнца; пора - по солнцу и т.д. Интересно, как будет расшифрована Мара? Мама солнца? Кстати, имя Мара присутствует не только в славянской, но и в западноевропейской, и даже в буддийской мифологии. И везде оно воплощает зло.
Михаил Задорнов еще привнес английский глагол go, который по-русски должен звучать "га". Согласно новой концепции "галка" - птица, сидящая у дороги (старославянское слово галъ "черный" не вписывается в концепцию, а поэтому, должно быть, отменяется как никогда не существовавшее); гагара - птица, летящая к солнцу и т.д. Я с огромным уважением отношусь к Задорнову, но, сдается мне, его путь к солнцу лежал через слово "брага".
Для начала поближе познакомимся с египетским божеством. Ра (копт. Rh) - в египетской мифологии бог солнца. Центром и, вероятно, местом зарождения культа Ра был город Иуну. Греки, соотнося египетского Ра со своим солнечным богом Гелиосом, называли город Гелиополь - "город Гелиоса", т.е. "город солнца". Но то греки. У самих египтян отношения с солнцем были более сложные.
Начнем с того, что Ра был не единственным египетским богом солнца и даже не первым из них. Если быть точным, изначально Ра был божеством только дневного светила. Утреннее солнце олицетворяло божество по имени Хепри, вечернее - Атум. Хепри - один из древнейших богов, наделенный некоторыми функциями демиурга. Атум - сам демиург, возглавлявший гелиопольскую эннеаду (девятку высших божеств). Только в XXVI-XXV вв. до н.э., когда началось возвышение V династии, Ра, что называется, пошел в гору. Вначале он потеснил Атума, но, вероятно, жрецы последнего сумели удержать свои позиции и Ра стал отождествляться с Атумом как единый бог Ра-Атум. Хепри, как божество, изначально подчиненное Атуму, также влился в это солнечное триединство.
В другом египетском городе Фивы набирал силы еще один бог солнца - Амон. Он тоже прошел непростой путь, отождествляясь то с богом войны, то с богом плодородия. В период XVI-XIV вв. до н.э., когда к власти пришла Фиванская династия, Амон стал всеегипетским богом солнца. Его культ даже приобрел государственный характер. Тем не менее, древний и прочно устоявшийся культ бога Ра выдержал испытание и два божества слились в экстазе. В смысле, в новом едином божестве Амон-Ра.
Определенный порядок в этом солнечном пантеоне попытался навести фараон Аменхотеп IV, правивший в XIVв. до н.э.. Он выбрал своим небесным покровителем бога Атона, являвшегося олицетворением солнечного диска, сменил свое имя на Эхнатон ("угодный Атону") и запретил поклонение всем другим богам. Привыкшие к многообразию, египтяне послушно терпели, пока Эхнатон не умер, после чего радостно отправили его реформу на свалку истории. Самого Эхнатона прокляли, как врага народа ("врага из Амарны"), а созданный им город-храм Ахетатон перепрофилировали в каменоломню. Да, то ли действительно есть некие общие корни, то ли человечество за три с лишним тысячелетия ничуть не изменилось.
Таким образом, видно, что воплощением солнца Ра стал уже на египетской земле, и его верные жрецы проделали для этого немалую работу.
Теперь перейдем к славянскому Ра и попробуем найти его корни. Наиболее часто упоминается тот факт, что река Волга изначально называлась Ра, что созвучно с именем египетского бога. Это наименование (Ra) впервые упоминается в трудах греческого философа Клавдия Птолемея, жившего во II веке нашей эры в египетском городе Александрия. Живущие поближе мордовские племена именовали реку Rav (Raw) или Ravo. В "книге Велеса" (перевод Н. Слатин) Волга неоднократно именуется как Ра река, но не идет речи о божестве по имени Ра. Многие известные ученые - например, Макс Фасмер - проводят прямую параллель с авестийской Ranha. Итак, пока что только река, о которой узнал Птолемей. Но здесь следует сделать экскурс в мифологию.
Как писал Якоб Гримм: "миф - есть общее достояние всех народов". Разделение на греческую, египетскую и иную мифологию носит условный характер, призванный облегчить процесс изучения. Сами же мифы легко переходят к соседним культурам, встраиваясь в новую мифологию и отправляясь дальше. Свободу распространения мифа ограничило только активное распространение монотеизма, да и то лишь на высшем (божественном) уровне. К примеру, догреческий малоазийский по происхождению бог Аполлон каждые 19 лет отправлялся на север, к гипербореям, чтобы посетить особо любимый им народ. Гипербореи, разумеется, не оставались в долгу, и присылали почитаемому божеству богатые дары. Вначале с доставкой на место, но после какого-то инцидента в пути - только до своих границ, откуда соседние народы уже передавали эти дары по цепочке. Если учесть, что Аполлон был покровителем культуры, предводителем муз, а именно так, от народа к народу, распространялись сказки, то становиться ясно, о каких дарах идет речь. Итак, культурные ценности активно кочевали туда и обратно, обеспечивая взаимосвязь народов и мифов.
Здесь, кстати, уместно вспомнить южнославянского Рарога. Рарог - огненный дух, в более далеком прошлом - божество огня в домашнем очаге. Приручив огонь, человек со временем утратил к нему изрядную долю почтения, и божество стало рядовым огненным духом. Тот факт, что оно вообще не смешалось с другими духами, указывает на древность Рарога. Представал этот дух в виде огненного сокола. Египетский Ра также имел голову сокола. Несомненно, здесь есть связь, но она вовсе не означает, что египетский Ра являлся идеологическим потомком Рарога. Могло быть и наоборот, но, скорее всего, оба божества развивались в одном культурном слое и активно делились друг с другом культурными достижениями.
Еще один общий момент: в европейской мифологии было массовое обожествление природных объектов. Особенно это относилось к рекам. Нимфы и божества реки покровительствовали любому более-менее значимому водному потоку. Славяне в этом плане не оставались в стороне. Согласно еще средневековым записям, они уже в древности приносили жертвы "упырям и берегиням", т.е. ушедшим в мир иной покойникам и речным божествам. Очевидно, что такая большая река, как Волга, также имело покровительствующее божество. В силу традиции имя этого божества зачастую совпадало с именем реки - т.е. Ра.
Получается, славянский Ра - это водное божество, покровительствующее реке Ра и по этой причине почитаемое проживавшими на ее берегах людьми. Между прочим, для торговца и землепашца - божество ничуть не менее значимое, чем солнце. Правда, современному человеку, выросшему на позднем солярном мифе, водное божество не кажется суперзвездой. Вот и пришлось потрясти египтян.
Что любопытно. Слово "радуга" нынешние искатели великой истины представляют как "дуга ра", т.е. "дуга солнца", но ведь для радуги нужно не только солнце, но и вода. В славянских диалектах сохранилось слово равдуга. Калима (J. Kalima) прямо указывает на связь с древним наименованием Волги - Raw. Макс Фасмер ставит это утверждение под сомнение, но честно признает, что ему этимология слова "равдуга" не ясна.
Вопрос без ответа: почему бы нынешним искателям корней не сконцентрироваться на таких интересных совпадениях, вместо проведения сомнительных параллелей современной редакции русского языка с коптским мифом? Ведь далеко не вчера сказано: совпадение - это хорошо замаскированная закономерность.
|
|
|