Аннотация: Рассказ написан по теме, предложенной Координатором
Классический детектив в трех частях
Увертюра
Чуть более полугода прошло, как Ирбисов стал пенсионером, а уже сформировалась у него устойчивая привычка начинать день с неспешного завтрака и чтения полосы криминальных новостей. Эмоции они у него вызывали редко, но эта заметка зацепила, заставив отложить газету и призадуматься. И солнце - надо же - точно учуяв перемену настроения, скрылось за тучи, и померкло сияние чайника, и кухня стала скучной.
Если Родион Раскольников убил старуху-процентщицу, чтобы выяснить, тварь он дрожащая или право имеет, то у современных студентов вопрос только один: много ли удастся взять? 30 марта бывший студент Гуманитарного института Святослав К. взял ни много ни мало - этюд К.А. Коровина, картины которого на мировых аукционах продаются за 100 тысяч долларов США. Явившись в семь вечера к 80-летней Изабелле Афанасьевне Петровской, унаследовавшей шедевр после мужа, он удушил ее подушкой, снял со стены картину и принес к себе домой, где спрятал за трюмо. Там и обнаружил бесценное полотно старший следователь прокуратуры Н.В.Солодовников во время обыска. Убийца объявлен в розыск. Что ж, успехов в поисках нашим правоохранителям: ведь надеяться, что субъект, хладнокровно лишивший жизни умирающую старуху, явится, подобно герою Достоевского, с повинной, не приходится.
Ирбисов знал обоих - и журналиста, и следователя. И если бойкий и одновременно корявый слог Пчеловодова остался неизменным, то в поведении Солодовникова появилось нечто новое: никогда прежде он не откровенничал с прессой о своих следственных действиях, да и называть кого-либо убийцей до приговора суда не стал бы.
Пока Ирбисов раздумывал, не позвонить ли Солодовникову, тот позвонил ему сам. Ирбисов не слишком удивился - кто не сталкивался в жизни с такими совпадениями? После обмена приветствиями Ирбисов сообщил бывшему коллеге о заметке Пчеловодова, чем вызвал у Солодникова глубокий вздох:
- Паша! Неужели ты подумал, что я с этим ... откровенничал?! Ты меня знаешь. Я его погнал нафиг, хоть он там что-то блеял про право на информацию. Но в одном он прав: дело простое.
- Новый Раскольников?
- Неформат... то есть неформал.... Ну знаешь, эти, с длинными патлами. Заказал у кузнеца меч, настоящий. Взял быстрый кредит на 10 тысяч. Знаешь эти гребаные конторы, на каждом столбе объявления?
- Их давно прикрыть пора.
- Это да, но ты подумай, какой дебил. Отдать кредит не смог, поставили его на счетчик, набежало уже 50 тысяч. Коллекторы ему обрывали телефон. Ну так скажи родным, нет? У него есть мать, отчим, сестра младшая... Она, кстати, и рассказала, где картина спрятана. А он вместо этого поперся к сводной сестре своей покойной бабки, этой самой Петровской, удушил ее и спер картину.
- В самом деле за трюмо засунул?
- Ага. Дома никого не было, кроме девчонки, она увидела.
- А как вышли на него?
- Просто. Труп обнаружила племянница Петровской, Агуреева. А ей сосед позвонил. Он видел, как из квартиры в четверть восьмого выбежал молодой мужчина характерной внешности, с длинными волосами, и заметил, что дверь в квартиру за ним никто не закрыл. Он позвонил в дверь - никто не отвечает. По телефону тоже. Петровская, знаешь, вовсе не умирала, наоборот, была бойкая бабулька, только ноги уже сдавали - артрит. Сосед зайти в открытую квартиру побоялся, сообщил Агуреевой, та приехала к восьми, вошла и нашла труп. Судмедэксперт установили, что смерть от асфиксии наступила около семи вечера. Агуреева вызвала полицию. Когда ей на допросе описали внешность молодого мужчины, она назвала фамилию подозреваемого. Он часто ходил к старухе.
- Зачем?!
- Черт его знает... Может, тырил чего по мелочи? Знаешь, я думал, он мне сам расскажет, но дудки - слинял. Я выписал ордер на обыск, прихожу по месту регистрации, а там у родителей глаза как шары: он там не живет, оказывается! Я все равно решил обыскать, для очистки совести, и тут малая говорит: зачем вам все перерывать, картина за зеркалом. И точно: она там стояла, свернутая в трубочку. Он ее, знаешь, под пальто вынес, у него пальто черное такое, длинное...
- Как шинель, - подсказал Ирбисов и назвал фамилию подозреваемого.
- Да, - изумился Солодовников, - а ты что, его знаешь?
- Пересекся случайно один раз. И что он теперь - в розыске?
- Ну да. Знаешь, мне кажется, он где-то у своих неформалов прячется, но у нас там информаторов нет. А, я чего тебе звоню, собственно: помнишь дело Крюденера? Коллекционера?
- Как забыть.
- Ты еще эксперта нахваливал, говорил, очень грамотный мужик, и заключение написал быстро? У тебя нет его телефона? Хочу Коровина на экспертизу отдать, чтоб не тянули.
- Мушина? Должен быть. Не клади трубку, сейчас в записной книжке гляну.
Ирбисов продиктовал номер и пожелал коллеге удачи.
По дороге на станцию техобслуживания, куда он направился после завтрака, Ирбисов уже забыл об этом происшествии - своих забот хватало. Вернувшись домой, он услышал резкие немелодичные звуки: надрывался стационарный телефон, но пока Ирбисов добежал до него, звонить перестали.
После обеда он сел за компьютер - поработать над фотографиями для микростока, увлекся и потерял счет времени. Когда его вернул к действительности новый телефонный звонок, за окнами уже стемнело. На этот раз Ирбисов успел снять трубку, но лишь затем, чтобы услышать щелчок - неведомый абонент нажал на "отбой", или их механически разъединили.
Через минуту телефон зазвонил опять.
- Слушаю вас! Говорите!
В трубке раздались странные звуки, похожие не то на бульканье, не то на кваканье. Казалось, что с той стороны пытается общаться какое-то неведомое животное.
- Кто это? - спросил Ирбисов.
В трубке не то хрюкнули, не то всхлипнули, и тут же пошли долгие гудки.
Положив трубку, Ирбисов с секунду постоял в тревожной задумчивости, потом махнул рукой и вернулся к работе. Он просидел за компьютером еще минут 40, потом выключил компьютер и пошел на кухню, где обнаружилось отсутствие сахара. Ирбисов решил пройтись до ближайшего продуктового, работавшего до 10 вечера - не так ради сахара, сколько для того, чтобы размяться.
Надевая в прихожей куртку, он отметил краем сознания характерный скрежет раскрывшихся дверей лифта, донесшийся с лестничной площадки, но не придал ему никакого значения. Время было еще не позднее - пять минут десятого.
Ирбисов застегнул "молнию" куртки, открыл входную дверь и замер.
Перед ним стоял разыскиваемый по делу об убийстве И.А.Петровской неформал Святослав К. Стоял и смотрел мутными и светлыми одновременно, как тело медузы, большими глазами.
Чистосердечное признание
- Вы нужны мне, - сказал он хрипло и невнятно, и Ирбисов сразу понял, откуда брались звуки в телефонной трубке. - Мне нужна помощь. Я должен рассказать...
"Вот оно что, - мелькнуло в уме Ирбисова, - с чистосердечным пришел".
Выглядел Святослав так, как и полагается убийце, измученному угрызениями совести - ужасно. Осунувшееся лицо его было не бледным даже, а каким-то зеленоватым. Длинное черное пальто-шинель было перепачкано в многих местах свежей грязью. Но самое странное впечатление производили слипшиеся и свисавшие космами волосы. Присмотревшись, Ирбисов понял, что они мокрые.
- Проходите, проходите, - осторожно, чтобы не спугнуть, приветствовал он неожиданного гостя и посторонился, впуская его в коридор. Тот вошел. Щелк - легким движением руки Ирбисов закрыл изнутри один замок; щелк - повернул ключ в другом. Теперь не вырвется.
Неуклюжими, рваными движениями неформал стал снимать свою шинель, чуть не уронив ее на пол. Под шинелью оказались джинсы и черный свитер, также перепачканные грязью. Руки у Святослава сильно дрожали.
- Вот сюда, на кухню, прошу-с, - мягко направил гостя Ирбисов, также снявший верхнюю одежду и разувшийся (да, сегодня он сахар уже не купит).
- Садитесь сюда, под люстру, чтоб я хорошо вас видел... Может, чаю? Только предупреждаю - сахара нет.
Святослав кивнул, и Ирбисов налил ему большую расписную чашку крепкого, ароматного чаю. Пусть подкрепится хоть чуть-чуть. Даже убийце... нет, не так. Именно убийце трудно начать рассказ. Пусть похлебает чаю, отбрасывая со лба мокрые пряди (вспотел он, что ли, пока шел сюда?), пусть отдышится и соберется с силами.
Первую чашку неформал выпил молча и жадно, вторую чуть помедленнее. Зеленоватый оттенок сошел с его лица, движения стали чуть увереннее, дыхание ровнее, и Ирбисов решил: пора.
- Ты правильно сделал, что ко мне пришел.
- Да? - встрепенулся Святослав, и в глазах его засветилась надежда. - Вы мне поможете?
- Помогу. Но сначала ты помоги себе сам: расскажи честно все, как было. С самого начала.
- Я за этим пришел! Иначе я сойду с ума...
- Понимаю, - кивнул Ирбисов. - Расскажешь все - станет легче.
- Да, да... С чего начать? Сейчас... Я... С начала.
...Изабелла была необыкновенная! Я называл ее по имени, без отчества... Ей так нравилось. Я раньше только в книгах читал про людей, которые всегда юные... у нее не было возраста! Она меня понимала, она понимала мой мир, и Толкиена! Она ведь француженка по отцу, ее отец - Ксавье-Жозеф де Соммелвье - театральный художник, дружил с семьей Бенуа... И она была не Изабелла, а Изабель-Мари-Ортанс. И так никогда и не была во Франции.
Я как-то предложил ей продать квартиру, купить однокомнатную и поехать на разницу во Францию! Она смеялась, а в последнюю нашу встречу... не тогда! Не в понедельник! За неделю перед тем... Она сказала, что я прав, что она продаст квартиру, и "фамильные брильянты" тоже... она так называла свои украшения... и поедет во Францию, а потом в круиз!
Она интересовалась модой, хотела быть элегантной... Я в понедельник ее плащ из химчистки принес. "Идет весна, я должна быть свежей..."...
По худому лицу потекли слезы, которые Святослав и не думал вытирать. Ирбисов смотрел на него пристально и неотрывно.
- Все это хорошо, - не выдержал Ирбисов, - но давай про 30 марта. Ты принес ей из химчистки плащ?
- Да... Еще поругался с приемщицей - они его куда-то задевали, и я ждал минут сорок, пока принесут... Потом ждал троллейбус... Я обещал, что буду в шесть, а приехал к семи... Но я перезвонил, Изабелла не любила непунктуальности...Вот этот звонок. 17.56.
Святослав протянул мобильный Ирбисову, внимательно взглянувшему на дисплей.
- А что, старуха пользовалась мобильным? У меня дядя таких лет только обычный телефон признает...
- Она не была старухой. А мобильный у нее лет 10 уже... даже больше... Она сказала: "Когда приедешь - тогда приедешь"... И я приехал. Поднимаюсь по ступенькам - в доме нет лифта... смотрю - дверь в квартиру приоткрыта... Я подумал, что она меня ждет...
- У нее раньше была такая привычка?
- Нет... Но все когда-то бывает впервые... Вошел - а она... мертвая..
- Что?! - чуть не подскочил Ирбисов. - Как мертвая?!
- Вот и я так отреагировал! Я первый раз вблизи видел смерть... На похороны бабушки я не ходил... И я подумал, когда бежал по лестнице, что теперь я смогу видеть фестралов, как Луна Лавгуд... а когда выбежал на улицу, понял, что не смогу... она же не при мне...
Ирбисов сжал кулаки.
- А выбежал зачем? - почти грубо спросил он.
- Я... Я не мог... Я не могу! Быть там... возле тела... Она была... страшная... лицо сине-красное...
Я испугался.
Святослав повесил голову и замолчал. С минуту посидели молча.
- А картина? - нарушил молчание Ирбисов. - Ее взять испуг не помешал?
- Картина? - поднял лицо юноша. - Картину подбросили.
- Как так?
- Не знаю...
- Да ты что? А сестра твоя видела, как ты прятал Коровина за трюмо. Врет ребенок, получается?
- Она видела, как я ее вытащил, а не прятал! Я пришел квартиру матери, на Бетонную, 13, в среду за "Мифологическим словарем"...Я обещал его одному человеку. Взял словарь, пошел в прихожую, надел куртку, а там язычок у "молнии" соскакивает, он соскочил и залетел за трюмо, я отодвинул, увидел свиток, развернул, узнал картину и все понял... меня осенило.
- И что же вы поняли?
- Что Изабеллу убили, а меня подставили.
- А до этого ты что думал?
- Что она умерла от инсульта.
- Баста. - Ирбисов с такой силой ударил кулаком по столу, что в шкафах зазвенела посуда. - Хватит врать, ты уже изоврался весь. Убил - имей мужество признаться.
- ...Я....я... не убивал, - затравленно прохрипел Святослав. - Неужели и вы... и вы этого не понимаете?
- И кредит не брал?!! - рявкнул Ирбисов.
- Брал.... Но этот вопрос решен. Я нашел деньги...
- Где?
- Мне их дал один человек...
- Отлично. Имя, фамилия, отчество...
- Нет... Не могу. Это девушка.
- Думаешь, ловко выкручиваешься? Ни фига не ловко. Послушай меня, парень, я четвертак в органах отпахал, и знаю, что говорю. Я верю, что ты убил спонтанно, не имея заранее обдуманного намерения. Ты периодически брал у старухи деньги. Не ври мне, не говори, что этого не было!
- Но я отдавал!
- Даже если и так, ты привык, что она - твоя палочка-выручалочка, но на этот раз ты попросил слишком много, и она тебе отказала. Ты психанул и набросился на нее. Тебе выгодно гнуть эту линию: не хотел убивать, хотел напугать, сам не знаю, как вышло. При бойком адвокате получишь не больше семи лет за нанесение особо тяжких, приведших к смерти потерпевшей, с учетом чистосердечного раскаяния. Но для этого нужно прямо сейчас пойти и сознаться.
Ирбисов прервал свой монолог: Святослав не плакал, а рыдал во весь голос, судорожно, заходясь.
- Я к вам из реки пришел! - надрывался он. - Из реки... я уже решился... А когда ударился о воду, вдруг понял, что погублю не только жизнь, но и честь... и выплыл.
- Ты только под невменяемого не коси... не прокатит.
- Я повторяю: когда я понял, что мне никто не верит, даже друзья... я поехал к Новому мосту, когда стемнело, разделся на берегу, пошел на мост... и прыгнул.
- А ты типа плавать не умеешь!
- Умею... но плохо. Я бы утонул, если бы не захотел жить. Вода ледяная... ужасно... Все ужасно... Я кое-как доплыл до берега... Хорошо, одежду и мобильный не украли... и позвонил вам.
- Опять врешь: ты первый раз звонил днем.
- Да. Я колебался. Я чувствовал, что вы не поверите...
- Дай сюда мобильный.
Ирбисов взял телефон, открыл "Исходящие". В самом деле: в 15.57, 20.22 и 20.24 с этого телефона звонили на его домашний номер.
- Что ж ты молчал и бросал трубку?
- Горло свело, говорить не мог. Но главное, что вы были дома.
- А кто тебе дал номер и адрес?
- Я же знал ваши имя и фамилию, остальное пробил по базе адресов в Интернете... Но мобильных там нет, только адрес и домашний...
"Врет насчет реки или нет? Мокрые волосы, грязь не только на пальто, но и на джинсах и свитере - вроде сходится... Но это артист. Мог и разыграть".
- И на что ты рассчитывал?
- Что вы разгадаете загадку. Кто и зачем...
- Но ведь все очевидно, загадки нет. Молодой человек без определенных занятий...
- Нет! Я копирайтер-фрилансер!
- Не знаю, что это, но пусть. Молодой человек, перебивающийся случайными заработками, наделал долгов. Далее, испугавшись коллекторов, он пришел к престарелой свойственнице, свойственница отказала ему в займе, и тогда он удушил ее подушкой, рассчитывая продать украденный этюд Бенуа. Картину юноша спрятал не месту фактического проживания, а в квартире родителей, наивно рассчитывая, что там искать не станут. Но вышло наоборот. Без сомнения, мать сообщила ему о результатах обыска, и молодой человек понял, что спалился. Допустим, в отчаянии он попытался утопиться, но духу не хватило, и он решил разыграть комедию "Я не я, и хата не моя", то есть труп. И зря, повторяю, зря. Когда вы ушли из химчистки? Где она, кстати?
- На улице Афанасия Никитина.
- А старуха где жила?
- На проспекте Мира, 101.
- Это на троллейбусе ровно 20 минут, даже с пробками. Все сходится. В 17.56 ты звонишь, что выходишь из химчистки, садишься в троллейбус ?4, в 18.20, ну самое большее в половине седьмого ты уже входишь в квартиру. Минут 25 на разговор, 5 минут на убийство - все сходится, как в аптеке. У тебя были и время, и мотив, и возможность.
- Но я ждал 25 минут троллейбус!
- Это ты говоришь. Но все факты против тебя.
- Нет. Есть одно обстоятельство.
- Какое?
- Этот этюд написал не Коровин, а наш местный художник-самоучка Стряпухин. Он подражал Коровину и безуспешно ухаживал за Изабеллой.
- Сейчас выдумал? Или заранее сообразил?
- Это не Ко-ро-вин. А за картину Стряпухина хорошо, если тысяч пять дадут. Зачем мне убивать из-за картины, стоящей 5 тысяч, если мне нужно 50?
- Если ты знал, что это не Коровин, то да.
- А я знал. Мне сама Изабелла открыла тайну года два тому. Она-то всем говорила, что это шедевр Коровина.
- Зачем?!
- Мистифицировать любила.
- И Агуреева не знала?
- Нет. Изабелла готовила ей посмертный сюрприз. Племянница давно на нее зубы точила.
- Ну-ну. Сейчас посмотрим.
Движимый неожиданным предчувствием удачи, Ирбисов набрал Солодовникова: половина одиннадцатого, еще не так поздно. И точно, бывший коллега тут же взял трубку.
- Ну что, дозвонился до Мушина?
- Знаешь, старик, хорошо, что ты позвонил! Есть что рассказать. Я как с тобой закончил, с ним связался, он говорит: хорошо, приезжайте. Я приехал с вещдоком, то есть с картиной в музей, а он только глянул и как брякнет: это не Коровин!
- Что?!
- Да! Подражание, говорит. Он еще свою экспертизу проводить будет, но, знаешь, на 99% уверен, что это не Коровин.
- А Агуреевой ты сказал об этом?
- Пока нет, жду официального заключения эксперта. Вот комедия, а?
- Да, интересное кино. А завещание старуха оставила?
- Да.
- И кто?
- Их двое. Агуреева и этот сопляк-убивец. Пополам.
- Еще один вопрос: кроме картины, что-то украдено? Драгоценности, деньги?
- По словам племянницы, все драгоценности на месте. Денег нашли 14 тысяч - то ли "гробовые", то ли сбережения.
Поблагодарив и пожелав спокойной ночи, Ирбисов завершил разговор, встал, прошелся по кухне - туда-сюда, ровно два шага, снова сел и предложил:
- А теперь начнем все сначала.
Работа мысли
Разговор продолжился после чашки крепко заваренного кофе. Все время, пока Ирбисов занимался приготовлением напитка, он молчал, что-то тщательно обдумывая. Молчал и гость. От кофе он отказался.
- Вы знали о завещании? - начал Ирбисов, допив кофе и поставив чашку на стол.
- Нет, - помотал головой Святослав.
- А Агуреева?
- Понятия не имею. Нет, наверное.
- Где она работает, что из себя представляет? Квартира у нее есть?
- Есть... Однокомнатная. Работает на почте. Есть какой-то "сожитель", как говорила Изабелла... Маленькая, тощая, с крысиным профилем... И характер такой же. Изабелла считала, что она лишена чувства прекрасного...
- Муть отставить. Отвечать по сути. Что известно про сожителя?
- Что он шофер. Больше ничего не знаю. Поверьте, этот человек мне совершенно не интересен, я и видел-то ее раза два или три, а сожителя вообще не видел.
- Петровская легко впускала к себе посторонних?
- Нет, что вы! Она, наоборот, никого не пускала.
- Совсем никого? Семейный врач, слесарь из ЖЭКа, сосед по этажу - никто не переступал порог квартиры?
- Это была одна из моих функций - быть при ней, когда кто-то приходил... слесарь там, или водопроводчик... Она не хотела оставаться одна, когда чужой в доме.
- Имела основания опасаться?
- Просто здравый смысл. Я ее понимал. Но случалось это редко. Чужие люди в квартире, в смысле.
- А подруги у нее были?
- Уже нет. Были две, но умерли.
- То есть Петровская пускала к себе в квартиру только вас, племянницу и...?
- Соседей пускала. Я сам видел.
- Что вы знаете о соседях?
- Там три квартиры на лестничной площадке, не считая ее. В одной живет большая семья, трое детей... Изабелла иногда жаловалась на их плач...
- Чем занимаются родители?
- Мать с детьми сидит, а отец... Вроде на авиационном заводе работает... Или это не он, а другой сосед... Пожилой... В другой квартире пожилая пара, лет шестьдесят им... Соседку звать Анфиса, я запомнил, редкое имя...
- Она часто приходила к Изабелле?
- Иногда пасьянс раскладывали вместе. Это их сближало. А с многодетной семьей она практически не общалась. Нет общих интересов...
- Фамилии соседей знаете?
- Нет, конечно.
- Осталась еще одна квартира. Кто в ней?
- Разведенный ювелир лет сорока. Изабелла говорила - вежливый, воспитанный...
- Они часто общались?
- Не знаю... Я его видел, кстати, в тот раз, когда брал у Изабеллы плащ для химчистки - он зашел одолжить утюг, его поломался, а ему нужно было срочно отутюжить белую рубашку. Изабелла дала ему утюг.
- А где висела та самая картина?
Святослав достал планшет, поводил по экрану пальцем.
- Смотрите. Это последнее фото Изабеллы.
Ирбисов всматривался в снимок с интересом. На нем седая старушка в чем-то длинном и пестром - не то платье, не халате - сидела на кушетке под небольшой пестрой картиной. Лицо у старушки было приятное, а глаза живые, сияющие почти также, как длинные серьги в ушах.
- Когда сделан снимок?
- Когда я брал плащ в химчистку.
- А в день убийства картина висела на стене?
- Не обратил внимания. Не знаю.
- Тэк-с. Теперь поговорим о твоей квартире на Бетонной, 13. Меня интересует, сколько там замков на входной двери и есть ли такой промежуток в течение дня, когда никого гарантированно нет дома.
- Конечно, есть. С утра до обеда, пока Дашка из школы не придет... это по будням. Замок один, обычный. Я спрашивал маму - она сказала, что никто посторонний не приходил ни в понедельник, ни во вторник. Так что вы правы - если подбросили, то только когда никого не было дома...
- А где стоит трюмо?
- В прихожей у двери.
- То есть всю операцию можно провернуть за минуту? Открыл дверь, засунул холст за трюмо и закрыл? Отлично. Агуреева бывала в этой квартире?
- Нет, откуда... Хотя погодите! Да. На юбилее мамы пять лет назад... Вместе с Изабеллой. Мама сочла невежливым ее не пригласить, хотя была уверена, что та откажется... Но она пришла. Мебель мы с тех пор не переставляли...
- Отлично. Вернемся к потерпевшей. У нее были враги? Она кого-то опасалась, говорила об угрозах?
- Нет, никогда.
- Чем был вызван конфликт с Агуреевой?
- Да не было никакого конфликта! Просто недолюбливали друг друга, и все.
- Агуреева знала о планах продать квартиру и поехать в круиз?
- Нет, я в этом уверен.
- Почему?
- Потому что Изабелла сказала, что мне она первому сообщила о своих планах.
- Как часто племянница приходила в гости к тетке?
- Раз в два, три месяца...
- А ее сожитель?
- Никогда, насколько мне известно.
- Как вы думаете, Петровская пустила бы сожителя племянницы в квартиру без нее?
- Нет. Вдвоем пустила бы...
- Так, так... Теперь о вас. У вас есть враги?
- Как вам сказать... Да, есть люди, с которыми у меня конфликты, но они ничего не знают про Петровскую. Я вообще о ней в тусовке никому не рассказывал.
- Это не значит, что они о ней не знали.
- Поверьте, я сам люблю драму, но наша вражда не того масштаба, чтобы душить невинную старушку только для того, чтобы отправить меня за решетку... Да и как бы они попали в квартиру? Я думал над этим... Нет, это не наши.
- Что не "наши"? Убийство или попытка подставить вас? Потому что я вижу два деяния, и пока неясно, что первично: то ли картину подбросил убийца, чтобы отвести от себя подозрения, то ли картину подбросили, чтобы в убийстве обвинили именно вас.
- А я уверен, что это одно и то же. Убийца хотела получить наследство и отвести от себя подозрения.
- То есть вы подозреваете Агурееву?
- А кого еще?
- Согласен. Если принять версию, что вы - не убийца, она автоматически становится подозреваемой ?1. Если бы она еще была в курсе планов Петровской продать квартиру, версия выглядела бы почти безукоризненно. Племянница, давно ждущая наследства, узнает, что его можно и не дождаться, т. к. старуха намерена все продать и прогулять перед смертью, и решает действовать. Она приходит к Петровской, которая сообщает ей, что ждет вас - и план, сложившийся в голове убийцы, дополняется новым ходом. Она душит старуху, снимает картину и уходит, не закрыв дверь...
- Вместе душат, - поправил Святослав. - Агуреева не справилась бы с Изабеллой.
- Пусть вместе. Затем Агуреева или ее сожитель с отмычкой (второе вероятнее) направляются в вашу квартиру часов в 11-12, открывают дверь и подбрасывают картину.
- Так и было, я уверен!
- Да? - исподлобья взглянул Ирбисов. - А я нет. То есть я почти уверен насчет картины, но не думаю, что убийца Агуреева.
- Не понимаю...
- Что ж тут не понимать? Для той картины, которую мы нарисовали, Агуреева должна быть крайне рисковой и необычайно проницательной особой, почти ясновидящей. А если бы вы не зашли к старухе в тот вечер?
- Она все равно бы подбросила картину и сказала, что это я!
- О Господи, вы как ребенок. Она сказала, а у вас стопроцентное алиби - и что тогда? Тогда главная подозреваемая - она! Откуда ей было знать, что вы точно заявитесь к Петровской? Кстати, во время последнего разговора с вами старушка упоминала, что ждет кого-то, кроме вас, что ее планы изменились?
- Нет.
- Тогда откуда Агуреева могла знать, идя на убийство, что ей так ловко удастся вас подставить? Она могла узнать, что вы вот-вот появитесь, только войдя в квартиру! Стало быть, она шла на огромный риск, а такой риск должен иметь основания. Если бы она знала о продаже квартиры, еще куда ни шло, но при прежнем раскладе ей было выгодно подождать естественного развития событий. Ведь она считала себя единственной наследницей - зачем брать грех на душу? Куда спешить?
- А может, у нее тоже кредит!
- Возможно. Но не факт.
- И картину псевдоКоровина она давно предлагала продать!
- Зачем?
- Ну, чтобы Изабелла пожила получше... у нее ведь пенсия маленькая была... а часть денег ей бы отдала.
- Это ничего не доказывает. Повторяю: она не могла знать, что вы подвернетесь под руку без алиби, а без такой возможности убийство старухи - неоправданный риск. Потому что ее неминуемо должны были бы заподозрить первую. А поскольку круг подозреваемых узок...
- Ну, не знаю... А если не она убила - зачем ей картину подбрасывать?
- Завещание. Полагаю, узнав о нем, несчастная женщина испытала шок. Половину наследства какому-то хиппарю!